kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитательный потенциал уроков литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перемены в российском образовании  выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и ОУ.  Таким образом, воспитание является главной составляющей образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Условием достижения качества образования является совершенствование урока как  основной формы учебно-воспитательного процесса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитательный потенциал уроков литературы »

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Ульяновский техникум приборостроения







Воспитательный потенциал уроков литературы



















Преподаватель ОГБОУ СПО УТПС

Жукова Людмила Александровна











Ульяновск - 2015

Учитель – не тот, кто учит, а тот, у кого учатся, подчас не замечая этого.

                                             …ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…

Аристотель

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества, повсеместной информатизации среды, появляются новые образовательные потребности.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, динамизм, толерантность, конструктивность. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни, т.е. обладать общими компетенциями.

Перемены в российском образовании выдвинули воспитание как одну из важнейших стратегических задач общества и ОУ.  Таким образом, воспитание является главной составляющей образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности обучающегося. Условием достижения качества образования является совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.

Наивно и неверно рассуждать, что воспитательная работа – это нечто внеклассное, внеурочное, что это забота классных руководителей, мастеров производственного обучения, зам. директора по ВР, но не преподавателя, ведущего урок. С другой стороны, существует мнение, что проведение воспитательной работы непосредственно на уроке вступает в конфликт с основным содержанием урока, наносит ему ущерб, отрывает время от объяснения нового материала или от других видов деятельности на уроке. Но по-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы, внеклассные мероприятия, общение с подростками на переменах составляют не более 3% времени общения учащихся с педагогом. Поэтому воспитательная работа должна проводиться главным образом именно на уроке. Урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся.

Базой развития и воспитания подростка продолжают оставаться знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, способностей и качеств, позволяющих выпускнику учиться, действовать, эффективно трудиться в современных экономических условиях. Именно на уроке мы учим, вооружаем умениями применять знания на практике. Урок – это не просто «форма организации», а часть жизни учащегося и продолжение процесса формирования его личности. И задача педагога – сделать так, чтобы каждые 45 минут урока стали полноценным нравственным общением, продуманным взаимодействием.

На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области только через эмоции. Если во время урока педагог видит пустые глаза своих воспитанников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю я эффективность урока» - писал Е.Н. Ильин.

Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примером могут быть уроки литературы.

Основным средством воздействия на душу, разум учащегося на уроке литературы является художественное произведение. Обладая огромной силой воздействия, художественный текст способствует формированию представлений о добре и зле, о месте и назначении человека в мире, развивает высокие чувства.

Ни для кого не секрет, что за последние годы  интерес к литературе  в обществе катастрофически  снизился. В наше время литература, которая всегда воспринималась как источник постижения мира, которую принято было называть «учебником жизни», перестала быть нужной, читательская аудитория значительно сократилась. И как следствие этого, приходится наблюдать процесс духовного распада общества, крушение традиционных ценностей.

Главными ценностями для многих стали прагматизм,  умение сделать карьеру, заработать много денег, способность успешно вписаться в бизнес-структуры. Для этого, с их точки зрения, классическая литература не нужна, её ценностные ориентиры всё больше расходятся с ценностями современной жизни.  

Жить так, как предлагает русская, русская советская литература, конечно же, труднее, но, безусловно, достойнее…

Русская литература, на которой воспитывались большинство из нас, уникальна и неповторима. Именно во взгляде на смысл человеческого существования. Она сосредотачивает внимание на изображении человеческой личности и нравственно-философской проблематике.

Австрийский писатель Стефан Цвейг писал: «Раскройте любую из 50 000 книг европейских писателей. О чем они пишут? О чем говорят их герои? О счастье... Все хотят быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского, Толстого, Тургенева, стремится к этому? – Никто. Ни один. Их герои требовательны к другим, но еще больше требовательны к себе, все они ищут правду, справедливость и в этом видят свое счастье и предназначение.

У А.И. Солженицына эта мысль выражена еще определеннее: «Чем отличаются русские литературные герои от европейских? Самые излюбленные герои западных писателей всегда добиваются карьеры, славы, денег. А русского героя не корми, не пои – он ищет справедливости и добра». Совесть утверждалась нашими писателями как основная мера всех вещей.

Уроки литературы, построенные на анализе текста произведения, создают тот этический и эстетический фон, на котором формируется поведение человека. Именно поэтому она не должна уйти из жизни, из образования.

Самым главным воспитательным моментом на уроке – вызвать эмоциональный всплеск в душах ребят. Для на своих уроках я привлекаю такие средства воздействия, как музыка и живопись (репродукции, портреты). Всё это способствует активизации процессов образования и нравственного воспитания.

Было бы неверно утверждать, что на уроке литературы единственным действенным методом воспитания является слово в виде бесед, откровенного разговора, суть которых сводится к разъяснению смысла моральных и нравственных и побуждению следовать им.

На уроках необходимо использовать методы обучения, несущие практическую направленность, потому что знакомство с этическими категориями должно происходить в их житейском применении. Это развивает стремление к нравственному действию.

Воспитывающие приёмы, используемые мною на уроках, направлены на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом», чтобы рождался диалог подростка с самим собой, помогающий развивать самооценку, его личностную позицию.

К таким приемам относятся:

  • пятиминутки – прологи, где ребятам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение известного писателя, посвящённого проблеме;

  • приём мыслительного штурма, где учащимся предлагается поразмыслить над притчами, яркими фактами из жизни известных людей, далеких от литературы, политиков, ученых, которые лучше усваиваются, «западают в душу»;

  • прием проецирования нравственных идей, жизненных ситуаций ситуаций на собственную жизнь учащихся с учётом их возраста (предлагается поразмыслить над моральным выбором, принять решение и обосновать свою позицию);

  • прием использования нестандартных уроков (например, уроки-диспуты, урок- суд, литературная гостиная;

  • конечно же, сочинения разных жанров, при написании которых не только развивается письменная речь подростка, но и умение высказать свою точку зрения, свою нравственную позицию.

Нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания на уроке, когда педагог воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к ребятам, коллегам, своим внешним видом. Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое педагога и учащихся. Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению, к предмету. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». 

            Современный урок должен способствовать личностному росту подростка, помогать ощутить себя субъектом деятельности, способным к саморазвитию. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала подростка, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.

Каждый преподаватель, который творчески подходит к своим учебным занятиям, найдет те педагогические приемы и средства, которые помогут ему достучаться до сердца каждого своего воспитанника, помогут в развитии творческого потенциала подростка, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии, и совсем не важно, урок литературы это, биологии или урок спец. дисциплины.

Рекомендации по реализации воспитательного аспекта урока: 
- при планировании урока учитывать диагностику уровня воспитанности обучающегося и группы в целом; 
- продумывать виды деятельности учащихся на каждом этапе урока в связи с поставленны-ми целями;  
-использовать на этапе актуализации инновационные технологии; 
- использовать на уроке разные виды контроля, что позволит воспитывать ответственность, самостоятельность, критичность, коммуникабельность, трудолюбие; 
-применять разные способы оценивания, что оказывает положительное воздействие на подростка и в плане успеха в случае неудач; 
-проводить этап рефлексии на каждом уроке, что позволит корректировать воспитательные задачи урока.























8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Воспитательный потенциал уроков литературы

Автор: Жукова Людмила Александровна

Дата: 15.10.2015

Номер свидетельства: 240154

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Воспитательный потенциал уроков литературы."
    ["seo_title"] => string(42) "vospitatelnyi_potentsial_urokov_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "617659"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1668746785"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "«Формирование познавательных универсальных учебных действий: анализ жанра рассказа на уроках литературы в 5 классе». "
    ["seo_title"] => string(125) "formirovaniie-poznavatiel-nykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-analiz-zhanra-rasskaza-na-urokakh-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "160430"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422037008"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Воспитательный план работы во втором классе"
    ["seo_title"] => string(45) "vospitatiel_nyi_plan_raboty_vo_vtorom_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "374985"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1483427053"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок литературы: "В. Высоцкий - душа России""
    ["seo_title"] => string(36) "uroklitieraturyvvysotskiidusharossii"
    ["file_id"] => string(6) "310378"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459006847"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(60) "vospitatelnyi_potentsial_urokov_russkogo_iazyka_i_literatury"
    ["file_id"] => string(6) "606544"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1652260457"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства