Какие мы? Взгляд со стороны.
1 вед. Сегодня вашему вниманию будут предложены мини-сценки Александра Вампилова, выдающегося российского драматурга, который умер трагически рано, в 34 года. Его произведения "Прощание в июне", "Старший сын", "Утиная охота", "Прошлым летом в Чулимске" знают по всему миру.
2 вед. Можно сказать, что так бы мог писать и мыслить Чехов, если бы вдруг родился в СССР, где и появился на свет в страшном 1937 году Александр Вампилов, самый оригинальный, тонкий и необычный отечественный драматург ХХ века. Но это определение - при всей размашистости - точным бы не было.
1 вед. Как и Чехов, Вампилов умело и странно смешивал трагическое и комическое, элегическое и фарсовое.
2 вед Как и Чехов, смело экспериментировал с конвенциями жанра, выворачивая их наизнанку.
1 вед. Как и Чехов, был неравнодушен к неловким, неудачливым персонажам - другими словами, недотепам. Однако вторичным драматургом-подражателем не был никогда: его пьесы были сплетены из самой жизни, а никак не из литературы.
2вед. Короткие рассказы-сценки , смешные и одновременно грустные, хорошо знакомы нам с детства. Вампиловский герой – это самый обыкновенный средний человек в обыкновенной, повседневной жизни, и события, которые происходят с героями – самые обыкновенные. Так – мелочи жизни...
1 вед. Но в этих мелочах, как в зеркале, мы видим самих себя. Взгляд Вампилова, этот острый, почти медицинский взгляд на людские пороки, на людскую мелочность, ничтожество устремлений, как будто направлен в душу каждого из нас… И каждый из нас может почувствовать в своей душе эту тоску по чему-то прекрасному, возвышенному.
Сцена Первая
В ЭЛЕКТРИЧКЕ
На сцене скамейки, как в электричке. Звучит музыка А. Петрова из к/ф «Белый Бим Черное ухо», затем слышен стук колес поезда. Заходят пассажиры, компания молодежи с гитарой. Ведет себя шумно, пассажиры делают замечания.
Он увлеченно читает книжку, переплет которой аккуратно завернут в белую плотную бумагу. Она сидит напротив него и откровенно любуется им.
Она. – (В сторону.) Он тонкая интеллектуальная натура! Читает не механически, не ради самого процесса чтения, не для того, чтобы убить вагонное время, нет, он переживает и думает — да, да, думает! — вместе с автором.
(Вагон мотнуло вправо, потом влево, и ее большая дорожная сумка, стоявшая на лавке рядом с ней, упала на пол. Он поднял сумку, подал ей. Она поблагодарила кивком головы и обворожительной улыбкой.)
Она. — В Москву?
Он. – (Улыбнулся снисходительно.) Куда же еще! А вы?
Она.– Тоже в Москву. Вообще-то я живу в Подольске. Но в Москву езжу часто. Вы любите Москву?
Он. – А вы?
Она. – (Декламирует с большим чувством)
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Он. (Улыбнулся одобрительно)
— Это Евтушенко или Вознесенский?
Она. (Ошеломленная, краснея)
— Простите, а вы... вообще Евтушенко и Вознесенского читали?
Он. Я на них глядел! Мы с другом были на вечере поэтов, они там выступали. Но, насколько я помню, они не про Москву читали. Насколько я помню, они что-то другое читали.
Она. (Кашлянула и сказала с робким укором) — Я из Пушкина вам прочитала. Из «Евгения Онегина». Вы читали «Евгения Онегина»?
Он. — Зачем же читать то, что я слышал много раз еще в детстве? В Большом театре.
Она. (Смотрит на него с удивлением. Даже с некоторым страхом.) – А... «Войну и мир», извините, вы читали?
Он. – Зачем же читать то, что можно посмотреть в кино?
Она. – А вот «Идиота» Достоевского вы, извините, тоже... в кино?
Он. – В кино!
Она. – А «Дворянское гнездо» Тургенева в театре небось?
Он. – В театре!.. Слушайте, а почему вы, собственно, так волнуетесь?
Она. – Я не волнуюсь! (почти закричала) Но я не могу понять. Как же так?! Вы же, наверное, учились в школе. Разве вы там не писали сочинений по отечественной литературе?
Он. – Писал!
Она. – Как же вы могли их писать, если вы, оказывается, ничего не читали?!
Он. (Иронически прищурясь.) — А девочки-то на что?! Мне наши девочки помогали писать сочинения. Каждая за честь считала!
Она. (Слабым голосом.) — Но ведь вы что-то все-таки читаете! Что же вы читаете... извините меня за любопытство?!
Он. (Поднял брови, посмотрел на нее сверху вниз) — Я люблю иностранных писателей!
Она. - Например, кого?
Он. (Отчеканил) — Андерсена, Хемингуэя... Реманка, ну и так далее!
Она. (В сторону.) – Ре-манка? Да мало ли что бывает. Человек оговорился — ну и что?! (Радостно.) Я тоже очень люблю Хемингуэя. Что вам у него нравится?!
Он. (Поднимаясь.) — Я вам лучше скажу, что мне не нравится. Мне не нравятся экзамены, а еще больше экзаменаторы и надоедливые девчонки.
(Раскрыв сумку, он с раздражением сунул — но не в сумку, а мимо сумки! — книжку, переплет которой был аккуратно завернут в плотную белую бумагу, и пошел к выходу, не попрощавшись с ней. Она стояла и смотрела, как он уверенно идет по вагону, а потом наклонилась и подняла упавшую на пол книжку, окликнула его, но он не обернулся. Тогда она раскрыла книгу.)
Она. «Книга о вкусной и здоровой пище»… А я-то думала… (с иронией) тонкая интеллектуальная натура!(Тогда она положила его «пищу» на лавку и вышла на перрон с другой стороны вагона.
Вед. Влюблённость. Первое свидание. Наконец-то не виртуальная, а реальная встреча
Вед. Он, конечно, самый умный, галантный, пунктуальный, внимательный
Вед. А она Ангел, само Божество.
Вед. Впрочем, обо всем по порядку
Сцена ВТОРАЯ
Свидание Сценка из нерыцарских времен
Студент Раиль
Сапожник Ержан
Девушка Даяна
Громко звучит музыка из к/ф «Чудак из 5Б», на сцену выходит сапожник и раскладывает свои инструменты. Это благообразный старичок с задатками интеллигентности, в хорошем настроении.
Появляется молодой человек в джинсах – студент средней обеспеченности, с цветами в руках, очень радостный. Останавливается, смотрит на туфли и замечает, что они «просят каши», подходит к сапожнику.
Студент. Здравствуйте!
Сапожник. Добрый день!
Студент. Изнываете без работы?
Сапожник. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции…
Студент (усаживаясь на табурет и снимая ботинки). Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.
Сапожник. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? (Осматривает штиблеты.) Операция рискованная…
Студент (поспешно и категорически). Десять рублей.
Сапожник. Сколько?
Студент. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.
Сапожник. Сто рублей. Из сочувствия к городскому порядку.
Студент. Только десять.
Сапожник. Тогда давай своим ботинкам таблетки – по три раза в сутки…
Студент. Но-но!
Сапожник. Пришить, подбить, поставить набойки – сто рублей!
Студент. Ну, хорошо… тридцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.
Сапожник. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.
Проходящая мимо девушка, модно одетая, вдруг вскрикивает и приседает на тротуар.
Девушка (с отчаянием). Каблук! (Осматривается.) Сапожник! Как удачно!
Сапожник (любезно). Очень удачно!
Девушка (подходя, поглядывая на часы). Оторвался каблук, прибейте, пожалуйста.
Студент. Вы видите, мастер занят.
Девушка. Но, надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.
Студент. Мне тоже некогда.
Девушка. Но войдите в положение.
Сапожник (девушке). Разрешите вашу модель…
Студент. Ни в коем случае! Я опаздываю.
Девушка. Вы не имеете права… Мастер согласен.
Студент. Зато я не согласен.
Девушка. Поймите, меня ждут…
Студент. Очень рад за вас… (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх.
Девушка (смотрит на часы, нервничает). Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность…
Студент. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились.
Девушка. Ну, знаете ли! Вы, вы… (Нервничает, ломает руки. Тихо.) Ну хорошо… Я прошу вас, вы понимаете, прошу… Я даже признаюсь вам… мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье…
Студент. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего? Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: «Уступите мне свое счастье!» С какой стати! Вас ждет феодал с гитарой. Но при чем здесь я?
Девушка (сапожнику). Прибейте этому молодому человеку язык.
Студент. Вам нечем будет за это заплатить. (Смотрит на часы.) Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!
Сапожник. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?
Девушка. Для таких нахалов не бывает начала.
Студент. Вы хамеете на глазах…
Девушка (вспыхивая). Нет, это вы – хам! (Сапожнику.) Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?
Студент (с ужасом). Крылову?
Сапожник. Пять, не больше.
Девушка (смотрит на часы). Опоздала! (Всхлипывая.) Вы… Вы самый наглый хам…
Студент (бледнея). Вы… Вы – Лиля?..
Девушка (нервно). Что! Так это вы… Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха! Прощайте! Не смейте звонить! (Быстро уходит.)
Сапожник. В чем дело? Обувайся, беги за ней…
Студент (бормочет). Девушка с нежным голосом… Первая встреча…
Сапожник (краснея от любопытства). В чем дело?
Студент (кричит). В чем дело! В чем дело! Дело в том, что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дышать в телефонную трубку. Почти признался в любви, боготворил… Едва вымолил свидание…
Сапожник. Хе-хе… Феодал рвет струны…
Студент. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки!
Заключительное слово
Какие мы в сценках Александра Вампилова?
Наивные до смешного
Нетерпимые
Влюблённые… иногда только в самих себя
Умные и чересчур начитанные
Требовательные больше к другим, чем к себе
Чеховым советской эпохи называют Вампилова сегодня
Драгоценный родник чеховских слов, мыслей
1.В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли.
2.Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
3.Умный любит учиться, а дурак - учить.
4.Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
5.Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
Высказывания Вампилова
Не будем ссориться — пусть нам завидуют.
Он был горд, и из боязни, что с ним не поздороваются, не здоровался сам.
Жизнь коротка, и чем меньше мы будем вместе, тем больше упустим счастья.
Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить — времени не надо.
Юмор — это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи.
Жизнь мудра. Героя она заставит усомниться, а тех, кто ничего не сделал, но прожил жизнь с чистым сердцем, она утешит.
Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.
Говорите правду — и вы будете оригинальны.
Он близок духом, современник, нам,
Хоть жил уже и в прошлом веке.
Он стал сродни грядущим временам
Мечтой о гордом и прекрасном человеке.
Он любил всех живущих в России:
Даже злобных, бесчестных, тупых…
Будь они сколь угодно плохие,
Нет презренья – жалеет он их!
……………………………………
У него нет героев, злодеев –
Все лишь жертвы неправды земной:
И прощая, любя и жалея,
Как бы просит: жалейте со мной!
………………………………….
Будто совесть больная стучится
К нам в сердца со страниц его книг…
И живою водою струится
Слов его драгоценный родник
Вставить в презентацию
Драгоценный родник чеховских слов, мыслей
1.В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и мысли.
2.Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.
3.Умный любит учиться, а дурак - учить.
4.Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!
5.Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.
Высказывания Вампилова
Не будем ссориться — пусть нам завидуют.
Он был горд, и из боязни, что с ним не поздороваются, не здоровался сам.
Жизнь коротка, и чем меньше мы будем вместе, тем больше упустим счастья.
Время нужно только для того, чтобы разлюбить. Полюбить — времени не надо.
Юмор — это убежище, в которое прячутся умные люди от мрачности и грязи.
Жизнь мудра. Героя она заставит усомниться, а тех, кто ничего не сделал, но прожил жизнь с чистым сердцем, она утешит.
Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать.
Говорите правду — и вы будете оригинальны.