Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Литература. 9 класс
Адаптированная образовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья. Литература. 9 класс
Рабочая программа составлена на основе Рабочей программы по литературе. 5-9 классы (по программе под ред. В.Я. Коровиной): Методическое пособие / Сост. Г.М. Вялкова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: «Планета», 2011 (образовательный стандарт).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
средняя общеобразовательная школа № 448 Фрунзенского района
Санкт- Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Решением Директор ГБОУ СОШ № 448
Педагогического совета ГБОУ СОШ № 448 Фрунзенского района
Фрунзенского района Санкт-Петербурга Санкт-Петербурга
Протокол № ….. от ……… 201… г ________________________
секретарь Педагогического совета « »______________ 201..г
_____________________________
Рабочая учебная программа
учителя русского языка и литературы
Субботиной Инги Кеворковны
Литература
Адаптированная образовательная программа
для детей с ограниченными возможностями здоровья, 9 класс
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
_______ _______________
«___»__________201 г.
РАССМОТРЕНО
протокол № .… от ….. 201 г
Руководитель МО
___________________
201_/201_ учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Рабочей программы по литературе. 5-9 классы (по программе под ред. В.Я. Коровиной): Методическое пособие / Сост. Г.М. Вялкова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: «Планета», 2011 (образовательный стандарт).
Общая характеристика учебного предмета
Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Ведущая линия изучения литературы в 9 классе – литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов.
Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
воспитаниедуховно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, устной и письменной речи учащихся;
освоениетекстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе; подготовка к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11классов, совершенствование умений подробного, выборочного, сжатого пересказа от другого лица; подготовка к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:
познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;
практических:формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;
Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе.
Уроки литературы проводятся с применением таких современных образовательных технологий, как:
Здоровьесберегающие технологии: равномерное распределение во время урока различных видов заданий, чередование мыслительной деятельности с физминутками (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, физкультминутка – физкультура для мышц тела), определение времени подачи сложного учебного материала, нормативное применение ТСО.
Игровые технологии(расширение кругозора, развитие познавательной деятельности). Игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. Учащиеся лучше усваивают материал в игре.В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Сказкотерапия – это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру; это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил. Такая информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребенка развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его.
Сказкотерапия используется не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка (уроки-путешествия, создание иллюстраций и пр.)
Обучение в сотрудничестве (командная работа). Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Проблемное обучение(например, отгадывание темы урока) – создание в учебной деятельности проблемной ситуации и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Американская образовательная технология (техника «послушать – сговориться – обсудить»)(Д. Ричардс, курс «Русская литература»). Учитель задает вопрос, предлагает продумать ответ, сказать участникам команды и после согласования с ними общее мнение предложить всему классу. Эта техника имеет очевидные преимущества: способствует активному усвоению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровнями подготовки.
Информационно-компьютерные технологии (программы: Power Point, ABBYY Fine Reader 8.0 Professional Edition, Microsoft Office Word, EPSON Scan и др.) делают урок более интенсивным, насыщенным, ярким, живым; способствуют изменению и неограниченному обогащению содержания образования.
Данная программа адаптирована к учащимся с нарушением зрения. Адаптированная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий.
Дети с патологией зрения при обучении русскому языку испытывают трудности. У них заблокирован зрительный канал восприятия, что усиливает нагрузку на все остальные – слуховой, кинестетический. Поэтому темп восприятия учебного материала более замедленный, они быстро утомляются. В связи с ограниченностью зрительного восприятия образ слова не формируется, наблюдаются значительные нарушения в письменной речи – безграмотность. Общая осведомленность о мире ниже, чем у здоровых детей. Словарный запас беден.
При организации учебно-воспитательного процесса в специальных коррекционных классах необходимо было учитывать как общие задачи обучения и воспитания для конкретного возраста, так и специальные задачи, обусловленные особенностями психо-физиологического статуса ребёнка с патологией зрения. Принцип индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с патологией зрения предполагает всесторонние изучения личности каждого ребенка, выявления причин, характера и тяжести дефекта, интересов, наклонностей и способностей.
Формы и методы обучения детей с патологией зрения имеют свою специфику, а именно направлены на коррекцию и компенсацию отклонений в развитии различных сторон познавательной деятельности и качеств личности. УМК специальных коррекционных классов включает:
1. Здоровьесберегающие мероприятия в организации урока: создание щадящего режима для развития зрительного канала восприятия (гимнастика для глаз, динамические паузы).
2. Словесные методы обучения.
Учитывая, что у детей страдает орган зрения, делается большой акцент на устную подачу учебного материала. Особое место в уроке принадлежит объяснению учителя. Учебный материал тщательно отобран; речь учителя информационно насыщена, логична, эмоциональна. Используется наглядные пособия крупного масштаба (плакаты, графики в цветном изображении). Особое место отводиться повторению изученного ранее материала (фронтальные беседы, игры-разминки и др.).
В процессе обучения у детей усиливается нагрузка на слуховой канал восприятия. Роль памяти при различных нарушениях огромна. Объем запоминаемого материала возрастает, следовательно, необходимо использование мнематических приёмов запоминания – ассоциации по сложности, сходству, различию; вместо механического заучивания ребенок использует логические смысловые связи между отдельными частями материала и т.п.
Важно, чтобы процесс мышления связывался с речью. На уроках практикую хоровые ответы, индивидуальные устные упражнения, устные ответы с опорными словами, доклады, творческие задания и др.
3. Работа с учебником и дидактическим материалом.
Учебники, текстовые задания по возможности имеют крупный шрифт - это необходимое условие организации учебной деятельности в классах детей с патологией зрения.
4. Благоприятный психологический климат.
У детей с патологией зрения усилена нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, поэтому велика роль благоприятного психологического климата; создание учителем атмосферы доверительности, поддержки; привитие интереса к предмету; создание ситуации успеха.
Количество учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение литературы в 9 классе:
– в год – 102 ч.;
– в неделю – 3 ч.
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, художественный, с изменением лица), выразительное чтение, в том числе и наизусть. Развернутый ответ на вопрос, викторина, анализ эпизода, анализ стихотворения, комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи. Лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-литературную темы, презентации проектов;
- итоговый: анализ стихотворения, развернутый ответ на проблемный вопрос, литературный ринг, выполнение заданий в тестовой форме.
Содержание тем учебного курса
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве».История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
Характеристика русской литературы XVIII века.
Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям».Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник».Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза»,стихотворение «Осень».Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море».Романтический образ моря.
«Невыразимое».Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана».Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» – пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума».Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
«Евгений Онегин».Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна – нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика – В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» – Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери».Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени».Обзор содержания. «Герой нашего времени» – первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин – «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист»и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...».Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души»– история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков – «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора – от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.
«Бедность не порок».Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя – положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви – воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи».Тип «петербургского мечтателя» – жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.
«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска».Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи».Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце».История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость – основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...».Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...».Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!»и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью – потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве».Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «Тростник», «Бег времени».Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия»(отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков
Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет»(обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой
(4-й акт). «Гамлет» – «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Жан-Батист Мольер. Краткие сведения о жизни и творчестве Мольера. Характеристика эпохи классицизма.
«Мещанин во дворянстве» – пьеса эпохи классицизма. Роль интриги в развитии сюжета. Герои пьесы. Сценическая история комедии Мольера.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
авторов и содержание изученных произведений;
основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.
Уметь:
прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
определять идейную и эстетическую позицию писателя;
анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
оценивать проблематику современной литературы;
анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.
Критерии оценивания
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.
Объем сочинений должен быть примерно таким:
5 кл. – 1-1-5 тетрадные страницы,
6 кл. – 1,5-2,
7 кл. – 2-2,5,
8 кл. – 2,5-3,
9 кл. – 3-4,
10 кл. – 4-5,
11 кл. – 5-7.
Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, также как превышение объема не ведет к повышению отметки.
Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8 клссах и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая – за грамотность.
В 5-11 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными Критериями в пределах программы данного класса:
Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.
Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.
Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.
Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.
Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.
Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам:
5 класс – 100-110 слов в минуту,
6 класс – 110-120 слов в минуту,
7 класс – 120-130 слов в минуту, считая это средней скоростью в последующих классах.
В соответствиисэтим:
Отметкой «5»оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.
Отметкой «4»оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается 1-2 неточности.
Отметкой «3»оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса
Отметкой «2»оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинения
Указанный объем сочинений является примерным потому, что объем ученического текста зависит от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития и почерка.
Сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая – за соблюдение орфографических и пунктуационных норм. Первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
- соответствие работы ученика теме и основной мысли;
- полнота раскрытия темы;
- правильность фактического материала;
- последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число языковых ошибок и стилистических недочетов.
Орфографическая и пунктуационная грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок (Нормы оценки знании, умений и навыков учащихся по русскому языку). Содержание и речевое оформление оценивается по следующим критериям:
Отметка "5" ставится, если: 1) содержание работы полностью соответствует теме; 2) фактические ошибки отсутствуют; 3) содержание излагается последовательно; 4) работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления; 5) достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В работе допускается 1 недочет в содержании, 1-2 речевых недочета, 1 грамматическая ошибка.
Отметка "4" ставится, если: 1) содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); 2) содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности; 3) имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; 4) лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен; 5) стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В работе допускается не более 2 недочетов и содержании, не более 3-4 речевых недочетов, 2 грамматических ошибок.
Отметка "3" ставится, если: 1) в работе допущены существенные отклонения от темы; 2) работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности; 3) допущены отдельные нарушения последовательности изложения; 4) беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление; 5) стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В работе допускается не более 4 недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибок.
Отметка "2" ставится, если: 1) работа не соответствует теме; 2) допущено много фактических неточностей; 3) нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану; 4) крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления, нарушено стилевое единство текста. В работе допущено 6 недочетов в содержании, до 7 речевых недочетов и до 7 грамматических ошибок.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки "4" на одну, а для отметки "3" на две единицы. Например, при оценке грамотности "4" ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2. 2-2-3; "3" ставится при соотношениях: 6-4-4. 4-6-4, 4-4-6. При выставлении отметки "5" превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям сочинение написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ
Предмет Литература
Класс 9
Учитель Субботина И.К.
Количество часов всего: 102 ч., в неделю: 3 ч.
Проверочных работ: 4; уроков развития речи: 11; внеклассного чтения: 4.
Планирование составлено на основе Рабочей программы по литературе. 5-9 классы (по программе под ред. В.Я. Коровиной): Методическое пособие / Сост. Г.М. Вялкова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: «Планета», 2011 (образовательный стандарт).
Учебник: Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.
Дополнительная литература
Для учащихся:
Литература. 9 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2013.
Ляшенко Е.Л. Тесты по литературе. 9 класс: к учебнику В.Я. Коровиной и др. В 2 ч. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Для учителя:
Аристова М.А. Анализ произведений русской литературы: 9 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.
Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. – М.: ВАКО, 2014.
Маркитанова М.А. Дидактические материалы по литературе. 9 класс: к учебнику В.Я. Коровиной «Литература. 9 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
Рабочие программы по литературе. 5-9 классы (по программе под ред. В.Я. Коровиной): Методическое пособие / Сост. Г.М. Вялкова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: «Планета», 2011 (образовательный стандарт).
Русский язык. Литература. 5-11 классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины / Авт.-сост. Е.М. Мордас. – Волгоград: Учитель, 2011.
Программное обеспечение:
Коровина В.Я. и др. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 9 класс». – М.: Просвещение.
Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Изучение «сквозных» тем в процессе преподавания литературы. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова. – М.: «Планета», 2013.
Уроки литературы с применением информационных технологий. 8-11 классы. Выпуск 2. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / Авт.-сост. Е.С. Квашнина, Т.Е. Коптяева, Н.Ф. Ромашина. – М.: Планета, 2014.
Календарно-тематический план представлен в виде следующей таблицы
№ п/п
Раздел
Тема раздела
Количество часов
Из них
изучение нового и закрепление
контроль
1
I
Введение
1
1
–
2
II
Древнерусская литература
5
4
1
3
III
Русская литература
XVIII века
5
5
–
4
IV
Шедевры русской
литературы XIX века
53
46
7
5
V
Литература ХХ века
25
21
4
6
VI
Романсы и песни на слова русских писателей
XIX и ХХ веков
9
7
2
7
VII
Из зарубежной литературы
4
3
1
Поурочный план представлен в виде следующей таблицы
№ урока
Название
разделов,
количество часов
Тема урока
Виды контроля
за уровнем
усвоенного
Планируемые результаты обучения
(умения и навыки)
1
Введение
1
Вводный урок. Литература как искусство слова
Опрос, викторина
Развитие связной речи учащихся, выявить уровень литературного развития, сформировать понимание учащихся литературы как искусства слова
2
Древнерусская
литература
1
Из истории «Слова о полку Игореве»
Проверка тетрадей, знания содержания поэмы
Развитие навыка конспектирования, анализа поэмы, привитие интереса к произведениям древнерусской литературы, учить рассуждать, развитие воображения
3
1
«Слово о полку Игореве». «О Русская земля!»
Вовлечение учащихся в обсуждение, решение проблемной ситуации
Развивать речь, память, мышление, умение выразительно читать, проработать характеристики героев, формировать эстетические вкусы, воспитывать интерес к литературе
4
1
Вечные образы «Слова о полку Игореве»
Опрос, проверка знания текста,
исторической основы «Слова»
Познакомиться с работами известных художников к «Слову», навыки выразительного чтения и анализа произведения
5
1
Поэтическое искусство автора «Слова о полку Игореве»
Ответы на вопросы, характеристика героев
Привитие интереса к произведениям древнерусской литературы
6
1
Р.Р. Сочинение по «Слову о полку Игореве»
Сочинение
Развитие связной речи учащихся, развитие навыка составлять план сочинения, собирать материал к нему
7
Русская
литература XVIII века
1
Характеристика русской литературы
Проверка конспектирования, опрос
Развитие навыка конспектирования, знание особенностей классицизма, развитие умения составлять презентации и защищать их
8
1
М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия…»
Опрос
Развитие навыка анализа произведения, знание творчества Ломоносова, учить рассуждать, выражать своё мнение
9
1
Г.Р. Державин. Личность, судьба, творчество
Тест, опрос
Знание биографии Державина, особенностей его творчества, признаков классицизма, умение анализировать стихотворения, работать в паре, группе, сопоставлять, сравнивать.
10
1
Н.М. Карамзин. Судьба и творчество писателя
Опрос
Дать понятие о сентиментализме как литературном течении, развитие навыка конспектирования, познакомить с жизнью и творчеством писателя
11
1
Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза». Признак счастья
Проверка выполненного группой задания, знание текста повести
Учить анализу произведения в единстве содержания и формы, оценке значения повести, развивать навыки устной монологической речи, навыки записи прослушанного, развивать логическое мышление, формировать нравственно-этические качества личности.
12
Шедевры
русской
литературы
XIX века
1
Поэзия 19 века. Романтизм. В.А. Жуковский – «литературный Колумб России»
Опрос, сообщения
Познакомить с судьбой и творчеством Жуковского, дать понятие о романтизме, развитие навыка сравнительного анализа стихотворений
13
1
В.А. Жуковский. Лекция «Его стихов пленительная слабость»
Опрос, сообщения
Познакомить с судьбой и творчеством Жуковского, дать понятие о романтизме, развитие навыка сравнительного анализа стихотворений
14
1
В.А. Жуковский. Особенности поэтического мира. «Светлана»
Опрос, проверка домашние задания
Знание основных черт романтизма, признаков баллады, развитие навыка сравнительного анализа, умение работать с разными источниками, находить информацию, использовать в самостоятельной работе
15
1
А.С. Грибоедов. Очерк жизни и творчества
Проверка подготовленных сообщений, конспектов, умение слушать и понимать
Знать судьбу Грибоедова, умение давать полный развёрнутый ответ, привитие интереса к чтению, раскрыть личность писателя, приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы, развитие навыка конспектирования
16
1
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». «К вам … Чацкий»
Проверка домашние задания,
умения анализировать
Привитие интереса к чтению, знание особенностей комедии, умение анализировать афишу, формировать собственное отношение к произведению, развитие связной монологической речи
17
1
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Век нынешний и век минувший
Проверка уровня читательского восприятия в ходе беседы, опроса
Привитие интереса к чтению, развитие навыка анализа драматического произведения, умение составлять характеристики героев, развитие связной речи
18
1
Проверочная работа № 1. А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Анализ 2-3 действий
Проверка монологов Фамусова наизусть, опрос, проверочная работа
Развитие связной речи учащихся, умение работать в группе, навыки анализа комедии, выразительного чтения по ролям. Привитие интереса к чтению
19
1
Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова»
Анализ эпизода, составление плана
Развитие связной речи учащихся, формирование навыка составления плана, умение давать характеристики героев, знание текста комедии
20
1
А.С. Грибоедов «Горе от ума». Анализ 4 действия
Проверка монологов наизусть, знания текста произведения
Знание наизусть монолога Чацкого, навыки анализа комедии, учить думать, делать выводы, рассуждать
21
1
А.С. Грибоедов.
«Горе от ума». Анализ афоризмов
Опрос. Проверка умения работать в группе
Учить размышлять над понятием «ума» в разные эпохи, ввести в лексикон учащихся разные нравственные понятия, обогащение словарного запаса, умение понимать проблему, подбирать аргументы для аргументации собственной позиции
22-24
3
Р.Р. Сочинение по комедии «Горе от ума»
Опрос
Развитие связной речи учащихся, учить думать, рассуждать, точно выражать свою точку зрения
25
1
А.С. Пушкин. «Пушкин – наше всё» (А. Григорьев)
Проверка усвоения материала, конспектов учащихся
Привитие интереса к чтению, знание жизни и творчества Пушкина, развитие навыка конспектирования, умение выбирать главное из предложенного материала, приобщение к духовным ценностям русской литературы
26
1
А.С. Пушкин. Тема «дружества святого»
Проверка групповой работы
Развитие навыка выразительного чтения, анализа стихотворения. Знание судьбы Пушкина, основных мотивов его творчества, привитие интереса к чтению русской литературы.
Воспитание на примере дружбы лицеистов
27
1
А.С. Пушкин. Вольнолюбивая лирика
Опрос
Развитие навыка анализа стихотворения, знание жизни и творчества Пушкина, привитие интереса к произведениям поэта, учить выделять главное, делать выводы
28
1
А.С. Пушкин.
«Души моей царицы». Любовная лирика
Опрос
Развитие навыка анализа стихотворения, умение отбирать материал на заданную тему, развитие связной речи – ответ – монолог
29
1
А.С. Пушкин. Последние дни жизни. Тема творчества
Опрос, проверка составленных планов
Развитие навыка составления тезисного плана, анализа стихотворения, умение думать, размышлять, делать выводы
30
1
А.С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
Проверочный тест,
Вовлечение в обсуждение трагедии
Проверить знания учащихся о жизни и творчестве Пушкина, развитие навыка анализа, знание наизусть стихотворений поэта, познакомить учащихся с «Маленькими трагедиями», привитие интереса к чтению
Развитие навыков конспектирования, проверить знание стихотворений Пушкина, умение выделять главное, делать выводы, думать, анализировать. Познакомить с историей создания романа «Евгений Онегин»
32
1
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Комментированное чтение главы 1
Опрос фронтальный и индивидуальный
Проверить знания учащихся об особенностях романа,
навыки комментированного чтения, умение размышлять, делать выводы, развивать воображение, развитие связной речи
33
1
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Гл. 3-4. Онегин и Ленский
Опрос, проверка заполненной таблицы
Знание текста произведения, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, оценивать героев
34
1
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письмо Татьяны, исповедь Онегина
Опрос
Умение анализировать, сравнивать, понимать состояние героев, их чувства, раскрытие любящей души Татьяны, развитие связной монологической речи
35
1
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Главы 5-6
Опрос, сообщение, проверочная работа
Развитие навыка сравнительного анализа, знание текста произведения, привитие интереса к чтению, учить размышлять, выражать своё мнение
36
1
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна и Онегин
Проверочный тест
Проверить знания учащихся по изученному произведению, учить думать, оценивать поступки героев, сравнивать, высказывать своё мнение
37
1
Р.Р. Сочинение по роману «Евгений Онегин»
Сочинение
Развитие связной речи учащихся, учить отбирать необходимый материал для сочинения
38
1
Проверочная работа № 2. М.Ю. Лермонтов. Время Лермонтова. Личность поэта
Проверочная работа
Проверить знания учащихся , привитие интереса к русской литературе, развитие связной речи, продолжить знакомство с жизнью и творчеством Лермонтова. Развитие навыка конспектирования
39
1
М.Ю. Лермонтов. Тема поэта и толпы
Опрос, проверка планов
Развитие связной речи учащихся, формирование навыка анализа стихотворения, умение сравнивать, делать выводы, навык составления подробного плана
Формирование навыка анализа стихотворения, знание особенностей лирики Лермонтова, учить размышлять, сравнивать, делать выводы
42
1
М.Ю. Лермонтов. Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова
Опрос
Формирование навыка анализа стихотворения, развитие связной речи учащихся, знание судьбы Лермонтова, привитие интереса к лирике поэта
43
1
М.Ю. Лермонтов. Замысел, смысл названия, проблематика романа «Герой нашего времени»
Проверка конспектов, опрос
Развитие навыка конспектирования, познакомить учащихся с особенностями романа, раскрыть главные проблемы произведения
44
1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Бэла»
Проверка знания текста произведения
Учить внимательному, вдумчивому чтению, умение пересказывать эпизоды, анализировать их, давать оценку поступкам героев, формирование собственного отношения к роману Лермонтова, уметь вести диалог
45
1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». «Максим Максимыч» и «Тамань»
Проверка таблицы, сообщений, знания текста
Развитие связной речи - рассказ о герое, понимание роли изобразительных средств в раскрытии художественных образов, умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, понимать ключевые проблемы романа
46
1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Групповая работа по повести княжна «Мери»
Проверка выполненного дома задания по карточкам
Умение отбирать материал из разных источников, развитие связной речи, умение логично, последовательно давать ответы на поставленные вопросы, навыки анализа эпизода
47
1
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Анализ повести «Фаталист»
Проверочный тест
Проверить знание текста произведения, его особенностей, развитие навыка анализа эпизода, учить давать характеристику героя, приобщать к духовно-нравственным ценностям русской литературы
48
1
Р.Р. Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Проверить черновики с отобранным материалом
Развитие связной речи учащихся, обучение написанию сочинения по литературному произведению
49
1
Н.В. Гоголь.
Жизнь и творчество
Проверить подготовку учащихся к уроку
Привитие интереса к произведениям русской литературы, умение обмениваться собранной информацией, делать записи по ходу урока
50
1
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Урок-пролог
Проверить подготовку учащихся к уроку
Продолжить знакомство с творчеством писателя, привитие интереса к произведениям русской литературы, умение обмениваться собранной информацией, делать записи по ходу урока
51
1
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Образ города
Проверить знание текста поэмы, умение ориентироваться в содержании
Развитие навыка анализа эпизода, умение понимать его роль в произведении, связь с другими эпизодами, учить понимать авторскую позицию, думать над прочитанным, делать выводы, развивать воображение
52-53
2
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Образы помещиков
Проверить знание текста поэмы, умение составлять характеристику героя
Развитие связной речи учащихся, творческого воображения, умения выделять главное в прочитанном, давать характеристику героев, делать выводы, связывать черты помещиков с характерами современных людей
54
1
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Образ дороги
Проверить пересказ, знание текста поэмы
Развитие связной монологической речи, обучение пересказу-анализу, развитие умения давать характеристику героя, умение видеть сквозные образы
55
1
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Смысл названия
Опрос, карточки
Навыки выразительного чтения наизусть, умение составлять опорные схемы, учить думать, рассуждать, выражать собственное мнение, понимать основные проблемы произведения, их современность
56
1
Н.В. Гоголь. «Мёртвые души». Заключительный урок
Опрос, тест
Формировать умение проводить литературные аналогии и прогнозировать ситуацию, воспитывать активную жизненную позицию, прививать интерес к литературе, повторить и систематизировать знания по поэме.
57
1
Р.Р. Сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
Сочинение
Развитие связной речи учащихся, умение выражать своё мнение, отстаивать свой взгляд на произведения писателя, прививать интерес к чтению русской литературы, развитие умения редактировать написанное
Познакомить учащихся с судьбой и творчеством писателя, проверить знание текста произведения, обучение аналитическому чтению, развитие умения составлять характеристику героя, раскрыть особенности образа главного героя и образ Петербурга
59
1
А.Н. Островский. Мастерство драматурга
Опрос, фронтальная работа, записи
Привитие интереса к чтению, познакомить с творчеством Островского,
развитие связной речи учащихся, обогащение словарного запаса
60
1
А.Н. Островский «Бедность не порок». Основной конфликт
Опрос, проверка домашние задания
Развитие связной речи учащихся, привитие интереса к чтению, развитие навыка аналитического анализа эпизода, речевой характеристики героя, развитие понятия конфликта произведения
61
1
Л.Н. Толстой.
Личность писателя. Замысел трилогии
Проверка домашние задания
Обучение работе с учебником, развитие связной речи, продолжить знакомство с творчеством Толстого, обогащение словарного запаса учащихся – диалектика души героя
62
1
Л.Н. Толстой. «Юность».
Подлинные и мнимые ценности
Проверка домашнего задания, знание содержания глав
Работа над понятием «диалектика души», формирование навыка пересказа-анализа, умение ставить вопросы по содержанию. Обучение аналитическому чтению, учить давать оценку поступкам героев
Развитие связной речи учащихся, умение подробно пересказывать, анализировать. Продолжить знакомство с творчеством Чехова, раскрыть художественное мастерство писателя, развитие навыка конспектирования
64
1
А.П. Чехов. «Тоска». Анализ рассказа
Проверочный тест
Показать учащихся комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя, развитие речи, навыки анализа произведения
65
Литература
ХХ века
1
Проверочная работа №3. Литература 20 века. И.А. Бунин
Проверочная работа, проверка тетрадей
Проверить знания учащихся, умение ориентироваться в пройденном материале, развитие навыка конспектирования
66
1
И.А. Бунин. «Тёмные аллеи». Анализ рассказа
Вовлечение учащихся в обсуждение рассказа
Развитие связной речи, знание текста рассказа, умение сравнивать, сопоставлять, проводить литературные параллели, давать оценку поступкам героев
67
1
А.А. Блок. Слово о поэте. Своеобразие лирики
Проверка планов, анализ стихотворений
Познакомить учащихся с своеобразием творчества Блока, развитие навыка анализа стихотворения, умение работать с книгой и отбирать необходимый материал, развитие навыка составления плана, знание терминологии
68
1
А.А. Блок. Анализ стихотворений А.Блока
Опрос
Развитие навыка выразительного чтения, анализа стихотворений, умения выражать своё мнение, знание терминологии, привитие интереса к русской поэзии
69
1
С.А. Есенин
Судьба поэта. Своеобразие лирики
Опрос, беседа
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Есенина, раскрыть своеобразие его лирики, развитие навыка анализа, привитие интереса к русской поэзии
70
1
Р.Р. Сочинение-анализ стихотворения А.Блока или С.Есенина
Сочинение-анализ
Развитие связной речи учащихся, проверить навык анализа стихотворение
71
1
В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Громада-любовь»
Беседа, карточки, опрос
Продолжить знакомство с жизнью и творчеством Маяковского, раскрыть особенности лирики
72-73
2
В.В. Маяковский. «Громада-любовь»
Опрос, беседа
Учить внимательному прочтению стихотворений, умению видеть главное, понимать роль слов, развитие навыка анализа
74-75
2
Вн./чт. В. Каверин. «Два капитана». «Береги честь…»
Проверочный тест, знание текста, инд.
заданий
Учить правильно определять проблемы, анализировать поступки героев, отбирать нужный материал для ответа на вопрос. Воспитывать лучшие человеческие качества: верность, честность и благородство, честь, достоинство, мужество, умение любить и дружить
76
1
М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце»
Проверка таблицы, кроссворда, выполненных заданий
Создать условия для плодотворной работы учащихся, развитие мышления, связной речи, умение анализировать, отбирать необходимый материал, дать понятие нравственной сущности эксперимента
77
1
М.И. Цветаева. «Я тоже была…». Личность и судьба
Проверка домашнего задания
Познакомить с личностью и судьбой Цветаевой, развивать умение давать оценку прочитанному, систематизировать лекционный материал, сопоставлять, анализировать, создавать мотивацию для дальнейшего изучения творчества поэта
78
1
А.А. Ахматова. Чтение и анализ стихотворений
Анализ стихотворений
Развитие навыка выразительного чтения и анализа стихотворения, умение работать со статьёй учебника, отбирать необходимый материал, составлять план, привитие интереса к русской поэзии
79
1
Н. Заболоцкий
Слово о поэте. «Образ мирозданья»
Сообщение, опрос, анализ стихотворений, составление плана
Развитие навыка выразительного чтения и анализа стихотворения
80
1
Н. Заболоцкий
«Образ мирозданья» в лирике поэта
Анализ стихотворений
Умение работать со статьёй учебника, отбирать необходимый материал, составлять план, привитие интереса к русской поэзии
81-82
2
Р.Р. Анализ стихотворений (по творчеству М. Цветаевой, А. Ахматовой, Н. Заболоцкого)
Анализ стихотворений
Развитие связной речи, навыка анализа стихотворения, умения выражать собственное мнение
83
1
Б. Пастернак. В творческой лаборатории поэта
Опрос, анализ стихотворений, карточки
Привитие интереса к русской поэзии, умение анализировать стихотворения, развитие связной речи
84
1
Б. Пастернак. Чтение и анализ стихотворений
Опрос, анализ стихотворений
Продолжить знакомство с творчеством русских поэтов, обогащение словарного запаса учащихся
85
1
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Стихи о Родине
Опрос, чтение и анализ стихотворений
Развитие навыка анализа стихотворения, привитие интереса к поэзии
86
1
А.Т. Твардовский. Стихи о Родине. Военная тема
Опрос, анализ стихотворений
Раскрыть особенности творчества Твардовского. Знание основных тем творчества поэта, развитие связной речи
Познакомить учащихся с жизнью Солженицына, навыки анализа рассказа, умение оценивать поступки героев, сравнивать характеры, поведение, развитие понятия о праведничестве. Воспитание нравственности, внимательного отношения к людям
90-92
Романсы
и песни
на слова
русских
писателей
XIX и ХХ веков
3
Романсы и песни на слова русских писателей 19-20 веков
Сообщения
Привитие интереса к русской поэзии, умение слушать и понимать музыкальное произведение, отбирать необходимый материал к уроку, развитие навыка анализа. Познакомить с известными романсами на стихи русских поэтов
93-94
2
Вн./чт. Б. Васильев. «Завтра была война»
Проверка выполненных творческих работ
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся, знать содержание повести, уметь выделять основные проблемы, уметь самостоятельно ставить цели, задачи на различных этапах урока, анализировать, обобщать, делать выводы, давать характеристику героям, оценивать их поступки, развитие ассоциативного мышления. Творческого воображения, приобщение к самостоятельной творческой деятельности
95-97
3
Р.Р. Сочинение: «Страницы любимых книг» и др.
Сочинение
Развитие связной речи учащихся, умение выражать своё мнение, доказательно, логично строить высказывание
98
Из зарубежной
литературы
1
У. Шекспир. «Гамлет». «Вечный Гамлет»
Опрос, обсуждение, проверка карточек
Привитие интереса к чтению, умение задавать вопросы и искать на них ответы, понять значение образа Гамлета в русской литературе, знание текста трагедии, умение давать оценку поступкам героев, понять «вечность» образа главного героя
99
1
Жан-Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»
Опрос, обсуждение
Привитие интереса к чтению, умение задавать вопросы и искать на них ответы, знание текста комедии, умение давать оценку поступкам героев
100
1
Обобщающий урок по программе 9 класса. Проверочная работа № 4 (по произведениям, литературным направлениям, изученным за год)
Проверочная работа; проверка знаний учащихся
Проверить знания учащихся, развитие связной речи
101-102
2
Заключительный урок-игра «Тайны книжного шкафа»
Игра
Привитие интереса к чтению, проверить уровень литературного развития учащихся