Конкурс - игра по литературе для учащихся 5-х классов в рамках недели русского языка и литературы.
К соревнованию команды из двух параллельных 5-х классов получают задание: придумать название и приветствие. Оценивать команды приглашено компетентное жюри.
Цели:
- проверить знания учащихся о русских народных и литературных сказках через викторину
- воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников
- развивать навыки монологической речи, описания иллюстрации;
Ход урока.
Вступительное слово.
Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов. Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, мы начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.
Повторительно-обобщающая беседа по сказкам.
Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок.
- За что вы любите сказки?
- Назовите ваши любимые народные сказки.
- Каких сказочных героев вы особенно понравились?
- Чем интересны герои народных сказок?
- Каким героем народной сказки вы могли бы быть?
Викторина.
- Сегодня мы с вами продолжим работу с этим прекрасным жанром – сказка. Я думаю, что все вы готовы отправиться в этот мир удивительной сказки. И наше первое задание «Разминка»
Задание 1 - «Разминка»
Одно из имен Василисы? (Премудрая, Прекрасная)
« В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына» - это: (зачин)
Иван-царевич нашёл свою стрелу: А) в топком болоте
Сказка «Царевна-лягушка»: А) бытовая; Б) волшебная; В) о животных
Василиса Премудрая испекла каравай и «изукрасила разными узорами мудрёными». Слово «мудрёный» употреблено в значении: А) красивый; Б) замысловатый; В) неразгаданный
Словосочетание, в котором нет ПОСТОЯННОГО ЭПИТЕТА: А) царский пир; Б) добрый молодец; В) красное солнце
Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла: А) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек; Б) сама, так как была рукодельницей ; В) вместе с Иваном- царевичем.
Василиса Премудрая разгневала отца, потому что была: А) глупая и болтливая; Б) весёлая и насмешливая; В) мудрая и хитрая
Предложение: «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул…» - содержит : А) гиперболу; Б) сравнение; В) метафору
Иван-царевич проявил по отношению к медведю, селезню, зайцу и щуке: А) равнодушие; Б) милосердие; В) презрение
Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)
Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын? (Смородина)
Животное, в которое была заколдована Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)
Какой транспорт доставил Василису к дворцу? (Карета)
С кем Журавль решил создать ячейку общества? (Цаплей)
О какой сказке гласит народная мудрость «Кто ничего не делает, то на перине не уснёт»? (Солдатская шинель)
Чем занимались братья Ивана во время дозора? (Спали)
Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)
Какая сказочная героиня, прежде чем спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)
- Если вы внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача определить, что это за волшебный предмет.
Задание 2 –«Чёрный ящик».
Это то, на что положил каравай Иван-царевич. (Блюдце)
Это то, что использовала Василиса при создании ковра. (Игла)
Это то, что использовала Василиса во время пира. (Кубок)
Это то, что помогало Ивану искать Василису. (Клубок)
Конкурс «Сказочная мозаика»
Ведущий:
Да, палочкой волшебною Легко желанья исполнять. А мы попробуем смекалкою, Сообразительностью побеждать! Сложите правильно все части, И верно сказку назовите, А коль первыми исполните, То в конкурсе моём и победите!
Ведущий предлагает выбрать командам конверт с мозаикой – иллюстрацией к русской народной сказке, разрезанной на небольшие фрагменты (приложение 1, приложение 2).
Пока команды выполняют задание, проводится конкурс с болельщиками «Отгадай-ка»
Ведущий:
Я весёлый, озорной, Не соскучишься со мной! Отгадай мою загадку, За это приз получишь сладкий!
Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)
Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (гриб)
Отворили ворота – всему миру красота. (радуга)
Два брюшка – четыре ушка (подушка)
Зимой в поле лежал, летом в реку убежал. (снег)
Бежала – шумела, заснула – заблестела. (река)
Без досок, без топоров через реку мост готов. (лёд)
В шубе летом, зимой раздетый. (лес)
«Конкурс капитанов»
В команде главный капитан, Шагай смелей вперед! Идет команда за тобой, А капитанов конкурс ждет!
Капитаны команд получают листочки с отрывком из народных сказок. Прочитав отрывок, они должны сами правильно определить, какая это сказка и нарисовать на бумаге иллюстрацию к сказке таким образом, чтобы команда тоже верно смогла назвать произведение. Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает в конкурсе.
Задание 4 - «Творческое».
- В каждой сказке есть положительный герой, который борется со злом и коварством. И вот сейчас я прошу вас дать этим героям характеристику, но характеристику необычную. А необычность её в том, что охарактеризовать их вы должны пословицами и поговорками.
Подберите пословицы к героям сказки:
1 команда - Василиса Премудрая (Утро вечера мудренее, по одежке встречают, по уму провожают).
2 команда – Иван – крестьянский сын. (Кто скоро помог, тот дважды помог).
Ведущий : Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед – то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?
Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (василиса Премудрая для царя – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка2)
Наварила манной каши и размазала по тарелке:
– Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем! (Лиса – журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и журавль»)
– Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! ( Печка – девочке. – Русская народная сказка «Гуси – лебеди»
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила. ( Семь богатырей – царевну – А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)
- Все мы любим рисовать, создавать иллюстрации к произведениям, создавать тематические рисунки. Но сегодня мы будем писать портрет и не просто портрет, а шуточный портрет героев многих сказок. Во многих сказках они являются героями отрицательными, злыми, даже вызывающими страх, но мы посмотрим на них с другой стороны. Итак, конкурс «Шуточный рисунок».
Задание 5 – «Шуточный рисунок».
Нарисовать портрет
1 команда – Кощея Бессмертного
2 команда - Бабы-Яги
Подведение итогов.
- Это был наш заключительный конкурс. Я надеюсь, что вам понравилась викторина, что для многих из вас сегодня открылся какая-то по-новому это жанр - сказка, что каждый из вас усвоил свой урок.
Подсчитываются командные очки и учащиеся награждаются оценками.
- Ребята, я думаю, что вам понравилась наша викторина по самому чудесному жанру литературного произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств, поэтому недаром говориться сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет хорошо.
Команда 1
Тестовые задания. Отметьте правильный ответ
1. Чем занимались старик со старухой?
Скотину выращивали
Пашню пахали да хлеб засевали
Ходили в лес по грибы, по ягоды
2. Почему загоревали старики?
Сыновья их женились и разъехались
Чудо-Юдо объявилось, хотело на их землю напасть и людей истребить
Скотина болела и урожай не рос
3. Почему Ивану одному пришлось с Чудом-Юдом биться?
Иван один был, кто знал, как Чудо-Юдо победить
Братья Ивана испугались чудища невиданного и бежали прочь
Братья Ивана так крепко спали, что ничего не слышали, да не видели
4. Как Чудо-Юдо узнало, что на мосту Иван его поджидает?
Чудище возвестили его слуги: конь, пес и ворон
Иван кричал да руками размахивал, внимание привлекал
По запаху учуяло
5. Как удалось Ивану братьев своих разбудить?
Кинул Иван в избу шапку свою, да так, что та зашаталась
Свистнул и гаркнул Иван, да так громко, что братья проснулись
Бросил он в избу свои рукавицы, да так, что стекла чуть не повылетали
6. Как герою сказки все-таки удалось одолеть Чудо-Юдо?
Отсек ему сразу все головы, чудище и издохло
Сперва Иван отсек ему палец огненный, чтобы головы срубленные назад не прирастали
Братья наконец подоспели на помощь и втроем они чудище да одолели
7. Что нашел иль выведал Иван, перейдя через калинов мост?
Набрел на Чудо-Юдов дворец, сокровищ полный
Нашел платок свой, что в бою обронил
Прознал о кознях Чудо-Юдовых родственников
8. Зачем Иван яблоню на куски порубил?
То была жена Чуда-Юда, яблоней притворившаяся
Не понравились ему яблоки, что на яблоне росли
Пришлось рубить, дабы дров на костер собрать
9. Почему змеиха братьев изловить не смогла?
Их спрятали в своей кузнице 12 кузнецов
Быстроноги кони у братьев, змеиха так догнать и не смогла
Иван разбросал соль по дороге, да змеиху со следа сбил
10. Как Иван змеиху победил?
Поднял ее, да со всего размаху о сыру землю ударил
Срубил ей голову, да в речке утопил
Отразил ее пламя щитом волшебным, да так, что змеиха сама от него сгорела
Команда 2
Тестовые задания. Отметьте правильный ответ
1. Чем занимались старик со старухой?
Скотину выращивали
Пашню пахали да хлеб засевали
Ходили в лес по грибы, по ягоды
2. Почему загоревали старики?
Сыновья их женились и разъехались
Чудо-Юдо объявилось, хотело на их землю напасть и людей истребить
Скотина болела и урожай не рос
3. Почему Ивану одному пришлось с Чудом-Юдом биться?
Иван один был, кто знал, как Чудо-Юдо победить
Братья Ивана испугались чудища невиданного и бежали прочь
Братья Ивана так крепко спали, что ничего не слышали, да не видели
4. Как Чудо-Юдо узнало, что на мосту Иван его поджидает?
Чудище возвестили его слуги: конь, пес и ворон
Иван кричал да руками размахивал, внимание привлекал
По запаху учуяло
5. Как удалось Ивану братьев своих разбудить?
Кинул Иван в избу шапку свою, да так, что та зашаталась
Свистнул и гаркнул Иван, да так громко, что братья проснулись
Бросил он в избу свои рукавицы, да так, что стекла чуть не повылетали
6. Как герою сказки все-таки удалось одолеть Чудо-Юдо?
Отсек ему сразу все головы, чудище и издохло
Сперва Иван отсек ему палец огненный, чтобы головы срубленные назад не прирастали
Братья наконец подоспели на помощь и втроем они чудище да одолели
7. Что нашел иль выведал Иван, перейдя через калинов мост?
Набрел на Чудо-Юдов дворец, сокровищ полный
Нашел платок свой, что в бою обронил
Прознал о кознях Чудо-Юдовых родственников
8. Зачем Иван яблоню на куски порубил?
То была жена Чуда-Юда, яблоней притворившаяся
Не понравились ему яблоки, что на яблоне росли
Пришлось рубить, дабы дров на костер собрать
9. Почему змеиха братьев изловить не смогла?
Их спрятали в своей кузнице 12 кузнецов
Быстроноги кони у братьев, змеиха так догнать и не смогла
Иван разбросал соль по дороге, да змеиху со следа сбил
10. Как Иван змеиху победил?
Поднял ее, да со всего размаху о сыру землю ударил
Срубил ей голову, да в речке утопил
Отразил ее пламя щитом волшебным, да так, что змеиха сама от него сгорела