kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "А.П. Чехов «Хамелеон»"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я, Демеуова Балкурен,учитель высшей категорий, работаю в школе более 20 лет. Стараюсь проводить уроки с творческими заданиями. Главное в моей работе - воспитание творческой личности ученика,привитие интереса к русскому языку, литературе, культуре русского народа. При объяснении нового материяла я привлекаю разнообразный дополнительный материал из художественной литературы и современной публицистики. Провожу уроки с помощью инновационной технологии: развитие критического мышления, групповая работа и т.д.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "А.П. Чехов «Хамелеон»"»

Краткосрочное планирование по русской литературе 9 класс

04.03.2016

Наименование урока

А.П. Чехов «Хамелеон»

Общие цели

дать понятие “хамелеонства”; продолжить обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики; проанализировать средства создания комического.

Ожидаемые результаты

- умеют выборочно работать с текстом


Ключевые идеи

Навыки устной и письменной речи через групповую работу; усвоение теории через новые формы работы; умение проводить анализ и синтез по данной теме; создание благоприятной атмосферы в классе через групповую работу.

Источники

Статья в учебнике.

Материалы и оборудование

компьютер, проектор, экран, флипчарты, маркеры, магниты, доска


Ход занятия

Этапы проведения урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Оргмомент. Приветствие

3 мин

Учитель с доброжелательным настроем приветствует учащихся

Учащиеся настраиваются на урок

Этап актуализация опорных знаний

10мин

Толстые вопросы 1.Каков тон диалога княгини и губернатора? Прочитайте небольшой отрывок на выбор и проанализируйте его.

2. За что муж Трубецкой сослан в Сибирь? Что вам известно о восстании на Сенатской площади г. Санкт-Петербурга 14 декабря 1825 г.?

Ребята отвечают на вопросы.






Взаимооценивание

Этап изучения нового материала



5 мин

- Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, которого вы хорошо знаете и наверно, любите - Антоном Павловичем Чеховым. - А.П. Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились раньше? Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова и проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. – Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество. Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык.

– А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа?

– Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? – Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ?


Ребята отвечают на вопросы

- Раньше мы читали рассказА.П. Чехова «Каштанка».






















Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче

Самооценивание

Этап первичного закрепления знаний

6 мин

– Назовите действующих лиц рассказа.

С кем мы знакомимся вначале? 

– Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза?


– Почему на площади никого нет, даже нищих? – Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде?

– Что является завязкой рассказа? – Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать.

– А кто же “пострадавший”? Зачитать.

– Что вам кажется смешным в описании Хрюкина?

– Как ведет себя в этой ситуации Очумелов?


– Охарактеризуйте его речь. – Как дальше разворачиваются действия?

– Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит?

– Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя?

– Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит?



– А для чего в своей речи он использует угрозы и брань?


– Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица?

– Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? – Зачитайте рассуждения Очумелова.


– С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение?

– А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель – Когда он снова надевает шинель?




– Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение?



– Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и.

– Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки



– Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака?


– Как он уже относится к укусу собаки?

– Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? – А от чего зависит ее участь

– То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-?

– А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? – О чем это говорит?


– Как ведет себя толпа? – Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово?


– В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”?


– Какова же идея рассказа?




– Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”?


– А есть ли “хамелеонство в наши дни?

Ребята отвечают на вопросы

Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности

Боятся новых поборов; все замерли в ожидании

Крики Хрюкина



Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.



Речь внушительна и начальственна

Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки.

От начальственно-повелительной до рабски-трусливой Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным

Для острастки; это его истинное лицо





Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин



Чтобы не уронить своего достоинства

Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала

Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”



От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя

“Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой

Укус вызывает восхищение.

Ее участь от этого не зависит

От того, кем окажется ее хозяин

Ни разу

В речи Хрюкина два раза О соблюдении законности здесь не может быть и речи. Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним



И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу.

Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения

Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств.

Взаимооценивание

Разминка

3 мин

Поверните голову направо, потом налево; наклонитесь вперед-назад; направо - налево; вперед - назад. Закройте глаза и подумайте о чем-нибудь приятном. Откройте глаза, посмотрите друг на друга и улыбнитесь друг другу


Этап подведения итогов урока.































































Рефлексия

10 мин

– Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах.

Работа по группам

I группа

Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их.






II группа

Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе?















III группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали.











IV группа

Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина и хрюкина, учитывая особенности их поведения, речи и художественные детали.







V группа

Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции?

– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.




– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе?



Чтение рассказа по ролям

Предлагаю продолжить мои высказывания. Сегодня я научился… Из урока мне запомнилось… Сегодня я неожиданно понял… Я затрудняюсь… В уроке мне хочется отметить… Мне понравилось, как сегодня работали…

Защита постеров

– Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому.

Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения.

Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина.

II группа

– Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа.

Ассоциативные ряды:

Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый…
Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий…
Хрюкин – свинья, некультурный, глупый…

Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику.

III группа

– Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект.

IV группа – Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный.

– Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”.

V группа

– Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.



Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления

Приемы создания комического в рассказе:

1) Художественные детали (пример).
2) “Говорящие” фамилии (пример).
3) Речевая характеристика персонажей.
4) Особенности композиции.

Оценивание

4 мин

Формативное оценивание

                 

Домашнее задание

3 мин

Сам. чтение и пересказ

......




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "А.П. Чехов «Хамелеон»"

Автор: Демеуова Балкурен Джинисбаевна

Дата: 06.04.2016

Номер свидетельства: 315613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Конспект урока литературы по теме А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА "
    ["seo_title"] => string(156) "konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-a-p-chiekhov-rasskaz-khamielieon-zhivaia-kartina-nravov-smysl-nazvaniia-rasskaza-osmieianiie-trusosti-i-ugodnichiestva"
    ["file_id"] => string(6) "122216"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414168037"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект  интегрированного  урока  литература-английский язык  А.П.Чехов "Хамелеон" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-anghliiskii-iazyk-a-p-chiekhov-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "208634"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430851275"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ "
    ["seo_title"] => string(55) "a-p-chiekhov-rasskaz-khamielieon-zhivaia-kartina-nravov"
    ["file_id"] => string(6) "124041"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414612977"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Конспект урока: А.П.Чехов "Хамелеон" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-a-p-chiekhov-khamielieon"
    ["file_id"] => string(6) "172212"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423767541"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Конспект урока по теме "Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Смысл названия и композиция рассказа.""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_tiemie_anton_pavlovich_chiekhov_khamielieon_smysl_nazvaniia_i"
    ["file_id"] => string(6) "375459"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1483559519"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства