Внеклассное мероприятие по литературе "Умники и Умницы"
Внеклассное мероприятие по литературе "Умники и Умницы"
В файле представлен сценарий внеклассного мероприятия (интеллектуальной игры) по литературе для 5 класса. На таком мероприятии у учителя есть возможность проверить знания учеников, преобретенные за весь учебный год.
Цель: закрепить знания учащихся по пройденному материалу.
Задачи: Образовательная: - в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся по произведениям, изученным за учебный год, по биографии писателей и поэтов, по теории литературы, научить правильно пользоваться знаниями на практике;
Развивающая: - развивать интерес к изучению литературы, способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения, развивать эмоциональную сферу учащихся;
Воспитательная: - использовать содержания произведения как средства нравственного воспитания, прививать любовь к изучаемому предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе "Умники и Умницы" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Курского района Курской области МБОУ «Курасовская
основная общеобразовательная школа»
Открытое внеклассное мероприятие
по литературе в 5 классе
«Умницы и Умники»
Подготовила учитель
русского языка и литературы:
Аспидова М.С.
Цель: закрепить знания учащихся по пройденному материалу.
Задачи:
Образовательная: - в игровой форме повторить и закрепить знания учащихся по произведениям, изученным за учебный год, по биографии писателей и поэтов, по теории литературы, научить правильно пользоваться знаниями на практике;
Развивающая: - развивать интерес к изучению литературы, способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения, развивать эмоциональную сферу учащихся;
Воспитательная: - использовать содержания произведения как средства нравственного воспитания, прививать любовь к изучаемому предмету.
Оборудование: презентация, медали, ордена, дорожка, конверты с заданиями.
Вступительное слово (орг. момент).
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас в гостях ученики и учителя нашей школы. Мы проводим открытое внеклассное мероприятие по литературе. Наверное, все вы когда-нибудь смотрели интеллектуальное шоу (игру) «Умницы и Умники». И вот сегодня наш урок пройдет в форме этой игры. В ходе игры вы сможете показать свои знания, которые получили за весь учебный год.
В интеллект-шоу могут принимать участие не только его участники, но и зрители. За каждый правильный ответ вы будете получать медаль. Если участник дает неправильный ответ на вопрос, зритель поднимает руку и дает правильный ответ, за что тоже получает медаль. Кто наберет большее количество медалей, получит орден игры «Умницы и Умники». За ответами будет следить наше уважаемое жюри – учителя, присутствующие на нашем мероприятии.
Итак, мы начинаем интеллект-шоу «Умницы и Умники».
(заставка игры на экране, звучит музыка)
Сегодня играют ученики 5 класса: Прудников Роман, Абакумов Евгений, Абакумов Александр, Харченко Алексей. Поприветствуем наших участников!
Я – это мир, а мир стал мной, Едва открыл страницу! Могу в героя книги я Мгновенно превратиться! Стихом и прозой говоря, Рисунком и словами, Страницы книг ведут меня Волшебными путями.
Я в мире слов перешагну Любых времён границы, Могу теперь весь шар земной Я облететь, как птица! Страницы, главы и слова Летят перед глазами. Мы с книгой стали навсегда Хорошими друзьями!
Отборочный тур «Кто написал». (3 минуты)
(Участникам предлагается заполнить таблицу (сопоставить автора и произведение). Трое участников, которые дадут наибольшее количество правильных ответов, проходят дальше. Четвертый выбывает из игры.)
«Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо»
«Случились вместе два Астронома в пиру»
«Чёрная курица, или подземные жители»
«На Волге»
«Мороз, Красный нос»
«Муму»
«Хирургия»
«Медной горы хозяйка»
«Теплый хлеб»
«Никита»
«Двенадцать месяцев»
«В дурном обществе»
«Васюткино озеро»
А) С.Я.Маршак
Б) К.Г.Паустовский
В) Русский народ
Г) М.В.Ломоносов
Д) А.П. Чехов
Е) А.Погорельский
Ж) Н.А.Некрасов
З) И.С.Тургенев
И) А.П.Платонов
К) П.П.Бажов
Л) В.П.Астафьев
М) В.Г.Короленко
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
В
Г
Е
Ж
Ж
З
Д
К
Б
И
А
М
Л
Конкурс «Красноречие»
- Объясните высказывание и пословицу: (на каждую пословицу дается 1 минута)
1.« В созданиях всех великих поэтов нет второстепенных персонажей, каждое действующее лицо есть на своем месте главный герой. » Генрих Гейне
2.Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
4. Первый этап «Дорожка».
(участники выбирают дорожки)
Итак, первый этап! У вас есть возможность выбрать дорожки (зеленая – легкая, желтая – сложнее, красная сложная, т.к. там всего 2 вопроса. На красной дорожке дается время подумать, на других дорожках этого времени нет. Ошибаться на дорожках можно один раз, за вторую ошибку участник дисквалифицируется. Игра начинается с зеленой дорожки. Участники могут передать ход другому до звучания вопроса.)
Устное народное творчество.
Что называется сказкой? Какие виды сказок вы знаете?
(Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Различаются сказки: волшебные, бытовые, о животных.)
Чем литературная сказка отличается от народной? (Имеет автора)
Какие виды рифм вы знаете? (Различаются рифмы перекрестные, парные, опоясывающие.)
Что такое БАСНЯ? ( Краткий рассказ нравоучительного характера, имеющий аллегорический смысл)
Какие произведения называются юмористическими? (Произведения, в которых смех веселый, добрый, называются юмористическими)
Древнерусская литература.
Назовите жанры древнерусской литературы. (летописи и жития)
Кто были внешние враги для жителей Древней Руси? (половцы и печенеги)
Каким веком завершается древнерусская литература?
XIX
XII
XVII
5.Второй этап «Загадочный конверт»
1конверт «Из биографии писателей»
1. Круг научных открытий этого учёного необычайно широк: химия и физика, навигация и мореплавание, астрономия, история, право, филология. (Ломоносов)
2. В какой усадьбе прошли детские годы М.Ю.Лермонтова? (Детские годы поэта прошли в усадьбе Тарханы Пензенской губернии)
3. О ком идет речь в данном высказывании: “Будущий поэт рано ознакомился с русской и французской литературой: в доме его отца была большая библиотека. Большое влияние оказали на его творчество бабушка и няня”? (Пушкин)
4. Кто из писателей, учась в гимназии, особенно много времени отдавал чтению, увлекался театром и принимал участие в постановке спектаклей, создал книгу повестей, отражавшую украинскую народную жизнь? (Н.В.Гоголь)
5. Какой поэт отразил в своих произведениях картины подневольного труда и жизни крепостных? (Некрасов)
2конверт «Секрет»
1. Какие повести Н.В.Гоголя из “Вечеров …” вы знаете? («Заколдованное место», «Ночь перед Рождеством»).
2. Гоголь рассказывает о своих героях:
Сатирически
С юмором
С сарказмом
3. Как зовут главного героя рассказа И.С.Тургенева “Муму”? (главного героя зовут Герасимом)
4. С каким фольклорным героем сближает дворника Герасима в рассказе “Муму” И.С.Тургенев? (он сравнивает его с русским богатырем).
5. Какое слово нужно вставить, чтобы восстановить текст?
“Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос, немой и могучий, как … растет на плодородной земле…” (дерево)
6. Третий этап «Кто быстрее».
(Задача участникам: как можно быстрее поднять руку, чтобы первому ответить на вопрос. Т.о. участники могут набрать больше медалей и подняться к победе)
В каком городе был пансион, в котором жил Алеша, главный герой повести-сказки Погорельского «Черная…» (В Петербурге)
В каком произведении девочка гуляет зимой в лесу одна. (Двенадцать месяцев)
Из каких произведений эти строки?
«Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чисто поле и стреляйте..»
«И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный Царь по ней…»
В каком городе родился Пушкин?(Москва)
В каком учебном заведении учился Пушкин? (Царскосельский лицей)
Составьте слово из букв КОМОРЕЛУ (лукоморье)
Подведение итогов. Награждение победителей.
(Участники награждаются двумя медалями. 1-е место получает участник, набравший наибольшее количество медалей, 2 – е место получает участник, дошедший до финала.)