Раздел I. Искусство как составляющая культуры (16ч.)
Тема 3. Театр как синтез искусств.(3ч.)
Тема урока. Основные элементы художественно-образного языка театрального искусства. Театральные профессии (актёр, режиссёр и другие)
Тип урока: введение в тему
Цель урока: формирование понимания специфики синтетических видов искусства.
Задачи урока:
Образовательные: дать представление о театре как виде синтетических искусств, его истории и современных направлений развития.
Развивающие: расширение кругозора и эрудиции уч-ся, развитие их актёрских способностей и коммуникативных навыков.
Воспитательные: воспитание уважения к творческим профессиям, вызвать интерес к театру, к его художественно-образной природе.
Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный и иллюстративный материал
Эпиграф: « Весь мир театр.
В нём женщины, мужчины – все актёры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль…»
Уильям Шекспир
Ход урока
1. Организационный момент
2. Мотивация учебной деятельности
Учитель:
Ребята, сейчас нам предстоит интересный разговор о театре, его истории и художественно - выразительных средствах. Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: «Почему театральное искусство относят к синтетическим видам искусства? Что делает театр самобытным видом искусства? Почему это древнейшее искусство не умерло вместе с древними цивилизациями его породившими? »
Учитель зачитывает эпиграф к уроку.
Учитель: - Согласны ли вы со словами У. Шекспира?
- Почему в качестве эпиграфа, были выбраны именно стихи
У. Шекспира?
- Любите ли вы ходить в театр?
- Давно ли вы были в театре? а в кинотеатре?
- Почему мы всё меньше ходим в театр, предпочитая
кинотеатры?
- Как вы думаете - так было всегда?
3. Сообщение нового материала
Давайте обратимся к древней истории.
Скажите, пожалуйста, человек всегда любил зрелища?
Давайте вместе попробуем проследить историю возникновения театра.
История театра уходит своими корнями далеко-далеко в прошлое человечества.
Первые сценические постановки можно было увидеть в ритуальных обрядах, которыми сопровождались все значимые для первобытных людей события. Например, перед охотой, от удачности которой зависела жизнь племени, мужчины разделяли роли – кто-то становился зверем, кто-то охотником. Человек-зверь в точности копировал поведение и повадки кого-либо животного. Даже одевал его шкуру, наносил на лицо характерные мазки краски, придавая сходство с животным (это ли не театральный грим?).
Слайд
Охотники оттачивали своё мастерство, ловкость владения охотничьим снаряжением в танцах-пантомимах, имитируя, практически, реальную охоту. Импровизация приветствовалась – зверь хитёр и опасен, надо было быть готовым к самым его неожиданным действиям. Всё это происходило под непрерывный звук ритмичных ударов (вот и первые музыканты). Женщины и дети с огромным интересом наблюдали за этим зрелищем, они были первыми зрителями.
Учитель: Теперь мы перенесёмся в Древнюю Грецию на весёлый праздник. Уважаемые ребята, мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. Включите, пожалуйста, ваше воображение на полную мощность.
Мы с вами в месяце Посейдон (конец декабря - начало января), означавшем в Греции поворот к весне. К жертвеннику Диониса движутся толпой весёлые земледельцы. Они несут увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из цветов и плодов, ведут жертвенного козла, убранного лентами. Второй и третий дни – хвалебные гимны (дифирамбы) в честь Диониса. Каждая фила (родовое объединение, община) выставляла свой хор мальчиков или мужчин на состязание. Каждый день завершался пиром в честь победителей. И, наконец, самая важная часть - драматические представления. Им были отведены четвёртый, пятый и шестой дни Великих Дионисий.
На сцену выходит жрец. Он приносит в жертву Дионису поросят, разрезанное на мелкие кусочки мясо раздают зрителям, которые съедают их. На этом церемония закончена. Звук трубы возвещает начало представления. Сначала идут три трагедии. Перед зрителями декорация дворца или храма. В нём три двери. Их значение велико, они подсказывают зрителю, откуда пришёл персонаж: если он входит в левую дверь, то, значит, прибыл из города, если в правую – с чужбины. Из средней двери появляются боги. Рядами по 3-4 человека из западной двери появляется хор. Трагический хор выстраивается правильным четырёхугольником. В центре глава хора (корифей). Он ведёт диалог с актёрами и хором, руководит действиями последнего. У алтаря Диониса помещается флейтист. В партию хора входили песни, танцы под флейту, декламация. Основой танца был жест.
Хор – это коллективный актёр, который советами, рассуждениями, действиями участвует в пьесе.
Маски в трагедии традиционны: есть маска старика седовласого, с опущенными уголками губ. Есть маска мужчины средних лет - смуглого с вьющимися волосами. Причём эта маска бывает как злой, так и доброй. Молодого человека представляет маска блондина. Пять типов отражают различные характеры и возрасты девушек и женщин. Образ старухи представлен двумя масками: доброй и злой. Все роли исполняли только актёры-мужчины. Неожиданности исключены: сюжет и развязка известны заранее, т.к. сюжетом трагедии являются знакомые зрителям мифы. И всё же зрители смеются и рыдают, то, взрываясь аплодисментами, то, разражаясь дикими криками, а могут и маслиной или сандалией запустить в неудачника.
Учитель: Ребята, мы убедились, что ещё в древности театр зародился как синтез различных видов искусства: с талантливыми актёрами, певцами, танцорами и постановкой действия по заранее созданному сценарию. Сила влияния театра на людей настолько велика, что театральное искусство стремились поставить на свою службу и императоры, и короли и политики.
Мы переносимся с вами в Древний Рим. Сегодня третий день праздника, который дает римлянам император Каракалла. Человек жестокий, малодушный и мстительный, он недавно убил Гету, своего брата и соправителя. Многие возмущены убийством Геты, и Каракалла хочет раздачей денег, открытием новых великолепных бань и, главное, гладиаторскими боями снискать симпатии народа. Итак, давайте обобщим и определим: что такое театр как вид искусства в современном понимании?
Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др.
Ребята, подумайте, где конкретно нашли своё применение в театре перечисленные виды искусства?
Как вы думаете: наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?
Давайте разберёмся – что же делает театр самобытным, отдельным видом искусства?
С появлением кинематографа и телевидения у театра возникли очень сильные конкуренты. Их даже называли «могильщиками» театра. Но главная особенность театра – активное взаимодействие со зрителем, позволила театру возродиться в новых выразительных формах и по прежнему радовать зрителя, и классическими постановками, и ультрасовременными зрелищами.
Давайте обобщим сказанное и дадим окончательное определение театра. Но прежде обратимся к мудрым высказываниям о театре известных людей.
«Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания… Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность.» Ф. Шиллер
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь» К.Станиславский
« Театр – не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло» В. Маяковский
Театр – зеркало жизни.
«Актёр – властелин сцены», - так сказал К. Станиславский. Потому что именно актёр воплощает в жизнь созданные воображением драматурга персонажи, оживляя литературные образы, волнуется, переживает, радуется, страдает, даже умирает за них. Поэтому искусство театрального актёра - это неуловимое, мгновенное творчество, которое не фиксируется и не сохраняется: существует только тогда, когда актёр вдохновенно играет на сцене. У талантливых актёров спектакли никогда не бывают точной копией предыдущего: «…для актёра нет старой роли», писал Николай Гоголь в письме актёру Михаилу Щепкину. В этом и есть великая сила, привлекательность и неповторимость сценического мастерства.
Представьте себе сцену смерти Бориса Годунова из одноимённой оперы М.П.Мусоргского по трагедии А.С. Пушкина: «В Гранатовой палате Кремля собралась боярская Дума. Ожидая государя, князь Василий Шуйский рассказывает о галлюцинациях, которые преследуют Годунова: кровавые мальчики в глазах. Внезапно на верхней площадке (внутренние покои царя) спиной к зрителям появляется массивная фигура в царском облачении. Раздаётся громкий бас Шаляпина: «Чур, чур, дитя, не я твой лиходей». После слов: «Что там, в углу, колышется, растёт?» - часть публики испуганно повернула головы в направлении взгляда актёра, а некоторые вскочили с мест. Судорожными движениями рук, отмахиваясь от призрака, Борис сползает по перилам лестницы. Не замечая бояр, трагическим шепотом он произносит, чеканя каждый слог: «Убийцы нет… Жив, жив малютка». …Внезапно судорога искажает лицо государя… схватившись рукой га горло, он рвёт ворот, кричит: «Ой, душно, душно, свету…», падает на пол, хватаясь руками за воздух, с трудом приподнявшись, сдавленным от боли голосом, указывает на сына(царевича Фёдора): «Вот, вот царь ваш. Простите…» И больше ни звука» (Л Тарасов «Волшебство оперы»).
Учитель акцентирует внимание учащихся на мимику актёра, пластику движений, на правдоподобное перевоплощение состояния человека в трагическую минуту.
Мимика - выразительное движение мышц лица, форма проявления чувств человека.
Пластика – плавность, выразительность движений.
Пантомима – вид сценического искусства, в котором художественный образ передаётся пластикой, жестом, мимикой.
Приведите примеры известных вам актёров, которые в разных ролях демонстрируют мастерство полного перевоплощения в роль (ответы учащихся).
Режиссёр – руководитель сценического действия. Система Станиславского. Игра актёров, музыкальное сопровождение, художественное оформление спектакля – это результат работы режиссёра, который воплощает авторский замысел на сцене, это человек которого зритель не видит на сцене (экране). К. Станиславский про роль режиссёра в театре говорил: «Режиссёр – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как сыграть роль, создать мизансцены, режиссёр – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и переносить её на сцену».
Метод разрушения: на секунду представьте себе, что грим, костюмы, мизансцены, декорации не соответствовали эпохе, как бы выглядел спектакль?
Сейчас очень популярны зрелищные представления, рекламные ролики, шоу программы, развлекательные передачи. Все они имеют чётко продуманную режиссуру с учётом психологии, вкуса, социального положения, духовных потребностей аудитории зрителей. Требования к современному режиссёру очень высоки.
Какие существуют виды современных театров?
Какие самые знаменитые театры вы знаете? В мире? В России?
В нашем городе?
Ребята, вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?
Изменилось ли ваше отношение к театру?
Будете ли вы чаще посещать театр?
Ребята, вы видите, что театр – это интересная и очень разнообразная тема. Этим уроком мы только лишь начали разговор о театре. Поэтому предлагаю его продолжить на следующем уроке.
4. Постановка практического задания. Выполнение практического задания
Предложить ребятам на выбор следующие задания:
Выполните эскиз театральной афиши.
Выполните афишу для гладиаторских боёв.
5. Заключение.1). Обсуждение выполненных работ.
- Колористическое решение.
- Композиционное решение.
2). Обобщение и закрепление полученных знаний.
Почему театр относится к синтетическим видам искусства?
Назовите самые знаменитые театры?
3). Выставление оценок за урок.
4). Рефлексия
Понравился ли вам урок?
Вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?
Изменилось ли ваше отношение к театру?
Будете ли вы чаще посещать театр?
Домашнее задание:
Закончите афишу.
Выясните какие новые формы приобретает современный театр, чтобы найти зрителя? (краткое сообщение).
Что вы знаете о флэшмобе? Имеет ли он отношение к теме театра?
(краткое сообщение).