629860, Ямало-Ненецкий автономный округ, Пуровский район, п.Уренгой, 4 микрорайон дом 39 А. тел.(факс) 34934 9-31
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского: Русский язык, 5-9 классы, «Экзамен», Москва, 2012. А также на основе учебного плана школы на 2014-2015 учебный год. Программа рассчитана на 175 часов (5 часов в неделю),из них на развитие речи 26ч (10+16), контрольные работы- 9ч. (4+5). Программа адресована учащимся 7в класса.
формирование у учащихся на базе усвоения ими системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую формацию;
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
1. Русский язык.7 класс:учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцева и др.; науч.ред. Н.М. Шанский..-М.: Просвещение,,2014г.
2.Рабочая тетрадь по русскому языку:7 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 7 класс» / Л.А. Тростенцева, А.Д. Дейкина, С.И. Невская.- М.: Издательство «Экзамен»,2014.
1. Русский язык.7 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцева и др.; науч.ред. Н.М. Шанский..-М.: Просвещение,,2014г.
2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 6-е изд.- М.:
Просвещение, 20112.
- диктант (контрольный, объяснительный, словарный, творческий, свободный, предупредительный, схематический, графический);
- тренировочные упражнения.
- текущий контроль (письменные тесты, словарные диктанты, тестирующий комплекс1С: Репетитор.);
- рубежный контроль (контрольные работы по основным компетенциям, контрольные диктанты, комплексный анализ текста, творческие работы)
2. Итоговый контроль (итоговая контрольная работа).
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом школы и проводится в форме текущего, рубежного и итогового контроля.
№ | Тема раздела, Урока | Кол-во Часов | Дата Урока | ЗУН | ОУУН | Использ. педаг. технологии |
1 | Русский язык как развивающееся явление | 1 | | Знать: общие сведения о языке. Уметь: понимать соц. сущность языка | совершенствовать аналитические умения и навыки | РКМЧП ИКТ |
2-4 | Синтаксис и пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор | 3 | | Знать: понятие предложение, его признаки. Уметь: выполнить синт. разбор | обобщение | ИКТ |
5 | Лексика и фразеология | 1 | | Повторить понятия-лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы; закрепить знания, умения и навыки в постановке знаков препинания в сложном пр-нии, в пр-нии с прямой речью, в обозначении орфограмм | Уметь применять знания в практике речевого общения Уметь производить отбор речевого материала, составлять план творческой работы | ИКТ |
6-7 | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | 2 | | Повторить трудные вопросы темы, порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безуд.гласными, проверяемыми согласными, правописанием Ъ и Ь | Уметь анализировать материал в пределах нескольких учебных тем. Самостоятельно определять учебные задачи; умение планировать учебные действия совершенствовать умение выделять главное; пользоваться планом для систематизации знаний по теме | Личностно-ориентиров ИКТ |
8-9 | Словообразование и орфография | 2 | | Восстановить и закрепить навыки словообразовательного разбора, повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях | Навыки анализа нового материала, составление блок- схем | ИКТ |
10 | Морфология и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор | 1 | | Повторить основные сведения по морфологии, разграничить части речи по их морфологическим признакам, повторить правописание безуд.гласных в окончаниях изменяемых частей речи | Умение обобщать и систематизировать | Личностно-ориентиров ИКТ |
11 | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | 1 | | Подготовка к контрольному диктанту с грамматическим заданием | | Личностно-ориентиров ИКТ |
12 | Входн.контр. Контрольная работа по теме «Повторение» | 1 | | Знать: изучение правила орфографии и пунктуации. Уметь: соблюдать их на письме | самоорганизация | Личностно-ориентиров ИКТ |
13-14 | Р.р. 1 -2 Текст. языка Стили литературного | 2 | | Знать: функц. стили. Уметь: характеризовать стиль текста | Чтение Анализ сопоставление | Пробл.-диалоговое |
15-16 | Анализ контрольной работы. Повторение изученного в 5-6 классах о глаголе. | 2 | | Знать: изучение правила орфографии и пунктуации. Уметь: соблюдать их на письме | Самоорганизация | Личностно-ориентиров ИКТ |
17-18 | Причастие как особая форма глагола | 2 | | Знать формальные признаки причастия, семантику. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки Знать морфологические признаки глагола, присущие причастиям. Уметь находить причастие в тексте | Навыки анализа нового материала, составление блок- схем | Аналитическая работа, элементы модульной технологии |
19-20 | Склонение причастий | 2 | | Знать условия выбора окончаний в причастии, сопоставив с условиями выбора окончаний прилаг. | Уметь анализировать материал в пределах нескольких учебных тем.; пользоваться планом для систематизации знаний по теме | Частично поисковый |
21-22 | Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми | 2 | | Дать понятие о причастном обороте, его месте по отношению к определяемому слову, правилах его выделения запятыми ;выработать умение видеть определяе6мое слово, причастие и все зависимые от него слова | Совершенствовать умение выделять главное; пользоваться планом для систематизации знаний по теме; осуществлять сравнение на основе карт, схем, таблиц; учиться делать выводы по теме; систематически работать со словарями. | ИКТ элементы модульной технологии |
23-24 | Р.р. 3-4 Сочинение на тему «Люби и охраняй природу» | 2 | | Формирование умения собирать материал, систематизировать его, составлять план, отбирать определенные языковые средства, соответствующие публицистическому стилю; | Совершенствовать умение выделять главное; пользоваться планом для систематизации знаний по теме; осуществлять сравнение на основе карт, схем, таблиц; учиться делать выводы по теме; систематически работать со словарями. | Диффер.подход |
25 | Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми. Строение предложений с причастными оборотами | 1 | | Знать формальные признаки причастия, семантику. Уметь опознавать причастия с опорой на формальные признаки Знать морфологические признаки глагола, присущие причастиям , уметь конструировать предложения с причастными оборотами | Самостоятельно определять учебные задачи; умение планировать учебные действия совершенствовать умение выделять главное | Личностно-ориентиров ИКТ элементы модульной технологии |
26 | Р.р.5 Описание внешности человека | 1 | | Показать особенности худ. и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях. | Уметь применять знания в практике речевого общения Уметь производить отбор речевого материала, составлять план творческой работы Умение применять полученные знания | сочинение |
27-28 | Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия | 2 | | Познакомить со значением дейст. и страдат. Причастий, формировать умение различать дейст. и страдат. причастия. | Совершенствовать умение выделять главное; пользоваться планом для систематизации знаний по теме; осуществлять сравнение на основе карт, схем, таблиц; учиться делать выводы по теме; систематически работать со словарями. | ИКТ элементы модульной технологии |
29-30 | Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | 2 | | Познакомить уч-ся со способами образования действительных причастий настоящего времени, с условиями выбора гласной в суффиксе этих причастий | Самостоятельно определять учебные задачи; умение планировать учебные действия совершенствовать умение выделять главное | Личностно-ориентиров ИКТ элементы модульной технологии |
31-32 | Действительные причастия прошедшего времени | 1 | | Познакомить уч-ся с образованием действительных причастий прошедшего времени, с правописанием гласной перед суффиксом действительного причастия прошедшего времени | Навыки анализа нового материала, составление блок- схем | ИКТ элементы модульной технологии |
33 | Действительные причастия настоящего и прошедшего времени | 1 | | Урок-практикум по различению действительных причастий настоящего и прошедшего времени, по закреплению умения писать гласную в суффиксе действительного причастия настоящего времени и гласную перед суффиксом в причастиях прошедшего времени | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Личностно-ориентиров ИКТ |
34-36 | Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | 3 | | Познакомить уч-ся с образованием страдательных причастий настоящего времени и с условиями выбора гласной в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | Уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания | ИКТ элементы модульной технологии |
37-40 | Страдательные причастия прошедшего времени | 3 | | Познакомить с образованием страдательных причастий прошедшего времени, с правописанием суффиксов-ЕНН-, -НН- | Уметь применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания | Личностно-ориентиров ИКТ |
41 | Краткие страдательные причастия | 1 | | Познакомить с новой формой причастий, с их синтаксической ролью, формировать умение находить краткие причастия в тексте | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | ИКТ |
42-43 | Р.р. 6-7 Свободный диктант | 2 | | Знание типов речи, умение определять тип речи текста. | Речеведческие навыки | Система творческих заданий |
44 | Морфологический разбор причастия | 1 | | Систематизировать знания о грамматических признаках причастия, познакомить с порядком морфологического разбора причастий, выработать умение делать морфологический разбор причастий | Самостоятельно определять учебные задачи; умение планировать учебные действия совершенствовать умение выделять главное | Личностно-ориентиров ИКТ |
45-46 | Контрольный тест. Анализ контрольного теста | 2 | | Контроль знаний | самопроверка | Тест |
47-50 | Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями | 4 | | Знакомство с правилом правописания НЕ с причастиями, формирование навыка обозначения этой орфограммы и условий ее выбора | Находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | Технологии критичес мышления ИКТ элементы модульной технологии |
51-54 | Н-НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов | 4 | | Познакомить со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причастиях и Н в прилагательных, образованных от глаголов | Самостоятельно определять учебные задачи; умение планировать учебные действия совершенствовать умение выделять главное | ИКТ |
55-56 | Гласные перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов | 2 | | Познакомить с правилом правописания гласных перед Н и НН в страдательных причастиях и прилагательных, формировать навык выбора необходимой орфограммы | Совершенствовать умение выделять главное; пользоваться планом для систематизации знаний по теме; осуществлять сравнение на основе карт, схем, таблиц; учиться делать выводы по теме; систематически работать со словарями. | ИКТ |
57 | Р.р 8 Выборочное изложение | 1 | | Показать приемы систематизации материала, редактирования текста | Навыки работы с текстом, его анализ | Изложение |
58 | Буквы Е-Е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | | Познакомить с условиями выбора орфограммы после шипящей в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени, работать над формированием навыка правописания гласных Е, Е после шипящих в причастиях | Совершенствовать умение выделять главное; пользоваться планом для систематизации знаний по теме; осуществлять сравнение на основе карт, схем, таблиц; учиться делать выводы по теме; систематически работать со словарями. | Личностно-ориентиров ИКТ |
59-60 | Обобщающе-повторительные уроки по теме «Причастие» | 2 | | Активизировать самостоятельную деятельность уч-ся по обобщению сведений о предложении, сравнить интонации простого пр-ния, ничем не осложненного и осложненного причастным оборотом, совершенствовать умение находить и выделять знаками препинания причастные обороты | Умение обобщать и систематизировать | ИКТ элементы модульной технологии |
61-62 | Контрольный диктант. Анализ диктанта | 2 | | Контроль знаний | Самоорганизация и самопроверка | Диктант |
63 | Понятие о деепричастии | 1 | | Знать понятие о деепричастии как самостоятельной части речи, нормы употребления деепричастий в речи | Уметь предупреждать ошибки при употреблении деепричастий в речи, использовать справочную и учебную литературу | Частично поисковый |
64-65 | Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами | 2 | | Уметь находить деепричастия и деепричастные обороты, определять их границы | Уметь применять нужное пунктуационное правило | Частично поисковый, элементы модульной технологии |
66-67 | Раздельное написание НЕ с деепричастиями | 2 | | Знать правило о правописании НЕ с деепричастиями, уметь сопоставлять правописание НЕ с деепричастиями, причастиями и глаголами | Умение применять полученный орфографический навык | Технологии критичес мышления ИКТ |
68 | Деепричастия несовершенного вида | 1 | | Знакомство со способами образования деепричастий несовершенного вида; формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид | Осваивать новые виды поисковых задач. По данному образцу составлять собственные задания. Определять структуру звучащего текста. Анализировать материал в пределах нескольких учебных тем. Составление таблиц, опорных схем по граммат.материалу | ИКТ |
69 | Деепричастия совершенного вида | 1 | | Знакомство со способами образования деепричастий совершенного вида, формирование умения образовывать деепричастия от глаголов, сохраняя вид | Составление таблиц, опорных схем по граммат.материалу | Технологии критичес мышления ИКТ |
70 | Морфологический разбор деепричастий | 1 | | Знать порядок морфологического разбора деепричастия Уметь производить разбор СС с деепричастием в качестве зависимого слова, предложения с обстоятельством, выраженным деепричастием | Находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | Технологии критичес мышления ИКТ |
71 | Рубеж. контр. Контрольная работа | 1 | | Контроль и проверка орфографических и пунктуационных умений и навыков | Умение обобщать, систематизировать и применять полученные знания | Индивидуаль ная |
72-73 | Р.р. 9-10 Сочинение с описанием действия | 2 | | Показать роль деепричастий в сочинении с описанием действия | Уметь применять знания в практике речевого общения Уметь производить отбор речевого материала, составлять план творческой работы Умение применять полученные знания | Сочинении е |
74 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | Владеть навыками самоконтроля, самоанализа | Поисковый метод |
75 | Наречие как часть речи | 1 | | Знать признаки наречия, его грамматическое значение, группы по значению | Умение классифицировать части речи | Поиск решения, открытие нового знания |
76 | Употребление наречий в речи | 1 | | Определить роль наречий в тексте как средство более точного и образного выражения мысли, как средства связи пр-ний, роль наречий в односоставных безличных пр-ниях | Умение обобщать и систематизировать | ИКТ |
77-78 | Смысловые группы наречий | 2 | | Систематизация знаний уч-ся о значении наречий, знакомство со смысловыми группами наречий; формирование умения определять принадлежность наречия к той или иной смысловой группе | Умение обобщать и систематизировать | Личностно-ориентиров ИКТ элементы модульной технологии |
79-80 | Степени сравнения наречий | 2 | | Ознакомление с образованием сравнительной и превосходной степени наречий, с синтаксической ролью наречий в сравнит.степени; формирование умения различать сравнит.степень прилагательного и наречия, образовывать степени сравнения наречий | Пользоваться сформированным приемом выделения главного. Все виды разборов. Составление таблиц. Описание действий и внутреннего | ИКТ элементы модульной технологии |
81 | Морфологический разбор наречий | 1 | | Знать морфологические признаки наречия, уметь выделять постоянные и непостоянные признаки, производить разбор по схеме | Умение применять полученные знания, умение определять часть речи по морфологическим признакам | Частично поисковый |
82 | Тест | 1 | | Контроль знаний | Самопроверка и самоорганизация | тест |
83-84 | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и –Е | 2 | | Знать правило о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями, правило о выборе написания НЕ и НИ в отрицательных наречиях | Сравнить правило о написании отрицательных прилагательных, приводить примеры, подбирать аргументы | Обобщение изученного, аналитический |
85-86 | Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий | 2 | | Знать правило о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями, правило о выборе написания НЕ и НИ в отрицательных наречиях | Сравнить правило о написании отрицательных прилагательных, приводить примеры, подбирать аргументы Уметь отражать в письменной речи результаты своей деятельности | Объяснительно- иллюстративная Частично поисковый метод |
87-88 | Одна и две буквы Н в наречиях на –О, -Е | 2 | | Знать правило о правописании прилагательных и наречий с Н И НН в суффиксе | Уметь применять изученное правило Подбор языковых средств для творческой работы | Частично поисковый, творческий элементы модульной технологии |
89 | Р.р.11 Сжатое изложение | 1 | | Уметь выделять главное в просчитанном тексте, отбирать материал для изложения | Умение отбирать речевой материал, составлять рабочий план | Система творческих заданий |
90 | Буквы О и Е после шипящих на конце наречий | 1 | | Знать условия выбора написания гласных О-Е после шипящих в наречиях | Комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них | Частично поисковый |
91 | Буквы О и А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С- | 1 | | Знать, что выбор суффикса наречия связан со способом образования наречия и определенной приставкой | Уметь производить морфемный разбор, отличать данную орфограмму в зависимости от мета ее нахождения в слове | Личностно-ориентиров ИКТ |
92-93 | Р.р. 12-13 Изложение текста публицистического стиля | 2 | | Контроль знаний | Развитие письменной речи | Изложение |
94-96 | Дефис между частями слова в наречиях | 3 | | Знать правило постановки дефиса в наречиях и прилагательных, уметь отличать наречия от омонимичных прилагательных Знакомство с неморфологическим способом образования наречий | Умение определять обстоятельство по вопросу, навык синт разбора предложения | Элементы модульной технологии Индивидуальная и групповая работа |
97-99 | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от сущ. И колич. Числительных | 3 | | Знать правило о слитном и раздельном написании НЕ с наречиями, правило о выборе написания НЕ и НИ в отрицательных наречиях | Сравнить правило о написании отрицательных прилагательных, приводить примеры, подбирать аргументы | Обобщение изученного, аналитический |
100 | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | | Знакомство с правилом употребления Ь на конце наречий | Пользоваться сформированным приемом выделения главного. Все виды разборов. Составление таблиц. Описание действий и внутреннего | Личностно-ориентиров ИКТ |
101 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие» | 1 | | Обобщение и расширение сведений о наречии как часть речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; наблюдения за употреблением наречий в текстах различного стиля, составление своих текстов с наречиями | Умение обобщать и систематизировать | Личностно-ориентиров ИКТ |
102 | Контрольная работа по теме «Наречие» | 1 | | Контроль знаний | Самопроверка | Контрольная работа |
103-104 | Категория состояния как часть речи | 2 | | Знать особенность слов категории состояния. Уметь различать наречия и слова категории состояния | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Личностно-ориентиров ИКТ |
105 | Морфологический разбор категории состояния | 1 | | Знать особенность слов категории состояния. Уметь различать наречия и слова категории состояния | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Личностно-ориентиров ИКТ |
106 | Р.Р.14 Сжатое изложение с описанием состояния природы (К. Паустовский « Обыкновенная земля») | 1 | | Контроль знаний | Развитие письменной речи Уметь применять знания в практике речевого общения Уметь производить отбор речевого материала, составлять план творческой работы Умение применять полученные знания | изложение |
107 | Контрольный диктант по теме «Категория состояния» | 1 | | Контроль знаний | самопроверка | диктант |
108 | Р.Р. 15 Сочинение на лингвистическую тему | 1 | | Контроль знаний | Развитие письменной речи | сочинение |
109 | Служебные части речи. Предлог как часть речи | 1 | | Знать отличие самостоятельных и служебных частей речи уметь узнавать служебные части речи, определять их значение | Навыки анализа нового материала, составление блок- схем | Личностно-ориентиров ИКТ |
110 | Употребление предлогов | 1 | | Знать морфологические признаки предлога, порядок разбора этой части речи Умение использовать предлоги в письменной и устной речи Систематизация и обобщение изученного Наблюдение, отбор языкового материала | Уметь применять полученный орфографический навык | ИКТ |
111-113 | Непроизводные и производные предлоги | 3 | | Знать разряды предлогов по значению, владеть терминологией | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Личностно-ориентиров ИКТ |
114 | Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлогов | 1 | | Знакомство с понятиями «простые и составные» предлоги, с порядком морфологического разбора предлога; формирование умения делать морфологический разбор предлогов | Составление таблиц, опорных схем по граммат.материалу. Осваивать новые виды поисковых задач по данному образцу, составлять собственные. | ИКТ |
115-116 | Р.р. 16 Сочинение «На берегу моря» | 2 | | Выработка умения писать сочинение-повествование с описанием по собственным впечатлениям | Самопроверка | сочинение |
117-118 | Слитное и раздельное написание производных предлогов | 2 | | Знакомство с правилом слитного и раздельного написания производных предлогов; формирование умения отличать их от частей речи, из которых они образованы | Находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | Технологии критичес мышления ИКТ |
119-120 | Обощающе-повторительный урок по теме «Предлог». Тест | 1 | | Обощить знания о предлогн, совершенствовать умение писать предлоги с сущ., числительными, местоимениями, закрепить умение писать производные предлоги | Умение обобщать и систематизировать | ИКТ |
121 | Союз как часть речи. Простые и составные союзы. | 1 | | Знать признаки союза как части речи, его роли в предложении Уметь отличать союзы от других частей речи | Уметь конструировать ССП и СПП, составлять предложения по заданным схемам | Личностно-ориентиров ИКТ |
122 | Союзы сочинительные и подчинительные | 2 | | Знакомство с группами союзов и их ролью в речи, с группами подчинительных и их значением; формирование умения разграничивать сочинительные и подчинительные союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные пр-ния | Навыки анализа нового материала, составление блок- схем | Технологии критичес мышления ИКТ |
123 | Морфологический разбор союза | 1 | | Систематизация знаний о союзе как части речи, знакомство с порядком морфологического разбора союза, формирование умения делать морфологический разбор союза | Находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | Технологии критичес мышления ИКТ |
124-125 | Р.р. 17 сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 2 | | Знать особенности текста- рассуждения Систематизация и обобщение изученного Наблюдение, отбор языкового материала | Уметь производить отбор речевого материала, составлять план творческой работы | Система творческих заданий |
126-127 | Слитное написание союзов | 2 | | Знать о правописании союзов « тоже, также, чтобы, зато». Уметь правильно писать и применять союзы в речи | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | ИКТ |
128 | Контрольная работа по теме «Союз» | 1 | | Систематизация и обобщение изученного | Самопроверкка | Контрольная работа |
129 | Анализ контрольного диктанта. Частица как часть речи | 1 | | Умение выявлять слова с орфограммами, знание пунктуационных правил | Умение находить и классифицировать ошибки | Личностно-ориентиров ИКТ |
130-131 | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 2 | | Знать особенности частицы как служебной части речи, разряды частиц | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | |
132-133 | Отрицательные частицы | 2 | | Повторить известные уч-ся случаи употребления отрицательной частицы НЕ , познакомить с отрицательным и положительным смыслом пр-ний с частицей НЕ, совершенствовать навык раздельного написания НЕ с различными частями речи | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | ИКТ |
134 | Различение на письме частиц НЕ и НИ | 1 | | Знать понятие о двойственном отрицании, понимать значение частицы НИ в устойчивых сочетаниях Уметь определять смысл положительных и отрицательных предложений с частицей НЕ. | Умение применять полученные знания | Личностно-ориентиров ИКТ |
135 | Р.р.18-19 изложение с элементами сочинения | 2 | | Контроль знаний | Развитие письменной речи | сочинение |
136-137 | Модальные частицы | 2 | | Знакомство с новым понятием «модальные частицы» , с многообразием их значений; формирование умения выделять модальные частицы среди других частей речи | Уметь применять знания в практике речевого общения Умение применять полученные знания | ИКТ |
138 | Раздельное и дефисное написание частиц | 1 | | Знать орфографию частиц. Знать о дефисном написании частиц –ТО, -КА | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Технологии критичес мышления ИКТ |
139 | Морфологический разбор частицы | 1 | | Знать порядок морфологического разбора частиц | Умение применять полученные знания | ИКТ |
140-141 | Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ- | 2 | | Обобщение и закрепление правил правописания НЕ с различными частями речи; формирование умения систематизировать изученные правила | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | Личностно-ориентиров ИКТ |
142-143 | РР 20-21 Сочинение-рассказ по данному сюжету и его анализ | 2 | | Повторение основных требований к сочинению-рассказу | Уметь применять знания в практике речевого общения Уметь производить отбор речевого материала, составлять план творческой работы Умение применять полученные знания | сочинение |
144 | Различение на письме частицы НИ, союза НИ-НИ и приставки НИ- | 1 | | Сопоставление частицы НИ, союза НИ-НИ и приставки НИ-; формирование умения различать их и выбирать правильное написание | Находить адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов | Технологии критичес мышления ИКТ |
145 | Обощающе-повторительный урок по теме «частицы» | 1 | | Повторение знаний и умений , связанных с изучением частиц | Умение обобщать и систематизировать | ИКТ |
146 | Контрольный диктант по теме «Частицы» | 1 | | Знать орфографические и пунктуационные правила | самопроверка | диктант |
147 | Анализ диктанта. | 1 | | Знать основные типы ошибок, уметь их анализировать | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность. | |
148 | Междометие Дефис в междометиях. Знаки препинания в междометиях. Тест | 1 | | Знать информацию о междометии как части речи | Уметь выполнять проблемные задания по теме, самостоятельно организуя собственную деятельность.. | Личностно-ориентиров ИКТ |
149 | Русский язык и разделы науки о нем. Текст. Стили речи. | 1 | | Знать основные разделы русского языка, основные стили речи, знать их опознавательные признаки. | Уметь анализировать материал в пределах нескольких учебных тем. Владеть навыками аналитического подхода к текстам, воспринимаемым на слух | Технологии критичес мышления ИКТ |
150-151 | Р.р. 22-23 Контрольное сочинение | 2 | | Контроль знаний | самоорганизация Навыки работы с текстом, его анализ | сочинение |
152-153 | Фонетика и графика | 2 | | Повторить и закрепить знания по теме | Умение обобщать и систематизировать | ИКТ |
154 | Лексика и фразеология | 1 | | Повторить и закрепить знания по теме | Умение обобщать и систематизировать | Технологии критичес мышления ИКТ |
155-156 | Словообразование | 2 | | Восстановить и закрепить навыки словообразовательного разбора, | Уметь анализировать материал в пределах нескольких учебных тем. | Технологии критичес мышления ИКТ |
157-158 | Итоговый контр. Контрольная работа. Анализ контрольного диктанта | 2 | | Контроль знаний | самопроверка | диктант |
159-163 | Морфология | 5 | | Повторить и закрепить знания по теме | Умение обобщать и систематизировать | |
164-166 | Орфография | 3 | | Повторить и закрепить знания по теме | Умение обобщать и систематизировать | ИКТ |
167-169 | Синтаксис и пунктуация | 3 | | Повторить и закрепить знания по теме | Умение обобщать и систематизировать | ИКТ |
170-175 | Резервные уроки | 5 | | | | |
I. Учащиеся должны знать определения основных изучаемых в 7 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 7 классе частей речи, синтаксический разбор простых и сложных предложений;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
Правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 7 классе.
Уметь грамотно и четко отвечать на вопросы по пройденному материалу; выступать по заданной теме.
Уметь выразительно читать письменный (прозаический и поэтический) текст.
Подготовка учащихся к ГИА предполагается на каждом уроке. На уроке изучения нового материала с целью повышения мотивации учащихся обращается внимание на значимость данной темы, на изучение особо важных тем отведено большее количество учебного времени. На уроках повторения и обобщения изученного материал по повторению и подготовке к ГИА достаточно равномерно распределён по урокам в течение года и привязан к тем темам, которые изучаются по программе 7 класса. На уроках развития речи отрабатываются речеведческие умения и навыки, необходимые для успешного выполнения экзаменационных творческих работ. В итоговом повторении в конце года предусмотрены специальные уроки культуры речи.
- анализ учебно-научных текстов учебника («диалог с текстом», поиск и подбор аргументов);
-творческие задания, связанные с формированием умений и навыков построения мини- и макси-текстов, соответствующие возрастным особенностям школьников.
1. Русский язык.7 класс:учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцева и др.; науч.ред. Н.М. Шанский.-М.: Просвещение,2014г.
2.Рабочая тетрадь по русскому языку:7 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 7 класс» / Л.А. Тростенцева, А.Д. Дейкина, С.И. Невская-М.: Издательство «Экзамен»,2014.
3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова.-М.: ВАКО,2013г.
4.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.- М.: ТЦ Сфера,2013
1. Русский язык.7 класс:учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцева и др.; науч.ред. Н.М. Шанский.-31-е изд.-М.: Просвещение,209.-254 с.,2014г.
2.Рабочая тетрадь по русскому языку:7 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 6 класс» / Л.А. Тростенцева, А.Д. Дейкина, С.И. Невская.- 5-е изд.дополненное.-М.: Издательство «Экзамен»,2014.
3.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова.-М.: ВАКО,2014
4.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.-М.: ТЦ Сфера,2012
5. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 6-е изд.- М.:Просвещение, 2013.
6. Граник.Г.Г. Дидактические карточки-задания по русскому языку. 5-9- кл./М.: АСТ: Астрель, 2013г.
7. Обучение русскому языку в 7 классе: Метод. рекомендации к учеб. для 7кл. общеобразоват. учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова.- 6-е изд.- М.: Просвещение, 2014.
8. Библиотека «Первое сентября»
9. Журналы «Русский язык в школе» и «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»)
10. Русский язык. Уроки развития устной и письменной речи с применением информационных технологий. 5-7 классы. Методическое пособие с электронным приложением / Авт.-сост. Н.Ф. Ромашина.-М.: Планета, 2013
-электронное приложение «Уроки развития устной и письменной речи» 5-7 кл.
1. Новые государственные стандарты школьного образования. АСТ. Астрель, М., 2004.
2. Примерные программы основного общего образования. М., Просвещение, 2009.
3.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014-2015 учебный год.
4. Русский язык.7 класс:учеб. Для общеобразоват. учреждений/ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцева и др.; науч.ред. Н.М. Шанский.-М.: Просвещение.,2014г.
5.Рабочая тетрадь по русскому языку:7 класс: к учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой «Русский язык. 7 класс» / Л.А. Тростенцева, А.Д. Дейкина, С.И. Невская.-М.: Издательство «Экзамен»,2014.
6.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост. Н.В. Егорова.-М.: ВАКО,2014
7.Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 7 класс.-М.: ТЦ Сфера,2012
При составлении рабочей программы учтены результаты мониторинга ЗУН по развитию речи учащихся за 2013-2014 уч год, который показал наличие следующих проблем:
1. проблема переработки и использования текстовой информации: неумение выделить главное в тексте и представить информацию в сжатом виде; логические ошибки при делении текста на абзацы; затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему;
2. недостаточный словарный запас, неумение формулировать проблему, поставленную автором; неумение анализировать художественные формы произведения, способы выражения авторской позиции.
Думается, что возможно только комплексное решение данных задач: на каждом уроке в определенной системе будет проводиться: словарно-орфографическая работа; закрепление и углубление лингвистических знаний учащегося; формирование орфографических и пунктуационных навыков (планомерное повторение изученных орфограмм и пунктограмм); выполнение упражнений по развитию связной речи детей, отражающих хотя бы один из аспектов этой работы.
Принимая во внимание характер речеведческих проблем учащихся, на уроках по грамматике и развитию речи будут использоваться IV типа упражнений: I — упражнения на готовом языковом материале (уч-ся записывают его без изменений); II — упражнения, связанные с изменением языкового материала; III — изложения с грамматико-орфографическими (пунктуационными или стилистическими) заданиями; IV — сочинения с грамматико-орфографическими (пунктуационными или стилистическими) заданиями. И только к концу года будут введены деформированные тексты.
Логика построения собственно уроков развития речи такова: от простого к сложному, т.е. от текстов повествовательного характера к текстам- описаниям и рассуждениям. Данная система обучения создавалась и совершенствовалась в течение многих лет в школах, апробировалась на занятиях многочисленных учительских курсов, семинарах, на занятиях многих курсов ФПК методистов (в частности, Н.А. Плёнкина) педагогических вузов страны.
Для формирования навыков письменной речи большое значение имеют такие виды работы, как многоаспектный анализ текстов-образцов и уроки совершенствования написанного (редактирования), также предусмотренные программой.
Результаты работы будут отслеживаться в течение года как на уроках по грамматике, так и на уроках развития речи.