kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Театр как синтез искусств. Основные элементы художественно-образного языка театрального искусства. Театральные профессии (актёр, режиссёр и другие).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раздел I. Искусство как составляющая культуры (16ч.)

Тема 3. Театр как синтез искусств.(3ч.)

Тема урока. Основные элементы художественно-образного языка театрального искусства. Театральные профессии (актёр, режиссёр и другие)

Тип урока: введение в тему

Цель урокаформирование понимания специфики синтетических видов искусства.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о театре как виде синтетических искусств, его истории и современных направлений развития.

Развивающие: расширение кругозора и эрудиции уч-ся, развитие их актёрских способностей и коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитание уважения к творческим профессиям, вызвать интерес к театру, к его художественно-образной природе.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный и иллюстративный материал

Эпиграф: « Весь мир театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…»

                                                Уильям Шекспир

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности

Учитель:

Ребята, сейчас нам предстоит интересный разговор о театре, его истории и художественно - выразительных средствах. Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: «Почему театральное искусство относят к синтетическим видам искусства? Что делает театр самобытным видом искусства? Почему это древнейшее искусство не умерло вместе с древними цивилизациями его породившими? »

Учитель зачитывает эпиграф к уроку.

Учитель: - Согласны ли вы со словами У. Шекспира?

- Почему в качестве эпиграфа, были выбраны именно стихи

У. Шекспира?

- Любите ли вы ходить в театр?

- Давно ли вы были в театре? а в кинотеатре?

- Почему мы всё меньше ходим в театр, предпочитая

кинотеатры?

- Как вы думаете - так было всегда?

3. Сообщение нового материала

Давайте обратимся к  древней истории.

Скажите, пожалуйста, человек всегда любил зрелища?

 Давайте вместе попробуем проследить историю возникновения театра.

История театра уходит своими корнями далеко-далеко в прошлое человечества.

Первые сценические постановки можно было увидеть в ритуальных обрядах, которыми сопровождались все значимые для первобытных людей события. Например, перед охотой, от удачности которой зависела жизнь племени, мужчины разделяли роли – кто-то становился зверем, кто-то охотником. Человек-зверь в точности копировал поведение и повадки кого-либо животного. Даже одевал его шкуру, наносил на лицо характерные мазки краски, придавая сходство с животным (это ли не театральный грим?).

Слайд

Охотники оттачивали своё мастерство, ловкость владения охотничьим снаряжением в танцах-пантомимах, имитируя, практически, реальную охоту. Импровизация приветствовалась – зверь хитёр и опасен, надо было быть готовым к самым его неожиданным действиям. Всё это происходило под непрерывный звук ритмичных ударов (вот и первые музыканты).  Женщины и дети с огромным интересом наблюдали за этим зрелищем, они были первыми зрителями.

 Учитель: Теперь мы перенесёмся в Древнюю Грецию на весёлый праздник. Уважаемые ребята, мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. Включите, пожалуйста, ваше воображение на полную мощность.

Мы с вами в месяце Посейдон (конец декабря - начало января), означавшем в Греции поворот к весне. К жертвеннику Диониса движутся толпой весёлые земледельцы. Они несут увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из цветов и плодов, ведут жертвенного козла, убранного лентами. Второй и третий дни – хвалебные гимны (дифирамбы) в честь Диониса. Каждая фила (родовое объединение, община) выставляла свой хор мальчиков или мужчин на состязание. Каждый день завершался пиром в честь победителей. И, наконец, самая важная часть - драматические представления. Им были отведены четвёртый, пятый и шестой дни Великих Дионисий.

На сцену выходит жрец. Он приносит в жертву Дионису поросят, разрезанное на мелкие кусочки мясо раздают зрителям, которые съедают их. На этом церемония закончена. Звук трубы возвещает начало представления. Сначала идут три трагедии. Перед зрителями декорация дворца или храма. В нём три двери. Их значение велико, они подсказывают зрителю, откуда пришёл персонаж: если он входит в левую дверь, то, значит, прибыл из города, если в правую – с чужбины. Из средней двери появляются боги. Рядами по 3-4 человека из западной двери появляется хор. Трагический хор выстраивается правильным четырёхугольником. В центре глава хора (корифей). Он ведёт диалог с актёрами и хором, руководит действиями последнего. У алтаря Диониса помещается флейтист. В партию хора входили песни, танцы под флейту, декламация. Основой танца был жест.

Хор – это коллективный актёр, который советами, рассуждениями, действиями участвует в пьесе.

Маски в трагедии традиционны: есть маска старика седовласого, с опущенными уголками губ. Есть маска мужчины средних лет - смуглого с вьющимися волосами. Причём эта маска бывает как злой,   так и доброй. Молодого человека представляет маска блондина. Пять типов отражают различные характеры и возрасты девушек и женщин. Образ старухи представлен двумя масками: доброй и злой. Все роли исполняли только актёры-мужчины. Неожиданности исключены: сюжет и развязка известны заранее, т.к. сюжетом трагедии являются знакомые зрителям мифы. И всё же зрители смеются и рыдают, то, взрываясь аплодисментами, то, разражаясь дикими криками, а могут и маслиной или сандалией запустить в неудачника.

Учитель: Ребята, мы убедились, что ещё в древности театр зародился как синтез различных видов искусства: с талантливыми актёрами, певцами, танцорами и постановкой действия по заранее созданному сценарию. Сила влияния театра на людей настолько велика, что театральное искусство стремились поставить на свою службу и императоры, и короли и политики.

Мы переносимся с вами в Древний Рим. Сегодня третий день праздника, который дает римлянам император Каракалла. Человек жестокий, малодушный и мстительный, он недавно убил Гету, своего брата и соправителя. Многие возмущены убийством Геты, и Каракалла хочет раздачей денег, открытием новых великолепных бань и, главное, гладиаторскими боями снискать симпатии народа. Итак, давайте обобщим и определим: что такое театр как вид искусства в современном понимании?

Театр зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др.

Ребята, подумайте, где конкретно нашли своё применение в театре перечисленные виды искусства?

Как вы думаете: наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?

Давайте разберёмся – что же делает театр самобытным, отдельным видом искусства?

С появлением кинематографа и телевидения у театра возникли очень сильные конкуренты. Их даже называли «могильщиками» театра. Но главная особенность театра активное взаимодействие со зрителем, позволила театру возродиться в новых выразительных формах и по прежнему радовать зрителя, и классическими постановками, и ультрасовременными зрелищами.

Давайте обобщим сказанное и дадим окончательное определение театра. Но прежде обратимся к мудрым высказываниям о театре известных людей.

«Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания… Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность.» Ф. Шиллер

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь» К.Станиславский

« Театр – не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло» В. Маяковский

Театр – зеркало жизни.

«Актёр – властелин сцены», - так сказал К. Станиславский. Потому что именно актёр воплощает в жизнь созданные воображением драматурга персонажи, оживляя литературные образы, волнуется, переживает, радуется, страдает, даже умирает за них. Поэтому искусство театрального актёра - это неуловимое, мгновенное творчество, которое не фиксируется и не сохраняется: существует только тогда, когда актёр вдохновенно играет на сцене. У талантливых актёров спектакли никогда не бывают точной копией предыдущего: «…для актёра нет  старой роли», писал Николай Гоголь в письме актёру Михаилу Щепкину. В этом и  есть великая сила, привлекательность и неповторимость сценического мастерства.

       Представьте себе сцену смерти Бориса Годунова из одноимённой оперы М.П.Мусоргского по трагедии А.С. Пушкина: «В Гранатовой палате Кремля собралась боярская Дума. Ожидая государя, князь Василий Шуйский рассказывает о галлюцинациях, которые преследуют Годунова: кровавые мальчики в глазах. Внезапно на верхней площадке (внутренние покои царя) спиной к зрителям появляется массивная фигура в царском облачении. Раздаётся громкий бас Шаляпина: «Чур, чур, дитя, не я твой лиходей». После слов: «Что там, в углу, колышется, растёт?» - часть публики испуганно повернула головы в направлении взгляда актёра, а некоторые вскочили с мест. Судорожными движениями рук, отмахиваясь от призрака, Борис сползает по перилам лестницы. Не замечая бояр, трагическим шепотом он произносит, чеканя каждый слог: «Убийцы нет… Жив, жив малютка». …Внезапно судорога искажает лицо государя… схватившись рукой га горло, он рвёт ворот, кричит: «Ой, душно, душно, свету…», падает на пол, хватаясь руками за воздух, с трудом приподнявшись, сдавленным от боли голосом, указывает на сына(царевича Фёдора): «Вот, вот царь ваш. Простите…» И больше ни звука» (Л Тарасов «Волшебство оперы»).

Учитель акцентирует внимание учащихся  на  мимику актёра, пластику движений, на правдоподобное перевоплощение состояния человека в трагическую минуту.

          Мимика - выразительное движение  мышц лица, форма проявления чувств человека.

          Пластика – плавность, выразительность движений.

          Пантомима – вид сценического искусства, в котором художественный образ  передаётся пластикой, жестом, мимикой.

Приведите примеры известных вам актёров, которые в разных ролях демонстрируют мастерство полного перевоплощения в роль (ответы учащихся).

Режиссёр – руководитель сценического действия. Система Станиславского. Игра актёров, музыкальное сопровождение, художественное оформление спектакля – это результат работы режиссёра, который воплощает авторский замысел  на сцене, это человек которого зритель не видит на сцене (экране). К. Станиславский  про роль режиссёра в театре говорил: «Режиссёр – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как сыграть роль, создать мизансцены, режиссёр – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и переносить  её на сцену».

Метод разрушения: на секунду представьте себе, что грим, костюмы,           мизансцены, декорации не соответствовали эпохе, как бы выглядел спектакль?

Сейчас очень популярны зрелищные представления, рекламные ролики, шоу программы, развлекательные передачи. Все они имеют чётко продуманную режиссуру с учётом психологии, вкуса, социального положения, духовных потребностей аудитории зрителей. Требования к современному режиссёру очень высоки.              

Какие существуют виды современных театров?

Какие самые знаменитые театры вы знаете? В мире? В России?

В нашем городе?

Ребята, вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?

Изменилось ли ваше отношение к театру?

Будете ли вы чаще посещать театр?

Ребята, вы видите, что театр – это интересная и очень разнообразная тема. Этим уроком мы только лишь начали разговор о театре. Поэтому предлагаю его продолжить на следующем уроке.

4. Постановка практического задания. Выполнение практического задания

Предложить ребятам на выбор следующие задания:

Выполните эскиз театральной афиши.

Выполните афишу для гладиаторских боёв.

5. Заключение.1). Обсуждение выполненных работ.

- Колористическое решение.

- Композиционное решение.

2). Обобщение и закрепление полученных знаний.

Почему театр относится к синтетическим видам искусства?

Назовите самые знаменитые театры?

3). Выставление оценок за урок.

4). Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?

Изменилось ли ваше отношение к театру?

Будете ли вы чаще посещать театр?

Домашнее задание:

Закончите афишу.

Выясните какие новые формы приобретает современный театр, чтобы найти зрителя? (краткое сообщение).

Что вы знаете о флэшмобе? Имеет ли он отношение к теме театра?

(краткое сообщение).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Театр как синтез искусств. Основные элементы художественно-образного языка театрального искусства. Театральные профессии (актёр, режиссёр и другие). »

Раздел I. Искусство как составляющая культуры (16ч.)

Тема 3. Театр как синтез искусств.(3ч.)

Тема урока. Основные элементы художественно-образного языка театрального искусства. Театральные профессии (актёр, режиссёр, и другие)

Тип урока: введение в тему

Цель урока: формирование понимания специфики синтетических видов

искусства.

Задачи урока:

Образовательные: дать представление о театре как виде синтетических

искусств, его истории и современных направлений

развития.


Развивающие: расширение кругозора и эрудиции уч-ся, развитие их

актёрских способностей и коммуникативных навыков.


Воспитательные: воспитание уважения к творческим профессиям, вызвать

интерес к театру, к его художественно-образной

природе.


Оборудование урока: мультимедийная презентация, раздаточный и иллюстративный материал


Эпиграф: « Весь мир театр.

В нём женщины, мужчины – все актёры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль…»

Уильям Шекспир


Ход урока


1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности


Учитель:

Ребята, сейчас нам предстоит интересный разговор о театре, его истории и художественно - выразительных средствах.


Сегодня мы с вами постараемся ответить на вопросы: «Почему театральное искусство относят к синтетическим видам искусства? Что делает театр самобытным видом искусства? Почему это древнейшее искусство не умерло вместе с древними цивилизациями его породившими? »

Учитель зачитывает эпиграф к уроку.


Учитель: - Согласны ли вы со словами У. Шекспира?

- Почему в качестве эпиграфа, были выбраны именно стихи

У. Шекспира?


- Любите ли вы ходить в театр?

- Давно ли вы были в театре? а в кинотеатре?

- Почему мы всё меньше ходим в театр, предпочитая

кинотеатры?

- Как вы думаете - так было всегда?


3. Сообщение нового материала


Давайте обратимся к древней истории.

Скажите, пожалуйста, человек всегда любил зрелища?

Давайте вместе попробуем проследить историю возникновения театра.


История театра уходит своими корнями далеко-далеко в прошлое человечества.


Первые сценические постановки можно было увидеть в ритуальных обрядах, которыми сопровождались все значимые для первобытных людей события.

Например, перед охотой, от удачности которой зависела жизнь племени, мужчины разделяли роли – кто-то становился зверем, кто-то охотником. Человек-зверь в точности копировал поведение и повадки кого-либо животного. Даже одевал его шкуру, наносил на лицо характерные мазки краски, придавая сходство с животным (это ли не театральный грим?).

Слайд

Охотники оттачивали своё мастерство, ловкость владения охотничьим снаряжением в танцах-пантомимах, имитируя, практически, реальную охоту. Импровизация приветствовалась – зверь хитёр и опасен, надо было быть готовым к самым его неожиданным действиям. Всё это происходило под непрерывный звук ритмичных ударов (вот и первые музыканты).

Женщины и дети с огромным интересом наблюдали за этим зрелищем, они были первыми зрителями.

Учитель: Теперь мы перенесёмся в Древнюю Грецию на весёлый праздник. Уважаемые ребята, мы отправляемся с вами в Древнюю Грецию. Включите, пожалуйста, ваше воображение на полную мощность.

Мы с вами в месяце Посейдон (конец декабря - начало января), означавшем в Греции поворот к весне. К жертвеннику Диониса движутся толпой весёлые земледельцы. Они несут увитую зеленью амфору вина, корзину с фруктами, виноградные лозы и гирлянды из цветов и плодов, ведут жертвенного козла, убранного лентами.

Торжественно совершаются жертвоприношения на алтаре Диониса. Постепенно разгорается веселье. Несутся хороводы девушек, юноши пляшут танец Диониса, крестьяне отпускают острые шутки встречным, те не остаются в долгу. Появляются ряженые. Они изображают спутников Диониса – сатиров, поэтому одеты в козлиные шкуры, а лица их закрывают козлиные маски.

Они хором славили Диониса. Запевала хора, то пели за Диониса, то за Зевса, то за одного из героев. А позади пешком и на повозках в маскарадных костюмах следует пестрая толпа со свирелями и флейтами. Они воспроизводят различные сцены из мифов о Дионисе. 

Медленно продвигаясь, процессия прибывает на агору, где уже горит яркий огонь у алтаря Двенадцати богов. Танцующие вокруг жертвенника юноши, поют священные песни, после чего совершается грандиозное жертвоприношение – 100 быков. А затем – пир. Лишь при свете факелов процессия возвращается к театру Диониса, и посреди орхестры водружается его статуя, чтобы он мог присутствовать на зрелище, устроенном в его честь.

Второй и третий дни – хвалебные гимны (дифирамбы) в честь Диониса. Каждая фила (родовое объединение, община) выставляла свой хор мальчиков или мужчин на состязание. Каждый день завершался пиром в честь победителей.

И, наконец, самая важная часть - драматические представления. Им были отведены четвёртый, пятый и шестой дни Великих Дионисий.

Итак, зрители удобно расположились на своих местах. Сначала им предстоит увидеть официальную церемонию. Рабы вносят дары союзных городов, которые выставляются в оркестре. Следующий этап церемонии – это воздаяние почестей героям Афин, погибшим за честь и славу. Затем следует чествование именитых граждан.

Наконец, на сцену выходит жрец. Он приносит в жертву Дионису поросят, разрезанное на мелкие кусочки мясо раздают зрителям, которые съедают их. На этом церемония закончена. Звук трубы возвещает начало представления. Сначала идут три трагедии. Перед зрителями декорация дворца или храма. В нём три двери. Их значение велико, они подсказывают зрителю, откуда пришёл персонаж: если он входит в левую дверь, то, значит, прибыл из города, если в правую – с чужбины. Из средней двери появляются боги. Рядами по 3-4 человека из западной двери появляется хор. Трагический хор выстраивается правильным четырёхугольником. В центре глава хора (корифей). Он ведёт диалог с актёрами и хором, руководит действиями последнего. У алтаря Диониса помещается флейтист. В партию хора входили песни, танцы под флейту, декламация. Основой танца был жест.

 

Хор – это коллективный актёр, который советами, рассуждениями, действиями участвует в пьесе.

Маски в трагедии традиционны: есть маска старика седовласого, с опущенными уголками губ. Есть маска мужчины средних лет - смуглого с вьющимися волосами. Причём эта маска бывает как злой,   так и доброй. Молодого человека представляет маска блондина. Пять типов отражают различные характеры и возрасты девушек и женщин. Образ старухи представлен двумя масками: доброй и злой. Все роли исполняли только актёры-мужчины. Неожиданности исключены: сюжет и развязка известны заранее, т.к. сюжетом трагедии являются знакомые зрителям мифы. И всё же зрители смеются и рыдают, то, взрываясь аплодисментами, то, разражаясь дикими криками, а могут и маслиной или сандалией запустить в неудачника.


Учитель: Ребята, мы убедились, что ещё в древности театр зародился как синтез различных видов искусства: с талантливыми актёрами, певцами, танцорами и постановкой действия по заранее созданному сценарию.

Сила влияния театра на людей настолько велика, что театральное искусство стремились поставить на свою службу и императоры, и короли и политики.

Мы переносимся с вами в Древний Рим.

Сегодня третий день праздника, который дает римлянам император Каракалла. Человек жестокий, малодушный и мстительный, он недавно убил Гету, своего брата и соправителя. Многие возмущены убийством Геты, и Каракалла хочет раздачей денег, открытием новых великолепных бань и, главное, гладиаторскими боями снискать симпатии народа.

Я приглашаю вас стать очевидцами этих событий.

Утром в один из июльских дней 212 года на одной из центральных улиц города можно было видеть трех оживленно беседующих людей. Двое из них худощавы и горбоносы. Гортанный говор выдает иноземцев. Это купцы. Они приехали в Рим по торговым делам и хотят осмотреть его достопримечательности. С ними спокойный и невозмутимый грек-вольноотпущенник. Он сопровождает гостей, с которыми вчера заключил крупную сделку.

Толпы людей ручейками вытекают из узеньких переулков, образуют кипящие потоки на главных улицах, разливаются в бескрайнее море в садах на берегу Тибра, на площадях, в театрах и цирках. В этой многоголосой толпе можно увидеть и знатную даму, которую несут в золоченых носилках, и курьера, расталкивающего локтями любопытную публику. Тут же громко расхваливают свой товар разносчики с корзинами на головах. На шумных перекрестках стоят вооруженные рабы — это римская полиция, а около главного цирка, знаменитого Колизея, где сегодня император будет любоваться боем гладиаторов, как будто случайно то собираются, то расходятся кучки легионеров. Толпа азартна, она может легко взбунтоваться против своего могучего владыки. Поэтому надежные и преданные люди должны быть всегда под рукой.


Стараясь не теряться в давке и все поподробнее рассмотреть, чтобы рассказать дома, подходят сюда и приезжие купцы. Запрокинув головы, они рассматривают его многоэтажную аркаду, с бесчисленным количеством беломраморных фигур на темном фоне арок. Толпы людей устремляются туда, чтобы по многочисленным лестницам попасть на трибуны, похожие на трибуны современных стадионов. Много мест еще свободно, но к началу игр сюда, в эту огромную овальную чашу, соберется около шестидесяти тысяч человек.

Римляне называют свой гигантский цирк Колоссум (от слова «колосс», т.е. огромный). Даже их, привыкших к большим зданиям, он поражает своей грандиозностью. А ведь на родине наших купцов ничего подобного нет. Поэтому с таким вниманием слушают они о том, что глубоко в земле, под ареной Колизея, в несколько этажей расположены помещения зверинцев, тюрьмы для гладиаторов и устройства, позволяющие затоплять арену подземной водой. В Колизее происходят ведь не только бои гладиаторов, но и сражения военных кораблей.

Середина улицы и в древности была неподходящим местом для бесед... Предостерегающий окрик. Все расступаются перед вереницей повозок, груженных ярко-красным песком. Им, как ковром, покроют арену, и ручьи крови, которые потекут сегодня, станут незаметны на его фоне.

Гладиаторские бои проходили по-разному. Бывали поединки единичных пар, а иногда несколько десятков, а то и сот пар сражались одновременно. Порой на арене разыгрывались целые представления. Так, за считанные минуты воздвигались грандиозные декорации, изображавшие стены Карфагена, а гладиаторы, одетые и вооруженные, как легионеры и карфагеняне, представляли штурм города. Или на арене вырастал целый лес из свежесрубленных деревьев, а гладиаторы изображали нападение германцев на тех же легионеров из засады. Фантазия режиссеров-постановщиков древнеримских шоу не знала границ.

Амфитеатр, который в средние века стали называть Колизеем, стоит и сейчас: это самый величественный и грандиозный памятник античного Рима.


Учитель: Да, это была кровавая страница в истории театральных зрелищ. Нам трудно понять психологию людей того времени. Но мы убедились, что за 25 веков своего существования театр прошёл путь от ритуального действия до современных спектаклей, оснащённых всевозможной аппаратурой и инженерными конструкциями.

Итак, давайте обобщим и определим: что такое театр как вид искусства в современном понимании?

Театр зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и др..

Ребята, подумайте, где конкретно нашли своё применение в театре перечисленные виды искусства?

Как вы думаете: наше определение театра подходит другим синтетическим видам искусства – кино и телевидению?

Давайте разберёмся – что же делает театр самобытным, отдельным видом искусства?

С появлением кинематографа и телевидения у театра возникли очень сильные конкуренты. Их даже называли «могильщиками» театра. Но главная особенность театра активное взаимодействие со зрителем, позволила театру возродиться в новых выразительных формах и по прежнему радовать зрителя, и классическими постановками, и ультрасовременными зрелищами.

Давайте обобщим сказанное и дадим окончательное определение театра. Но прежде обратимся к мудрым высказываниям о театре известных людей.

«Театр наказывает тысячи пороков, оставляемых судом без наказания… Театр вытаскивает обман и ложь из их кривых лабиринтов и показывает дневному свету их ужасную наружность.» Ф. Шиллер

«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь» К .Станиславский

« Театр – не отражающее зеркало, а увеличивающее стекло» В. Маяковский

Итак:

Театр – зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств – литературы,  музыки,  хореографии,  вокала, изобразительного искусства и др. и обладающий собственной спецификой: отражение действительности, конфликтов, характеров, а также их трактовка и оценка, утверждение тех или иных идей здесь происходит посредством драматического действия в тесном взаимодействии со зрителем.

Не удивительно, что театральное представление оставляет сильное впечатление. Свою первую встречу с театром описал выдающийся российский оперный певец Фёдор Иванович Шаляпин в книге « Страницы из моей жизни»: «…И вот я на галёрке театра... Играл оркестр. Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел, очарованный. Передо мной ожила сказка. По сцене ходили великолепно одетые люди, разговаривая друг с другом как-то особенно красиво…

Я до глубины души бил потрясён зрелищем, не мигая, ни о чём не думая, смотрел на эти чудеса… Светила в небе луна, страдала Медея, убегая с детьми, метался красавец Язон. Я смотрел на всё это буквально разинув рот…

…Театр свёл меня с ума, сделал почти невменяемым…».

Шаляпин попал на трагедию древнегреческого автора Еврипида «Медея», которая ставится и сейчас в современном афинском театре и в наши дни считается актуальной.

Театр – зеркало жизни.

«Актёр – властелин сцены», - так сказал К. Станиславский. Потому что именно актёр воплощает в жизнь созданные воображением драматурга персонажи, оживляя литературные образы, волнуется, переживает, радуется, страдает, даже умирает за них. Поэтому искусство театрального актёра - это неуловимое, мгновенное творчество, которое не фиксируется и не сохраняется: существует только тогда, когда актёр вдохновенно играет на сцене. У талантливых актёров спектакли никогда не бывают точной копией предыдущего: «…для актёра нет старой роли», писал Николай Гоголь в письме актёру Михаилу Щепкину. В этом и есть великая сила, привлекательность и неповторимость сценического мастерства.

Представьте себе сцену смерти Бориса Годунова из одноимённой оперы М.П.Мусоргского по трагедии А.С. Пушкина: «В Гранатовой палате Кремля собралась боярская Дума. Ожидая государя, князь Василий Шуйский рассказывает о галлюцинациях, которые преследуют Годунова: кровавые мальчики в глазах. Внезапно на верхней площадке (внутренние покои царя) спиной к зрителям появляется массивная фигура в царском облачении. Раздаётся громкий бас Шаляпина: «Чур, чур, дитя, не я твой лиходей». После слов: «Что там, в углу, колышется, растёт?» - часть публики испуганно повернула головы в направлении взгляда актёра, а некоторые вскочили с мест. Судорожными движениями рук, отмахиваясь от призрака, Борис сползает по перилам лестницы. Не замечая бояр, трагическим шепотом он произносит, чеканя каждый слог: «Убийцы нет… Жив, жив малютка».

…Внезапно судорога искажает лицо государя… схватившись рукой га горло, он рвёт ворот, кричит: «Ой, душно, душно, свету…», падает на пол, хватаясь руками за воздух, с трудом приподнявшись, сдавленным от боли голосом, указывает на сына(царевича Фёдора): «Вот, вот царь ваш. Простите…» И больше ни звука» (Л Тарасов «Волшебство оперы»).

(Демонстрация фотографий Шаляпина в роли Бориса Годунова)

Учитель акцентирует внимание учащихся на мимику актёра, пластику движений, на правдоподобное перевоплощение состояния человека в трагическую минуту.

Мимика - выразительное движение мышц лица, форма проявления чувств человека.

Пластика – плавность, выразительность движений.

Пантомима – вид сценического искусства, в котором художественный образ передаётся пластикой, жестом, мимикой.


Приведите примеры известных вам актёров, которые в разных ролях демонстрируют мастерство полного перевоплощения в роль (ответы учащихся).

Режиссёр – руководитель сценического действия. Система Станиславского. Игра актёров, музыкальное сопровождение, художественное оформление спектакля – это результат работы режиссёра, который воплощает авторский замысел на сцене, это человек которого зритель не видит на сцене (экране). К. Станиславский про роль режиссёра в театре говорил: «Режиссёр – это не только тот, кто умеет разобраться в пьесе, посоветовать актёрам, как сыграть роль, создать мизансцены, режиссёр – это тот, кто умеет наблюдать жизнь и переносить её на сцену».

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938гг.) – режиссёр, актёр, педагог, теоретик театра, почётный академик, народный артист СССР – считается основоположником методологии актёрского пере воплощения. Он впервые на российской сцене утвердил театральные принципы, которые наследуют уже почти 100лет: единство художественного замысла, психологическая оправданность мизансцен, правдивость актёрских переживаний. Режиссёр считал: надо, чтобы все составляющие элементы театрального действия были подчинены главной теме произведения.


Метод разрушения: на секунду представьте себе, что грим, костюмы, мизансцены, декорации не соответствовали эпохе, как бы выглядел спектакль?

Сейчас очень популярны зрелищные представления, рекламные ролики, шоу программы, развлекательные передачи. Все они имеют чётко продуманную режиссуру с учётом психологии, вкуса, социального положения, духовных потребностей аудитории зрителей. Требования к современному режиссёру очень высоки.

Какие существуют виды современных театров?

Какие самые знаменитые театры вы знаете? В мире? В России?

В нашем городе?

Ребята, вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?

Изменилось ли ваше отношение к театру?

Будете ли вы чаще посещать театр?

Ребята, вы видите, что театр – это интересная и очень разнообразная тема. Этим уроком мы только лишь начали разговор о театре. Поэтому предлагаю его продолжить на следующем уроке.


4. Постановка практического задания. Выполнение практического задания

Предложить ребятам на выбор следующие задания:

Выполните эскиз театральной афиши.

Выполните афишу для гладиаторских боёв.

5. Заключение.1). Обсуждение выполненных работ.

- Колористическое решение.

- Композиционное решение.

2). Обобщение и закрепление полученных знаний.

Почему театр относится к синтетическим видам искусства?

Назовите самые знаменитые театры?

3). Выставление оценок за урок.

4). Рефлексия

Понравился ли вам урок?

Вы узнали сегодня на уроке что-нибудь новое о театре?


Изменилось ли ваше отношение к театру?

Будете ли вы чаще посещать театр?


Домашнее задание:

Закончите афишу.

Выясните какие новые формы приобретает современный театр, чтобы найти зрителя? (краткое сообщение).

Что вы знаете о флэшмобе? Имеет ли он отношение к теме театра?

(краткое сообщение).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Гаврилова Раиса Васильевна

Дата: 26.10.2015

Номер свидетельства: 244206


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства