Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по литературе»
Литературно – музыкальная гостиная
по творчеству Сергея Есенина
«России стихотворная душа».
Звучит песня «Над окошком месяц. Под окошком ветер».
«Сергей Есенин… Когда мы произносим это имя, то кажется, что оно излучает что-то весеннее, светлое, радостное.
Есенин – весенний… Эти слова созвучны. Но в то же время его имя вызывает и светлую грусть: осень, есень…
Каждое из этих сравнений справедливо по – своему.
Жизнь поэта такая яркая, такая ослепительная и – такая короткая!
Тридцать лет всего прожил поэт. Много это? Или мало?
На Кавказе, где в свою бытность бывал Есенин, говорят: 30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 писать – рассказывая людям о том, что он узнал, увидел и понял в этой жизни. Есенину было отпущено в три раза меньше. Но к его жизни подходит другое изречение «Жизнь ценится не за длину».
Сегодня мы прикоснёмся к этому живительному роднику -к поэзии Сергея Есенина.
Лирика Сергея Есенина поистине колдовская.
Там, где капустные грядки
Красной зарёй обливает восход
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.
Что это? Какой небывалый образ! И это написал пятнадцатилетний отрок!
Такого явления в русской литературе до Есенина не было.
«Златокудрый Лель», «Божья дудка», а чуть позже –«Поющее сердце России».
Так называли и называют сегодня Сергея Есенина.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальской ночи.
Сутемень колдовная счастье мне пророчит.
В этих стихах юный поэт предсказал своё высокое назначение и свою нелёгкую судьбу.
В чём же уникальность поэтического дара Есенина? – В пушкинской всечеловечности и отзывчивости на каждое состояние бытия, в отношении к жизни как к бесценному дару, в неиссякаемой любви к Родине!
Ведь песнь, которую создал поэт – о великом, родном и вечном – о России.
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосёт глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет Яблоком и мёдом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мягкой стёжке
На приволь зелёных лех,
Мне на встречу как серёжки,
Зазвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Поэт Городецкий в своих воспоминаниях писал:
«С первых же строк мне было ясно, какая радость пришла в русскую поэзию!
Начался какой – то праздник песни!»
Направляя Есенина к издателю «Ежемесячного журнала», Городецкий писал:
«Приласкайте молодой талант – Сергея Есенина. В кармане у него рубль, а в душе – богатство!»
Сергей Есенин сегодня один из самых популярных поэтов. Слава его далеко перешагнула границы родины и стала всемирной
В чём же главный исток неумирающей любви к поэту? На этот вопрос пытались найти ответ ещё при жизни поэта. Время показало, что главный исток этой любви в том, что с помощью стиха Есенин стремился вселить в человека веру в свет, умел в обыденном увидеть поэзию.
В хате
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дёжке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.
Вьётся сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за заслонкою –
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Какой родной, близкий и понятный русскому человеку мир нарисовал Есенин в этом стихотворении. Всё превратил в золото поэзии: и сажу над заслонкою, и крадущегося к махотке молока, и беспокойно квохчущих кур.
Много спорят сегодня об истоках таланта поэта. Почему именно в Константинове родился поэт?
А всё это далеко не случайно.
Такой поэт как Есенин стал возможен благодаря редкому гармоничному сочетанию места рождения, характера, времени и таланта.
Высокий берег Оки, заливные луга, тёмная кромка леса, зелёные овраги, ширь небесная на много вёрст – всё это делает Константиново одним из прекраснейших уголков России.
Какие задушевные, полные любви строки о родном крае написал поэт.
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
По меже, на переметке,
Резеда и риза кашки.
И вызванивают в чётки
Ивы – кроткие монашки.
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Всё встречаю, всё приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришёл на эту землю,
Чтоб скорей её покинуть.
Ученик: Дерево Есенинского рода было несколько необычным, отмеченным особой метой. Все его ближайшие родные: оба деда, бабка, отец, мать – были или с некоей тонкой душевностью, или с сильным характером, или с тягой к личной независимости, или с любовью к песне, к игре, к молитве, т.е. со своеобразным художественным складом.
Унаследованные от каждого из них свойства таким счастливым образом переплелись в Есенине, что он стал как бы средоточием особого крестьянского аристократизма, что проявлялось буквально во всём – а походке, в одежде, гибком сильном уме, в целеустремленности натуры. И все эти свойства были увенчаны поэтическим даром.
Сам Есенин о себе писал:
Родился в 1895 г., в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.
С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня бельё и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и , пока не захлёбывался, он всё кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озёрам за подстреленными утками. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабушке: «Ты, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка меня любила из всей мочи, и нежности её не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.
Эти воспоминания нашли поэтическое отражение в стихотворении
Худощавый и низкорослый
Средь мальчишек всегда герой
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой.
И теперь вот, когда простила
Этих дней кипятковая вязь
Беспокойная дерзкая сила
На поэмы мои пролилась.
Золотая словесная груда,
Под каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Рязанская земля была страной его детства. Здесь впервые Есенин увидел, как ломаются берёзы, отражаясь в пруду, как играет солнечный зайчик в бороде старого деда, убирающего ток, услышал, как тоскуют тощие поля и плачут вербы…
Неброская красота родного края навсегда запала в душу поэта.
«Запели тесаные дроги…»
Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты.
Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка. И на известку колоколен Невольно крестится рука.
О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску.
Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу.
И не отдам я эти цепи И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.
Эти стихи о родном Константинове, где поэт провёл 17 лет своей жизни. В 9 лет Сергей Есенин поступил в четырёхклассное сельское училище, которое окончил с отличием, два года учился в Спас-Клепиках в учительской школе.
В 1912 г. Сергей Есенин покидает родной дом, уезжает в Москву.
Здесь его ждут лишения, скитания и слава поэта.
Находясь вдали от дома, поэт грустит, и эта грусть выливается в стихи
Я покинул родимый дом, Голубую оставил Русь. В три звезды березняк над прудом Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде. Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.
Я не скоро, не скоро вернусь! Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге.
И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож.
Образ одинокого клёна навсегда вошёл в поэзию Есенина, стал символом его судьбы.
Стихотворение об опавшем клёне, как и многие другие стихи поэта, было положено на музыку неизвестным композитором.
Звучит песня:
Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
В самостоятельной взрослой жизни поэта удачи перемежались с неудачами, любовь горьким разочарованием, но год от года всё ярче и ярче светился талант поэта, стихи зачастую – экспромт. Поэт печатается в известных московских и ленинградских изданиях, к нему приходит слава. Главной темой творчества Есенина становятся родина и природа.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол.
Отрок-ветер по самые плечи
Заголил на березке подол.
И в душе и в долине прохлада,
Синий сумрак как стадо овец,
За калиткою смолкшего сада
Прозвенит и замрет бубенец.
Я еще никогда бережливо
Так не слушал разумную плоть,
Хорошо бы, как ветками ива,
Опрокинуться в розовость вод.
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Все любя, ничего не желать?
1918
Любимым образом есенинской лирики становятся клён и берёза.
Говоря о Есенине, все мы сразу вспоминаем строки о берёзе, ставшие хрестоматийными. Поэт чувствовал себя частицей природы, а образ любимой отождествляется с образом берёзки.
Зеленая причёска,
Девическая грудь,
О, тонкая берёзка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чём звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.
И мне в ответ берёзка:
«О, любопытный друг,
Сегодня ночью звёздной
Здесь слёзы лил пастух
Луна стелила тени,
Сеяли зеленя.
За голые колени
Он обнимал меня.
И так вздохнув глубоко,
Сказал под звон ветвей:
«Прощай, моя голубка,
До новых журавлей».
Это стихотворение посвящено помещице Лидии Кашиной, в которую был влюблён поэт.
И совсем по- иному звучат стихи о любви, написанные в 20 годы. Их пишет зрелый человек, много переживший и перечувствовавший.
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Есенин – мастер пейзажной лирики. Природа у Есенина многоцветна и многокрасочна, а любимые цвета – синий и голубой. Они усиливают ощущение необъятности, расширяют пространство.
Олицетворения и метафоры создают ощущение осязаемости, живости, движения.
Звучит песня «Отговорила роща золотая»
Самые нежные, самые задушевные строки поэт посвятил матери.
Ты жива ещё моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть…
Есенин поэт-патриот. Он часто повторял: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине». И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь – вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к родной земле.
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь. Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь. И, пожалуй, всякого спроси — Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы, Все равно остался я поэтом Золотой бревёнчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага, Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть: Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
Июль 1925
«Поэзия Есенина есть как бы разбрасывание обеими пригоршнями сокровищ его души».
Так сказал о Есенине писатель Алексей Толстой.
С этим трудно не согласиться.
Ярким свидетельством тому является стихотворение
«Несказанное, синее, нежное…»
Несказанное, синее, нежное... Тих мой край после бурь, после гроз, И душа моя — поле безбрежное — Дышит запахом меда и роз.
Я утих. Годы сделали дело, Но того, что прошло, не кляну. Словно тройка коней оголтелая Прокатилась во всю страну.
Напылили кругом. Накопытили. И пропали под дьявольский свист. А теперь вот в лесной обители Даже слышно, как падает лист.
Колокольчик ли, дальнее эхо ли,— Все спокойно впивает грудь. Стой, душа! Мы с тобой проехали Через бурный положенный путь.
Разберемся во всем, что видели, Что случилось, что сталось в стране, И простим, где нас горько обидели По чужой и по нашей вине.
Принимаю, что было и не было, Только жаль на тридцатом году — Слишком мало я в юности требовал, Забываясь в кабацком чаду.
Но ведь дуб молодой, не разжелудясь, Так же гнется, как в поле трава... Эх ты, молодость, буйная молодость, Золотая сорвиголова!
1925
Совсем по – пушкински звучит стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»
Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
«Так мало пройдено дорог.
Так много сделано ошибок»
Поэт был необыкновенно требователен к себе, к своему творчеству.
«Ведь я мог дать не то, что дал»,- признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал за столь короткую жизнь – это целый мир, который живет, движется и переливается всеми огнями радуги.
Поэт Николай Кутов написал о Есенине:
Он, как будто чародей, Превращал зарю в котёнка, Руки милой — в лебедей, Светлый месяц — в жеребёнка.
Говорить учил леса, Травы, рощи в брызгах света. И слились их голоса С чистым голосом поэта.
В ночь с27 на 28 декабря в Петроградской гостинице «Англетер» трагически оборвалась жизнь поэта. Предсмертное стихотворение поэт написал своей кровью.
До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, — В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.
Погиб Есенин человек. Началось бессмертие поэта.
Вот уже столетие не смолкает шум вокруг стихов поэта. И, кажется, продолжает шуметь он сам, вечный бунтовщик, крамольник, уникальная фигура 20- го столетия.