kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Знатоки сказок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие - это одна из организационных форм, широко используемых во внеурочной и внешкольной воспитательной работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Знатоки сказок"»



Внеклассное мероприятие по литературе

«Знатоки сказок»













Выполнили: учитель русского

языка и литературы

Ишбулатова Лилия Тагировна













2020 учебный год

Конкурс - игра по литературе для учащихся 5-х классов в рамках недели русского языка и литературы.

К соревнованию команды из двух параллельных 5-х классов получают задание: придумать название и приветствие. Оценивать команды приглашено компетентное жюри.

Цели:

- проверить знания учащихся о русских народных и литературных сказках через викторину

- воспитывать любовь к русскому фольклору, интерес к творчеству писателей – сказочников

- развивать навыки монологической речи, описания иллюстрации;

Ход урока.

  1. Вступительное слово.

Сегодня наш урок будет посвящен одному из самых интересных жанров фольклора – сказке. Пожалуй, нет такого человека, которому была бы не интересна сказка. Сказка сопровождает нас всю жизнь, начиная с рождения. По мотивам народных сказок создано много фильмов. Народная сказка – это основа жизни художника, его вдохновение. Итак, мы начинаем, я приглашаю вас в мир удивительной сказки.

  1. Повторительно-обобщающая беседа по сказкам.

Всем нам нравятся сказки, и думаю, что у вас наверняка есть любимая сказка и герои сказок.

- За что вы любите сказки?

- Назовите ваши любимые народные сказки.

- Каких сказочных героев вы особенно понравились?

- Чем интересны герои народных сказок?

- Каким героем народной сказки вы могли бы быть?

  1. Викторина.

- Сегодня мы с вами продолжим работу с этим прекрасным жанром – сказка. Я думаю, что все вы готовы отправиться в этот мир удивительной сказки. И наше первое задание «Разминка»

Задание 1 - «Разминка»

  1. Одно из имен Василисы? (Премудрая, Прекрасная)

  2. « В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь и было у него три сына» - это: (зачин)

  3. Иван-царевич нашёл свою стрелу: А) в топком болоте

  4. Сказка «Царевна-лягушка»: А) бытовая; Б) волшебная; В) о животных

  5. Василиса Премудрая испекла каравай и «изукрасила разными узорами мудрёными». Слово «мудрёный» употреблено в значении: А) красивый; Б) замысловатый; В) неразгаданный

  6. Словосочетание, в котором нет ПОСТОЯННОГО ЭПИТЕТА: А) царский пир; Б) добрый молодец; В) красное солнце

  7. Все приказы царя Василиса Премудрая выполняла: А) с помощью матушек, нянюшек и красных девушек; Б) сама, так как была рукодельницей ; В) вместе с Иваном- царевичем.

  8. Отцом Василисы Премудрой является: А) Змей Горыныч; Б) Чудо-Юдо; В) Кощей Бессмертный

  9. Василиса Премудрая разгневала отца, потому что была: А) глупая и болтливая; Б) весёлая и насмешливая; В) мудрая и хитрая

  10. Предложение: «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто вёрст в земле раскинул…» - содержит : А) гиперболу; Б) сравнение; В) метафору



  1. Иван-царевич проявил по отношению к медведю, селезню, зайцу и щуке: А) равнодушие; Б) милосердие; В) презрение

  2. Оружие, которым пользовались сказочные богатыри? (Меч)

  3. Река, у которой сражался Иван – крестьянский сын? (Смородина)

  4. Животное, в которое была заколдована Кощеем прекрасная девушка? (Лягушка)

  5. Какой транспорт доставил Василису к дворцу? (Карета)

  6. С кем Журавль решил создать ячейку общества? (Цаплей)

  7. О какой сказке гласит народная мудрость «Кто ничего не делает, то на перине не уснёт»? (Солдатская шинель)

  8. Чем занимались братья Ивана во время дозора? (Спали)

  9. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для Кощея? (Игла)

  10. Какая сказочная героиня, прежде чем спрашивать Ивана, должна его была напоить, накормить и выпарить? (Баба-Яга)



- Если вы внимательно читайте сказки, то вы помните, что в сказках есть волшебные предметы, которые помогают нашим героям в трудной ситуации. Ваша задача определить, что это за волшебный предмет.

Задание 2 –«Чёрный ящик».

  1. Это то, на что положил каравай Иван-царевич. (Блюдце)

  2. Это то, что использовала Василиса при создании ковра. (Игла)

  3. Это то, что использовала Василиса во время пира. (Кубок)

  4. Это то, что помогало Ивану искать Василису. (Клубок)

Конкурс «Сказочная мозаика»

Ведущий:

Да, палочкой волшебною 
Легко желанья исполнять. 
А мы попробуем смекалкою,
Сообразительностью побеждать!
Сложите правильно все части, 
И верно сказку назовите,
А коль первыми исполните,
То в конкурсе моём и победите!

Ведущий предлагает выбрать командам конверт с мозаикой – иллюстрацией к русской народной сказке, разрезанной на небольшие фрагменты (приложение 1, приложение 2).

Пока команды выполняют задание, проводится конкурс с болельщиками «Отгадай-ка»

Ведущий:

Я весёлый, озорной, 
Не соскучишься со мной! 
Отгадай мою загадку,
За это приз получишь сладкий!

  1. Не вода, не суша, на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (болото)

  2. Стоит Антошка на одной ножке, его ищут, а он не откликается. (гриб)

  3. Отворили ворота – всему миру красота. (радуга)

  4. Два брюшка – четыре ушка (подушка)

  5. Зимой в поле лежал, летом в реку убежал. (снег)

  6. Бежала – шумела, заснула – заблестела. (река)

  7. Без досок, без топоров через реку мост готов. (лёд)

  8. В шубе летом, зимой раздетый. (лес)

 «Конкурс капитанов»

В команде главный капитан, 
Шагай смелей вперед! 
Идет команда за тобой,
А капитанов конкурс ждет!

Капитаны команд получают листочки с отрывком из народных сказок. Прочитав отрывок, они должны сами правильно определить, какая это сказка и нарисовать на бумаге иллюстрацию к сказке таким образом, чтобы команда тоже верно смогла назвать произведение. Какая команда быстрее справиться с заданием, та и побеждает в конкурсе.



Задание 4 - «Творческое».

- В каждой сказке есть положительный герой, который борется со злом и коварством. И вот сейчас я прошу вас дать этим героям характеристику, но характеристику необычную. А необычность её в том, что охарактеризовать их вы должны пословицами и поговорками.

Подберите пословицы к героям сказки:

1 команда - Василиса Премудрая (Утро вечера мудренее, по одежке встречают, по уму провожают).

2 команда – Иван – крестьянский сын. (Кто скоро помог, тот дважды помог).



Ведущий : Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед – то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир – обед сказочный?

  1. Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие. (василиса Премудрая для царя – Русская народная сказка «Царевна – Лягушка2)

  2. Наварила манной каши и размазала по тарелке:

– Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем! (Лиса – журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и журавль»)

  1. – Съешь моего ржаного пирожка.

- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся! ( Печка – девочке. – Русская народная сказка «Гуси – лебеди»

  1. Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зелёного вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила. ( Семь богатырей – царевну – А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)



- Все мы любим рисовать, создавать иллюстрации к произведениям, создавать тематические рисунки. Но сегодня мы будем писать портрет и не просто портрет, а шуточный портрет героев многих сказок. Во многих сказках они являются героями отрицательными, злыми, даже вызывающими страх, но мы посмотрим на них с другой стороны. Итак, конкурс «Шуточный рисунок».

Задание 5 – «Шуточный рисунок».

Нарисовать портрет

1 команда – Кощея Бессмертного

2 команда - Бабы-Яги





  1. Подведение итогов.

- Это был наш заключительный конкурс. Я надеюсь, что вам понравилась викторина, что для многих из вас сегодня открылся какая-то по-новому это жанр - сказка, что каждый из вас усвоил свой урок.

Подсчитываются командные очки и учащиеся награждаются оценками.

- Ребята, я думаю, что вам понравилась наша викторина по самому чудесному жанру литературного произведения – сказке. Все мы знаем, что в сказке прославляются лучшие качества человека – в этом нет ничего волшебного. Чудеса только подчеркивают ценность этих качеств, поэтому недаром говориться сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Я надеюсь, что и вы извлечёте для себя самый нужный и важный урок – это урок доброты. Будьте добры и толерантны, тогда и у вас всё будет хорошо.









Команда 1

Тестовые задания. Отметьте правильный ответ

1. Чем занимались старик со старухой?

Скотину выращивали

Пашню пахали да хлеб засевали

Ходили в лес по грибы, по ягоды

2. Почему загоревали старики?

Сыновья их женились и разъехались

Чудо-Юдо объявилось, хотело на их землю напасть и людей истребить

Скотина болела и урожай не рос

3. Почему Ивану одному пришлось с Чудом-Юдом биться?

Иван один был, кто знал, как Чудо-Юдо победить

Братья Ивана испугались чудища невиданного и бежали прочь

Братья Ивана так крепко спали, что ничего не слышали, да не видели

4. Как Чудо-Юдо узнало, что на мосту Иван его поджидает?

Чудище возвестили его слуги: конь, пес и ворон

Иван кричал да руками размахивал, внимание привлекал

По запаху учуяло

5. Как удалось Ивану братьев своих разбудить?

Кинул Иван в избу шапку свою, да так, что та зашаталась

Свистнул и гаркнул Иван, да так громко, что братья проснулись

Бросил он в избу свои рукавицы, да так, что стекла чуть не повылетали

6. Как герою сказки все-таки удалось одолеть Чудо-Юдо?

Отсек ему сразу все головы, чудище и издохло

Сперва Иван отсек ему палец огненный, чтобы головы срубленные назад не прирастали

Братья наконец подоспели на помощь и втроем они чудище да одолели

7. Что нашел иль выведал Иван, перейдя через калинов мост?

Набрел на Чудо-Юдов дворец, сокровищ полный

Нашел платок свой, что в бою обронил

Прознал о кознях Чудо-Юдовых родственников

8. Зачем Иван яблоню на куски порубил?

То была жена Чуда-Юда, яблоней притворившаяся

Не понравились ему яблоки, что на яблоне росли

Пришлось рубить, дабы дров на костер собрать

9. Почему змеиха братьев изловить не смогла?

Их спрятали в своей кузнице 12 кузнецов

Быстроноги кони у братьев, змеиха так догнать и не смогла

Иван разбросал соль по дороге, да змеиху со следа сбил

10. Как Иван змеиху победил?

Поднял ее, да со всего размаху о сыру землю ударил

Срубил ей голову, да в речке утопил

Отразил ее пламя щитом волшебным, да так, что змеиха сама от него сгорела









Команда 2

Тестовые задания. Отметьте правильный ответ

1. Чем занимались старик со старухой?

Скотину выращивали

Пашню пахали да хлеб засевали

Ходили в лес по грибы, по ягоды

2. Почему загоревали старики?

Сыновья их женились и разъехались

Чудо-Юдо объявилось, хотело на их землю напасть и людей истребить

Скотина болела и урожай не рос

3. Почему Ивану одному пришлось с Чудом-Юдом биться?

Иван один был, кто знал, как Чудо-Юдо победить

Братья Ивана испугались чудища невиданного и бежали прочь

Братья Ивана так крепко спали, что ничего не слышали, да не видели

4. Как Чудо-Юдо узнало, что на мосту Иван его поджидает?

Чудище возвестили его слуги: конь, пес и ворон

Иван кричал да руками размахивал, внимание привлекал

По запаху учуяло

5. Как удалось Ивану братьев своих разбудить?

Кинул Иван в избу шапку свою, да так, что та зашаталась

Свистнул и гаркнул Иван, да так громко, что братья проснулись

Бросил он в избу свои рукавицы, да так, что стекла чуть не повылетали

6. Как герою сказки все-таки удалось одолеть Чудо-Юдо?

Отсек ему сразу все головы, чудище и издохло

Сперва Иван отсек ему палец огненный, чтобы головы срубленные назад не прирастали

Братья наконец подоспели на помощь и втроем они чудище да одолели

7. Что нашел иль выведал Иван, перейдя через калинов мост?

Набрел на Чудо-Юдов дворец, сокровищ полный

Нашел платок свой, что в бою обронил

Прознал о кознях Чудо-Юдовых родственников

8. Зачем Иван яблоню на куски порубил?

То была жена Чуда-Юда, яблоней притворившаяся

Не понравились ему яблоки, что на яблоне росли

Пришлось рубить, дабы дров на костер собрать

9. Почему змеиха братьев изловить не смогла?

Их спрятали в своей кузнице 12 кузнецов

Быстроноги кони у братьев, змеиха так догнать и не смогла

Иван разбросал соль по дороге, да змеиху со следа сбил

10. Как Иван змеиху победил?

Поднял ее, да со всего размаху о сыру землю ударил

Срубил ей голову, да в речке утопил

Отразил ее пламя щитом волшебным, да так, что змеиха сама от него сгорела







Ответы

1-2

2-2

3-3

4-1

5-1

6-2

7-3

8-1

9-1

10-1


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Знатоки сказок"

Автор: Ишбулатова Лилия Тагировна

Дата: 17.01.2021

Номер свидетельства: 570367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Внеклассное мероприятие "Знаток сказок" "
    ["seo_title"] => string(42) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-znatok-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "192702"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427490366"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) ""Конспект урока по литературе в 5 классе:"Знаток сказок" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-5-klassie-znatok-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "187808"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426585441"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Внеклассное мероприятие "Турнир знатоков сказок братьев Гримм" "
    ["seo_title"] => string(66) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-turnir-znatokov-skazok-brat-iev-grimm"
    ["file_id"] => string(6) "128754"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1415556258"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Знатоки сказок "
    ["seo_title"] => string(14) "znatoki-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "117106"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412699657"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Викторина "Знатоки сказок" "
    ["seo_title"] => string(24) "viktorina-znatoki-skazok"
    ["file_id"] => string(6) "185050"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426143525"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства