Введено приказом от_28.08. 2020г. № 195
Подпись Ф.И.О.
Заместитель директора _________ Давлетова Г.М.
Подпись Ф.И.О.
Руководитель МО _________ Миндиярова Г.Ф.
Подпись Ф.И.О.
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Русский фольклор | осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; видеть черты русского национального характера в героях русских былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса; выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения; выразительно читать былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу; оценивать систему персонажей; находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции; выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями как инструментом анализа и интерпретации художественного текста; представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы | сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии; сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера; выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками; устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия | Регулятивные УУД Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения; обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач; определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов); выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели; составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса; планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности; отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата; работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта; сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет: определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи; анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи; свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий; оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов; фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет: наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы; принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность; самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха; ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности; демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности). Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выделять явление из общего ряда других явлений; определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений; строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником; объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения); выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область; переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот; строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм; строить доказательство: прямое, косвенное, от противного; анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата. Смысловое чтение. Обучающийся сможет: находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); критически оценивать содержание и форму текста. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет: определять свое отношение к природной среде; анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов; проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций; прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора; распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды; выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы. 10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет: определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы; осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями; формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска; соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: определять возможные роли в совместной деятельности; играть определенную роль в совместной деятельности; принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории; определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен); критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации; выделять общую точку зрения в дискуссии; договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства; отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.); представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления; использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя; делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации; выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи; использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. | 1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала). 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированностьактивного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности). |
Древнерусская литература | выделять нравственную проблематику текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное; | определять черты национального характера; оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; |
|
Русская литература | Осознавать значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения; Воспринимать литературу как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом); Обеспечивать культурную самоидентификацию, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры; Быть квалифицированным читателем со сформированным эстетическим вкусом, способным аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; Развивать способность понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции; Овладевать процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. сопоставлять текст и его интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм); выделять нравственную проблематику текстов; осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства; определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; определять тему и основную мысль произведения; владеть различными видами пересказа; выявлять особенности композиции, основной конфликт; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; | оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств; сопоставлять произведения русской и мировой литературы под руководством учителя создавать презентации на основе цифровых фотографий; использовать различные приемы поиска информации в сети Интернет осуществлять редактирование и структурирование текста создавать на заданную тему мультимедийную презентацию |
Зарубежная литература |
Содержание программы по литературе включает в себя указание литературных произведений и их авторов. Кроме этого, в программе присутствуют единицы более высокого порядка (жанрово-тематические объединения произведений; группы авторов, обзоры). Отдельно вынесен список теоретических понятий, подлежащих освоению в основной школе.
Рабочая программа учебного курса строится на произведениях из трех списков: А, В и С (см. таблицу ниже). Эти три списка равноправны по статусу.
Список А представляет собой перечень конкретных произведений. В этот список попадают «ключевые» произведения литературы, предназначенные для обязательного изучения. Вариативной части в списке А нет.
Список В включает произведения авторов, изучение которых обязательно в школе. Список содержит также примеры тех произведений, которые могут изучаться – конкретное произведение каждого автора выбирается составителем программы. Перечень произведений, названных в списке В, является ориентировочным (он предопределен традицией изучения в школе, жанром, разработанностью методических подходов и т.п.) и может быть дополнен составителями программ УМК и рабочих программ. Минимальное количество произведений, обязательных для изучения, указано. В программывключаются произведения всех указанных в списке В авторов. Единство списков в разных рабочих программах скрепляется в списке В.
Список С представляет собой перечень литературных явлений, выделенных по определенному принципу (тематическому, хронологическому, жанровому и т.п.). Конкретного автора и произведение, на материале которого может быть изучено данное литературное явление, выбирает составитель программы. Минимальное количество произведений указано. В программах указываются произведения писателей всех групп авторов из списка С. Этот жанрово-тематический список строится вокругважных смысловых точек литературного процесса, знакомство с которыми для учеников в школе обязательно. Единство рабочих программ скрепляется в списке С проблемно тематическими и жанровыми блоками; вариативность касается наполнения этих блоков, тоже во многом предопределенного традицией изучения в школе, разработанностью методических подходов и пр.
УМК:.В.Я.Коровина, Литература, 7 класс, Москва. Просвещение, 2017г.
№ | Изучаемый раздел, тема урока | Кол. часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
План. сроки | Факт. сроки | План. сроки | Факт. сроки |
1 | Введение.Литература как искусство слова. Литературные роды, жанр и жанровые образование. Знакомство со структурой и особенностями учебника. | 1 | 4.09 | | 4.09 | | Понимание природы художественного образа и своеобразия художественной действительности, работа со справочным разделом, составление плана и тезиса прочитанного, рассказ о писателях и книгах, прочитанных за лето, о героях, ихоценка.Осваивание взаимосвязи характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. |
Устное народное творчество ( 3ч.) |
2 | Предание «Воцарение Ивана Грозного» | 1 | 8.09 | | 8.09 | | Коллективное составление таблицы «Предания: жанровые и композиционные признаки», составление устного сообщения по теме, прослушивание и выразительное чтение отрывков с его последующим рецензированием, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
3 | Былина «Вольга и Микула Селянинович». Событие в былине, поэтическая речь былины. Эпические жанры в фольклоре. | 1 | 11.09 | | 11.09 | | Самостоятельная работа, Виртуальное справочное бюро"Былины", работа в парах по теме «Киевский цикл былин», «Новгородский цикл былин», "Эпические жанры в фольклоре"; выразительное чтение, рецензирование чтения, работа с репродукциями картин русских художников, составление плана и рабочих материалов для сочинения по картине В.М.Васнецова «Богатыри», лексическая работа |
4 | Отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость). | 1 | 14.09 | | 14.09 | | Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин русских художников |
Древнерусская литература ( 3ч.) |
5 | Из «Повести временных лет»: «… и вспомнил Олег коня своего…» | 1 | 18.09 | | 18.09 | | Выразительное чтение, беседа, работа с репродукциями картин русских художников, прослушивание музыкального фрагмента |
6 | Особенности жанра и нравственная проблематика «Повести о Петре и Февронии Муромских». | 1 | 22.09 | | 22.09 | | Чтение «Повести о Петре и Февронии Муромских» .Виртуальное справочное бюро"Поучение. Жанр и композиция поучения".Подготовкаразвѐрнутого рассказа об одном из героев "Повести о Петре и Февронии Муромских» об особенностях жанра поучения.Лексическая работа, работа с таблицей. |
7 | «Поучение» Владимира Мономаха . Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность. | 1 | 25.09 | | 25.09 | | Выразительное чтение фрагменты памятника. Рассказ о личности и времени Владимира Мономаха. Повторение сведений по теории литературы. Объяснение значения устаревших слов. Обсуждение в группах образ Мономаха. Ответ на вопросы по тексту и на основе иллюстраций к памятнику |
Литература XIXвека ( 29 + 5ч. Р.Р.) |
8 | А.С.Пушкин. Слово о поэте. «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина и ее летописный источник.СмыслсопоставленияОлега и волхва, особенности композиции, языка, содержания и формы баллады. | 1 | 28.09 | | 28.09 | | Сообщенияучащихся, работа с теоретической таблицей, Виртуальное справочное бюро «Интерпретация",анализ поэтического текстапрактическая работа по теме «Выявление черт баллады в «Песне о вещем Олеге», сопоставление Олега и волхва, выразительное чтение отрывка наизусть. |
9 | Поэма «Медный всадник» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. | 1 | 2.10 | | 2.10 | | Выразительное чтение отрывков с последующим рецензированием, анализ текста, работа в парах (характеристика героев), устный ответ на проблемный вопрос, проектирование дифференцированного домашнего задания . |
10 | Творческая история создания произведений «Маленькие трагедии». «Борис Годунов» | 1 | 5.10 | | 5.10 | | Чтение отрывков наизусть, парная работа с теоретическим материалом, подбор цитат из монолога Пимена на тему «Образ летописца как образ древнерусского писателя», устный ответ на проблемный вопрос, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
11 | Повесть «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека». | 1 | 9.10 | | 9.10 | | Экспресс-викторина "Знаешь ли ты произведения Пушкина?"Работа с теоретическим материалом,сопоставление сюжета повести с притчей о блудном сыне, устный ответ на проблемный вопрос о«маленьком человеке».. |
12 | Повесть «Станционный смотритель». Образ повествователя. | 1 | 12.10 | | 12.10 | | Комплексное повторение, Виртуальное справочное бюро "Образ повествователя", анализ главы "От издателя", заполнение таблицы "Что общего между Пушкиным и Белкиным?", элементы поисковой беседы. |
13 | Повесть «Станционный смотритель». Образы героев повести Выразительность и лаконизм пушкинской прозы. | 1 | 16.10 | | 16.10 | | Постановка проблемного вопроса, и выделение художественных деталей в тексте повести, Лексико-семантическая работа по эпизоду «Приход Вырина к Минскому» Виртуальное справочное бюро: что такое повесть. |
14 | Обобщающий урок по творчеству А.С.Пушкина . | 1 | 19.10 | | 19.10 | | Тест по творчеству А.С. Пушкина,. |
15-16 | Р./р. Сочинение на свободную тему “Взаимная ответственность родителей и детей друг перед другом. ( По повести А. С. Пушкина “Станционный смотритель” и жизненным впечатлениям.)”. | 2 | 23.10. 26.10 | | 23.10. 26.10 | | Составление плана к сочинению. Исследовательская работа с текстом. |
17 | М.Ю.Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворения: «Ангел», «Молитва», «Когда волнуется желтеющая нива…». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. | 1 | 9.11 | | 9.11 | | Прослушивание и выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, практическая работа «Анализ стихотворения» по алгоритму выполнения задания, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
18 | «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова...», проблематика и основные мотивы «Песни...» | 1 | 13.11 | | 13.11 | | Изучение содержания "Песни..." работа с теоретическим материалом, комментарий исторических событий, работа в парах (иллюстрирование понятия опричнина примерами из повести), анализ текста ,. |
19 | Центральные персонажи «Песни…» и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни...». | 1 | 16.11 | | 16.11 | | Составление тезисного плана для пересказа отрывков «Песни…»), коллективное составление таблицы и Синквейна, «Калашников и Кирибеевич», групповая работа (составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос), проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.Проект « Образ Ивана Грозного в живописи», «Фольклорные элементы в произведении». «Художественное богатство «Песни...». «Опричнина» |
20 | Р/Р Сочинение –рассуждение по поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» | 1 | 20.11 | | 20.11 | | Составление плана к сочинению. Исследовательская работа с текстом. |
21 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба».Историческая и фольклорная основа повести. | 1 | 23.11 | | 23.11 | | Работа с презентацией, выразительное чтение фрагментов повести, его рецензирование, лабораторная работа (составление лексических и историко-культурных комментариев), Виртуальное справочное бюро "Художественная деталь", составление плана аргументированного рассуждения, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
22 | Героико-патриотический пафос повести «Тарас Бульба», прославление товарищества, осуждение предательства | 1 | 27.11 | | 27.11 | | Выделение этапов развития сюжета в повести, просмотр фрагментов видеофильма, выразительное чтение фрагментов повести о товариществе, его рецензирование, анализ эпизода, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
23 | Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Столкновение любви и долга в душах героев. | 1 | 30.11 | | 30.11 | | Аналитическая беседа, работа с таблицей "Характеристика героев повести", сравнительная характеристика - прицип контрастности, Виртуальное справочное бюро "Пафос произведения". |
24 | Трагизм конфликта отца и сына. Особенности изображения человека и природы в повести.. | 1 | 4.12 | | 4.12 | | Определение художественных особенностей повести, роли природы, участие в коллективном диалоге "В чем трагизм конфликта отца и сына", проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
25-26 | Р./р. Сочинение на одну из тем: “Прославление товарищества, осуждение предательства в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»”, “Сравнительная характеристика Остапа и Андрия”, “Изображение природы в повести” | 2 | 7.12 11.12 | | 7.12 11.12 | | Контроль и самоконтроль изученных понятий: комплексное повторение, составление развернутого плана сочинения, подбор эпиграфа, парная работа (составление устного ответа на проблемный вопрос), проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
27 | Н. А. Некрасов. Краткие сведения о жизни поэта. Стихотворение «Вчерашний день в часу шестом…» Доля народная основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. | 1 | 14.12 | | 14.12 | | Чтение наизусть, работа с презентацией, теоретическим материалом, прослушивание и выразительное чтение, его рецензирование, анализ эпизода, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
28 | Идейно-художественное своеобразие стихотворения Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда». | 1 | 18.12 | | 18.12 | | Прослушивание и выразительное чтение стихотворения, осмысление его идеи и художественных особенностей , рецензирование, лабораторная работа (анализ стихотворения), Виртуальное справочное бюро: повествовательное начало в лирике. |
29 | А.К. Толстой. «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады | 1 | 21.12 | | 21.12 | | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом «Биография и творческий путь А.К.Толстого», выразительное чтение эпизодов, выделение художественных приемов автора для характеристики героев и исторических событий, сопоставление худ произведения, его рецензирование, лабораторная работа (анализ баллады), проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. Нравственная проблематика. |
30 | И. С. Тургенев. Краткие сведения о жизни писателя. Общая характеристика книги «Записки охотника». Рассказ «Бирюк» .Отражение существенных черт русского национального характера в рассказе. | 1 | 25.12 | | 25.12 | | Презентация, работа с теоретическим материалом, работа в парах (характеристика героев), чтение - прием "Целенаправленное чтение", проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
31 | Рассказ «Бирюк» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева). | 1 | 11.01 | | 11.01 | | Чтение - прием "Целенаправленное чтение", конкурс пересказа эпизода, характеристика героя, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
32 | И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Жанровые особенности стихотворений в прозе « Русский язык», «Два богача». Музыкальность прозы Тургенева. | 1 | 15.01 | | 15.01 | | Прослушивание чтения, , самостоятельная работа (составление письменного ответа на проблемный вопрос), составление "Даймонда". Виртуальное справочное бюро: роль психологической детали. |
33 | М. Е. Салтыков-Щедрин. Краткие сведения о жизни писателя. Нравственное превосходство человека из народа и авторское его осуждение его покорности в сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | 18.01 | | 18.01 | | Презентация, комплексное повторение, прослушивание и выразительное чтение сказки, устное его рецензирование, анализ текста, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. Виртуальное справочное бюро:эзопов язык,аллегория, фантастика,фольклорные мотивы . |
34 | Особенности сюжета и проблематика сказки . «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». | 1 | 22.01 | | 22.01 | | Проблемная беседа по идейно- художественному содержанию сказки, виртуальное справочное бюро, аналитическая беседа по сказке. |
35 | «Премудрый пескарь». Сатирическое изображение «сказок для детей изрядного возраста» | 1 | 25.01 | | 25.01 | | Прослушивание и выразительное чтение сказки, устное его рецензирование, анализ жанрового своеобразие сказок, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
36 | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Повесть «Детство». | 1 | 29.01 | | 29.01 | | Работа с презентацией, изучение содержания параграфа учебника, Виртуальное справочное бюро " Автобиографическая повесть", лабораторная работа по тексту повести (составление портретной характеристики героев, приемконтраста), самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, участие в коллективном диалоге, проектирование дифференцированного домашнего задания, |
37 | Тема детской открытости миру в повести «Детство» | 1 | 1.02 | | 1.02 | | Викторина по повести, работа в парах (различение образов автора-повествователя и рассказчика), инсценировки, составление устного и письменного ответа на проблемный вопрос, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
38 | Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний в повести Л.Н.Толстого «Детство» | 1 | 5.02 | | 5.02 | | Подробный пересказ с цитированием, оценивание поступков героя, в чем Николенька похож на вас? Виртуальное справочное бюро "Автобиографическое произведение". |
39 | А. П. Чехов. Слово о писателе Рассказ “Хамелеон”. Особенности авторской позиции в рассказе. | 1 | 8.02 | | 8.02 | | Элементы проектной работы (подбор цитатных примеров на тему «Речь героев как средство их характеристики»), участие в коллективном диалоге "Как выражена позиция автора?", проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
40 | Сатирический пафос произведения А.П.Чехова «Хамелеон». | 1 | 12.02 | | 12.02 | | Различные виды пересказов, работа в группах (конкурс на лучшее инсценирование фрагмента рассказа), Виртуальное справочное бюро "Сатира", "Юмор", "Говорящие фамилии", "Сатирический пафос",составление диаграммы, устная характеристика героев, участие в коллективном диалоге, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
