Конспект урока литературы по теме А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА
Конспект урока литературы по теме А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА
Предлагаю конспект урока литературы по теме: РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА. материал будет полезен учителям, работающим по программе под редакцией Беленького, а также в качечстве дополнительного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по теме А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА »
Конспект урока литературы
Тема: А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА
Составила: Золотова И.С.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Физико-математический лицей №38 г. Ульяновска»
Ульяновск, 2014
А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХАМЕЛЕОН» — ЖИВАЯ КАРТИНА НРАВОВ. СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. ОСМЕЯНИЕ ТРУСОСТИ И УГОДНИЧЕСТВА
Цель: выявить особенности стиля писателя, детали, учить видеть красоту, меткость чеховского слова, авторское отношение к лицемерию.
Задачи урока:
Образовательные: углубить понятие жанра рассказа малой формы; раскрыть особенности авторской позиции;
обрисовать (кратко) историческую атмосферу России 80-х годов 19 века;
расширить представления о многогранности чеховского творчества;
провести аналитическую беседу по содержанию рассказа, показать, что хамелеонство – явление социальное;
сформировать понятие о комическом как о силе, очищающей и развивающей человеческое общество;
учить детей выразительному чтению.
Развивающие: развивать монологическую речь, навыки анализа текста;
Воспитательные: воспитывать художественное чутьё, любовь к творчеству А. П. Чехова.
Знания на уроке: говорящие фамилии, юмор, роль художественной детали.
Материал к теме: Литература. 7 класс. Учебник-хрестоматия в 2 ч. Под ред. Беленького Г.И.; статья Л. В. Топорова «А. П. Чехов «Хамелеон» в книге «Методическое руководство к учебнику-хрестоматии «Родная литература» для 7 класса» под редакцией М. А. Снежневской. М.: Просвещение, 1990.
Ход урока
Проверка домашнего задания. (Индивидуальные сообщения по биографии писателя.)
Изучение нового материала.
1. Краткая характеристика эпохи, в которую создавались рассказы Чехова.
После убийства Александра II началась новая волна реакции, охватившая в 80-е годы всю Россию. Был закрыт журнал Салтыкова-Щедрина «Отечественные записки», издан указ «о кухаркиных детях». А. П. Чехов остро и болезненно чувствовал обделенность русского народа в просвещении и культуре, отсутствие уважения к человеческому достоинству. Гордость, самоуважение были не в чести, зато чинопочитание, рабская угодливость процветали. «Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба», — признавался А. П. Чехов — писатель, всю жизнь, все творчество посвятивший борьбе за человеческое в человеке.
В литературе Чехов стал учеником и последователем Салтыкова-Щедрина, к творчеству которого относился с глубоким уважением. С Щедриным Чехова сближает тема обличения российской действительности и такие приемы творчества, как говорящие фамилии (Очумелов, Хрюкин, Червяков), гротеск, контрастное сопоставление образов и событий.
2. История создания рассказа “Хамелеон”.
“Хамелеон” создавался в начале литературной деятельности писателя. Рассказ был опубликован в 1884 году. в этот период писатель особенно остро воспринимал обличительные традиции Салтыкова-Щедрина. Чехов с глубоким уважением относился к творчеству великого писателя-сатирика. Это восхищение не могло не привести в развитии творчества Чехова сатирических традиций, которые Салтыков создавал и утверждал. Эти литературные традиции русской сатиры проникают в рассказы молодого Чехова. С ними писателя сближает беспощадное обличение российской действительности. Многие приемы сатирического письма были восприняты молодым автором. Здесь и говорящие фамилии , и гротеск, и структура характеров. Поэтому Салтыкова-Щедрина можно назвать идейным наставником и учителем Чехова.
3. Углубление представления о Чехове как о писателе-сатирике.
– Самостоятельная работа учащихся над статьей учебника.
– Вопросы по статье учебника.
*Как сочеталась литературная деятельность А.П. Чехова с его врачебной практикой, общественной деятельностью попечителя школы?
* Каким человеком предстает перед нами Чехов, какие особенности его творческой манеры отмечают в своих воспоминаниях писатели?
Литературный диктант.
Как звали полицейского надзирателя? (Очумелов.)
Что было в руках у городового? (Решето с конфискованным крыжовником.)
Как звали золотых дел мастера? (Хрюкин.)
Какое животное «обидело» Хрюкина? (Собака.)
Как звали городового? (Елдырин.)
Во что был одет Очумелов? (В шубу.)
Кому принадлежала собака? (Брату генерала.)
4. Словарная работа
Хамелеон – семейство ящериц отряда чешуйчатых, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела в зависимости от ситуации.
Хамелеонство
Жандармы – полицейские, занимавшиеся политическим сыском. Они воспринимались простым народом как более грозная сила, чем полицейские.
5. Развернутая беседа по содержанию рассказа “Хамелеон”.
1. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет свое решение относительно собачки? Как при этом меняется тон его высказываний?
(Шесть превращений, шесть смен интонации — от начальственно-повелительной до рабски-трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновным оказывается Хрюкин.
Новые сомнения городового — новый сдвиг в настроении Очумелова: вновь он требует «истребить» собаку, вновь Хрюкин оказывается пострадавшим. Еще одна перемена: «Собака — нежная тварь... А ты, болван, опусти руку!» Повар: «Собака не генеральская», Очумелов: «Собака бродячая... Истребить — и все тут!» Повар: «... но генералова брата». Очумелов вновь проникается нежностью к собаке и грозит Хрюкину: «Я еще доберусь до тебя!»
2. Почему Очумелов требует то снять, то одеть на него шинель? Почему его бросает то в жар, то в холод?
3. Почему Чехов не дает ответа на вопрос: виновата ли собака? (Ее участь от этого не зависит!)
Вывод: Имеют ли хоть какое-то значение для полицейского надзирателя правда и справедливость? А для собравшихся горожан?
4. Почему в портрете и поведении Очумелова постоянно упоминается его шинель? (Символ чина. Его поведение, слова, отношение к нему толпы — все обусловлено шинелью).
5. Одинок ли Очумелов в своем чинопочитании? (Не одинок. Тот же Хрюкин то требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. Да и сама толпа, поначалу сочувствовавшая мастеровому, в результате смеется над ним).
Таким образом, хамелеонство приобрело всеохватывающий характер. Очумелов же — лишь наиболее полное выражение его сути.
Мы видим, как Чехов берет мельчайший, но типичный факт из обыденной жизни и возводит его ко всему строю человеческих отношений в целом.
6. Случаен ли подбор фамилий? Запишите синонимы –ассоциации к фамилиям героев.
Кто в рассказе вызывает сострадание и кому отдана симпатия писателя? Почему после прочтения рассказа становится грустно?
*Кого из героев рассказа можно назвать хамелеоном и какие детали в тексте помогают понять это?
Очумелов-хамелеон превращается в застывшую маску чинопочитания. Но он не одинок, Золотых дел мастер как бы впитывает и отражает лучи начальственно-величественного сияния Очумелова. Он то требует для себя равенства, вспоминая, что и у него брат в жандармах, то по-холопски умолкает, когда гнев Очумелова обращается на него. И собравшаяся толпа одобряет и сочувствует полицейскому чину, видя в его действиях естественное проявление власти и закона.
*Сопоставление первой и заключительной мизансцен рассказа.
Хрюкин повержен. Его палец, вначале поднятый, как знамя, опущен, его вроде бы и нет. Толпа, прежде выражавшая сочувствие мастеровому, теперь смеется и злорадствует. А “повергла” Хрюкина жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов доставить ее брату генерала Жигалова.. Но Очумелов вознесен над толпой как наиболее полное воплощение самой сути этого хамелеонства. Оно приобретает всеохватывающий характер, становится не просто личным свойством, а чертой социальной. Это страшно, потому что становится распространенным явлением. А в стране, где на страже порядка очумеловы, царит беззаконие.
*Языковые и художественные особенности рассказа.
– Назначение детали в рассказе.
В “Хамелеоне” деталь мимолетна, но социально значима (новая шинель Очумелова, окровавленный палец Хрюкина).
– Композиция рассказа.
Действие не выходит за пределы базарной площади, 0но не продолжительно во времени, единство сюжета – укус Хрюкина собакой и вопрос о том, кому принадлежит собака.
– Речевая структура рассказа.
Речь автора сведена к вступительной и заключительной репликам и ремаркам во время диалога действующих лиц. В центре диалога –речь Очумелова, которому как бы подыгрывают все остальные. Речевое мастерство Чехова помогает читателю до конца понять социальную сущность хамелеонства.
* Работа с иллюстрацией Д. Кардовского к рассказу “Хамелеон”.
5. Подведение итогов урока.
6. Задание на дом.
Продумать характеристику действующих лиц, подготовиться к чтению рассказа «Хамелеон» по ролям