| № п/п | Содержание урока | Дата | Домашнее задание |
| план | факт |
| | Введение (1ч) | | | |
| 1. | Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. | | | зад.3, стр.6 |
| | Славянские мифы(2ч) | | | |
| 2. | Миф «Сотворение Земли». Восприятие мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире. Языческие представления о Земле и ее создании. Понятие о мифе (начальные представления). | | | ответить на вопросы |
| 3. | Языческие представления о Земле и ее создании. Понятие о мифе (начальные представления). | | | ответить на вопросы |
| | УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (13 ч) | | | |
| 4. | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. | | | выучить определения |
| 5. | Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | | | сочинить загадки |
| 6. | Сказка как вид народной прозы. | | | выучить определения |
| 7. | «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. | | | зад.1-6, стр.25 |
| 8. | Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. | | | принести рисунки к сказке |
| 9. | Художественный мир волшебной сказки. | | | ответить на вопросы |
| 10. | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. | | | подготовить рассказ об Иване –крестьянском сыне |
| 11. | Образ главного героя сказки. Его моральные качества. | | | ответить на вопросы |
| 12. | Герои сказки в оценке автора-народа. | | | подготовить сказывание сказки |
| 13. | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Герои – животные. | | | ответить на вопросы |
| 14. | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Особенности бытовых сказок и их отличие от волшебных сказок. | | | рассказ о художнике |
| 15-16. | Русские народные сказки. Обучение сочинению по теме «Сказки».
| | | сочинить сказку |
| | Из древнерусской литературы (3ч) | | | |
| 17. | Древнерусская литература. Летопись. «Повесть временных лет» как литературный памятник | | | пересказ статьи |
| 18. | «Повесть временных лет» как литературный памятник. | | | ответить на вопросы |
| 19. | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей | | | творческое задание |
| | Из русской литературы XVII века (1ч) | | | |
| 20. | М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астрóнома в пиру» как юмористическое нравоучение. | | | выучить определения |
| | Из литературы XIX века (16 ч) | | | |
| 21. | Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII в.) | | | подготовить чтение (наизусть) одной из полюбившихся басен; знать биографию писателя. |
| 22-23. | И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях («Волк и Ягненок», «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»). | | | выучить наизусть понравившуюся басню |
| 24. | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне». Развитие понятия о басне. | | | выразительное чтение басни |
| 25. | В. А. Жуковский. Рассказ о поэте. «Спящая царевна» как литературная сказка. | | | работа над вопросами и заданиями 4, 6 в учебнике, с. 83. |
| 26. | «Спящая царевна» как литературная сказка. | | | ответить на вопросы |
| 27. | В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе. | | | задания 1, 2 – учимся читать выразительно; творческое задание в учебнике на с. 90. |
| 28. | А. С. Пушкин. «Няне». Рассказ о детских и лицейских годах жизни. | | | выучить наизусть стихотворение |
| 29. | «Руслан и Людмила» (пролог) как собирательная картина народных сказок. Обучение выразительному чтению. | | | пролог выучить наизусть; прочитать «Сказку о мертвой царевне…» |
| 30. | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. | | | вопросы и задания в учебнике – «Размышляем о прочитанном», «Будьте внимательны к слову», с. 112–113. |
| 31. | Противостояние добрых и злых сил в сказке. | | | вопросы и задания на с. 113 в учебнике – «Литература и другие виды искусства» |
| 32. | Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и народной сказок. | | | ответить на вопросы |
| 33. | Сказка Пушкина и сказка Жуковского. | | | ответить на вопросы |
| 34. | Урок внеклассного чтения.Сказки Пушкина.. | | | ответить на вопросы |
| 35. | Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа. | | | выучить определения |
| 36. | Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина. | | | написать сочинение |
| | Русская литературная сказка XIX века (25 ч) | | | |
| 37. | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители» как литературная сказка. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения. | | | работа над вопросами и заданиями 2,4, 6 в учебнике, с. 149. |
| 38. | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | | | проект |
| 39. | М. Ю. Лермонтов. Рассказ о поэте. «Бородино». Патриотический пафос стихотворения. | | | выучить стихотворение наизусть (задание 8, с. 155); подготовить рассказ о М. Ю. Лермонтове. |
| 40. | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Обучение выразительному чтению. | | | нарисовать иллюстрации к произведению, сделать к ним подписи из текста. |
| 41. | Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | | | знать материалы статьи о писателе в учебнике, перечитать повесть |
| 42. | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». | | | выполнить задания «Литература и изобразительное искусство», с. 169, «Обогащаем свою речь», с. 170. |
| 43. | Урок внеклассного чтения. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. | | | ответить на вопросы |
| 44. | Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «Есть женщины в русских селениях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Изображение судьбы русской женщины. | | | выучить отрывок наизусть |
| 45. | «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей. | | | подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка. |
| 46. | «Крестьянские дети». Язык стихотворения. Речевые характеристики персонажей. | | | индивидуальное творческое задание: создать галерею портретов крестьянских детей – героев произведений русских писателей |
| 47. | И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня | | | подготовить художественный пересказ I главы. |
| 48. | Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна. | | | подготовить чтение диалогов в лицах |
| 49. | Превосходство Герасима над челядью барыни. | | | подготовить краткий пересказ от IV главы до конца повести. |
| 50. | Герасим и Муму. Протест против крепостничества в рассказе. | | | творческое задание |
| 51. | Тургенев – мастер портрета и пейзажа (по рассказу «Муму»). | | | выполнить задания «Литература и изобразительное искусство», с.224 |
| 52. | Классное сочинение по рассказу «Муму» на одну из тем. | | | дописать сочинение |
| 53. | А.А.Фет. Лирика. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь», «Чудная картина…», «Задрожали листы, облетая…». Краски. Звуки, запахи как воплощение красоты жизни. | | | выучить одно из стихотворений А. А. Фета; создать альбом иллюстраций «В мире А. А. Фета». |
| 54. | Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | | | прочитать III главу; подготовить рассказ «Как Жилин попал в плен». Индивидуальное задание: рассказ о жизни писателя. |
| 55. | «Кавказский пленник». Жилин и горцы. | | | подготовить рассказ по плану «Жилин готовится к побегу» |
| 56. | Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев. | | | прочитать VI главу; ответить на вопрос «Почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ „Кавказский пленник”»? |
| 57-58. | Контрольная работа по творчеству М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя. Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого. | | | читать рассказ «Хирургия» |
| 59. | А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Юмористический рассказ. | | | ответить на вопросы «Размышляем о прочитанном», с. 268. |
| 60. | «Хирургия». Обучение составлению киносценария. | | | проект |
| 61. | Урок внеклассного чтения. Рассказы Антоши Чехонте́. | | | ответить на вопросы «Будьте внимательны к слову», с. 269. |
| | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе (3ч) | | | |
| 62. | Ф.И.Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...».Образ родины в пейзажной лирике поэта. | | | выучить наизусть одно из стихотворений о природе. |
| 63. | А.Н.Майков «Ласточки», И.С.Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок), И.З.Суриков «Зима» (отрывок).Урок-концерт. | | | проект |
| 64. | Урок развития речи. Русские поэты XIX века о родине, родной природе и о себе. | | | читать статью с.283 |
| | Из литературы XX века (19 ч) | | | |
| 65. | И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | | | Ответить на вопросы учебника, выполнить задания (с. 10–11) |
| 66. | «Косцы». Человек и природа в рассказе. | | | Сочинить свой рассказ, начав его фразой: «Мне понравилось описание природы в рассказе И. А. Бунина „Косцы”» |
| 67. | И.А.Бунин. «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. Урок внеклассного чтения. | | | ответить на вопросы |
| 68. | В. Г. Короленко. Рассказ о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. | | | прочитать III, IV главы; подготовить пересказ от 3-го лица эпизодов «В часовне» и «Валек и Маруся – дети подземелья», включая описание природы, а также портретные описания героев |
| 69. | Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. | | | прочитать V, VI главы; ответить на вопрос: какие изменения произошли в жизни Васи с момента знакомства с Валеком и Марусей? |
| 70. | Изображение города и его обитателей в рассказе. Сравнение как способ изображения героев. | | | подготовить рассказ «Маруся. Последние дни» |
| 71. | С.А.Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Краткий рассказ о поэте. Поэтизация картин малой родины как источник художественного образа. | | | подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Я покинул родимый дом...». |
| 72. | П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Сила характера Данилы-мастера. | | | подготовить выразительное чтение описания портрета хозяйки Медной горы; нарисовать портреты героев или иллюстрации к понравившимся эпизодам сказа |
| 73. | Проблемы и тайны мастерства. Образ Хозяйки Медной горы. Понятие о сказе. | | | выполнить задания «Литература и изобразительное искусство», с.69 |
| 74. | К.Г.Паустовский. «Тёплый хлеб»: герои сказки и их поступки. | | | зад.1, «Обогащаем свою речь» |
| 75. | «Тёплый хлеб». Язык сказки. | | | сочинение-миниатюра «Я увидел чудо» |
| 76. | «Заячьи лапы» и другие рассказы (урок внеклассного чтения). Нравственные проблемы произведений о природе и о животных. | | | нарисовать иллюстрацию к одному из изученных в 5 классе произведений Паустовского |
| 77. | С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». | | | прочитать оставшиеся действия сказки |
| 78. | Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев». | | | выучить стихотворные реплики братьев-месяцев наизусть. |
| 79. | А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | | | подробный рассказ о главном герое |
| 80. | Душевный мир главного героя. Его отношения с природой. | | | выполнить задания «Совершенствуем свою речь», с.122 |
| 81 | В. П. Астафьев. Рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | | | перечитать понравившиеся эпизоды, составить план рассказа. |
| 82. | «Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения. | | | творческое задание |
| 83. | Сочинение «Мои сверстники в русской литературе XIX– XX вв.» (на примере любимых литературных героев). | | | дописать сочинение |
| | Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе (2 ч) | | | |
| 84. | Русские поэты ХХ в. о Родине и родной природе (И.А.Бунин, Д.Б.Кедрин, А.А.Прокофьев и др.) | | | выучить наизусть одно из стихотворений |
| 85. | Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению. | | | проект |
| | Ради жизни на Земле (2 ч) | | | |
| 86. | К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война. | | | выучить стихотворение наизусть; подготовить чтение стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста» |
| 87. | А. Т. Твардовский. Рассказ о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | | | прочитать балладу Р. Стивенсона «Вересковый мед». |
| | Из зарубежной литературы (18 ч) | | | |
| 88. | Р. Стивенсон. Рассказ о писателе. «Вересковый мед». Развитие понятия о балладе. | | | подготовить выразительное чтение баллады наизусть. |
| 89. | Р. Стивенсон . «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Драматический характер баллады. | | | читать «Робинзон Крузо» |
| 90. | Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» – произведение о силе человеческого духа. | | | ответить на вопрос 5 ,с.213 |
| 91. | Г Д. Дефо.«Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Характер главного героя. | | | творческое задание |
| 92. | Х.-К. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | | | подготовить художественный пересказ 1-й истории |
| 93. | Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы. | | | подготовить чтение в лицах четвертой и пятой историй |
| 94. | Победа добра, любви и дружбы над злом. | | | нарисовать портреты сказочника и Снежной королевы |
| 95. | Сказки Андерсена. Урок внеклассного чтения. | | | сочинить свою сказку о добре, зле, любви. |
| 96. | Урок развития речи. Устный и письменный ответ на один из проблемных вопросов. | | | читать «Приключения Тома Сойера» |
| 97. | М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Неповторимый мир детства. | | | рассказать о героях Марка Твена |
| 98. | Том Сойер и его друзья. | | | написать отзыв о прочитанной книге |
| 99. | Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | | | подготовить рассказ о Кише, сопровождая его рисунками |
| 100. | Д. Лондон. «Сказание о Кише». Мастерство писателя. | | | читать «О чём говорят цветы» |
| 101. | Жорж Санд. «О чем говорят цветы». | | | ответить на вопросы |
| 102. | Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. | | | ответить на вопросы |
| 103. | Урок контроля. Выявление уровня литературного развития учащихся. | | | подготовить к конкурсу чтения |
| 104. | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии 5 класса». Урок-праздник. | | | письменный ответ на вопрос |
| 105. | Итоги учебного года. Задания для летнего чтения. | | | |