kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 9 классе на тему «Поэзия растерзанного сердца» по любовной лирике М.Ю. Лермонтова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: изучение нового материала.

Тема:  « Поэзия растерзанного сердца».

Цели урока:

 

  1. Образовательная – рассмотреть,  как раскрывается тема любви в поэзии Лермонтова.
  2. Развивающая  -  закрепить и совершенствовать умения и навыки учащихся  в исследовании  и анализе лирического произведения.
     
  3.  Воспитательная – воспитать  трогательное отношение к одному из самых прекрасных чувств человека – к любви.
     

Задачи урока:

- понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта;

- познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения М.Ю.Лермонтова;

- научить текстуальному анализу стихов;

  - сформировать интерес к поэзии М.Ю.Лермонтова;

 - способствовать развитию устной речи учащихся; научить их выступать перед    аудиторией;

             -  создать макет книги по проведённой работе на уроке;

            - воспитать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость.

Оборудование :  портреты писателя и адресатов его любовной лирики;

                             выставка   книг М.Ю. Лермонтова;

                              компьютер;

                               аудиозапись классических произведений.

Технология :  Критическое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе на тему «Поэзия растерзанного сердца» по любовной лирике М.Ю. Лермонтова.»




Урок литературы


в 9 классе на тему


«Поэзия растерзанного сердца»


по любовной лирике М.Ю. Лермонтова.











Учитель СОШ №9 - Кот Н.Б.

































г. Экибастуз -2016 г.

Тип урока: изучение нового материала.



Тема: « Поэзия растерзанного сердца».



Цели урока:



  1. Образовательная – рассмотреть, как раскрывается тема любви в поэзии Лермонтова.

  2. Развивающая - закрепить и совершенствовать умения и навыки учащихся в исследовании и анализе лирического произведения.

  3. Воспитательная – воспитать трогательное отношение к одному из самых прекрасных чувств человека – к любви.

Задачи урока:

- понять противоречия и страдания, происходящие в душе поэта;

- познакомить учащихся с «музами» поэтического вдохновения М.Ю.Лермонтова;

- научить текстуальному анализу стихов;

- сформировать интерес к поэзии М.Ю.Лермонтова;

- способствовать развитию устной речи учащихся; научить их выступать перед аудиторией;

- создать макет книги по проведённой работе на уроке;

- воспитать у учащихся такие качества, как любовь, нежность, отзывчивость.

Оборудование : портреты писателя и адресатов его любовной лирики;

выставка книг М.Ю. Лермонтова;

компьютер;

аудиозапись классических произведений.

Технология : Критическое мышление.

Методы и приёмы:

- словесный (рассказ учителя, беседа);

- наглядный (портреты адресатов стихов поэта);

- частично-поисковый;

- «Незаконченное предложение», «Удивляй», «Свободное письмо», «Синквейн», «Рекламный анонс», «Тук – тук».


Этапы


Задачи этапа


Содержание работы


Приёмы


Оценивание
















М

О

Т

И

В

А

Ц

И

О

Н

Н

Ы

Й




Создание атмосферы

Комфорта.







Пробуждение

интереса.















Бесконфликтный обмен мнениями.






Приветствие.

Организационный момент.



1.Закончите предложение.


Я люблю…

- Удивительно: всего один глагол, а как много вариаций прозвучало. Ясно, что вы любите, как вы любите, а вот кого вы любите, увы, осталось под вопросом.

Ну кто из нас в 15лет не мечтал о любви, не ждал её с замиранием сердца или искал предмет обожания сам, вглядываясь в лица окружающих.


-Так что же такое любовь?

-Что значит она в вашей жизни? Даю вам 6 минут для размышлений.

Звучит аудиозапись. Е.Дога. «Вальс».

2. «Любовь – это…»

Озвучивание работ.

- Позвольте и мне поговорить на эту тему. (Чтение своего первого стихотворения о любви).

-Разумеется, что это просто поэтические опусы. Настоящие шедевры о любви подарили нам гениальные поэты XIX века.

-Какова же любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова? Это главный вопрос, на который мы должны ответить в конце урока.




«Воздушный поцелуй».





«Незакончен- ное предло жение».

















«Свободное письмо».









«Удивляй».












Формативное

















Оценочный лист.

Оценивание

домашней группе.



















О

П

Е

Р

А

Т

И

В

Н

Ы

Й





Получение новой информации

по теме.
























Классификация полученной информации по категориям знаний.





















1. Слово учителя.

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,

Тому судья лишь Бог да совесть.


- Любовь – чувство интимное, сокровенное. Каждый стремится сохранить ёё только в своём сердце. Но вопреки желанию Лермонтова мы познаём в его стихах удивительную поэзию этого высокого, прекрасного чувства. Пылкий, страстный и восприимчивый юноша рано начал влюбляться. Да, женщин у поэта Лермонтова было немало, и каждую он любил до самозабвения, посвящая им свои стихи.

2.-Кто же эти музы поэтического вдохновения? (Реализация д/з).

Приложение 1

3. Работа со стихами.

Приложение№2

Задание: Проанализируйте стихотворения «Молитва», «Нищий», «Отчего», «Я не унижусь пред тобою…», «Нет, не тебя так пылко я люблю...» по предложенной вам схеме. Из ответов одноклассников сделайте вывод, какие мысли и чувства лирического героя повторяются во всех стихах?
–Тема какой именно любви просматривается в них?

Озвучивание работ.( Дуэт учениц исполняет романс «Нет, не тебя так пылко я люблю» при ответе 5 группы).

-Так какие мысли и чувства лирического героя повторяются во всех стихах? (Ответы учащихся).

Да, вы правы: лирическому герою Лермонтова суждено остаться одиноким и непонятым, потому что счастье в этом жестоком мире, «среди ледяного, среди беспощадного света невозможно!»























«Тур по галерее».























































Оценивание в

домашней группе.



















Оценивание в

домашней группе.







Словесная

Оценка.





























Р

Е

Ф

Л

Е

К

С

И

В

Н

Ы

Й



Приобретение нового знания.
















































.








Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.





















Соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции.



































1.Обращение к эпиграфу.

Я не могу любовь определить, Но эта страсть сильнейшая!-любить Необходимость мне; и я любил Всем напряжением душевных сил.

- Почему любить - необходимость для поэта?

Одиночество усиливает в Лермонтове поиски «души родной», трагические попытки поэта найти спасение в любви. (Ответы учащихся ).

Звучит аудиозапись. М.И. Глинка. Ноктюрн «Разлука».

-Согласитесь ли вы с утверждением, что лирика Лермонтова – это лирика сильнейших страстей и глубоких страданий?

(Ответы учащихся).

- Любовь Лермонтова – это страдание сердца и душевные муки, которые нашли воплощение в его произведениях, ставших шедеврами классической литературы. Его стихи, по словам В.Г.Белинского, - это « вздох музыки, это мелодия грусти, это кроткое страдание любви, последняя дань нежно и глубоко любимому предмету от растерзанного и смиренного бурею судьбы сердца! И какая удивительная простота в стихе! Здесь говорит одно чувство, которое так полно, что не требует поэтических образов для своего выражения; ему не нужно убранства, не нужно украшений, оно говорит само за себя, оно вполне высказалось бы и прозою».

Звучит аудиозапись. Чайковский. «Сентиментальный вальс».

2.Работа со статьями:

«Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова». «Любовная лирика М.Ю.Лермонтова». «Особенности любовной лирики М.Ю. Лермонтова».

Приложение №3

Задание: Прочитайте статью.

  • Какую новую информацию получили из её содержания?

  • Обсудите с членами группы.

  • Оформите свой ответ 3-4 предложениями.

Озвучивание ответов..

- А теперь настало время ответить на главный вопрос нашего урока.

-Какова же любовь в том мире, что зовется поэзией Михаила Юрьевича Лермонтова?

3. Описание любви.

Задание: Охарактеризуйте любовь в восприятии лирического героя Лермонтова.

Озвучивание работ.

4. Творческая работа.

Задание:

  • Оформите макет книги, используя всю полученную на уроке информацию.

  • Проявите креативный подход.

  • Презентуйте свой продукт.

5. Заключение.

– Дорогие ребята, каждый из вас наверное мечтает о светлой, чистой и счастливой любви. Но не пугайтесь и не отчаивайтесь, если ваша любовь окажется безответной. Вспомните о великом русском поэте Михаиле Юрьевиче Лермонтове, о его поисках «родной души». Пусть у него не было взаимной любви, но он был счастлив тем, что любовь его посетила и вдохновила на создание бессмертных лирических произведений.

6. Домашнее задание

– Я надеюсь, что дома вы возьмёте томик стихов М.Ю.Лермонтова, прочитаете стихи о любви и выучите понравившееся наизусть, но обязательно выполните анализ стиха «В простосердечии невежды», посвящённого Смирновой А.О.

7. Рефлексия

– Мне хотелось бы, чтобы вы поделились впечатлениями о самых лучших моментах нашего урока. Затронули ли струны вашей души строки о любви М. Ю. Лермонтова?


































































«Изюминка».





























«Синквейн».





«Рекламный анонс».







«Пьедестал почёта».































«Тук- тук»
















Словесная

оценка.





















































Оценивание в

домашней группе.

группе.























Оценивание в

домашней группе.













Формативное

(стикеры).






























Формативное

оценивание

( стикеры ).
































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Кот Надежда Борисовна

Дата: 16.12.2016

Номер свидетельства: 370395


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства