kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема любви в лирике Лермонтова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Какое влияние оказала любовь на творчество Лермонтова

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема любви в лирике Лермонтова»

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова

Цель: продолжить изучение лирики Лермонтова, проследить за трагическими попытками поэта найти спасение в любви от одиночества.

Оборудование: слайды с портретами М.Ю. Лермонтова, Сушковой, Ивановой, Лопухиной, Щербатовой, музыкальное сопровождение (записи с романсами).

Ход урока

Тихо играет музыка

Учитель читает сочинения, написанные учащимися о любви, как они понимают это чувство

Учитель : Каждый из вас по своему прав, рассуждая на эту тему, тему любви, потому что каждый пытается найти что-то свое в этом чувстве, в чем он нуждается и чего не находит в окружающем его мире. Ф.М. Достоевский выразил надежду, что красота спасет мир, но мне кажется, не только красота, но и любовь. Ведь именно она делает влюбленного человека духовно богаче, нравственно чище, а подчас воскрешает человека к жизни. История знает немало примеров, когда ради любви совершались подвиги, шли на эшафот. Именно это великое чувство подвигло музыкантов, художников, поэтов, писателей на создание бессмертных произведений, которые мы с восторгом, а иногда и со слезами читаем, смотрим, слушаем, всякий раз открывая для себя что-то новое. Когда бы ни жил человек, в прошлом столетии, сегодня или будет жить в будущем, он будет стремиться понять, разгадать это удивительное таинство – любовь. Стремился к этому и М.Ю. Лермонтов



Слайд №1 ( портрет Лермонтова)

«Я не могу любовь определить,

Но эта страсть сильнейшая! –

любить.

Необходимость мне, и я любил

Всем напряжением душевных сил.»

Эти строки принадлежат М.Ю. Лермонтову. Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить:

Что же принесла любовь великому поэту? Счастье или разочарование? Боль или радость? Спасла ли его любовь от одиночества или заставила безмерно страдать? И, наконец, какое влияние оказала на его творчество.

А эпиграфом к нашему уроку мы возьмем строки:

«Любить? Но кого же?»

Это строки из его стихотворения «И скучно, и грустно.» Итак, «Любить ? Но кого же?»

(ученик читает стихотворение полностью)

- Какое чувство владело поэтом, когда он писал эти строки.

Примерный ответ учащихся (чувство одиночества, тоски, какой-то безысходности, в минуты грусти ему некому даже руку пожать)

Послушаем стихотворение «Нищий»

(читает ученик)

- О чем это стихотворение

(В основу лег, очевидно, действительный случай, свидетелем которого он стал. Ведь стихотворение называется «Нищий»)

Учитель: Ребята, не забывайте, что это лирическое стихотворение, а здесь на первый план выходит прежде всего личные переживания, чувства автора. Обратите внимание на последние строки ( Это стихотворение о неразделенной любви, нищий здесь – Лермонтов)

Учитель: Помогите установить, к кому адресовано это стихотворение, ведь вы пользовались дополнительной литературой.

(Я вот что прочитал в Лермонтовской энциклопедии. Это стихотворение посвящено Екатерине Александровне Сушковой).

Учитель рассказывает об истории создания стихотворения



Слайд №2 (портрет Сушковой)

Учитель: Первое знакомство состоялось. Вы знаете, что у Лермонтова в жизни была тайна, которую он тщательно скрывал. Многие свои стихотворения он посвящал загадочной «Н.Ф.И», «Н.Ф.И…..вой», «К», «Романс к И…», «К Н.И.» и др.

Учитель: Кого же скрывал под этими таинственными инициалами Лермонтов?

Загадку «Н.Ф.И.» в течение многих лет пытался раскрыть Ираклий Андроников, ему это удалось. Конечно, вам будет попроще, вы пользовались доп.литературой. Так кто спрятан за этими инициалами?

Учащиеся отвечают (я прочитал статью И.Андроникова «Образ Лермонтова», и теперь могу с уверенностью сказать, что речь идет о Наталье Федоровне Ивановой) Учащиеся рассказывают о ней.



Слайд №3 (портрет Н.Ф. Ивановой)

Стихотворение наизусть «Я не унижусь пред тобой»

  1. Каким вы представляете лирического героя этого стихотворения.

  2. Какие строки не совпадают с вашим представлением о любви.

  3. Можно ли назвать гармоничными чувства лирического героя в этом стихотворении.

  4. Что здесь звучит не по – пушкински.

  5. Чем объяснить множество претензий в адрес возлюбленной.

(И все – таки, несмотря на то, что он унижен, оскорблен, он находит в себе силы простить любимую).

Послушаем стихотворение «Молитва»

- Как вы думаете, кому посвящено это стихотворение

(Сушковой, Ивановой)

- Вы не угадали. Это стихотворение посвящено Варваре Александровне Лопухиной



Слайд №4 (портрет В.А. Лопухиной)

Что вы узнали о Лопухиной из доп.литертатуры

Вывод: какие мотивы преобладают в любовной лирике Лермонтова в раннем периоде его творчества?

Запишите вывод в тетрадь

Учащиеся зачитывают ответы

Учитель: Своеобразный итог своим чувствам подвел сам Лермонтов стихотворением «Поцелуями прежде считал»

Читает ученик

2 часть

А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы послушали романс на стихи Лермонтова, музыку Даргомыжского.

Поверьте, лермонтовские строки, в сочетании с музыкой зазвучат для вас по-особому, тем более что исполняет его замечательный русский певец И. Козловский.

Казалось, Лермонтову не суждено было больше полюбить. Но прошли годы и неожиданно на одном из поэтических вечеров в салоне Карамзиных Лермонтов встречается с княгиней Марией Алексеевной Щербатовой.



Слайд №5 (портрет М.А. Щербатовой)

Молодая вдова, красивая и образованная, Щербатова вела в Петербурге светский образ жизни, но предпочитала балам салон Карамзиных.

По свидетельству очевидцев Щербатова испытывала самые искренние и серьезные чувства. Лермонтову было 26 лет. Его соперником был Эрнест Барант. Это соперничанье привело к дуэли 18 февраля 1840г.

Последняя встреча состоялась в небольшом городке, в котором Лермонтов остановился из-за разлива рек, когда ехал в ссылку в крепость Грозную.

Эту встречу описывает в своей повести «Разливы рек» К. Паустовский. А вы увидите небольшой эпизод.

(учащиеся показывают сцену встречи)

Более подробно об этом вы узнаете из книги Паустовского.

Щербатовой Лермонтов посвятил одно из лучших своих произведений «На светские цепи», которое очень любил Н.В. Гоголь.

(ученик читает)

Наконец, одно из последних стихотворений Лермонтов посвятил дальней родственнице Екатерине Быховец.

Слайд№6 (портрет К.Баховец)

В день дуэли утром она беседовала с ним, затем ездила с поэтом и друзьями на пикник в Каррас. В известном письме от 5 августа 1841г. Она вспоминает: чтение письма.

«Он мне всегда говорил, что ему жизнь ужасно надоела, судьба его так гнала, государь его не любил, великий князь ненавидел, не могли его видеть, - и тут еще любовь: он был страстно влюблен в В.А. Бахметеву, он и меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был».

Так родилось одно из последних стихотворений поэта «Нет, не тебя так пылко я люблю». Слова этого стихотворения легли в основу одноименного романса. Послушайте его. Исполняет учитель музыки.

Вывод: Итак, какие мотивы преобладают в лирике Лермонтова в более поздний период?

(учащиеся делают вывод)

Сегодня вы послушали стихотворение Лермонтова, читали их дома. Появились ли у вас любимые строки о любви?

- Чем отличается и что общего в любовной лирике Лермонтова и Пушкина.

Запишите в тетрадь.

Итог : Нашел ли Лермонтов в любви спасение от одиночества?

Ни в обществе, ни в своем поколении, ни даже в любви Лермонтов не мог найти опоры своим идеалам и желаниям. Что же осталось поэту? Наверное, сама поэзия, творчество, писательский труд. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Входят два окололитературных критика В.С. Соловьев и Д.С. Мережковский, спорят.

Ребята, какие взгляды на творчество Лермонтова выражают эти критики? На этот вопрос вы ответите дома.

Д.з.: подумайте и решите для себя. Кто вы? Защитник или обвинитель? Аргументируйте свой ответ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема любви в лирике Лермонтова

Автор: Савчук Нина Прохоровна

Дата: 26.06.2020

Номер свидетельства: 554121

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Литература 11 класс "Гимн Любви" "
    ["seo_title"] => string(32) "litieratura-11-klass-gimn-liubvi"
    ["file_id"] => string(6) "170992"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423628374"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "«Гимн любви» Семинар "
    ["seo_title"] => string(20) "gimn-liubvi-sieminar"
    ["file_id"] => string(6) "171008"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423630995"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок литературы в 9 классе на тему «Поэзия растерзанного сердца» по любовной лирике М.Ю. Лермонтова."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieratury_v_9_klassie_na_tiemu_poeziia_rastierzannogho_sierdtsa_po_liubov"
    ["file_id"] => string(6) "370395"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481901284"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сценарий литературной конференции к 200- летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова "
    ["seo_title"] => string(90) "stsienarii-litieraturnoi-konfierientsii-k-200-lietiiu-so-dnia-rozhdieniia-m-iu-liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "122584"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414301016"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства