Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Смысл названия и композиция рассказа."»
Тема урока: Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Смысл названия и композиция рассказа.
Цели урока: Объяснить смысл названия рассказа, организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения.
Задачи урока: - обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;
- развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;
- воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.
Ход урока:
Оргмомент
-Здравствуйте, ребята. Слышали ли вы слова ««В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». ?? Кто этот писатель? (Антон Павлович Чехов)
Эти слова сталисмыслом его жизни и творчества.
Викторина по изученным ранее произведениям Чехова
А)Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась? («Каштанка»)
Б)девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. («Ванька»)
В)Приказчика то и дело требовали в дом.– Табунов? – спрашивали у него. – Копытин? Жеребовский?– Никак нет, – отвечал Иван Евсеич и, подняв вверх глаза, продолжал думать вслух. – Коненко… Конченко… Жеребеев… Кобылеев…– Папа! – кричали из детской. – Тройкин! Уздечкин!Взбудоражилась вся усадьба. («Лошадиная фамилия»)
Микровывод: с произведениями Чехова знакомы. Некоторые заставляют нас смеяться, но чаще заставляют задуматься.
Блиц-опрос по домашнему заданию
-Где разворачиваются события, описанные в рассказе? (на базарной площади)
-Что нес городовой в решете? (крыжовник)
- Какое животное укусило золотых дел мастера Хрюкина?(собака)
-Какая часть тела мастера Хрюкина пострадала от укуса?(палец)
-Какая верхняя одежда была у полицейского надзирателя?(пальто)
Микровывод: с содержанием рассказа знакомы.
Поделитесь впечатлениями о прочитанном рассказе. Какие мысли возникли?
-Какой человек мог написать? (наблюдательный, знающий жизнь, ненавидящий двуличие)
Просмотр видео «Биография Чехова»
https://www.youtube.com/watch?v=_OuSKGxb_AY
(группа учеников готовит классу вопросы по просмотренному материалу)
Примерные вопросы:
-Чем занимался отец Чехова? (владелец бакалейной лавки)
-какое образование получил Антон? (медицинское)
-Какое длительное путешествие совершил Чехов? (на Сахалин)
-для чего? (лучше узнать жизнь, для новых впечатлений, сбор материалов для своих произведений)
-как называлось имение Чехова под Москвой? (Мелихово)
-В каком южном городе живет из-за болезни? (Ялта)
-Жена Чехова? (актриса Ольга Книппер)
--что означает слово «драматург»?
Микровывод: Что можно сказать о личности Чехова?
Объявление темы урока. Целеполагание.
Рассказ А.П. Чехова «Хамелеон» (урок-исследование)
-Какие цели поставим перед собой? (выявить особенности рассказа, объяснить смысл названия)
-Мне хочется вернуться еще раз в начало урока. Вспомните, с какой известной фразы я начала урок? ««В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»
-Её автор А. П. Чехов. Согласны ли вы с этим утверждением? (Да, таков идеальный человек)
-Таких ли людей изображает Чехов в своем рассказе «Хамелеон»?
7. Работа с литературоведческими терминами
-Нам предстоит исследовать рассказ Чехова, для этого нужно повторить теорию литературы.
-Рассказ?( Небольшое художественное повествовательное произведение в прозе.)
-Согласны ли вы, что перед нами рассказ?
-Композиция? (Построение)
-Составные части композиции? (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)
8. Работа по группам. Найти части композиции рассказа
Обмен мнениями.
Экспозиция: По базарной площади идут Очумелов и Елдырин.
Завязка: Золотых дел мастер Хрюкин укушен собачкой.
Кульминация: -Это, кажись, генерала Жигалова!- говорит кто-то из толпы.
Развязка: Толпа смеётся над Хрюкиным.)
ВЫВОД:композиция традиционная.
Экспозиция.Здесь нет предварительных подробных описаний обстановки, экскурсов в прошлое героев и прочих подступов к действию — оно начинается сразу. Отсутствуют развернутые авторские рассуждения. Описание базара, на котором происходит действие рассказа, кратко и выразительно.
9. Образы героев
-Полицейский надзиратель Очумелов (служащий полиции в Царской России)
-Городовой Елдырин (низший чин полицейской стражи в столичных, губернских и уездных городах (городской полиции) в Российской империи с 1862 по 1917 год)
-Хрюкин
-Прохор
Задание по группам:
Составить небольшой рассказ о героях по плану:
а)Портрет
б)Анализ фамилии
в)Речевая характеристика героя (Как говорит герой? Образованный ли человек перед нами? Как относится к окружающим? – с примерами)
4)Особенности поведения
- Очень часто Чехов заменяет подробное описание « художественной деталью». Какая деталь помогает понять лицемерие Очумелова?
(Шинель, палец, конфискованный крыжовник: 1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником. Взятка. Герои не брезгуют ничем, даже ягодой.
Следующая деталь? Шинель. Означает символ власти. Героя бросает то в жар, то в холод.
10. Анализ заглавия рассказа
Слова хамелеон в рассказе нет. Почему же так назван рассказ?
Кто такой хамелеон?
-Кто хамелеон в рассказе? Только ли Очумелов? ( И Хрюкин, и толпа)
-Что такое хамелеонство? (склонность людей к приспособленчеству, подстраивание под ситуацию с выгодой для себя)
Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя
-Есть ли хамелеоны в нашей жизни?
11. Д.З.
1. Подумать, сатирический или юмористический рассказ перед нами.
2. Написать мини-сочинение «Кого можно назвать «хамелеоном»?