Этап изучения нового материала | 5 мин | - Сегодня на уроке литературы у нас состоится встреча с писателем, которого вы хорошо знаете и наверно, любите - Антоном Павловичем Чеховым. - А.П. Чехов. Мы опять встречаемся с эти писателем. Может быть вы вспомните, с какими произведениями Антона Павловича мы познакомились раньше? Сегодня на занятии мы продолжим знакомство с творчеством А. П. Чехова и проанализируем рассказ “Хамелеон”, выведем понятие “хамелеонства” и выясним при помощи каких средств писатель заставляет нас смеяться над рассказом, т. е. проанализируем средства создания комического. – Чехов всегда стремился и себя, и мир вокруг сделать лучше, добрее, нравственнее. Один из персонажей его пьесы говорит: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Эти слова можно считать и убеждением самого А. П. Чехова. А повлиять на людей, их поведение, сознание он мог только через творчество. Название рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” прочно вошло в русский язык. – А каково ваше впечатление от прочитанного рассказа? – Для чего мы читаем с вами сатирические рассказы? – Как вы думаете, ради чего Чехов написал этот рассказ? | Ребята отвечают на вопросы - Раньше мы читали рассказА.П. Чехова «Каштанка». Отдохнуть, посмеяться, смех помогает нам наказать зло. Смех учит, воспитывает, показывает, как не нужно поступать в той или иной ситуации, делает нас духовно богаче Самооценивание |
Этап первичного закрепления знаний | 6 мин | – Назовите действующих лиц рассказа. С кем мы знакомимся вначале? – Какие детали в описании Очумелова и городового бросаются в глаза? – Почему на площади никого нет, даже нищих? – Какие-либо звуки мы слышим в этом эпизоде? – Что является завязкой рассказа? – Завязка звуковая. Кто же является виновником столь душераздирающих криков? Описание зачитать. – А кто же “пострадавший”? Зачитать. – Что вам кажется смешным в описании Хрюкина? – Как ведет себя в этой ситуации Очумелов? – Охарактеризуйте его речь. – Как дальше разворачиваются действия? – Сколько раз Очумелов меняет свое решение относительно собаки? В связи с чем это происходит? – Как при этом меняется интонация полицейского надзирателя? – Зачитаем первое решение Очумелова. Что в нем звучит? – А для чего в своей речи он использует угрозы и брань? – Должны ли употребляться такие выражения в речи высокого должностного лица? – Но вот кто-то предположил, что это генеральская собака. Как это отражается на поведении Очумелова? – Зачитайте рассуждения Очумелова. – С какой целью он вслух озвучивает такое пространное рассуждение? – А почему ему вдруг стало жарко, что он попросил Елдырина снять с него шинель – Когда он снова надевает шинель? – Как ведет себя Хрюкин после того, как Очумелов изменил свое решение? – Новые сомнения городового – новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует “истребить” собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. И так до появления Прохора, который расставляет все точки над и. – Понаблюдаем за тем, как изменяется в репликах Очумелова и в изображении самого автора образ собаки – Как меняется лицо и речь надзирателя, когда наконец-то выясняется, чья это собака? – Как он уже относится к укусу собаки? – Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? – А от чего зависит ее участь – То есть о соблюдении законности здесь речи нет. Посмотрите, встречаются ли хоть раз в речи Очумелова и Елдырина слова с корнем –закон-? – А в чьей речи мы слышим слова с этим корнем? – О чем это говорит? – Как ведет себя толпа? – Слова “хамелеон” нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок? В прямом или переносном значении употреблено это слово? – В чем смысл названия рассказа? Кого в нем можно назвать “хамелеоном”? – Какова же идея рассказа? – Как бы вы определили, что такое “хамелеонство”? – А есть ли “хамелеонство в наши дни? | Ребята отвечают на вопросы Новая шинель – символ чина; узелок и решето с крыжовником – свойство их деятельности Боятся новых поборов; все замерли в ожидании Крики Хрюкина
Окровавленный палец, поднятый вверх, который “имеет вид знамения победы”.
Речь внушительна и начальственна Шесть раз, в зависимости от того, кого называют хозяином собаки. От начальственно-повелительной до рабски-трусливой Категоричное, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Приговор этот он произносит в тоне распекания и команды, что для него является привычным Для острастки; это его истинное лицо
Он берет собаку под свою защиту, а виновным оказывается Хрюкин
Чтобы не уронить своего достоинства Его бросило в жар от мысли, что он мог наказать собаку генерала Когда в 4-ый раз меняет свое решение, его начинает знобить из-за того, что он не может определиться с хозяином собаки Сначала он пытается подступиться к Очумелову с лестью: “Их благородие умный господин и понимают…”. А когда это не действует, переходит к скрытым угрозам: “У меня у самого брат в жандармах…”
От несчастного существа со слезящимися глазами до “цуцика этакого” в финальной сцене, щенок удостаивается чести оказаться на руках у самого полицейского надзирателя “Всё лицо заливается улыбкой умиления…”, речь становится слащавой льстивой Укус вызывает восхищение. Ее участь от этого не зависит От того, кем окажется ее хозяин Ни разу В речи Хрюкина два раза О соблюдении законности здесь не может быть и речи. Мнение толпы идет вслед за мнением Очумелова: сначала сочувствует мастеровому, а потом смеется над ним
И Очумелова, и Елдырина, и Хрюкина, и толпу. Нельзя моментально, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды на прямопротивоположные; нельзя не иметь своего мнения Это моментальное изменение своих взглядов на прямопротивоположные в угоду обстоятельств. Взаимооценивание |
Этап подведения итогов урока. Рефлексия | 10 мин | – Рассказ Чехова сатирический, вызывает у нас невольный смех. Вот сейчас мы и разберемся, при помощи каких приемов писатель достигает такого эффекта. Для этого вам придется поработать в группах. Работа по группам I группа Что такое художественная деталь? С какой целью она используется писателями в художественных произведениях? Найдите в тексте “Хамелеона” художественные детали. Охарактеризуйте их. II группа Какие ассоциации у вас вызывают фамилии действующих лиц (Очумелов, Елдырин, Хрюкин)? Как называется такой прием в литературе? III группа Словесное рисование: нарисуйте портрет Очумелова, учитывая особенности его поведения, речи и художественные детали. IV группа Словесное рисование: нарисуйте портрет Елдырина и хрюкина, учитывая особенности их поведения, речи и художественные детали. V группа Что такое композиция? Назовите элементы композиции. Чем интересен рассказ Чехова “Хамелеон” с точки зрения композиции? – Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.
– Подведем итог: при помощи каких приемов Чехов создает комический эффект в рассказе?
Чтение рассказа по ролям Предлагаю продолжить мои высказывания. Сегодня я научился… Из урока мне запомнилось… Сегодня я неожиданно понял… Я затрудняюсь… В уроке мне хочется отметить… Мне понравилось, как сегодня работали… | Защита постеров – Деталь – выразительная подробность в произведении. Деталь помогает острее и глубже представить читателю, зрителю время, место действия, внешний облик персонажа, характер его мыслей, почувствовать и понять авторское отношение к изображаемому. Неотъемлемой принадлежностью художественного почерка Чехова является внимание к художественной детали, помогающей раскрыть характеры персонажей, понять мотивы их поведения. Художественные детали, используемые в “Хамелеоне”: решето с конфискованным крыжовником; шинель Очумелова; окровавленный палец Хрюкина. II группа – Автор использует прием “говорящих” фамилий, т. е. использует фамилии, которые характеризуют персонажа. Ассоциативные ряды: Очумелов – чумной, бесшабашный, непредсказуемый, глупый… Елдырин – солдат, услужливый, нерассуждающий, раболепствующий… Хрюкин – свинья, некультурный, глупый… Речевая характеристика: для создания комического эффекта, для разоблачения героя, для показа его истинного лица автор наряду с общеупотребительной лексикой вводит в повествование концеляризмы, просторечия, “холопскую”, унизительную лексику. III группа – Очумелов: “идет”, “делает полуоборот налево”, “врезываясь в толпу”, “говорит строго”, “шевеля бровями” – этот глагольный ряд рисует чиновника, “несущего” свою персону, сознающего собственную значительность и важность. Особую значительность придает ему новая шинель. “Несочетание” этого важного вида и узелка в руке, в котором, вероятно, лежит что-то конфискованное еще, помимо крыжовника, рождает комический эффект. IV группа – Елдырин: рыжий городовой; одним эпитетом писатель обозначил направление работы нашего воображения: смешной, глупый, ничтожный. – Хрюкин: ситцевая крахмальная рубаха и расстегнутая жилетка, полупьяное лицо. Комический эффект дополняется эпитетом официально-деловой окраски – “вышеописанный человек”. V группа – Писателя не интересуют события, кульминации нет, развязка вынесена за рамки повествования. Основной прием – повторение.
Комическое – контрастное несоответствие содержание объекта и формы его проявления Приемы создания комического в рассказе: 1) Художественные детали (пример). 2) “Говорящие” фамилии (пример). 3) Речевая характеристика персонажей. 4) Особенности композиции. |