kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по теме А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю конспект урока литературы по теме: РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА. материал будет полезен учителям, работающим по программе под редакцией Беленького, а также в качечстве дополнительного материала.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА »

Конспект урока литературы

Тема: А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА













Составила: Золотова И.С.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Физико-математический лицей №38 г. Ульяновска»







































Ульяновск, 2014


А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА

Цель: выявить особенности стиля писателя, детали, учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.

Задачи урока:

Образовательные: углубить понятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции;

обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века;

расширить представления о многогранности чеховского творчества;

провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное;

сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество;

учить детей выразительному чтению.

Развивающие: развивать монологическую речь, навыки анализа текста;

Воспитательные: воспитывать художественное чутьё, любовь к творчеству А. П. Чехова.


Знания на уроке: говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали.

Материал к теме: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И.; статья Л. В. Топорова «А. П. Чехов «Хамелеон» в книге «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. А. Снежневской. М.: Просвещение, 1990.


Ход урока

Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя.)

Изучение нового материала.

1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.

После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «о кухаркиных детях». А. П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», — признавался А. П. Чехов — писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.

В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением. С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской действительности и такие приемы творчества, как говорящие фамилии (Очумелов, Хрюкин, Червяков), гротеск, контрастное сопоставление образов и событий.

2. История создания рассказа “Хамелеон”.

“Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии , и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.

3. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике.

– Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника.

– Вопросы по статье учебника.

*Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?

* Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?

Литературный диктант.

  • Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)

  • Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)

  • Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)

  • Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)

  • Как звали городового? (Елдырин.)

  • Во что был одет Очумелов? (В шубу.)

  • Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)

4. Словарная работа

Хамелеон – семейство ящериц отряда чешуйчатых, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела в зависимости от ситуации.

Хамелеонство

Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.


5. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”.

1. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний?

(Шесть превращений, шесть смен интонации — от начальственно-повелительной до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновным оказывается Хрюкин.

Новые сомнения городового — новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует «истребить» собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Еще одна перемена: «Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку!» Повар: «Собака не генеральская», Очумелов: «Собака бродячая... Истребить — и все тут!» Повар: «... но генералова брата». Очумелов вновь проникается нежностью к собаке и грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»

2. Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?

3. Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит!)

Вывод: Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан?

4. Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель? (Символ чина. Его поведение, слова, отношение к нему толпы — все обусловлено шинелью).

5. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании? (Не одинок. Тот же Хрюкин то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Да и сама толпа, поначалу сочувствовавшая мастеровому, в результате смеется над ним).

Таким образом, хамелеонство приобрело всеохватывающий характер. Очумелов же — лишь наиболее полное выражение его сути.

Мы видим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из обыденной жизни и возводит его ко всему строю человеческих отношений в целом.


6. Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.

Очумелов – очумел, стал наглым, нагло врет;

Хрюкин – хрюкает, говорит лишь бы что;

Елдырин –Лодырь, лентяй, волдырь, неприятен, мешает.

  1. Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после прочтения рассказа становится грустно?

*Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это?

Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона.

*Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа.

Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие.

*Языковые и художественные особенности рассказа.

– Назначение детали в рассказе.

В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима (новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина).

Композиция рассказа.

Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака.

Речевая структура рассказа.

Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога –речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства.

* Работа с иллюстрацией Д. Кардовского к рассказу “Хамелеон”.

5. Подведение итогов урока.

6. Задание на дом.

Продумать характеристику действующих лиц, подготовиться к чтению рассказа «Хамелеон» по ролям

Прочитать рассказ «Злоумышленник».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Золотова Ирина Сергеевна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ "
    ["seo_title"] => string(55) "a-p-chiekhov-rasskaz-khamielieon-zhivaia-kartina-nravov"
    ["file_id"] => string(6) "124041"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414612977"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства