Урок в форме игры КВН между тремя параллелями шестых классов проведен в рамках предметной недели русского языка и литературы. Урок прошел эмоциально и позитивно, дети активно решали лингвистические задачи, развивали логическое мышление и внимание. Команды из 5 человек, наметились лидеры в каждой команде, дух соперничества подстегивал учащихся к быстрым ответам, оспаривали ответы соперников, проявили артистичность и энтузиазм в определенных испытаниях. Дети ушли довольные, получив заряд позитивных эмоций и сделав определенные выводы о недостатке знаний в некоторых разделах языка. В итоге победителем стала команда 6 б класса с количеством баллов- 39, 2 место завоевала команда 6 в класса, отстав всего на 1 балл от победителей (38 б), а почетное 3 место получила команда 6 а класса (24, 5 б). Все награждены почетными грамотами.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Великое русское слово»
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в рамках предметной недели «Великое русское слово». КВН среди 6-х классов Цели игры:Обучающие: формировать лингвистические , культуроведческие компетенции, пробудить интерес к русскому языку, заинтересовать учащихся в его изучении.
Развивающие: формировать коммуникативные ,исследовательские компетенции; дать возможность проявить творческие способности; продолжить работу по развитию речи учащихся, проводящуюся на уроках русского языка и литературы.
Воспитывающие: формировать социальную компетенцию, воспитывать любовь к Родине и бережное отношение к родному языку.
Учащиеся заранее разучивают стихи, готовят приветствие, девиз, эмблемы команды, соответствующим образом оформляется зал (плакаты, таблицы, рисунки и т.д.) К игре готовятся слайды с заданиями для команд, которые в дальнейшем выводятся на экран
Конкурсные задания составлены с учетом полученных знаний по русскому языку и литературе; способствуют развитию логического и абстрактного мышления шестиклассников. Зрители также вовлекаются в процесс игры, имея возможность помочь любимой команде, проверить и проявить свои знания.
Ход игры
Ведущий. Все, кто с книгой дружен, к нам скорей! Сюда! В зале начинается веселая игра! В нашем зале собрались любители русской словесности. В игре встречаются 3 сильнейшие команды 6 -х классов.
Девиз нашей игры- слова великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!»
Представление команд
Капитан 1 команды
Вас приветствует команда “Бобрята”
Наш девиз:
«Нам сегодня не до скуки-
Мы грызем гранит науки!»
Капитан 2 команды
Вас приветствует команда “Знайки”
Наш девиз:
«Смекалки и находчивости нам не занимать!
Все. чему учились, мы будем вспоминать!»
Капитан 3 команды
Вас приветствует команда «Смайлики» Наш девиз: «Нам ума не занимать Мы команда- просто класс!»
Ведущий. Жюри будет оценивать ответы учащихся.
Итак! Внимание! Начинаем нашу игру!
1конкурс: Конкурс «Разминка».Ответить на вопросы – шутки.(Вопросы чередовать!) Оценка-1 балл за правильный ответ
Что у цапли впереди, а у зайца позади? (буква “Ц”)
Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (стонет)
Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль)
В названии какого города 1 мужское имя и 100 женских (Севастополь)
Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
Что находится между горой и оврагом? (буква “И”)
Какое государство можно носить на голове? (Панама)
Летит птиц стая, совсемнебольшая. Какие это птицы и сколько их?(семь сов)
2 конкурс: Конкурс знатоков ударений. На карточках написаны слова в два столбика. В словах нужно правильно расставить ударения. Как только сделаете, поднимаете руку. Оценка-1 балл за правильный ответ
гусеница (личинка бабочки)
торты (кондитерское изделие)
баловаться (шалить, забавляться)
цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)
тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)
мельком (в самое короткое время, бегло)
украинский (относящийся к Украине,-напр.,язык)
щавель (растение)
звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)
квартал (часть города)
Ведущий : Пока ребята справляются с ударениями, мы с болельщиками пройдем испытание «Продолжи фразеологизм». Посмотрим, насколько хорошо вы знаете фразеологические обороты. Оценка-1 балл за правильный ответ, которая засчитывается в пользу вашей команды.
Водить….(за нос)
Курам…..(на смех)
Мокрая……(курица).
Вешать…(лапшу на уши)).
Морочить …….(голову).
Шиворот-……(навыворот).
Перемывать….(косточки).
Бить…. (баклуши).
Дрожит….(как осиновый лист).
Разинув ,…. (рот)
Если будет время: РАЗМИНКА (Команды по очереди отвечают на вопросы)
1.Чем кончается день и ночь? (Ь на конце)
2. Чем кончается лето и начинается осень? (Буквой О)
3. Что в человеке есть одно, а у вороны вдвое, в лисе не встретиться оно, а в огороде втрое? (Буква О)
4. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы (аз-
бу-ка, ал-фа-вит)
5. Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)
6. Какие сто букв могут остановить движение транспорта? (стоп)
7. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
8. Как большой дом сделать маленьким? (добавить суффикс -ик).
9. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль) 10. Какую строчку нельзя прочитать? (швейную)
3конкурс: Конкурс знатоков поговорок.(Проектор1) Оценка-1 балл за правильный ответ
В какой поговорке утверждается, что коты продаются мешками? (Покупать кота в мешке.).
Согласно, какой поговорке слова находятся в кармане? (За словом в карман не полезет.).
О какой пословице вспоминают, когда хотят сказать, человек, который рано встает, успевает больше сделать за день? (Кто рано встает, тому бог дает.).
Какая поговорка говорит нам, о каком либо событии, которое неизвестно, когда было и было ли вообще? (После дождичка в четверг.).
Согласно какой пословице маленькое лучше большого?(Маленькое дело лучше большого безделья.).
Когда из-за плевка можно умереть от жажды? (Не плюй в колодец: пригодится воды напиться.).
4конкурс: Конкурс телефонистов.
Ведущий Ребята, во время игры вы учились правильно произносить, писать, разгадывать. А научились ли вы слушать внимательно друг друга?
Я сообщу скороговорку на уху ученику, который стоит первым. По сигналу они передают скороговорку на ухо своим соседям. Последние в каждом ряду должны сказать переданную им “по телефону” скороговорку. Побеждает команда, которая раньше завершит передачу и правильно передаст текст. Оценка- 2 балла за правильный ответ
1 команде: Наш Полкан попал в капкан.
2 команде: Пошла Поля полоть в поле.
3 команде: Шесть мышат в камышах шуршат.
5конкурс: «Раз словечко, два словечко»
Ведущий. Слово – удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке есть огромное количество слов. Но, к сожалению, мы не всегда правильно употребляем слова, не зная их смысл. А иногда используем слова иностранного происхождения, забывая о синонимах, которые есть в родном языке. Например, хобби – увлечение, блеф – выдумка, ложь. Сейчас каждой команде будет предложено семь слов и три варианта их толкования. Нужно выбрать верный ответ за каждый правильный ответ – 1 балл.
Амброзия
а) пища
б) ржавчина
в) цветок
2) Кавалькада
а) украшение
б) группа всадников
в) стихотворение
3) казус
а) кактус
б) случай
в) котенок
4) блиндаж
а) новинка
б) картина
в) укрытие
5) дрезина
а) тележка
б) шина
в) калоша
6) гашетка
а) кровать
б) раскладушка
в) приспособление для спуска курка
7) антиквар
а) участник квартета
б) продавец старинных предметов
в) ящерица
6 конкурс: Конкурс капитанов «Фотоглаз». Вам всем выдаются карточки с восемью словами. Капитанам дается 30 секунд, чтобы запомнить их. Затем они записывают их на листочках. Побеждает тот, кто запишет больше слов и сделает меньше ошибок.
Антенна
Телеграмма
Искусство
Директор
Трамвай
Кроссворд
Галерея
Компьютер
Ведущий. 7конкурсзадание. Загадки-складки “Доскажи словечко” Оценка-1 балл за правильный ответ
Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой……….. (не разольешь).
Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь………..(медвежью услугу).
Мы исходили городок Буквально вдоль и поперек, И так устали мы в дороге, Что еле …….(волочили ноги).
Фальшивят, путают слова. Поют, кто в лес, кто по дрова. Ребята слушать их не станут. От этой песни уши……(вянут).
Друг нас всех не замечает, О любимой он мечтает. С её именем в устах Он ВИТАЕТ В … (В ОБЛАКАХ).
Быть как все девчонки С детства не хотела я. Слёз не лью, не крашусь – Я ВОРОНА … (БЕЛАЯ).
8задание. Ведущий: “Угадай”Оценка-1 балл за правильный ответ. Вспомните, какие фразеологизм мы употребляем, когда говорим, например, об удачливом и счастливом человеке. Мы говорим : он родился в рубашке. А какие фразеологизмы мы можем употреблять, когда хотим сказать:
-хорошо, свободно, непринужденно себя чувствовать. (Как рыба в воде.)
- об очень большой тесноте в помещении. (Яблоку негде упасть.)
- чувствовать себя неловко, беспокоиться, волноваться, нервничать. (Сидеть как на иголках.)
- проливной дождь, ливень. (Льет как из ведра.)
- о полной тишине. (Слышно, как муха пролетит.)
- все видно очень ясно, отчетливо. (Видно, как на ладони.)
9 задание. Ведущий “Творческое”(на время).
Каждой команде предлагается фразеологизм. Покажите небольшую сценку, используя предложенный фразеологизм. Оценка-максимально 5 баллов.
1-й команде: Гореть на работе.
2-й команде: Работать спустя рукава.
3 команде: Быть начеку.
Пока наши команды готовятся, мы со зрителями отгадаем загадки-шутки.
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, когда зевают; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые (уши).
Он в голове у легкомысленного и несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не ценит. (Ветер.)
Они валятся у усталого человека; его берут голыми, чтобы легко сделать; по ним бьют, чтобы наказать; их передают лично, непосредственно; ими неустанно работают; ими же очень плохо работают. ( Руки)
10 задание. СКОЛЬКО? (Вопросы чередовать) Оценка-1 балл за правильный ответ
Сколько было бременских музыкантов?
Сколько бабушек у Красной Шапочки?
Сколько богатырей у Черномора?
Сколько подвигов совершил Геракл?
Сколько золотых закопал Буратино на поле Дураков?
Сколько раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?
11 задание Ведущий.Назовите литературные произведения, состоящие из двух слов по первому слову. (Проектор3) Оценка-1 балл за правильный ответ
Васюткино :
Серая :
Таинственный :
Заколдованное :.
Гадкий :
Алые :
Малахитовая :
Военная :
12. задание. Ведущий.Назовите пять литературных произведений, в названии которых есть числительные.(ИЛИ «Кто больше») Оценка-1 балл за правильный ответ
13 задание. Ведущий.Вспомните и запишите пословицы по двум словам..(Проектор4) Оценка-1 балл за правильный ответ
1команде
1. Счастье-несчастье
2. Аукнется - откликнется.
2 команде
1 Серебро - золото.
2. Перо - топор.
3 команде
3. Мать-мачеха
3. Синица - журавль
Ведущий. Итак, мы играли, соревновались, узнавали. Все старались, работали увлеченно. Молодцы! До новых встреч.
Подведениеитогов игры. Слово предоставляется жюри. Награждение победителей.
Приложение
Ответы
10 СКОЛЬКО?
Сколько было бременских музыкантов?
Сколько бабушек у Красной Шапочки?
Сколько богатырей у Черномора?
Сколько подвигов совершил Геракл?
Сколько золотых закопал Буратино на поле Дураков?
Сколько раз старик ходил с просьбами к золотой рыбке?
Сколько писателей в русской литературе носили фамилию "Толстой"?
5
1
33
12
5
5
3
11 Назовите литературные произведения,состоящие из двух слов по первому слову.
Васюткино : озеро
Серая : шейка
Таинственный : остров
Заколдованное:место
Гадкий : утёнок
Алые : паруса
Малахитовая : шкатулка
Военная : тайна
12. Назовите пять литературных произведений,в названии которых есть числительные (варианты произведений):
"Белоснежка и 7 гномов",
"12 месяцев",
"Машенька и 3 медведя",
" Пятнадцатилетний капитан",
" Три мушкетёра",
"Три толстяка".
13 Вспомните и запишите пословицы по двум словам
1. Не было бы счастья.да несчастье помогло..
2. Как аукнется, так и откликнется.
3. Родимая сторона-мать,а чужая-мачеха.
4. Слово - серебро, а молчанье - золото.
5. Что написано пером, того не вырубишь топором.
6. Лучше синица в руках,чем журавль в небе.
Конкурс знатоков ударений.
гусеница (личинка бабочки)
торты (кондитерское изделие)
баловаться (шалить, забавляться)
цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)
тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)
мельком (в самое короткое время, бегло)
украинский (относящийся к Украине,-напр.,язык)
щавель (растение)
звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)
квартал (часть города)
Конкурс знатоков ударений.
гусеница (личинка бабочки)
торты (кондитерское изделие)
баловаться (шалить, забавляться)
цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)
тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)
мельком (в самое короткое время, бегло)
украинский (относящийся к Украине,-напр.,язык)
щавель (растение)
звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)
квартал (часть города)
Конкурс знатоков ударений.
гусеница (личинка бабочки)
торты (кондитерское изделие)
баловаться (шалить, забавляться)
цепочка (скрепленные между собой звенья цепи)
тефтели (кушанье в виде шариков из мясного фарша)
мельком (в самое короткое время, бегло)
украинский (относящийся к Украине,-напр.,язык)
щавель (растение)
звонит(подает сигнал с помощью звука-напр.,телефон)