Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры пятиклассников.
Просмотр содержимого документа
«Открывая Вс. М. Гаршина»
Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)
Тема: «Спешите делать добрые дела.»
Форма проведения: урок – размышление.
Цели урока:
Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; определение авторского отношения к героям и событиям рассказа; понимание авторского замысла.
Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.
Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры пятиклассников.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.
Средства реализации методической цели:совместное целеполагание, планирование деятельности на уроке; самостоятельная оценочная деятельность на критериальной основе; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, ролевое чтение, пересказ; метод духовного контакта, прием “эпиграф”, индивидуальные и групповые творческие задания, полилог.
Формируемые универсальные учебные действия
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.
Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Оборудование урока: портрет А.И. Куприна,Н. И. Пиргова, мультимедийная презентация.
1. Слово учителя.
а)Организационный момент.
Здравствуйте, мои юные друзья и уважаемые гости .(Слайд 1)
Доброе утро, мои дорогие! Я очень рада встрече с вами. И конечно жду той минуты, когда мы снова сможем заглянуть в этот Чудесный учебник. А вы этого желаете? Тогда вперед!
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
.
б) эмоциональный настрой.
Прежде чем перейти ,непосредственно, к теме нашего урока, я хочу спеть Вам песенку. Вы послушайте и скажите, как она будет связана с темой.( СЛАЙД с музыкой)
Дорога добра текст песни
Спроси у жизни строгой какой идти дорогой, Куда по свету белому отправиться с утра, Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра. Иди за солнцем следом, хоть этот путь неведом, Иди, мой друг, всегда иди дорогою добра.
-Как Вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
- Что такое добро?
-А что такое хорошие поступки?
- А разве надо помогать кому-то?
2. Тема и цели урока.
- Я знаю одного человека, даже не человека, персонажа, который считает, что помогать не нужно.
(СЛАЙД с видео)
-Сейчас мы посмотрим на него, и попробуем обсудить….
- Узнали, кто это?
-Вот она считает, что помогать не нужно. Добро это плохо.
А теперь попробуйте сформулировать тему урока? Как она будет звучать?
«Спешите делать добрые дела»
Эпиграфом к нашему занятию мы возьмём слова известного писателя Л.Н.Толстого:
«Нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра.»
Как вы понимаете эти слова?
Исходя из темы урока, попробуйте поставить перед собой цели. Какие цели мы должны достигнуть по окончании урока? Формулирование целей урока для обучающихся:
Разобраться в содержании прочитанного, понять авторский замысел;
Оценить поступки героев;
Учиться формулировать и аргументировать свое мнение;
Развивать устную речь;
Участвовать в коллективном обсуждении вопросов и проблем;
Представить результаты индивидуальной и групповой работы.
3. Проверка домашнего задания.
Понравился вам рассказ?Почему?
Какие эпизоды больше всего привлекли ваше внимание?
- Кто из героев больше всего вам понравился?
Составление кластера
- Я читаю описание членов семьи Мерцаловых, вы угадываете и записываете:
1) «Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг дёсен...» (Емельян Мерцалов)
2) «Высокая, худая женщина, с измождённым, усталым, точно почерневшим от горя лицом…» (Елизавета Ивановна)
3) «Теперь он занимает довольно крупный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости….» (Григорий Мерцалов)
4) «Старший мальчик… дернул брата за рукав и произнёс сурово: «Ну, …, идем, идем… Нечего тут…» (Володя)
5) «Дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально..» (Машутка)
6) «В люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь..»? (Грудной ребёнок)
- Какой эпитет внесен в название рассказа?
Как вы понимаете значение слова чудесный?
(СЛАЙД)
- А теперь познакомимся со словарным определением этого слова
. Зачитайте.
Чудесный – 1) Являющийся чудом, совершенно небывалый, необычный. Чудесное спасение. 2) Чудный, очень хороший.
- Задумайтесь, почему из богатого синонимического ряда автор выбрал именно слово «чудесный»? ( чудо, т.е. волшебство, исполнение сокровенных желаний, спасение, избавление от бед. Так происходит с семьей Мерцаловых)
О каком чуде идёт речь в рассказе? (Проблемный вопрос)
4.Организационно-деятельностный этап.
В какое время года происходит действие рассказа? Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…
Как вы относитесь к праздникам?
Какие чувства испытываете при их приближении?
Может ли семья Мерцалова надеяться на сюрпризы, подарки в праздничные дни?
Рассказ Куприна «Чудесный доктор», относится к рождественским или святочным рассказам.
- Святочный рассказ - самый светлый жанр в мировой литературе, здесь всегда присутствует надежда на лучшее, торжествует добро и происходят самые невероятные чудеса. Чудо произошло и с героями рассказа «Чудесный доктор», чтобы узнать - какое, давайте вспомним содержание рассказа.
“Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке”
-Зачем писатель ведет своего голодного измученного героя в городской сад? ( Красота пейзажа- метафоры, эпитеты, олицетворения -настраивает на торжественный лад, передают состояние безысходности и ожидание чего-то особенного.)
-Какая страшная мысль приходит ему в голову?
- Что остановило героя от страшного поступка?
(Ему нужна была помощь, и это почувствовал старичок- доктор и не ушел.Облик доктора вырисовывается постепенно. Как будто сама природа посылает Мерцалову чудо в виде реального человека.)
Почему Мерцалов, вначале озлобившись, потом открылся незнакомцу?
(Никто до этого не обращал внимания на измученного горем человека, его прогоняли и поучали, а незнакомец расспрашивает о беде, готов помочь: “Расскажите мне все по порядку и как можно короче. Может быть, вместе мы придумаем что-нибудь для вас”).
Что последовало за этим?
(Не мешкая, старик начинает действовать: “Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал”).
Вот оно, настоящее чудо, чудо случайной встречи! Рукотворное чудо, имя которому – деятельное сострадание и участие. “Обыкновенное” чудо, естественное для каждого совестливого человека.
Что изменилось в доме бедной семьи с приходом доктора?
Как вы думаете, почему “чудесный доктор” отказался назвать свое имя?
(Это бескорыстный и скромный человек, недаром взрослый Григорий Емельянович называет его святым. Совершив доброе дело, он не ждет за это никакой благодарности).
Как дальше изменяется жизнь Мерцаловых?
(“С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью”).
Учитель:
- А вы знаете, что Куприн, говоря о докторе Н.И. Пирогове, писал о реальном человеке, оставившим существенный след в медицине. – знаменитый врач-хирург, профессор медицины (1810 – 1881 г.г.).
Это самоотверженный, бескорыстный человек, посвятивший всю свою жизнь спасению людей.
Хотите узнать о нём? Я «пригласила» к нам в гости Николая Ивановича Пирогова. Пусть он сам расскажет, как стал доктором. (Слайд № 9)
Сообщение учащегося. Слово самому Николаю Ивановичу Пирогову. (2 мин.) (Слайд)
- Меня зовут Николай Иванович Пирогов. Я профессор медицины. Вы меня спросите, как я стал доктором? А вот, господа, все случай... Когда я был еще совсем ребенком, то мой младший брат сильно заболел и к нему был приглашен профессор Мухин. О, это был удивительный человек! А как он говорил с братом! Не поверить ему было просто невозможно! Брат выздоровел. В семье только и разговаривали, что о докторе. Он, как чародей, посетил нашу семью. И я начал играть в лекаря. Затем, окончив пансион в 1824 году, стал студентом Московского университета. Нелёгким был мой путь в медицине. Но я многое сделал для русской науки, но не всегда меня понимали и принимали. А я был гордым и честным человеком, который создал новую науку для будущих поколений. Я лечил всех: и императора Александра, и бедных людей, которые шли ко мне на прием целыми толпами. Я помогал простым людям, как мог, а не выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство было нелепо. И я попросту раздавал деньги беднякам.
-Какую роль сыграл доктор Пирогов в жизни семьи Мерцаловых?
-Какие слова передают глубокую благодарность семьи «чудесному доктору»? Каким эпитетом характеризует Григорий Мерцалов доктора Пирогова?( святой человек, ангел )
Дальнейшая работа проходит в группах по методу «шести шляп». Получив изображение шляпы определённого цвета, задание, в течение 3 минут учащиеся обсуждают проблему. Затем организуется выступление групп с последующим предложением «примерить» на себя шляпу другого цвета.
Белая шляпа: Какой мы обладаем информацией? Охарактеризуйте систему образов рассказа.
(Мы знакомимся с семьёй Мерцаловых. Отец заболел и потерял скромное место управляющего домом. Мать, Елизавета Ивановна, ухаживает за детьми и ходит подённо стирать бельё. В семье четверо детей. Старшие – Гриша и Володя. Семилетняя Машутка тяжело больна. Кроме них, в семье есть ещё грудной младенец. Три месяца назад умерла одна девочка. Центральный образ рассказа – Николай Иванович Пирогов, «чудесный доктор».)
Красная шляпа: Какие чувства вызвал сюжет? Герои?
(Сочувствие к главному герою и его семье, желание помочь. В конце рассказа мы радуемся, что в семье Мерцаловых всё так благополучно разрешилось. Конечно же, мы испытываем огромное уважение к профессору Пирогову, не прошедшему мимо чужой беды, явившемуся настоящим спасителем Мерцаловых.)
Жёлтая шляпа: Что положительно в рассказе? Найдите положительные моменты.
(Действие рассказа разворачивается в атмосфере праздника – в сочельник, канун Рождества; тихая и торжественная обстановка общественного сада; встреча с доктором, купившим подарки близким; растопленная печь; продукты, купленные на деньги гостя; рецепт и несколько кредитных билетов под блюдцем; пожелания в наступающем году; доктор не ждёт благодарности за помощь.)
Черная шляпа: В чем негативные стороны рассказа? Что здесь неправильно?
(Рассказ начинается с описания братьев, любующихся богатой витриной магазина, голодных, не выполнивших поручения матери – передать письмо о помощи. Семья Мерцаловых живёт в подвале с сырыми стенами, керосиновым чадом, крысами. Семилетняя Машутка тяжело больна, умерла младшая сестричка, грудной ребёнок кричит от голода. Отец потерял работу, его одолевают мысли о самоубийстве. Он готов пойти на унижение - просить милостыню, но у него ничего не получается. Мать вынуждена искать подённую работу, чтобы прокормить семью.)
Зелёная шляпа: Каковы некоторые из возможных решений и действий? Как разворачивались события, если бы… Предложите свои варианты возможных решений.
(Несомненно, если бы не встреча с чудесным доктором, события рассказа окончились бы печально. Семья была бы обречена на голод и смерть. Даже если бы мальчики передали письмо, вряд ли бывший хозяин помог бы. Он уже показал свою чёрствость, когда уволил Мерцалова. Страшно представить, что было бы, если бы и отец покончил с собой из-за безысходности. Встреча с доктором Пироговым явилась судьбоносной для всех.)
Синяя шляпа:Объясните смысл названия произведения. Какой жизненный урок мы вынесли из прочитанного рассказа? Чего мы достигли? Чему научились?
(Мы ещё раз убедились, насколько важно и нужно милосердие в нашей жизни. Нельзя проходить мимо тех, кто нуждается в нашей помощи. Рассказ назван «Чудесный доктор» именно потому, что профессор Пирогов совершил для семьи Мерцаловых настоящее чудо: Машутка выздоровела, отец получил место, братьев пристроили в гимназию на казённый счёт. Мы научились не только раскрывать смысл произведения, но работать в группе, вместе решать проблемы и преодолевать трудности.)
Ребята, а теперь давайте попробуем поработать творчески и составить диаманту на тему ДОКТОР.
1. Что означает слово “милосердие”?
(Готовность помочь кому-нибудь из сострадания).
2. Нужно ли быть милосердным и почему? Какие выводы вы сделали сегодня на уроке? Да, великие личности вершат великие дела. И знайте, человека запоминают по его делам. И важно, чтобы в вашем сердце разгорались яркие искры любви и сострадания. Тогда каждый из вас станет личностью.
Рефлексия
-У меня в руках вот такие цветные, светлые бусинки и хрустальная ваза. Эта ваза- прозрачная, искрящая, горит всеми цветами радуги на солнце. Вот так и наша душа. Пусть она всегда будет светлой, чистой, доброй, а мы будем наполнять ее добрыми делами, помыслами, поступками. И по крупицам, по одной бусинке мы будем всю жизнь пополнять ее только добром.
-Ребята, если в вашей жизни есть доброе дело, поступок, которым вы можете гордиться, подойдите и положите в наш сосуд с добрыми делами по одной бусинке. (Дети кладут в хрустальную вазу бусинки».
-Посмотрите, сколько добрых дел вы уже успели сделать. Молодцы!
В завершение урока хочу прочитать притчу «Кто, если не я?»
Человек шёл по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море.
Человек подошёл ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звёзды.
Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.
— Зачем ты бросаешь эти морские звёзды в воду ?Спросил человек, подходя ближе.
-Если они останутся на берегу до завтрашнего утра , когда начнётся отлив, они погибнут, - ответил мальчик.
- Но это просто глупо! Здесь миллионы морских звезд, берег усеян ими . Твои попытки ничего не изменят.
Мальчик поднял следующую морскую звезду и на мгновение задумался. Бросил её в море и сказал : «Нет, мои попытки изменят очень много для этой звезды…