Кондрашкина О. А.
Преподаватель физики и математики
ТОГАПОУ "Многопрофильный колледж им. И.Т. Карасева"
Внеклассное мероприятие по физике:
брейн – ринг «Физика и лирика»
А. Эйнштейн указывал на то, что в научном мышлении всегда должен присутствовать «элемент поэзии». К.Г. Паустовский утверждал, что: «В любой области человеческого знания заключается бездна поэзии». Научное познание природы и ее поэтическое восприятие идут рука об руку, взаимно обогащая друг друга. Знание физики природных явлений позволяет сильнее ощутить их внутреннюю гармонию и красоту, в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный стимул к дальнейшему исследованию. Большая наблюдательность отличает, как правило, поэтов и писателей. Поэтому литературные описания природных явлений содержат много любопытного для тех, кто изучает физику. Они учат нас быть внимательными, учат наблюдать, замечать, видеть проявление физики в окружающей жизни. Итак, брейн-ринг «Физика и лирика».
Эпиграф.
Во всем мне хочется дойти до самой сути.
В работе, в поисках пути, в сердечной смуте.
До сущности протекших дней, до их причины.
До основанья, до корней, до сердцевины.
Участвуют 4 команды.
Учитель: Уважаемые участники! Вы уже практически закончили изучение школьного курса физики. И, обогащенные знаниями физических законов, можете объяснить многие природные явления, процессы, происходящие вокруг нас. И сегодня мы узнаем, кто же из наших участников завоюет титул самого умного физика.
1 раунд.
В рассказе Чехова «Драма на охоте» есть такие строки: «От окна до моей кровати шел широкий солнечный луч, в котором, гонясь одна за другой и волнуясь, летали белые пылинки, отчего и сам луч казался подернутым матовой белизной»
? Какое физическое явление здесь описано.
2 раунд.
«Я землею рождено, я водою вспоено,
Взращено средь небесной равнины
Отдыхаю в горах, исчезаю в морях.
Я меняюсь, но нет мне кончины».
П. Шелли
? О чем идет речь? Как образуются облака.
3 раунд.
«Среди кривых стволов, среди ветвей корявых
Ползет молочный дым, окуривает сад.
Все яблони в цвету - и вот, в зеленых травах
Огни, как языки, краснеют и дрожат».
Бунин «Холодная весна»
? Почему в ожидании заморозков окуривают цветущие яблони?
« Гаснут звёзды в холоде рассвета»
? Оправдана ли с точки зрения физики эта поэтическая строка.
4 раунд.
«Разведи костёр у борозд,
Где ковровые поля;
Пусть потрескивает хворост,
Согревается земля»
Северянин.
? Почему хворост трещит?
5 раунд.
«Бумажного змея пускаю в зенит,
Как он поднимается быстро.
Обрывки газет, нанизавши на нить,
Я ввысь посылаю, как письма»
Кузнецов.
? Почему бумажный змей взлетает?
6 раунд.
«Вот уж вечер.
Роса блестит на крапиве.
Я стою у дороги,
Прислонившись к иве»
Есенин.
? Почему блестит роса?
7 раунд.
«Опряжней модного паркета
Блистает речка, льдом одета»
А. Пушкин.
? Почему речка «блистает».
8 раунд.
«Я в глаза твои, как в зеркало, смотрюсь,
Отражение потерять своё боюсь»
А. Пугачёва.
?Почему в глазах своего собеседника мы видим собственное изображение.
9 раунд.
« Кора груба, морщиниста, красна.
Но так тепла, так солнцем вся согрета.
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света».
?На каком явлении основано распространение запаха? Почему в жаркую погоду он ощущается сильнее?
10 раунд.
«Когда мороз сошел, то кочки обдались росой, и засияли на солнце, а когда разогрело, то от каждой повалил легкий пар, как будто каждая кочка, спаленная солнцем, облегченно вздохнула».
Пришвин
? Назови физические явления и процессы, описанные писателем.
11 раунд.
(Звучит музыка)
«Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал.»
«Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал,
Судно на море догнал».
А. Пушкин
? Кто в полете быстрее машет крыльями комар или шмель? Почему об этом можно судить?
12 раунд.
«Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя,
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей».
Ф. Тютчев
Какова природа грозовых разрядов. Почему мы видим сначала молнию, а потом слышим гром?
Учитель: Проявления физики в нашей жизни, природе разнообразны. И я надеюсь, в этом вы сегодня еще раз убедились. Поэтому мне хочется закончить словами студенческой песни:
Физика! Какая емкость слова!
Физика для нас — не просто звук!
Физика — опора и основа
Всех без исключения наук!
Награждение победителей.