Внеклассное мероприятие
по литературе в 5 классе
Выполнила:
Воронцова Татьяна Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУСОШ д. Ёгла
Боровичского района
Новгородской области
2014 год
ИГРА – КОНКУРС « ЗНАТОКИ СКАЗОК»
( 5 классы)
Цели: расширять знания учащихся о сказках; развивать любознательность, творческие способности, интеллект, сообразительность.
Оформление:
А) портреты писателей – сказочников (А.С. Пушкин, Г. Х. Андерсен, П.П. Ершов,
А. Н. Толстой и др.);
Б) иллюстрации и поделки к сказкам;
В) выставка книг.
Г) слайды презентации.
Э п и г р а ф.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин
Ход занятия.
Задание 1. Назовите сказку.
- Итак, начинает сказка сказываться.
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они – не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
(Русская народная сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».)
Жили – были лиса да заяц. У лисы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна –красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по – старому.
(Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух».)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил – был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба – на земле
Жил старик в своем селе.
(П.П. Ершов «Конек – горбунок».)
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
(А.Я. Гайдар «Горячий камень».)
Награждаются победители медалью « Лучшему знатоку зачина сказок».
- Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета – автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
На лазоревом платье – частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не взгадать, только в сказке сказать.
(Василиса Премудрая – русская народная сказка. «Царевна – лягушка».)
Княгиня – диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама – то величава,
Выступает, будто пава.
(Царевна Лебедь – А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане».)
Эта вовсе не красива:
И бледна – то, и тонка,
Чай, в обхват – то три вершка;
А ножонка – то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыпленка.
(Царь – девица – П.П. Ершов. «Конек – горбунок».)
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди – сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчат кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
(Зверь лесной, чудо морское С. Т. Аксаков. « Аленький цветочек».)
Из – за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»
(Пьеро – А.Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».)
Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски…
(Незнайка – Н.Н. Носов. « Приключения Незнайки и его друзей».)
Вручается медаль « Лучшему знатоку героев сказок».
- Вот и у нас появились новые знатоки сказок, которые сказочных героев знают хорошо! Посмотрим, как они будут отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше,- тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.
(Зверь лесной, чудо морское – девице, купеческой дочери – С.Т. Аксаков.
«Аленький цветочек».)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама – доктору Айболиту. – К.И. Чуковский. «Айболит».)
Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние цветы. Посему всемилостивейшее повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим
по – королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы.- С. Я. Маршак. «Двенадцать месяцев».)
В нашем городе строится замечательный дом. Высота его – десять этажей. Длина – тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.
(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города.
– Э.Н. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья».)
Вручается медаль « Лучшему почтальону».
- Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами – письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика-братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. – Русская народная сказка «Колобок».)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. – Русская народная сказка «Волк и коза».)
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса. – А.Н. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино».)
Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. – С.В. Михалков «Три поросенка».)
Кто и в какой сказке «при честном при всем народе» поет песню «Во саду ли, в огороде»?
(Белка. – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
Вручается медаль «Участнику сказочного концерта».
- Скоро сказка сказывается – не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и
решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой – обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал пир-обед такой сказочный?
Испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху – птицы летучие, снизу – звери рыскучие.
(Василиса Премудрая для царя. – Русская народная сказка «Царевна-лягушка».)
Наварила манной каши и размазала по тарелке:
- Не обессудь, куманек, больше потчевать нечем!
(Лиса – журавлю. – Русская народная сказка «Лиса и журавль».)
- Съешь моего ржаного пирожка.
- Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!
(Печка – девочке. – русская народная сказка «Гуси-лебеди».)
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила,
Да кусочек откусила.
(Семь богатырей – царевну. А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Вручается медаль «Участнику сказочного обеда».
- Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас «по усам текло, а в рот не попало», но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы ещё больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. – А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. – А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. – А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».)
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут…
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовича. – П.П. Ершов «Конек-горбунок».)
- Некоторые ребята пришли не только для того, чтобы участвовать в игре, но и сами представляют героев сказок. Давайте угадаем, кто они?
(Дети в костюмах сказочных героев приглашаются для защиты костюмов.)
Подводится итог, награждаются победители. Игра окончена.