kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок -игра "Экзамен на звание гражданина России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

Цели:  - сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в      России и символах  государства;

            - сформировать у учащихся творческую активность, умение работать в команде;

            - развивать умение слушать окружающих и отстаивать собственное мнение;

            - воспитывать чувство уважения к Конституции как к основному закону государства

Задачи: - повторить основные понятия: Конституция, права и обязанности граждан, три ветви власти, основное содержание статей Конституции РФ.

Тип урока: повторительно- обобщающий.

Форма урока: поэтапная игра.

 

                                                        Ход урока.

  1. Организационный момент.

  Вы закончили изучать большой раздел « Гражданин. Государство. Право.» Сегодня нам необходимо обобщить и систематизировать те знания, которые вы получили в ходе изучения этой темы. Наш урок предлагаю провести в виде игры, которую мы назовем «Экзамен на звание гражданина России».

 

       Участниками игры являются две команды, на которые вы заранее разделились. Оценивать ваши ответы будет экспертная группа , в которую входят незаинтересованные лица.

 

Выберите капитана команды, который в случае спорного ответа, берет на себя ответственность за право выбора того или иного ответа.

Итак, начинаем игру. Всем ребятам желаю удачи.

2.Поэтапная игра.

1 конкурс –«Блиц-опрос». Командам задаются вопросы, на которые они должны отвечать сразу -без подготовки. Каждая команда отвечает на 5 вопросов. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

  1. Официальное название нашего государства - ….
  2. Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполняется…
  3. Выборы депутатов парламента проходят через каждые …
  4. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее…
  5. Количество депутатов в Государственной Думе РФ …
  6. Основной закон государства…
  7. Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах…
  8. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством?

     9.Первый Президент РФ.

     10 Всенародное голосование по вопросам государственного значения- это…

Слово экспертам…

2 конкурс « У нас в Российской Федерации». Я буду задавать командам по очереди вопросы, на которые есть варианты ответов. Если команда отвечает неправильно, то вопрос переходит к соперникам. Время на обдумывание ограниченно – 10 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности ….

- С 16 лет

- с18 лет

- с 21 года                

     2.В Совет Федерации от каждого субъекта Федерации входят….

          - по 1 представителю

          - по 2 представителя

          - по 3 представителя

  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший…

- 18 лет

          - 21 года

          - 30 лет

  1. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает…

- Президент РФ

- Председатель бывшей Государственной Думы

- старейший по возрасту депутат.

  1. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет…

- Правительство РФ

- Председатель Совета Федерации

- Счетная палата РФ

  1. Исполнительную власть в РФ осуществляет…

- Правительство РФ

- Государственная Дума РФ

- Совет Федерации

  1. Путем всенародного голосования избирается…

- Президент РФ

- Депутаты Государственной Думы

- Председатель Правительства

    8. Президент РФ издает…

        - законы

       - указы

      - постановления

      - распоряжения

9.В случае отставки Президента РФ следующие выборы должны состояться…

  - немедленно

  - не позднее 3-х месяцев с момента досрочного прекращении исполнения полномочий

 - не позднее 6-ти месяцев

10. Федеральный закон принимается Государственной Думой, если за него проголосовало ….

   - 50 % от общего числа

   - более 50 % от общего числа

   - 75 % от общего числа

11. Представительным и законодательным органом РФ является…

   - Правительство РФ

   - Федеральное Собрание РФ

   - Суды РФ

 12. Высшим непосредственным выражением власти народа является…

   - референдум и свободные выборы

   - право быть избранным на любую должность в органы государственной власти

   - Парламент РФ

3 конкурс «Знатоки гимна».

Перед вами текст Гимна России с пропущенными словами. Вы должны вставить пропущенные слова. За каждое правильное слово – 1 балл, плюс 2 балла дополнительно получит команда, выполнившая задание первой.

Россия - …….. наша держава,

Россия - ……... наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Припев:

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная ………народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От ………морей до ……..края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая ……..родная земля.

Широкий простор для ……. и для жизни

Грядущее нам открывают года.

Нам силу даёт наша ……..Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда

4 конкурс «Права и обязанности в нашей жизни».

Вам необходимо привести в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ.

Эксперты так же, как и в предыдущем конкурсе оценят не только правильность выполнения задания,  но и скорость.

Задание: Приведите в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ:

  1. Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  2. Каждый имеет право на образование.
  3. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
  4. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  5. Каждый имеет право на жилище.
  6. Каждый имеет право на жизнь.
  7. Право частной собственности охраняется законом.
  8. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

5 задание « Определи понятие».

Команды получают лист с таблицей. В левой части таблицы записаны определения. Команда должна в правую часть таблицы записать соответствующие им понятия.

Баллы начисляются по количеству правильных ответов.

1.Высший выборный орган представительной власти.

2.Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.

3.Всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения

4.Основной закон государства

5. Форма правления, при которой источником власти признаётся народ

6.Официальное заявление, обычно от лица главы государства, партии, правительства.

6 задание «Я имею право».

А теперь мы проверим, насколько хорошо вы знаете права и свободы граждан РФ.

Каждая команда получает два листа. На одном листе записан список художественных произведений, на втором – тексты статей из 2 главы Конституции, в которых названы права, нарушенные или отстаиваемые в указанных произведениях. Команда должна напротив каждого произведения указать, какое конкретное право, перечисленное в списке статей из 2 главы Конституции, в указанном художественном произведении присутствует тем или иным образом.

  1. 1.Былина «Садко»
  2. 2.М.Гаршин «Лягушка путешественница»
  3. 3.Былина «Илья Муромец и Калин-царь»
  4. 4.Дж.Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»
  5. 5.С.В.Михалков «Три поросёнка»
  6. 6.А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
  7. 7.Ш.Перро «Красная Шапочка»
  8. 8.Дж. Родари «Чиполлино»
  9. 9. А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
  10. 10. К.Чуковский «Айболит»

7 конкурс «Наш герб».

Следующее задание связано со знанием герба России. Из отдельных фрагментов, на скорость, вы должны собрать герб России

8 конкурс «Презентация проектов».

Следующий конкурс – домашнее задание. Каждая команда нам представит свой проект «Я гражданин России».Задача проектной деятельности – в ходе презентации продемонстрировать понимание такого термина, как «право».

Эксперты оценивают саму презентацию, раскрытие темы, умение защитить свой проект.

9 конкурс «Песня о правах».

А сейчас мы проверим ваши музыкальные правовые способности. Для каждой команды исполняется песня, вы должны угадать, о каких правах в ней идет речь.

 - «Песня бременских музыкантов» ( право на свободу передвижения, мирных собраний);

 - «Чему учат в школе» ( право на образование);

 - «На крутом бережку» ( из м\ф «Приключения кота Леопольда») – право на отдых

 - «До чего дошел прогресс» ( из к\ф «Приключения Электроника») – право на пользование благами научно-технического прогресса.

3.Подведение итогов.

     4.Игра «Ассоциация»

 

   Капитан выходит из класса. Команда получает слово-термин и за 1 минуту должна назвать слова-ассоциации, которые вызывает у неё этот термин. Затем мы попросим войти в класс капитана , и он тоже назовет свои ассоциации. Эксперты фиксируют число совпадений, за каждое совпадение – 1 балл.

Термины: парламент, депутат.

5.Заключительная часть.

Итак, закончилась наша игра. Я думаю, что мы успешно сегодня с вами сдали экзамен на звание Гражданина России. Конечно, это только игра, но уже завтра вы будете всерьез сдавать этот экзамен. А для того, чтобы его успешно сдавать во взрослой жизни, помните о тех знаниях, которые вы получили в школе. Успехов вам!

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок -игра "Экзамен на звание гражданина России" »

« Экзамен на звание гражданина России»

( урок-игра)


Цели: - сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и символах государства;

- сформировать у учащихся творческую активность, умение работать в команде;

- развивать умение слушать окружающих и отстаивать собственное мнение;

- воспитывать чувство уважения к Конституции как к основному закону государства


Задачи: - повторить основные понятия: Конституция, права и обязанности граждан, три ветви власти, основное содержание статей Конституции РФ.



Тип урока: повторительно- обобщающий.


Форма урока: поэтапная игра.




Ход урока.



  1. Организационный момент.

Вы закончили изучать большой раздел « Гражданин. Государство. Право.» Сегодня нам необходимо обобщить и систематизировать те знания, которые вы получили в ходе изучения этой темы. Наш урок предлагаю провести в виде игры, которую мы назовем «Экзамен на звание гражданина России».

Участниками игры являются две команды, на которые вы заранее разделились. Оценивать ваши ответы будет экспертная группа , в которую входят незаинтересованные лица.

Выберите капитана команды, который в случае спорного ответа, берет на себя ответственность за право выбора того или иного ответа.

Итак, начинаем игру. Всем ребятам желаю удачи.


2.Поэтапная игра.


1 конкурс –«Блиц-опрос». Командам задаются вопросы, на которые они должны отвечать сразу -без подготовки. Каждая команда отвечает на 5 вопросов. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.


  1. Официальное название нашего государства - ….

  2. Активным избирательным правом гражданин обладает, когда ему исполняется…

  3. Выборы депутатов парламента проходят через каждые …

  4. Кандидат на пост Президента России должен постоянно проживать в России не менее…

  5. Количество депутатов в Государственной Думе РФ …

  6. Основной закон государства…

  7. Полная независимость государства в его внешних и внутренних делах…

  8. Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством?

9.Первый Президент РФ.

10 Всенародное голосование по вопросам государственного значения- это…


Слово экспертам…


2 конкурс « У нас в Российской Федерации». Я буду задавать командам по очереди вопросы, на которые есть варианты ответов. Если команда отвечает неправильно, то вопрос переходит к соперникам. Время на обдумывание ограниченно – 10 секунд. За каждый правильный ответ – 1 балл.


  1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности ….

- С 16 лет

- с18 лет

- с 21 года


2.В Совет Федерации от каждого субъекта Федерации входят….

- по 1 представителю

- по 2 представителя

- по 3 представителя


  1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший…

- 18 лет

- 21 года

- 30 лет


  1. Первое заседание вновь избранной Государственной Думы открывает…

- Президент РФ

- Председатель бывшей Государственной Думы

- старейший по возрасту депутат.

  1. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет…

- Правительство РФ

- Председатель Совета Федерации

- Счетная палата РФ


  1. Исполнительную власть в РФ осуществляет…

- Правительство РФ

- Государственная Дума РФ

- Совет Федерации


  1. Путем всенародного голосования избирается…

- Президент РФ

- Депутаты Государственной Думы

- Председатель Правительства


8. Президент РФ издает…

- законы

- указы

- постановления

- распоряжения


9.В случае отставки Президента РФ следующие выборы должны состояться…

- немедленно

- не позднее 3-х месяцев с момента досрочного прекращении исполнения полномочий

- не позднее 6-ти месяцев


10. Федеральный закон принимается Государственной Думой, если за него проголосовало ….

- 50 % от общего числа

- более 50 % от общего числа

- 75 % от общего числа


11. Представительным и законодательным органом РФ является…

- Правительство РФ

- Федеральное Собрание РФ

- Суды РФ


12. Высшим непосредственным выражением власти народа является…

- референдум и свободные выборы

- право быть избранным на любую должность в органы государственной власти

- Парламент РФ


3 конкурс «Знатоки гимна».

Перед вами текст Гимна России с пропущенными словами. Вы должны вставить пропущенные слова. За каждое правильное слово – 1 балл, плюс 2 балла дополнительно получит команда, выполнившая задание первой.


Россия - …….. наша держава,

Россия - ……... наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!


Припев:


Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная ………народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!


От ………морей до ……..края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая ……..родная земля.


Широкий простор для ……. и для жизни

Грядущее нам открывают года.

Нам силу даёт наша ……..Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!


4 конкурс «Права и обязанности в нашей жизни».

Вам необходимо привести в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ.

Эксперты так же, как и в предыдущем конкурсе оценят не только правильность выполнения задания, но и скорость.


Задание: Приведите в соответствие группы и конкретные права и свободы граждан, провозглашенные в Конституции РФ:


  1. Право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

  2. Каждый имеет право на образование.

  3. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

  4. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

  5. Каждый имеет право на жилище.

  6. Каждый имеет право на жизнь.

  7. Право частной собственности охраняется законом.

  8. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.



5 задание « Определи понятие».

Команды получают лист с таблицей. В левой части таблицы записаны определения. Команда должна в правую часть таблицы записать соответствующие им понятия.

Баллы начисляются по количеству правильных ответов.


1.Высший выборный орган представительной власти.


2.Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.


3.Всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения


4.Основной закон государства


5. Форма правления, при которой источником власти признаётся народ


6.Официальное заявление, обычно от лица главы государства, партии, правительства.




6 задание «Я имею право».

А теперь мы проверим, насколько хорошо вы знаете права и свободы граждан РФ.

Каждая команда получает два листа. На одном листе записан список художественных произведений, на втором – тексты статей из 2 главы Конституции, в которых названы права, нарушенные или отстаиваемые в указанных произведениях. Команда должна напротив каждого произведения указать, какое конкретное право, перечисленное в списке статей из 2 главы Конституции, в указанном художественном произведении присутствует тем или иным образом.

  • 1.Былина «Садко»

  • 2.М.Гаршин «Лягушка путешественница»

  • 3.Былина «Илья Муромец и Калин-царь»

  • 4.Дж.Ролинг «Гарри Поттер и философский камень»

  • 5.С.В.Михалков «Три поросёнка»

  • 6.А.С.Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»

  • 7.Ш.Перро «Красная Шапочка»

  • 8.Дж. Родари «Чиполлино»

  • 9. А.Н.Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

  • 10. К.Чуковский «Айболит»


7 конкурс «Наш герб».

Следующее задание связано со знанием герба России. Из отдельных фрагментов, на скорость, вы должны собрать герб России.


8 конкурс «Презентация проектов».

Следующий конкурс – домашнее задание. Каждая команда нам представит свой проект «Я гражданин России».Задача проектной деятельности – в ходе презентации продемонстрировать понимание такого термина, как «право».

Эксперты оценивают саму презентацию, раскрытие темы, умение защитить свой проект.


9 конкурс «Песня о правах».

А сейчас мы проверим ваши музыкальные правовые способности. Для каждой команды исполняется песня, вы должны угадать, о каких правах в ней идет речь.

- «Песня бременских музыкантов» ( право на свободу передвижения, мирных собраний);

- «Чему учат в школе» ( право на образование);

- «На крутом бережку» ( из м\ф «Приключения кота Леопольда») – право на отдых

- «До чего дошел прогресс» ( из к\ф «Приключения Электроника») – право на пользование благами научно-технического прогресса.



3.Подведение итогов.


4.Игра «Ассоциация»

Капитан выходит из класса. Команда получает слово-термин и за 1 минуту должна назвать слова-ассоциации, которые вызывает у неё этот термин. Затем мы попросим войти в класс капитана , и он тоже назовет свои ассоциации. Эксперты фиксируют число совпадений, за каждое совпадение – 1 балл.


Термины: парламент, депутат.



5.Заключительная часть.

Итак, закончилась наша игра. Я думаю, что мы успешно сегодня с вами сдали экзамен на звание Гражданина России. Конечно, это только игра, но уже завтра вы будете всерьез сдавать этот экзамен. А для того, чтобы его успешно сдавать во взрослой жизни, помните о тех знаниях, которые вы получили в школе. Успехов вам!









Урок-игра


«Экзамен на звание гражданина России»











Разработка учителя обществознания БОУСОШ № 6 Горб Л.А.














1.Высший выборный орган представительной власти.


2.Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.


3.Всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения


4.Основной закон государства



5. Форма правления, при которой источником власти признаётся народ


6.Официальное заявление, обычно от лица главы государства, партии, правительства.





1.Высший выборный орган представительной власти.


2.Носитель суверенитета и единственный источник власти в РФ.


3.Всенародное голосование граждан по наиболее важным вопросам государственного значения


4.Основной закон государства



5. Форма правления, при которой источником власти признаётся народ


6.Официальное заявление, обычно от лица главы государства, партии, правительства.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок -игра "Экзамен на звание гражданина России"

Автор: Горб Людмила Анатольевна

Дата: 13.08.2014

Номер свидетельства: 111777

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства