Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по литературе «О любви стихами»»
Внеклассное мероприятие по литературе «О любви стихами»
Цель:
на примере стихов и песен рассмотреть чувство любви во всех ее проявлениях; приобщать обучающихся к поэзии и чтению стихов; развивать интерес к литературе и музыке; расширить знания о любовной лирике, накопленной человечеством; развивать творческие способности, эстетический вкус, способности к самовыражению; воспитывать нравственные качества личности.
Ход внеклассного мероприятия:
1.Оргмомент. Слайд 1
( звучит музыка П. Чайковский «Вальс цветов»)
Вступительное слово учителя:
Сегодня мы будем говорить о тайне, над которой человечество тысячелетиями ломало голову - о любви!
5. Притча о любви
- Сегодняшний разговор хотелось бы начать с притчи о любви.Видеоролик 1 Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: – На моем корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места. Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: – Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве. Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи ее, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на ее корабле. Рядом проплывала Радость, но та так было занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос, где-то позади: – Пойдем, Любовь, я возьму тебя с собой. Любовь обернулась и увидела старца. Он довез ее до суши и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию: – Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец? Познание посмотрело на Любовь: – Это было Время. – Время? – переспросила Любовь. – Но почему оно спасло меня? Познание еще раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец: – Только Время знает, как важна в жизни Любовь.
Учитель:
Мы не будем ждать много времени, чтобы оценить значение любви в жизни каждого человека, а попытаемся сегодня расширить свое сознание и обогатить свои чувства.
. Слайд 2
«Любовь – это радость», - один говорил.
«Нет, жертва», - ответил другой.
«Любовь – это сила, что выше всех сил!»
«Нет, слабость», - ответил другой.
«Любовь – это счастье, любовь – это свет…»
Но так и не найден был их ответ.
2.Кластер в каждой группе « Что такое любовь?» Составляют и читают ( под музыку Доги « Мой ласковый и нежный зверь»)видеоролик 2
Задание: Любовь действительно бывает разной, многоликой. Ваша задача: пополнить кластер – показать чувство любви во всех ее проявлениях.
3.Сценка
Девушка ожидает молодого человека. Выход молодого человека.
– Прости, я задержался немного.
– Немного! Я уже жду целых полчаса!
– Прости! У меня есть алиби. Я пытался сочинить стихи и посвятить их тебе.
– И что из этого получилось?
– Да ничего! В общем, не поэт я.
– Да уж! (разочарованно).
– Я не хотел тебя огорчить! Я даже сюрприз приготовил для тебя.
– Какой? Что это за сюрприз?
– Я купил билеты на корабль под названием «Любовь», и мы отправляемся в путешествие по страницам лирики.
4. Учитель
О любви написано много. Десятки тысяч строк продиктованы душевным волнением и глубокими раздумьями.
О любви написано мало. Мало, потому что чувство это неисчерпаемо. И сколько бы ни было написано о любви, ее новизна не могут быть исчерпаны, пока жив на земле человек и пока бьется его сердце.
В нашем разговоре о любви мы будем опираться на строки выдающихся людей, поэтические произведения и прекрасную музыку.
Немало шедевров подарила миру русская поэзия 19 века. Это изумительные строки о первой встрече и о первой любви, проникнутые нежностью и благородством, строки счастливые и грустные. Их авторы – Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Афанасий Фет,
1 группа – 10 класс
Образцом любовной лирики в классической русской литературе остаются произведения Александра Сергеевича Пушкина.
Чтение наизусть стихотворения «Я вас любил» А.С. Пушкина. Слайд 3
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.
Учитель:
Это история неразделенной любви, которая насыщена благородством и нежностью. Лирический герой влюблен «безмолвно, безнадежно». Только благородный и искренне любящий человек может пожелать своей возлюбленной «любимой быть другим».
Чтение наизусть стихотворения Тютчев «Я встретил вас».Слайд 4
1 ученик Стихотворение было создано в 1870 году, когда его автору уже исполнилось 66 лет.
Уже в старости Тютчев встретил свою первую юношескую любовь – баронессу Амалию Крюденер . Когда-то давно молодой поэт был страстно влюблен в девушку и был готов связать с нею свою судьбу. Но браку решительно воспрепятствовали родители Амалии и выдали дочь замуж за другого человека. Встреча с девушкой, которой Тютчев посвящал свои первые литературные опыты, произвела на него большое впечатление. Под влиянием нахлынувших чувств он написал стихотворение «Я встретил вас…»
2 ученик
Я встретил вас — и все былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое — И сердцу стало так тепло…
Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас,-
Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, С давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты…
Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне,- И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне…
Тут не одно воспоминанье, Тут жизнь заговорила вновь,- И то же в нас очарованье, И та ж в душе моей любовь!..
Учитель:
Сердце престарелого поэта, испытавшее горечь утрат и разочарований, казалось бы, уже утратило способность к сильным чувствам. Но нахлынувшие воспоминания произвели чудо. Он словно бы заново родился и освободился от груза прожитых лет.
Учитель:
Наступил 20 век. Век разлук и утрат. Всё громче в стихах о любви звучит трагическая нота. Нередко любовь заставляет людей страдать, мучиться, переживать…
2 группа 11 класс
Слайд 5
Ученик 11 класса.«Гранатовый браслет» основан на реальной жизненной истории. Героиню рассказа автор писал со своей матери, которая в течение двух-трех лет получала анонимные письма от влюбленного в нее человека. Не питая никаких надежд, влюбленный посылал тем не менее письма, полные любовных излияний. У него была странная фамилия – Желтый. В рассказе Куприн изменит ее и назовет героя Желтковым. В кругу семьи к этим письмам относились как к забавному анекдоту. Развязка истории наступила, когда от настойчивого воздыхателя был получен подарок – гранатовый браслет. Отец А. Куприна расценил это как оскорбление. Узнав адрес отправителя писем, он отправился к Желтому, который жил в убогой мансарде. Состоялся неприятный разговор. Подарок вернули. На этом подлинная история заканчивается. В рассказе развязка – трагична: выстрелом из пистолета Желтков убивает себя. То, что представлялось анекдотичным, смехотворным, оказывается подлинной драмой.Вера Николаевна стала для Желткова средоточием самого лучшего и прекрасного в жизни. Герой обожествлял свою возлюбленную. Не случайно в финале рассказа звучит строка из молитвы «Отче наш»: «Да святится имя Твое». Вера Николаевна сумела оценить чувство Желткова и понять, что мимо прошла настоящая «большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет».
Ученик 11 класса.«Письмо Желткова»
"Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам. Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете.
Восемь лет тому назад я увидел Вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли… От глубины души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Дай Бог Вам счастья, и пусть ничто временное и житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. «Да святится имя Твое».
Звучит песня «Да святится имя Твое».Видеоролик 3
Учитель: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»,- так считал А. И. Куприн. Безусловная любовь – это высшее ее проявление.
Слайд 6
Учитель: Певец любви – Сергей Есенин.
Чувство любви воспринимается поэтом как пробуждение всего самого прекрасного в человеке. Лишь испытав это волшебное чувство, он готов кардинально измениться ради любимой, отказаться от скандалов и пьянок. Смысл жизни – в любви.
видеоролик 4
С.Есенин «Любовь хулигана»
Заметался пожар голубой, Позабылись родимые дали. В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить. Был я весь - как запущенный сад, Был на женщин и зелие падкий. Разонравилось пить и плясать И терять свою жизнь без оглядки. Мне бы только смотреть на тебя, Видеть глаз злато-карий омут, И чтоб, прошлое не любя, Ты уйти не смогла к другому. Поступь нежная, легкий стан, Если б знала ты сердцем упорным, Как умеет любить хулиган, Как умеет он быть покорным. Я б навеки забыл кабаки И стихи бы писать забросил. Только б тонко касаться руки И волос твоих цветом в осень. Я б навеки пошел за тобой Хоть в свои, хоть в чужие дали... В первый раз я запел про любовь, В первый раз отрекаюсь скандалить.
4 группа – 11 класс Слайд 7
Учитель:
Еще один великий поэт говорит о любви. Это Владимир Маяковский.
«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Владимир Маяковский
Простите
меня,
товарищ Костров,
с присущей
душевной ширью,
что часть
на Париж отпущенных строф
на лирику
я
растранжирю.
Представьте:
входит
красавица в зал,
в меха
и бусы оправленная.
Я
эту красавицу взял
и сказал:
— правильно сказал
или неправильно?—
Я, товарищ,—
из России,
знаменит в своей стране я,
я видал
девиц красивей,
я видал
девиц стройнее.
Девушкам
поэты любы.
Я ж умен
и голосист,
заговариваю зубы —
только
слушать согласись.
Не поймать
меня
на дряни,
на прохожей
паре чувств.
Я ж
навек
любовью ранен —
еле-еле волочусь.
Мне
любовь
не свадьбой мерить:
разлюбила —
уплыла.
Мне, товарищ,
в высшей мере
наплевать
на купола.
Что ж в подробности вдаваться,
шутки бросьте-ка,
мне ж, красавица,
не двадцать,—
тридцать…
с хвостиком.
Ученик читает начало стихотворения, затем продолжает видеоролик «Рэп Грубый»
видеоролик 5
Учитель: Для Маяковского любовь - это душевный порыв, который заставляет человека совершать безумные поступки и ревновать избранницу не к законному супругу, а к Копернику, о котором она отзывается с особой почтительностью. При этом данное чувство совершенно не подвластно какому-либо контролю. Он признается, что «любовь не свадьбой меряют».
Учитель: А почему мы все время говорим о мужчинах? Разве о любви писали только они?
Век ХХ, век бурь, потрясений и потерь, принес в литературу два женских имени – Анна и Марина. Две женщины – две трагические судьбы. Обе потеряли любимых, обе пережили аресты собственных детей, обе перенесли тяготы и страдания. Но обе испытали прекрасное чувство любви, которой посвятили многие стихи.
Слайд 8
Учитель: Любящие часто совершают какие-то поступки сгоряча , а потом жалеют об этом. Любимые иногда проявляют видимое равнодушие, в то время как в душе у них - самая настоящая буря. В произведении «Сжала руки под черной вуалью» Ахматова показывает хрупкость любви, которая может быть разбита из-за одного неосторожного слова. Она изображает слабость женщины и ее непостоянный характер. Мужчины, в представлении поэтессы, очень ранимы, но их воля значительно сильнее женской. Принятое мужчиной решение уже невозможно изменить.
5 группа – 11 класс
Сжала руки под тёмной вуалью…
«Отчего ты сегодня бледна?»
— Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот…
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.
Задыхаясь, я крикнула: «Шутка
Всё, что было. Уйдешь, я умру.»
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: «Не стой на ветру».
Слайд 9
Учитель: Если Анна Ахматова, была уверена, что «должен на этой земле испытать каждый любовную пытку», то у Марины Цветаевой в стихотворении «Мне нравится, что вы больны не мною» любовь воспринимается как болезнь. Оказывается, не сковывая свободу женщине, не тревожа ее покой, мужчина тем самым невольно делает ее счастливой. А любовь ведь и состоит в том, чтобы подарить человеку счастье. Такое отношение к любви взламывало сложившуюся в литературе романтическую традицию.
На стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…» написан очаровательный романс.
видеоролик 6
Давайте его послушаем. Звучит романс « Мне нравится, что вы больны не мною»
Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Спасибо Вам и сердцем и душой
За то, что Вы меня, не зная сами, так любите,
За мой ночной покой,
За солнце не у нас над головами.
За то, что Вы, увы, больны не мной,
За то, что я, увы, больна не Вами:
Итоги мероприятия
Учитель.
- Сегодня мы попытались проникнуть в таинственный мир любви.
Задание: пополните свои кластеры, что еще вы можете дописать в понятие «любовь»
Читают кластеры
Вывод:
Любовь бывает разной: счастливой или несчастной, взаимной или безответной, любовь-радость или любовь-страдание. Но какой бы она ни была, любовь всегда возвышает человека, делает лучше.
И закончить этот разговор хотелось бы словами из самой древней и великой книги человечества
Слайд 10
Каждый ученик читает по строчке
– Библии:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносит, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, не покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает. Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше!
Завершим наше мероприятие тренингом.
Потрите ладони. Почувствуйте, как ваши ладошки становятся теплее и теплее. Пока трете ладошки, подумайте, как много любви живет в вашем сердце. Возьмите руку соседа, передайте ему самые добрые и нежные мысли.