конспект урока развития речи.Великое русское слово в наши дни.Подготовка к сочинению.
Конспект урока развития речи.Великое русское слово в наши дни.Подготовка к сочинению.
Дана технология написания сочинения по теме "Великое русское слово в наши дни".В проекте урока формирование у обучающихся умения определять идею сочинения, высказывать предположения, позиции, доказательства.Важно развивать умения подбирать материал из жизни, из истории, на основе текста (аргументы).Приводятся примеры аргументов, подтверждающие положительные и негативные процессы (русский язык в наши дни). Совместно с обучающимися составляется сложный план сочинения.Такие уроки способствуют развитию связной письменной речи, воспитывают любовь, уважение к родному русскому языку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока развития речи.Великое русское слово в наши дни.Подготовка к сочинению.»
Урок развития речи.
Подготовка к сочинению.
Великое русское слово в наши дни.
С.П.Хасанова
учитель русского языка
и литературы
МАОУ «СОШ №12»,
Кунгур
Задачи урока:
- познакомить с технологией написания сочинения.
- развивать умения подбирать материал к заданному сочинению из жизни, из истории, на основе текста (аргументы).
- формировать умения составлять план сочинения.
- способствовать развитию письменной речи учащихся.
- воспитывать любовь к родному русскому языку.
Ход урока.
1.Учитель: Чтение текста. Статья М.Ганиной.
«Землю, опоганенную, разоренную, разрытую, сожженную, заваленную чужими и собственными отходами временной цивилизации, еще недавно чистую, благодатную землю нашу сегодня омывает Великая Вода, очищает Новый потоп».
Учитель читает строки из статьи. (На каждой парте текст).
Ваши первые впечатления о прочитанном.
2.Ученики: высказывания, размышления…
3.Учитель: Автор статьи говорит о том, что русское слово умирает.
Сегодня на уроке мы попытаемся поразмышлять об этом.
Тема сочинения. Великое русское слово в наши дни.
Цель урока:
- определение темы сочинения, ее границы;
- определение идеи сочинения и ее формулировка;
- подбор материала к сочинению;
- план сочинения.
Технология написания сочинения.
I. Определение темы и ее границ, проблематики.
Ключевые слова (смысловая нагрузка на слова):
Русское слово, наши дни.
Ассоциативно-понятийное поле (ассоциация – лат., группа, сочетание, соединение чего-либо): великое русское слово
Можно подобрать контекстные синонимы:
Русская речь, русское слово
Границы темы:необходимо написать о том, что происходит с языком вообще, с речью, русским языком вообще, с речью современников?
Язык исчезает, засоряется, обедняется, обогащается и т.п., окружающие люди говорят красиво, правильно, убого, примитивно, грубо и т.п.);
4 вида тем. Тема «Понятие». Тема «Вопрос». Тема « Суждение». Тема «полемика». Какой вид темы? (Тема-понятие).
II. Определение идеи сочинения и ее формулировка.
Моя позиция:
Язык изменяется, присутствует много иноязычных слов как в речи людей, так и названиях фирм (тоже иноязычное слово), в вывесках, на рекламных щитах;
Почти не слышно пословиц, поговорок, крылатых выражений, которые имеются в произведениях классической художественной литературы, но можно услышать много рекламных слоганов, грубых слов, причем даже в речи публичных людей, встретить нецензурную лексику в газетах и журналах.
Что я буду доказывать:
- Эти процессы в целом негативные. Вызваны влиянием не лучших образцов западной культуры, сменой жизненно-ценностных ориентаций в обществе, снижением культуры в обществе и низкими духовными потребностями многих членов общества, что в свою очередь связано с неблагополучным уровнем материальной жизни людей.
- Но происходит и обогащение лексического состава русского языка терминологической лексикой иноязычного происхождения, этого процесса бояться не надо, это процесс должен носить носить положительный характер, так как вводит жизнь россиян в деловую, научную и иногда в качественную культурную сферу мировой цивилизации.
- Посредством языка расширяется понятийная сфера сознания. Но необходимо сделать все, чтобы русский язык не потерял своего величия и красоты, иначе измельчает и сам народ. Думаю, что все же возможно сохранить величие и красоту нашего языка.
III.Подбор материала, необходимого для доказательства идеи сочинения.
Аргументы, подтверждающие положительные процессы:
Первое, что бросается в глаза, - это появившееся в языке обилие иноязычных слов. Этот процесс можно назвать положительным, но только тогда, когда происходит обогащение русского языка терминологической международной лексикой (менеджер, дистрибьютер, стагнация, эмбарго), что позволяет россиянам влиться в деловую, научную и культурную сферу мировой цивилизации. Посредством такой иноязычной лексики расширяется понятийная сфера сознания нации.
Справка. Менеджер (англ.,специалист по управлению производством). (Дистрибьютер (фирма, занимающаяся сбытом товара) Стагнация (застой). Эмбарго (законодательный введенный запрет на ввоз и вывоз товаров, валюты или задержание государственного имущества).
ИЛИ Русский язык охватывает международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм и является «рабочим языком» ООН. Состав мировых языков изменчив. В настоящее время, если рассматривать с точки зрения распространенности, сформированности литературного языка, культурных, исторических традиций развития языка, роли в социуме, русский язык занимает пятое место (на первом месте- китайский язык, далее - хинди, испанский, английский).
Русский язык издавна служил средством межнационального общении народов. На территории Пермского края проживают …народностей (марийцы, чуваши, коми-пермяки, удмурты…), которые общаются на русском языке.
Президент России В.В. Путин подписал указ «О проведении Года русского языка». 2007 год объявлен «годом русского языка, который является универсальной основой Российского государства и – шире – русского мира… Русский мир может и должен объединить всех тех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за ее пределами, и к какой бы этической группе ни принадлежали» (В.В.Путин). На предложение В.В.Путина всем странам, где любят и знают русский язык и русскую культуру, объявить 2007 год Годом русского языка в своей стране, откликнулось 76 держав мира.
Русский язык – это государственный язык для 145 миллионов россиян. Это один из шести рабочих языков Организации Объединенных Наций, это язык жизни для 15 миллионов приехавших в Россию гастарбайтеров, это язык связи с родиной для 30 миллионов наших соотечественников за рубежом.
Справка. Гастарбайтер – наемный рабочий.
Сейчас красивый и правильный русский язык стал большой редкостью, чтение хорошей литературы – один из путей достижения этой благородной цели.
Без хорошего владения языком невозможна учебная успешность: язык неразрывно связан с мышлением. Не зря в народе говорят: «Вначале аз да буки, а потом другие науки» и «Без грамматики не выучишь и математики». Язык – показатель общей культуры человека.
Аргументы, подтверждающие негативные процессы:
*Прочитать статью М.Ганиной, выбрать из нее аргументы, подтверждающие негативные процессы.
Неприятно удивляет и бедность словарного запаса многих моих современников, и хотя в «Толковом словаре живого великорусского языка», составленном Владимиром Далем, содержится двести тысяч слов, но используем мы в лучшем случае - пятьсот, но, возможно, намного меньше.
*Привести примеры из жизни, из истории.
-Редко услышишь сейчас пословицу или поговорку, зато можно услышать много неумных рекламных слоганов, грубых слов, причем даже в речи публичных людей, и встретить нецензурную лексику в газетах и журналах.
-Однажды я увидела по телевизору интервью со своей любимой певицей. За один час беседы она около 30 раз употребила частицу-сорняк «как бы»; например, сказала: «Я как бы уважаю своих зрителей», «Я как бы на экране неплохо выгляжу». После этой передачи я потеряла интерес к певице. Считаю, что артисты, политические деятели и другие известные личности должны следить не только за своим внешним видом, но и за речью.
-Но повсеместное засилье иноязычной лексики как в речи моих современников, так и в названиях фирм (тоже иноязычное слово), в вывесках, на рекламных щитах не может не вызывать тревоги тех русских людей, которые любят язык и беспокоятся о его будущем. И мне самой не хотелось бы в конце концов начать говорить на «американо-русском» языке.
-Вспомним пример из истории. Какое же было положение в русском языке. После Октябрьской революции многие представители интеллигенции либо уехали из России,либо не допускались к общественной жизни, но даже в эти времена оставались хранители языка из числа настоящих образованных и интеллигентных людей, которые передавали эстафету молодому поколению (хранители: Ахматова, Цветаева, Пастернак, академик Д.Лихачев и др.; новое поколение: Окуджава, Высоцкий, Шукшин, Астафьев, Вознесенский и др.)
-Человек должен обладать высоким уровнем культуры речи.
Культурная речь вызывает доверие к человеку. У человека, обладающего высоким уровнем культуры речи, больше шансов сделать карьеру.
- Раньше церковь не поощряла грубых, нецензурных слов. Крестьяне не говорили таких слов.
- Никто не будет уважать Россию, если мы сами не будем уважать русский язык.
- Культура речи - это долг каждого русского человека перед своей нацией, будущими и прошлыми поколениями русских людей.
- Культура речи - это вопрос национального достоинства.
IY. Этап планирования.
План сочинения.
Начинать с основной части - пункт плана. Потом вступление, заключение (кому трудно).
Y. Написание тезисов сочинения (необязательный шаг в сильном классе).
YI. Написание черновика сочинения и работа над ним.
YII.Этап контроля.
YIII. Написание чистовика сочинения.
План сочинения.
I. Язык сохраняет нацию, ее культуру.
II. Особенности речи моих современников.
1.Оправданное использование иноязычных слов как средство обогащения лексической составляющей языка и расширения понятийного сознания нации:
а) обогащение русского языка терминологической международной лексикой;
б) влияние необходимой иноязычной лексики на процесс интеграции русских людей в мировую цивилизацию.
2.Негативные изменения и их причины:
а) неоправданное количество иноязычных слов;
б) бедность, невыразительность речи;
в) почти повсеместное наличие грубых, бранных слов;
г) причины таких негативных изменений.
III. Мое мнение о судьбе «великого русского слова».