41 | Роль художественной детали в рассказах А.П.Чехова | 1 | 15.02 | | 15.02 | | Текстовый экспресс-опрос, аналитическая работа, оценивание творческой манеры писателя, сравнение и выводы. |
42 | Контрольная работа по произведениям писателей 19 века | 1 | 19.02 | | 19.02 | | Тестирование. |
Литература XX века ( 13 ч) |
43 | В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. Проблематика и своеобразие стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче». | 1 | 22.02 | | 22.02 | | Работа с презентацией, теоретическим материалом учебника, прослушивание и чтение стихотворения, восприятие и толкование,рецензирование, Виртуальное справочное бюро: роль рифмы,групповая работа (характеристика ритмико-метрических особенностей стихотворения), участие в коллективном диалоге, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
44 | Проза конца XIX – начала XXвв.М. Горький. Слово о писателе. Автобиографическая повесть «Детство». | 1 | 26.02 | | 26.02 | | Работа с презентацией, теоретическим материалом, Виртуальное справочное бюро " Автобиографическая повесть", групповая работа (различные виды пересказа), участие в коллективном диалоге, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
45 | «Свинцовые мерзости дикой русской жизни» в повести «Детство» | 1 | 1.03 | | 1.03 | | Коллективная работа (составление плана характеристики героев), работа в группах (характеристика героев), участие в коллективном диалоге, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
46 | Проблематика «Легенды о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль») и авторская позиция. | 1 | 5.03 | | 5.03 | | Выразительное чтение с анализом с точки зрения ее художественного и идейного содержания, групповая работа (различные виды пересказов с характеристикой литературного героя), составление письменного ответа на проблемный вопрос" Что такое подвиг?", проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
47 | И.А. Бунин. Слово писателе. Рассказ “Лапти”. Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. | 1 | 9.03 | | 9.03 | | Индивидуальная и парная работа с дидактическим материалом, анализ текста, Виртуальное справочное бюро "Художественная деталь", участие в коллективном диалоге "В каком человеке нуждается каждый из нас?", проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
48 | Р/р. Отзыв о самостоятельно прочитанном произведении | 1 | 12.03 | | 12.03 | | Составление тезисного плана, написание отзыва |
49 | А.П.Платонов. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Юшка». | 1 | 15.03 | | 15.03 | | Развитие понятия о сказе, работа в парах (составление цитатного плана для пересказа), участие в коллективном диалоге, составление устного ответа на вопрос «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?», проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
50 | Нравственная проблематика рассказа «Юшка» | 1 | 19.03 | | 19.03 | | |
51 | М.М.Зощенко. Слово о писателе. Рассказы «Аристократка», «Баня» | 1 | 22.03 | | 22.03 | | Работа в парах с теоретическим материалом «Характеристика идейно-эмоционального содержания рассказа», составление тезисного плана для пересказа, участие в коллективном диалоге, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
52 | Обличение нравственных пороков общества, сатира в произведениях М.М.Зощенко. | 1 | 2.04 | | 2.04 | | Выявление авторского отношения к поступкам героев, проблемная беседа по выявлению содержания рассказа, определение художественного своеобразия рассказа. |
53 | Л.Н.Андреев . Слово о писателе. Рассказ «Кусака» | 1 | 5.04 | | 5.04 | | Изучение содержания параграфа учебника, групповая работа с теоретическим материалом по теме «Образы собак в русской литературе», составление тезисных планов для устного ответа, участие в коллективном диалоге, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
54 | Е.И. Носов. Сила внутренней духовной красоты человека в рассказе «Кукла» | 1 | 9. 04 | | 9. 04 | | Парная работа с дидактическим материалом, работа в группах (составление устной или письменной речевой характеристики героев рассказа), участие в коллективном диалоге "Против чего должны протестовать люди в жизни?", проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
55 | Проза о детях. Ю.П.Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Тихое утро» | 1 | 12. 04 | | 12. 04 | | Различные виды пересказов, участие в коллективном диалоге " Если бы тонул мой товарищ...", Работа с таблицей "Сравнительная характеристика Яшки и Володи",, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
Поэты XX века о России. ( 2ч. + 1 ч. Р.Р.)) |
56 | Поэзия 20-50-х годов ХХ века Б.Л.Пастернак . Слово о поэте. Стихотворения: «Июль», «Никого не будет в доме...» (возможен выбор других стихотворений).Картина природы, преображенная поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта. | 1 | 16.04 | | 16.04 | | Прослушивание и выразительное чтение стихотворений с последующим рецензированием, Виртуальное справочное бюро"Лирическое произведение", "Лирический герой", "Сравнение", "Метафора", участие в коллективном диалоге, групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений). |
57 | Поэзия 2-й половины ХХ в. Н.М.Рубцов. Слово о поэте. Стихотворение «Звезда полей». Тема стихотворения и его художественная идея. | 1 | 19.04 | | 19.04 | | Прослушивание и выразительное чтение стихотворений наизусть с последующим рецензированием, участие в коллективном диалоге, групповая практическая работа (составление устного и письменного сопоставительного анализа стихотворений), проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
58 | Р.Р. Обучение анализу лирического произведения | 1 | 23.04 | | 23.04 | | Владение навыками создания собственного текста и его редактирования. Анализ стихотворения |
Проза и поэзия о подростках и для подростков последних десятилетий авторов-лауреатов премий и конкурсов (1ч) |
59 | Ю.Кузнецова. Повесть "Где папа?" Взаимоотношения взрослых и детей, ровесников. | 1 | 26.04 | | 26.04 | | Реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа с презентацией, лабораторная работа по тексту повести (составление портретной характеристики героев), самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, участие в коллективном диалоге, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
60 | Годовая контрольная работа. | 1 | 30.04 | | 30.04 | | Тестирование |
Зарубежная литература ( 7ч.) |
61 | Мигель де Сервантес. Слово о писателе. Роман «Дон Кихот» (фрагменты).Мастерство Сервантеса-романиста. | 1 | 3.05 | | 3.05 | | Реализации новых знаний (понятий, способов действий): работа с презентацией, лабораторная работа по тексту романа (составление портретной характеристики героев), самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, участие в коллективном диалоге, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
62 | Дон Кихот и проблема выбора жизненного идеала. Иллюзия и действительность. Дон Кихот как вечный образ. | 1 | 7.05 | | 7.05 | | Виртуальное справочное бюро "Вечный образ", Иллюзия и действительность", Выделение этапов развития сюжета в романе, просмотр фрагментов видеофильма, выразительное чтение фрагментов, его рецензирование, анализ эпизода, проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
63 | Дж. Свифт . Слово о писателе. Роман «Путешествия Гулливера» ( фрагменты по выбору) | 1 | 10.05 | | 10.05 | | Работа с презентацией, лабораторная работа по тексту романа (составление портретной характеристики героев), самостоятельное составление тезисного плана для пересказа отрывков, участие в коллективном диалоге, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
64 | Дж. Г. Байрон. Слово о поэте. Стихотворения «Душа моя мрачна…» ( перевод М.Ю.Лермонтова) | 1 | 14.05 | | 14.05 | | Работа с презентацией, участие в коллективном диалоге, исследовательская работа, составление синквейна, проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
65 | Зарубежный фольклор. Песнь о Роланде» | 1 | 17.05 | | 17.05 | | Выразительное чтение, аналитическая беседа, какому герою можно прочитать это произведение? проектирование дифференцированного домашнего задания, комментирование выставленных оценок. |
66 | Зарубежная новеллистика. О Генри. Слово о писателе «Дары волхвов» | 1 | 21.05 | | 21.05 | | Работа с презентацией, лабораторная работа по тексту рассказа (составление портретной характеристики героев), речевое упражнение "Бином фантазии", Виртуальное справочное бюро "Художественная деталь". Составление таблицы "Толкование роли художественной детали" |
67 | Зарубежная проза о детях и подростках. Рей Бредбери. Слово о писателе. Рассказ «Каникулы». Роль фантастического сюжета в постановке нравственных проблем,. Образы детей. Смысл противопоставления в рассказе «Каникулы». | 1 | 24.05 | | 24.05 | | Работа с презентацией, лабораторная работа по тексту "Целенаправленное чтение", ответ на вопрос "Что нужно для счастья человеку?", комментирование выставленных оценок. |
68 | Итоговый урок. Литературная викторина «Любимые поэты и писатели». | 1 | 28.05 | | 28.05 | | Интеллектуальная игра, комментарий к летнему чтению. |