| Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация к учебной деятельности. (Организационный момент) (1 мин) | Проверяет готовность обучающихся к уроку, создает эмоциональный настрой на изучение нового материала. -Здравствуйте, ребята! Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми. - Ребята, верите ли вы: • что нас ждёт увлекательный урок? • что можно научиться плавать, держась за коровий хвост? • что можно научиться понимать животное по его мимике и жестам? • что маленькое безобидное животное может быть хищником? • что мы сегодня познакомимся с интересным произведением? -Девизом нашего урока будут слова: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной!» (слайд 3) -А почему я выбрала такой девиз, вы узнаете в течение урока. | Настраиваются на работу; Проверяют готовность рабочего места. | Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения. Регулятивные:Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным. |
2.Проверка домашнего задания. (3 мин) | Обеспечивает мотивацию выполнения задания. Организует проверку домашнего задания. Осуществляет проверку знаний предыдущего урока (ответы на вопросы). - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке, кто его автор? - Кто шёл на озеро? - Что хотели сделать ребята с уткой? - Кто подошёл к ребятам? - О чём спросил он ребят? - Как вела себя утка-мать в это время? - Когда ребята отпустили утят, что делала утка? - Что велел автор сделать детям, провожая утят? - Что вы можете сказать о ребятах, какие они: весёлые, глупые, безрассудные, жестокие, несмышлёные. - Что полезного вы взяли из этого рассказа? | Оценивают свою работу с помощью карточки. Отвечают на вопросы учителя по прочитанному тексту. - М. Пришвин «Ребята и утята». - Утка с утятами. - Поймать. - Автор, М. Пришвин. - Что они будут делать с утятами? - Сидела на холмике с раскрытым от волнения ртом. - Бросилась спасать своих детей. - Снять шапки и кричать «до свидания». Ответы детей Нельзя обижать животных. | Познавательное УУД: осуществлять поиск и выделение информации. Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. Регулятивные УУД: Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания. Личностные УУД: Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников |
3.Актуализация опорных знаний, постановка целей урока, определение темы. (2 мин) (1 мин) | 1.Актуализация знаний - Сегодня мы продолжим чтение произведений по разделу…? (о братьях наших меньших) - Чему мы учимся в этом разделе? (слайд 4) - Перед вами таблица. В правом столбике названия литературных произведений, в левом – фамилии авторов. У вас на столах лежат такие же таблички, соедините линией фамилию автора с произведением. Л.Н. Толстой | “Филипок” | М.М. Пришвин | | И.Пивоварова | “Ребята и утята” | Е.И. Чарушин | “Жила-была со ака...” | - Что вы успели заметить? - Какому автору? (Е. Чарушину) - Название рассказа вы узнаете на стр. 136 - Прочитайте, как называется этот рассказ. - Запишите в свои таблицы название этого произведения. 2. Постановка темы и цели урока. (слайд 5) - Значит, тема нашего урока будет... Цель урока: - Какие задачи мы для себя определим? | Дети отвечают на предложенные вопросы. Слушают Отвечают Рассуждают Высказывают предположения - Не хватает одного произведения. Страшный рассказ - Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин - познакомиться с произведением Е.Чарушина «Страшный рассказ» Познакомиться… (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина). - Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”). -Проанализировать... (новое произведение). | Познавательные УУД: Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
5. Изучение нового материала. (3 мин) | Биография Е.И. Чарушина (Слайд 6) - Ребята, как называют человека, который пишет книги? - А как называют человека, который пишет картины? - Как вы думаете, это может быть один и тот же человек? - Евгений Иванович Чарушин был именно таким человеком он писал и иллюстрировал книги. Был писателем анималистом. Учитель рассказывает о биографии Е.И. Чарушина. Побуждает к высказываниям. Отмечает степень вовлеченности в работу. Формулирует задание для работы в парах. Биография Е. Чарушина. - В 1901г. в старинном городе Вятке, а по-нынешнему Кирове, родился мальчик Женя. Он очень любил животных. В доме Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлята, 20 певчих птиц. Мальчик любил выхаживать раненых животных, дружил с трёхногим псом Бобкой. На день рождения отец подарил ему книги о природе “Атлас птиц в картинках”, “Приключения юного натуралиста в Южной Америке”. Эти книги Женя читал запоем. Рассказывают, что, будучи 6-летним мальчиком Женя решил подражать птицам и есть то же, что и они. Так, он наелся «невообразимой гадости» – каши из грязного куриного корыта и заболел брюшным тифом. Плавать научился Женя в 11 лет, когда вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Ни одного дня мальчик не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей. Став взрослым Чарушин поступил в Ленинградскую Академию художеств. Тогда же он познакомился с С. Маршаком, В. Бианки, Б. Житковым, и стал иллюстрировать их книги. Вскоре вышел первый его рассказ, который назывался “Щур”. Большая часть произведений, созданных писателем, объединяются в циклы - “Про Томку”, “Никита и его друзья” и т.д. Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей. Евгений Иванович с равным искусством владел словом, карандашом и кистью. - Ребята, на переменке вы можете подойти к выставке и познакомиться с книгами Е. Чарушина. (Показываю книги с рисунками Е. Чарушина,) - Ребята, каким должен быть человек, который умеет точно передать повадки животного, его характер? - А вы умеете наблюдать? Кто из вас наблюдал за каким-нибудь животным дома или в зоопарке, в лесу? Закройте глаза, вспомните, как выглядит это животное? - Кто попробует описать животное, не называя его, а мы послушаем и постараемся узнать о ком был рассказ. - Да, ребята, вы много описали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете, когда разгадаете ребус.(слайд 10) | Слушают учителя, работают в парах. Совместно с учителем проговаривают правила работы в парах. - Писатель. - Художник. Ответы детей. (Наблюдательным) | Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, опорные слова, слайды). Коммуникативные УУД: Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста. Формулировать ответы на вопросы. Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Предметные умения: Формировать интерес к чтению как к средству получения информации Коммуникативные УУД: Уметь воспринимать на слух художественное произведение. Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст). Анализировать поступки героев. Коммуникативные УУД: Формулировать ответы на вопросы. Формулировать собственное мнение и аргументировать его. Принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения. |
Физминутка. (2 мин) | - Перед вами чистоговорка, давайте прочтём её сначала медленно, потом быстрее, а теперь представьте себя маленькими ёжиками, присядьте на корточки и ползите ко мне.(слайд 11) Жи – жи – жи, живут в лесу ежи. Жа – жа – жа, я нашла ежа. Жу – жу – жу, молока налью ежу. | | |
Знакомство с произведением. (2 мин) Словарная работа. (1 мин) Первичное чтение (5 мин) Анализ рассказа (10 мин) | -Ребята, вспомните, как называется рассказ, с которым мы будем знакомиться? -Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тексте? -Скажите, когда и почему бывает страшно? -Какими близкими по значению словами мы можем заменить слово страх? (паника, испуг, тревога, боязнь, ужас) Как эти слова называются? Где мы можем найти эти слова? -Покажите мимикой и жестами страх и испуг. -А вас когда-нибудь охватывало чувство страха? -Что вас напугало? Хотите узнать, что напугало героев этого произведения? В произведении Е. Чарушина “Страшный рассказ” вам встретятся два слова, значение которых следует уточнить.(слайд 12, 13) Это слова “чулан” и “сени”. - Объясните лексическое значение слов. Толкование этих слов можно прочитать в словарях. (Показать словарь) - Ребята, давайте прочтём произведение. (комбинированное чтение) Обмен впечатлениями. -Понравился рассказ? - Почему автор назвал рассказ страшным? - В какой момент вы волновались? - Кто главные герои этого рассказа? - Кого испугались мальчики? - Как вы думаете, прочитанное произведение сказка или рассказ? – Прочитайте, с чего начинается рассказ. - Почему мальчики были одни дома? - Что сказано про мальчиков в начале рассказа? Зачитайте. - Подберите слова для описания их характера. - Что напугало детей? Найдите эти строки. - Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Давайте войдем в этот рассказ. Вы теперь Шура и Петя. Как бы вы себя повели? Какие чувства испытывали мальчики, когда слышали звуки за дверью? Расположите эти слова в порядке возрастания чувств.(слайд 14) Страх Ужас Испуг Беспокойство - Какое из этих чувств испытывали мальчики в самый напряженный момент? - Мальчикам было страшно? Они показывали друг другу, что они боятся? - Представьте, что вы боитесь, но говорите, что вам не страшно. Попробуем прочитать диалог без слов автора, интонационно показывая свои ощущения. - Сколько участников нам понадобится, чтобы прочитать его? - Подготовьте чтение в паре, но прочитать надо так, чтобы мы поняли, что их начинает охватывать ужас. - Какая пара читающих вам понравилась больше всего? -Давайте снова вернемся в рассказ. Изменилось ли настроение мальчиков, когда пришли родители? - Посмотрите на иллюстрацию в ваших книгах. Ее выполнил Е. Чарушин. - Кого изобразил художник на рисунке? - Найдите в тексте строки, которые ты мог бы соотнести с рисунком. | Отвечают на вопросы, слушают ответы одноклассников. Выполняют задание. Ответы детей: -помощь учителя; -обратиться к толковому словарю; -посмотреть в энциклопедии; Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом. Чулан – помещение в доме, служащее кладовой. Обучающиеся читают рассказ. Дети делятся своими впечатлениями Мальчики Шура и Петя. - Рассказ. Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером Дети остались одни дома. Родители ушли. Аккуратные, послушные, самостоятельные, дружные. Беспокойство Испуг Страх Ужас - Два мальчика. Рассматривают иллюстрацию Слушают Строят суждения | Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания. Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия. |
Физминутка | (Слайд 15) | | |
Проверка усвоения смысла и содержания рассказа. (3 мин) | - Ребята, давайте разделимся на группы и следующее задание выполним в группах. Перед вами карточки розового цвета с фразеологизмами. Давайте с ними познакомимся (устанавливают лексическое значение) У страха глаза велики (преувеличивать) Остаться в четырёх стенах. (родители ушли) Брать под своё крылышко. (окружить заботой) Сердце в пятки ушло. (испугались) В мгновение ока. (быстро) Не верить своим глазам. (удивление). - Возьмите в руки карандаши и расположите их в той последовательности, в которой развиваются события рассказа. - Проверим, что у вас получилось. | Работа в группах 1.Остаться в четырёх стенах. (остались одни) 2.У страха глаза велики (преувеличивать) 3.Сердце в пятки ушло. (испугались) 4.В мгновение ока. (быстро) 5.Не верить своим глазам. (удивление). 6.Брать под своё крылышко. (окружить заботой) | Предметные умения: Формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание; Развивать умение работать с текстом. Познавательные УУД: Пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач. Регулятивные УУД: Осуществлять самоконтроль в индивидуальной работе. Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания. |
Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке. (2 мин) | Игра «Завершите фразу» (слайд 16) - Ребята, я говорю вам, начало фразы, а вы её продолжаете: Будущий писатель полюбил природу, потому что … Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что... Из его книг можно узнать о … Художник, который рисует животных, называется… Пса, который жил у Чарушиных дома звали... -Как называется рассказ, который мы сегодня прочитали? - Соответствует ли название рассказа его содержанию? Вот если бы вы были писателем, то, как бы вы озаглавили рассказ? (“Случай на даче”, “Ежик”) - Почему ежик не ушел, а остался жить с ребятами все лето? - Какими мальчики показаны в конце рассказа? - Докажите словами из текста. - Почему рассказ, где главные герои мальчики помещен в разделе “О братьях наших меньших”? -Чему учит рассказ? - Вернемся к началу урока. Ребята, вы уже догадались, кому принадлежат эти слова? (слайд 17) “Входи в мир природы! Будь внимательным, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной. Растения и животные - это наша родная природа. Оберегать и любить их - это значит любить и беречь свою Родину”. Ведь в природе всё взаимосвязано. Одну из связей в природе мы с вами сейчас себе представим.(слайд 18) Чем питаются ежи? (мышками). А чем питаются мыши? (зёрнышками). - Что произойдёт, если истребить ежей? (мышей станет больше, и они поедят зерновые культуры). - Вот какую важную роль играют животные! Оценивание учащихся с помощью слов-. помощников. (слайд 19) -У каждого из вас на столе конверты с сюрпризом, откройте их. Что вы там видите? (слайд 20) (У каждого ученика на столе шаблоны ежиков трех цветов: красный - мне было не интересно на уроке, и я ничего не понял; синий - мне было интересно, но у меня возникло очень много вопросов; зеленый - мне урок понравился, хочется прочитать другие произведения Е.И. Чарушина). -Приклейте к доске ежика, который соответствует вашему мнению. | Дети отвечают, выражают свои мысли. - Любят животных, добрыми. “Дали молока… и кусок мяса). - Ещё одним героем рассказа был ёж. Вывод (чему учит рассказ): не бояться, взаимоподдержке - Е. И. Чарушину. Отвечают на вопросы учителя. | Личностные УУД: формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе). Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания Регулятивные УУД: Фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке. Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания. КоммуникативныеУУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера. Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности. |
Домашнее задание. (1 мин) | Д/з: перечитать рассказ стр. 136-138, подготовить подробный пересказ по плану. (слайд 21) 1 в.- Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту. 2 в.– Подобрать к прочитанному тексту пословицы, загадки. 3 в.– Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа. | | |