Еремкина Галина Ивановна 14
Устный журнал «Великое русское слово»
Цель: способствовать формированию у обучающихся устойчивого интереса к изучению русского языка; осознанию нужности использования в обучении и в повседневной жизни словарей русского языка. Задачи: - совершенствование и развитие речевых умений школьников, обучение правильному, уместному и точному использованию слов в различных ситуациях общения, развитие коммуникативной и информационной компетенций, творческих способностей учащихся;
- воспитание сознательного отношения к значению слова, выбору его и употреблению в речи в зависимости от темы и основной мысли высказывания
Целевая аудитория : учащиеся 5-8 классов
Оборудование: выставка словарей, презентация, проектор, таблички со словами.
Ход мероприятия.
Слайд 1 Ведущий 1: Дорогие ребята, уважаемые учителя, мы рады вас приветствовать на презентации нашего устного журнала «Великое русское слово». Редколлегия журнала постаралась, чтобы вы сегодня с пользой для своего ума провели время, пополнили запас знаний о нашем великом русском языке, поломали голову, решая лингвистические задачи.
Слайд 2. Чтец 1
С благоговеньем прикасайся
К тому, чем ты вооружён,
Твори светло и упивайся
Безбрежным русским языком
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
Ему к лицу и термин узкий,
И междометный вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину его постичь.
Слайд 3
Ведущий 1: Так как наш журнал научно-популярный, поэтому на 1 странице, которая называется «Ученые - лингвисты» мы поместили небольшой очерк о замечательном русском лингвисте Алексее Алексеевиче Шахматове, 150 лет со дня рождения которого отметили в этом году все любители и почитатели русского языка.
Слайд 4
Ведущий 2: Имя академика Шахматова известно во всем мире. Это был человек исключительных дарований, редких душевных качеств. Современники так говорили об этом ученом: «У него должен учиться лингвист. У него следует учиться быть человеком». Послушайте рассказ об одном случае из жизни А.А. Шахматова. …Защита магистерской диссертации подходила к концу. Все шло своим чередом. Ученые уже называли 26-летнего Алексея Ивановича Соболевского коллегой. Декан медленно поднялся с места, спросил: не пожелает ли кто сделать свои замечания? Все понимали, что это только форма. Кто же отважится делать какие-то замечания после таких ученых, как профессор Тихомиров или Фортунатов? Но вдруг кто-то неожиданно просит слова. Все повернули головы и увидели тоненького большелобого гимназиста в синем мундирчике. Декан растерян. Как быть? Профессора за длинным столом перешептываются. По статусу на защите диссертации может выступить любой. Но такое… Чтобы слово попросил гимназист, такого еще не бывало от самого основания Московского университета. В зале тишина. А гимназист уже на кафедре. Это был Алексей Шахматов. Он не может согласиться со многими положениями труда уважаемого господина Соболевского. Откуда этот мальчик так блестяще знает тексты древнерусских летописей, грамот? – удивляются ученые мужи. Церковнославянские рукописи он на ходу сравнивает с их греческими подлинниками. Невероятно! Николай Саввич Тихонравов, этот знаток древнерусской словесности, просто ушам своим не верит.
На другой день в Московском университете только и разговоров было что о вчерашнем чудо-юноше. Кто он? Откуда? Он рано осиротел. Детство провел в семье своего дяди под Саратовом. В доме было много книг, которые Алеша прочел в короткий срок. Его влекли к себе тома «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина и другие книги о прошлом России. В 10 лет он уже написал собственное объемное сочинение «Русская старина» Целых 350 страниц! Вскоре страсть к языкам завладела им полностью. В 11 лет он поступает в одну из классических гимназий. Латынь и греческий язык даются ему необычайно легко. Ему было только 17 лет, когда он опубликовал в крупном европейском журнале свою первую программную статью, а в 35 лет он становится самым молодым в истории русской филологии академиком.
Интересы ученого многогранны. Он занимается проблемами происхождения восточнославянских народов и их языков, изучением и переводом древнерусских памятников письменности. А.А.Шахматову принадлежит и целый ряд исследований по современному русскому языку. Работы Шахматова до сих пор не утратили своего значения.
А.А.Шахматов увлекался собиранием слов из разных языков. Но он не просто их собирал, он сравнивал их, сопоставлял, находил общие корни. Некоторые сведения из данных материалов впоследствии использовали при составлении различных словарей.
Слайд 5
2 страница « Словари – наши друзья и помощники» Ведущий 1: Вторая страница нашего журнала посвящена незаменимым помощникам любого культурного человека, который следит за своей устной и письменной речью – словарям
Слайд 6 Чтец 1:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами,
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию Словарь
И относится он к ним
Словно к поданным своим
Утверждать ему не ново
Как писать какое слово,
Как писать, и как читать,
Как с другими сочетать.
Выходит словарь фразеологизмов (на нем нет пока таблички)
- Встал я сегодня ни свет ни заря, с первыми петухами. Утренняя зарядка вогнала меня в пот, и я на всех парусах помчался в ванную, где окатился с головы до ног такой ледяной водой аж дух захватило. От неё у меня побежали мурашки по спине, но все-таки с горем пополам я выдержал эту бодрящую процедуру и во весь дух помчался на кухню, От ароматных запахов у меня закружилась голова, проснулся волчий аппетит, потекли слюнки, но я взял себя в руки и не теряя головы степенно сел за стол. Смотрю, а в кружке чаю – кот наплакал. Я не огорчился, а попил молочка и помчался со всех ног на работу. В последнюю минуту заскочил в автобус, а там яблоку негде упасть. Но я благополучно добрался до школы, и вот я здесь на празднике русского языка. Просто бальзам на сердце, когда видишь столько почитателей нашего выразительного, богатого русского языка.
Ведущий 1: Ребята, какой словарь пришел к нам в гости? Слайд 7. Правильно, это словарь фразеологизмов
Дорогой словарь, мы рады приветствовать тебя на презентации нашего устного журнала. А ты подготовил для ребят интересные задания?
Словарь фразеологизмов: Конечно! И вот моё первое задание. Кто был самым внимательным и услышал в моей речи фразеологизмы. Назовите их. ( Всего 18 фразеологизмов)
Слайд 8 Второе моё задание на слайде. Соедините слова, чтобы получились фразеологизмы. Очень был бы рад услышать, что обозначают эти фразеологизмы и источник их происхождения .
(Игра со зрителями )
Тантал язык
Сизиф столпотворение
Ахиллес муки
Манна труд
Вавилон вода
Гусь небесный
Эзоп пята
Слайд 9
Танталовы муки –невыносимые и нескончаемые страдания, нестерпимые мучения от сознания близости желанной цели и невозможности ее достичь.
Сизифов труд – бессмысленные, бесполезные усилия.
Ахиллесова пята – обозначает слабую сторону, «больное», уязвимое место чего-либо или кого-либо. Эта сторона может быть как физической, так и моральной.
Манна небесная – Блага, полученные ни за что, как бы «упавшие с неба».
Вавилонское столпотворение - беспорядочная суетящаяся толпа, суматоха, полный беспорядок.
Как с гуся вода – ловко избегать ответственности за промахи.
Эзопов язык - тайнопись в литературе, иносказание, намеренно маскирующее мысль (идею) автора. Прибегает к системе «обманных средств»: традиционным иносказательным приёмам (аллегория, ирония, перифраз, аллюзия), басенным «персонажам», полупрозрачным контекстуальным псевдонимам.
Словарь фразеологизмов: Ребята, в школе у нас, кроме меня, есть еще один словарь – это электронный словарь фразеологизмов, который составили ученики 6 класса Бобкина Алина и Кондрашин Женя. Они успешно защитили свою работу на 3 фестивале проектных и исследовательских работ и стали победителями. Словарь находится в кабинете русского языка и у учителей начальной школы. Это ребята подарили им свою работу. Вот две странички из этого словаря:
Слайды 10-11 До свидания, ребята. Спасибо за активную работу. Используйте в своей речи фразеологизмы, и она будет образной, яркой, выразительной
Ведущий 2: В нашем устном журнале участвует словарь, без которого нельзя обойтись. Это очень важный словарь, который сам о себе расскажет..
Выходит словарь синонимов.
- Я словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любые оттенки мыслей и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Ваш же лексикон, ребята, часто беден, особенно режет слух повторение слова СКАЗАЛ. А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около ста пятидесяти различных глаголов, обозначающих речь, употребил писатель Леонид Леонов в романе «Русский лес». А сколько назовете вы?
Слайд 12 А теперь еще одно задание. Подберите синонимы с удвоенными согласными:
Больничный лист – (бюллетень) Специальность - (профессия)
Обучение животных - (дрессировка) Скорый поезд - (экспресс)
Асфальтированная дорога - (шоссе) Небольшая комнатка в квартире – (ванная)
Игра на льду – (хоккей) Помещение в школе – (класс) Дачная пристройка – (терраса) Один из главных предметов в школе – (русский язык)
Слайд 13 Выходит словарь топонимов: - - А я словарь топонимов. Не слышали о таком? Я вообще словарь необычный – словарь топонимов Амурского района, такого словаря больше нет нигде. Я уникальный словарь, потому что составили меня ребята из нашей школы. Если вы полистаете меня, то найдёте объяснение многим наименованиям поселков нашего района. Вот, например, вы знаете, как переводится название нашего поселка Тейсин? (пауза- ждет ответа детей)
- Ну что не знаете? Название нашего поселка в переводе с нанайского обозначает «жилище богов» или «стойбище богов»
Слайд 14 А Эльбан? Тоже не знаете? Есть 4 перевода этого названия 1. От эвенкийского «альбин» – простор.
2. От ульчского «эльбан» – просторное место.
3. От нанайского «ульбин» - солнечная долина.
4. Толкования значения с неясным источником: «эльбан» – парус, знамя; богатая охота.
Слайд 15 А вот значения названия Мылки: 1. От нанайского «малкин» - водоворот.
2. От нанайского «малке», «мэлки» - одичавшая собака или волк черной масти с белой шеей.
3. Нивхское «чёртово озеро».
4. Вариант толкования неясного происхождения: «место для соревнований на лодках».
- А почему Амурск назвали так? (потому что расположен на берегу Амура) А какие ещё названия поселков нашего района вы знаете? А их перевод? Ответы на все вопросы вы найдете у меня. Откройте, почитайте словарные статьи, и вы станете чуточку образованнее.
А кто мне ответит на такой вопрос: что изучает наука топонимика, помощником которой я являюсь? (происхождение названий географических объектов)
Слайд 17 Входит орфографический словарь:
- Бесспорно, все словари важны и очень вам нужны. Но самый главный словарь из всех главных, по- моему, это я. Вот что бывает, когда не знаешь правил русской орфографии и со словарём орфографическим не дружишь.
Выходит мальчик, читает стихотворение: (на слайде)
Пришло письмишко мне.
Гляжу – из лагеря от Мишки…
«Сдесь чюдный лук, и я лижу»
Написано в письмишке.
Лук лижет? Что за чудеса?
Наверно, шутит, плут
Читаю дальше:
Сдесь лиса, красивый длинный прут…
На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен»
Нет, нет, не шутит он! Боюсь,
Мой друг серьёзно болен.
Вернется – надо полечить:
Заставить правила учить.
Словарь: А я бы еще добавил: заставить почаще листать мои страницы. А вы, ребята, можете исправить Мишины ошибки? Все эти слова можно проверить ударением? В какой словарь нужно смотреть, чтобы правильно написать вот эти слова:
Футбол, карандаш, волейбол, тетрадь, пенал? (Слова в презентации напечатаны с пропуском орфограмм) Правильно, вам надо почаще заглядывать в меня – в словарь орфографический.
Слайд 18 Выходит словарь толковый
- Я словарь толковый. Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы можете спросить: зачем объяснять значение некоторых слов, они ведь и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем например слово СТОЛ. Как вы объясните его лексическое значение? Правильно, род мебели. Но есть и другие значения. Заглянете в толковый словарь и без труда выполните моё задание: объясните значение слова СТОЛ в каждом из данных предложений:
Слайд 19 1 Стол накроешь, сядешь, посидишь
2. Девушки жили на одной квартире, имели общий стол.
3. Аня работает в адресном столе
4. В санатории мне определили пятый стол, потому что он был бессолевой
5. На столе стояла красивая ваза из цветного стекла.
- Очень много слов в русском языке имеют несколько значений, и чтобы не попасть впросак почаще открывайте толковый словарь.
Слайд 20 А у нас в школе есть ещё один необычный словарь – это толково-этимологический электронный словарь, который создал коллектив 11 класса.
Данный проект был представлен в прошлом учебном году на Фестивале проектных работ «Юный исследователь» и получил призовое место. Электронным словарем вы можете пользоваться, он находится в кабинете русского языка и у преподавателей начальных классов. Вот две странички из этого словаря:
Слайды21 -22
Ведущий 2: Для вас, ребята, редколлегия нашего журнала подготовила выставку словарей, которые всегда поспешат к вам на помощь, помогут избежать речевых ошибок, пополнят ваш лексикон, сделают вашу речь грамотной, богатой, красивой. Дружите с ними.
Чтец 2 читает стихотворение С.Я.Маршака «Словарь»
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век запивать чужой».
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
Слайд 23. Ведущий 2
3 страница журнала – это страница, которая заставит вас поломать голову. Эта страница «Занимательная» . Вам мы предлагаем головоломки, шарады, ребусы
1. Найди «четвёртое лишнее»
А)1. Мозоль, носок, георгин, помидор
2.Тюль, гроздь, рояль, бюллетень
3. Магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь
4. Озимь, цитадель, фланель, панцирь.
Б) 1. Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки
2. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
2,Отгадайте ребусы, изображенные на этих страницах (ребусы нарисованы на больших листах ватмана)
Слайд 24 3. Что объединяет эти существительные
1. Тбилиси, Токио, Онтарио, Миссисипи, Уссури, кофе, пальто.
Слайд 25 4. Шарады
1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы. (пи-рог)
2.Нота – мой первый слог,
Поставь рядом с ней предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица (мина)
Слайд 26. 5.Метаграммы.
Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, и тогда вы получите новое слово.
1.С К в полях меня найдете
С Г романсы запоете
С В в косички заплетете (к-олос)
2.С Ч летаю над волною
С Л не дам волкам покою
С М – рубашка-безрукавка
С З скачу в лесу по травке
С Г меня крепи к детали
Из железа или стали (Ч-айка и т.д.)
Слайд 27. 5. Анаграммы
Чтобы получить новое слово, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается
1.Я в пруду живу, жирею
Переставьте буквы – вмиг
Превращусь я и в аллеи,
И в лужайки, и в цветник (карп – парк)
2.Воздух в шины я вдуваю,
Жизнь несу я колесу
Если ж слоги мы смешаем
Буду деревом в лесу (насос – сосна)
3.В океане он живет
И мала ему река
Буквы ставь наоборот
Будет дёргаться щека (кит – тик)
7.Кроссворд
По вертикали: 1. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. 2. Непостоянный морфологический признак глагола. 3. Слова одной и той же части речи, имеющие противоположные значения. 5. Слова употребляемые жителями той или иной местности. 7. Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
По горизонтали: 2. Все слова языка. 4. Постоянный морфологический признак имени существительного. 6. Слова одной и той же части речи, одинаково звучащие, но различные по значению. 8. Раздел науки о языке, изучающий звуки речи. 9.Часть слова без окончания.
Ответы: По вертикали1 Текст 2.лицо 3.антонимы 5.диалектные 7 суффикс
По горизонтали: 4. Род. 6.омонимы 8.фонетика 9. основа
7. Шуточные вопросы 1.Какие два местоимения мешают транспорту? (Я-мы) 2. Какая земля никогда не старится (Новая Земля)
3.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется чаще другими, чем тобой ? (имя)
4.Какое государство можно носить на голове? (панама)
5. Какая европейская столица стоит на скошенной траве? (Париж на Сене)
6..Какую реку можно срезать ножом? (Прут)
7. Какое крыло никогда не летает? (автомобильное)
8. У каких башмаков не бывает каблуков ( Железнодорожных)
9. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои (химический элемент)
10. Может ли коромысло летать? (название рычагов некоторых механизмов)
11.Всякий ли пар может подниматься кверху? ( земля под паром)
- Какое языковое явление «спрятано» в вопросах с 6 по 11? (омонимия)
Слайд 28. Ведущий 1 В нашем журнале есть страничка для любознательных, пытливых учеников, стремящихся узнать о тайнах русского слова как можно больше. Таких учеников я вижу в нашем зале. И для вас мы приготовили страничку, где расскажем об истории буквы Ё. По чьей инициативе в русском языке появилась буква Ё? Существует две версии.
Слайд 29 Вторая версия.
Слайд 30. Появление буквы Ё в печати.
Слайд 31. Приняли ли букву Ё литераторы 19 века?
Слайд 32. Место буквы Ё в современном алфавите.
Слайд 33 Памятник букве Ё в Ульяновске (бывший г.Симбирск – родина Н.М.Карамзина)
Слайд 34 Ведущий2: Открываем последнюю страницу нашего журнала. Это страница «Похвальная». И называется она так потому, что сейчас прозвучит похвальное слово во славу великого русского языка, во славу русской речи
1. Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём почти без всякого чуждого примеса течет, как горная величественная река – шумит, гремит – и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу… (Николай Михайлович Карамзин)
2. Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое… орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего… Дивной вязью плел народ невидимую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весеннему дождю, меткого как стрелы, задушевного как песня над колыбелью, певучего… Дремучий мир, на который он накинул волшебную сеть слова, покорился ему, как обузданный конь.
(Алексей Николаевич .Толстой)
3.
Много слов на земле. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Пусть разменной монетой не служат они, -
Золотым эталоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначально их чистоту.
Владимир. Шефнер.
4 Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово. (Николай Васильевич Гоголь)
5. Язык свободный, мудрый и простой
Нам поколения в наследство подарили; Крылов и Пушкин, Чехов и Толстой
Его в своих твореньях сохранили.
Язык писателей нам служит образцом,
Он мудростью народною отмечен.
Овладевайте русским языком! Боритесь за культуру речи!
6. Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих множества книг.
Русское слово – свободы зарница.
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник –
Плещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Друг мой, работай, будь людям полезен –
Выучи русский язык!
Слайд 35 Ведущий 1 Заключительное слово
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад.
Слово «высоко» произнеси –
И представишь неба сразу синь.
Ты скажи: «Кругом белым – бело» -
И увидишь зимнее село.
С белых крыш свисает белый снег,
Не видать по белым снегом рек. Вспоминается наречие «светло» -
И увидишь: солнышко взошло.
Если скажешь слово ты «темно»,
Сразу вечер поглядит в окно.
Если скажешь «ароматно» ты,
Сразу вспомнишь ландыша цветы.
Ну, а если скажешь ты «красиво»,
Пред тобою – сразу вся Россия!
Э.Куклина
Слайд 36 Спасибо за внимание