kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по литературе на тему "Война и мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»                        Методические рекомендации для преподавателя по проведению нетрадиционного теоретического занятия ОДБ.02 «Литература»           Тема: « «Умники и умницы» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» »           программы подготовки специалистов среднего звена специальности 34.02.01 Сестринское дело   (базовый уровень подготовки)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по литературе на тему "Война и мир"»


ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»








Методические рекомендации для преподавателя по проведению нетрадиционного теоретического занятия

ОДБ.02 «Литература»






Тема: « «Умники и умницы» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» »






программы подготовки специалистов среднего звена

специальности 34.02.01 Сестринское дело


(базовый уровень подготовки)












Самара, 2014





ОДОБРЕНО


Цикловой


методической комиссией




Председатель


Протокол


14 декабря 2014 г.


Составитель:

Богдашкина С.В., преподаватель ГБОУ СПО «СМСК»






Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ соответственно от 12 мая 2014 года № 501.

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 Сестринское дело в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.

















Структура

1.Наименование темы

2.Цели занятия

3.Интеграция темы

4.Оснащение

5.Структура теоретического занятия

6. Разработка занятия

7. Список использованной литературы и/или источников






































ГБОУ СПО «Самарский медико-социальный колледж»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


Специальность 34.02.01 Сестринское дело

ОДБ.02 «Литература»

Тема « «Умники и умницы» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» »

Организационная форма: теоретическое занятие – 1 (90 мин).

Форма работы: индивидуальная

Тип занятия: обобщение и систематизация знаний

Вид нетрадиционного занятия: урок-викторина

Методы обучения: репродуктивный

Образовательная: закрепить полученные знания по дисциплине «Литература»; повторить, обобщить и углубить материал по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» »; формировать познавательную активность, коммуникативную компетентность; выявление готовности студентов успешно применять полученные знания, добиться прочного усвоения системы знаний, формирование умений объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей.

Развивающая: формировать навыки самообразования, самореализации личности, развитие речи, мышления, памяти; формировать умение систематизировать, обобщать, выделять главное по теме «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» »; развивать коммуникативные умения: вести дискуссию, слушать и слышать собеседника; повысить общую грамотность; обогатить словарный запас, развивать творческое мышление, логику, познавательную активность студентов; осуществлять самоконтроль.

Воспитательная: прививать умения и навыки учебной работы и коллективного труда, формировать у студентов целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанное на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека, создать атмосферу доброжелательности, воспитать чувство ответственности, уважения друг к другу, уверенности в себе, взаимопонимания, умения осуществлять самоконтроль, формировать умение отстаивать собственную позицию, воспитывать трудолюбие и прилежание, чувство ответственности за всех и за каждого;

Формирующая: освоение общих компетенций.

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Общие компетенции:

Код

Наименование результата обучения

ОК 2.

Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития;

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности



Здоровьесберегающая: создать благоприятную атмосферу в образовательном пространстве, четко структурировать занятие с учетом работоспособности студентов, менять виды деятельности, использовать задания различного типа, соблюдать режим проветривания, проводить занятия с учетом санитарно-гигиенических требований.

Место проведения: кабинет «Литературы».

Оснащение

Средства обучения:

Учебники

1. Кутузов, А.Г. В мире литературы. 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев, Е.С. Романичева и др.; Под ред. А.Г. Кутузова, - 3-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2002. – 400 с.

2. Смирнова, Л.А. Русская литература ХХ века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/Л.А. Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; Сост. Е.П. Пронина; Под ред. В.П. Журавлева.- 6-е изд.- М.:Просвещение, 2001.- 334 с.

3. Долинина Н.Г. По страницам «Войны и мира»: заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: учебное пособие/ Н.Г.Долинина.-М: ИД «Просвещение». 2010.-340с.


Электронная презентация по теме: « «Умники и умницы» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»»

Технические средства обучения (оборудование): мультимедийный проектор, демонстрационный экран, компьютер.

Интеграция темы

Межпредметные связи

ОДБ.01 «Русский язык»

Внутрипредметные связи

Темы: «Мысль семейная» в романе «Война и мир», Пьер Безухов и А. Болконский в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».


После изучения темы студент должен

уметь:

- выстраивать хронологию событий, описанных в романе;

- на слух определять, кому принадлежать цитаты из романа;

- использовать временные рамки романа «Война и мир»;

- описывать героев романа;

- различать героев романа;

знать:

- образную природу словесного строя романа «Война и мир»;

- исторические моменты романа;

- художественный прием в названии романа;

- художественные образы героев романа;

- основные события каждой части романа;

- временные рамки каждого тома романа;

- обстоятельства знакомства главных героев романа;

- важные цитаты героев романа.


























СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Тема « «Умники и умницы» по роману Л.Н. Толстого «Война и мир» »


Название этапов работы

Содержание этапа

Цель этапа

Время

1.Организационный

Отметка присутствующих

Выявить отсутствующих

2 мин

2.Вводное слово преподавателя

Сообщение темы и целей занятия


Мобилизация внимания, активизация мыслительной деятельности студентов.

  1. мин

3.Представление участников и членов жюри




Преподаватель представляет участников и членов жюри.

Познакомится с членами жюри и участниками викторины.

  1. мин

4.Рассмотрение этапов викторины с использованием электронной презентации

Викторина состоит и трех этапов:

  1. Отборочный этап

  2. Проведение опроса по теме

  3. Финал

Разъяснения этапов викторины

5 мин

5.Проведение отборочного этапа с использованием электронной презентации



































6.Проведение викторины с использованием электронной презентации






























































































































































































































7.Финальный этап викторины











































































8.Подведение итогов викторины



9. Итоги занятия

Вопросы для отборочного этапа. Для первой тройки игроков:

  1. О ком хотел написать Л.Н.Толстой по первоначальному замыслу, начав работу над романом? (о декабристах)

  2. Назовите годы создания романа “Война и мир”. (1863 – 1869)

  3. Сколько лет охватывает роман? (15 лет, с 1805 – 1820).

Для второй тройки игроков:

  1. К кому и как успешно сватался Анатоль Курагин в первом томе?

  2. В какой сцене мы знакомимся с Кутузовым? Каким он предстал?

  3. Какие временные рамки 2 тома?

Для третьей тройки игроков:

  1. Кому принадлежат слова, как они характеризуют героя? “ У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый - такие прекрасные вещи. Я купил 10 фунтов. Я привык что-нибудь сладкое”. (Петя Ростов)

  2. Кому принадлежат слова и как они характеризуют героя: “ Шахматы расставлены, игра начинается завтра”. (Наполеону)

  3. Кому принадлежат слова, как они характеризуют героиню: “…он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого…”

Вопросы для первой тройки.

Для зеленой дорожки:

  1. Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется?

  2. Какой приём художественной выразительности использован в названии романа?

  3. Расскажите о первой любви Наташи Ростовой. Кого она любила, чем закончилась?

  4. Узнай героя.

“… говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чём-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием”.

Для желтой дорожки:

  1. Назовите основные события первой части первого тома, вокруг которых развивается действие. Роль этой части в композиции романа.

  2. Подготовленный учащийся читает “Бородино” М. Ю. Лермонтова. Вопрос: как называется и чему посвящено это произведение?

  3. Узнать героя по описанию: “Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку. Он подошёл к Анне Павловне , поцеловал её руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване.

Вопросы для красной дорожки:

  1. Кто из главных героев был ранен в Аустерлицком сражении?

  2. Узнай героя: “Черты его лица были те же , как и у сестры , но у той всё освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой , неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”.

Вопросы для второй тройки игроков.

Вопросы для зеленой дорожки:

  1. Звучит стихотворение М. Ю. Лермонтова “Два великана”. Вопрос: Кого назвал автор “двухнедельным удальцом”?

  2. Обстоятельства знакомства Николая Ростова и княжны Марьи.

  3. Что назвал Толстой “дубиной народной войны”.

  4. Узнай героя: “…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами . Всё в его фигуре , начиная от усталого , скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”.

Вопросы для желтой дорожки:

  1. Кто из известных вам поэтов был участником Бородинской битвы?

  2. Назовите главные сражения 1805 года. В каком из них русские войска победили?

  3. Узнай героя: “…была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто было совестно за свою несомненную и слишком сильную и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты”.

Вопросы для красной дорожки:

  1. Кто и кому произнёс слова: “Там, где вы, там зло и разврат”. (Пьер о Элен)

  2. Узнай героя: “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)

Вопросы для третьей тройки игроков.

Вопросы для зеленой дорожки:

  1. Встреча с кем в плену вернула Пьеру красоту жизни?

  2. Чему посвящает себя князь Андрей после возвращения из плена и смерти жены?

  3. О каком эпизоде идёт речь: “Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на берег. Но как только они вылезли в обшлёпнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье , они закричали: “Виват!”, восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми”.

  4. Узнай героя: “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”.

Вопросы для желтой дорожки:

  1. В чём состоял Аустерлиц Пьера?

  2. Кого назвал Толстой “неимущей, у которой всё отнимается” и “ пустоцветом”.

  3. Узнай героя: “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”.

Вопросы для красной дорожки:

  1. Где и с кем находился Пьер во время Аустерлицкого сражения?

  2. Узнай героя: “Огромный кабинет его был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками…”



Вопросы для определения цвета дорожки среди победителей каждой тройки:

  1. Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.?

  2. Когда умер М. И. Кутузов? Где он похоронен?

  3. Что имел ввиду М. Ю. Лермонтов в следующих строках?

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.

Вопросы для зеленой дорожки:

  1. О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: “Во время штурма Измаила он командовал левым флангом, но был моей правой рукой”.

  2. “ И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга, и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”. О ком и о чём рассказывается в отрывке.

  3. Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Где и когда понимает это князь Андрей?

  4. В каком эпизоде романа Толстой наиболее ярко показал двуличие царя, со злобным шипением назвавшего Кутузова “старый комедиант”?

Вопросы для желтой дорожки:

  1. Вспомните, А. Болконский был искренне убеждён, “…ему начинать ничего не надо, …он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Но вдруг случается что-то, что словно пробуждает его ото сна. Что?

Наизусть отрывок о весеннем дубе и отрывок “Вечер в Отрадном”.

  1. На кого хочет быть похож Николенька Болконский в финале романа?

  2. Узнай героя: “ Мы французам худого не делаем…, мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродёров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…”

Вопросы для красной дорожки:

  1. Какое будущее, возможно, ждёт Пьера, а с ним и Наташу?

  2. Какую истину открывает князь Андрей будучи смертельно раненным?

Награждение победителя викторины



Заключительное слово преподавателя




Выяснить, кто из участников викторины займет зеленую, желтую и красную дорожки



































































































15 мин




























Разработка урока.

Слово учителя.

Сегодня мы собрались с вами на заключительном уроке по роману “Война и мир”. Много работы проделано: чтение и анализ текста, разговор о композиции, сюжете, истории создания, характеристика главных героев, написаны различные тесты, мини-сочинения и сочинения.

Поэтому цель нашей сегодняшней встречи в интересной, увлекательной форме не просто проверить полученные знания, но и посмотреть, насколько хорошо вы ориентируетесь в произведении, как хорошо почувствовали героев и время. Для нас важно чтобы роман оставил в вашей душе добрый след, чтобы вы, окунувшись в ту замечательную эпоху, сделали выводы и не повторили чужих ошибок, чтобы поняли. Что истинно, а что ложно, что любовь созидает, а ненависть и эгоизм разрушают, что человек оценивается по тому, насколько он близок к народу и Родине. Мне бы хотелось, чтобы вы, как по-настоящему русские люди, гордились русской классикой и любили, и знали её.

Ход викторины Викторина 1. Вопросы для розыгрыша дорожек.
  • О ком хотел написать Л.Н.Толстой по первоначальному замыслу, начав работу над романом? (о декабристах)

  • Назовите годы создания романа “Война и мир”. (1863 – 1869)

  • Сколько лет охватывает роман? (15 лет, с 1805 – 1820).

Зелёная дорожка.

  1. Назовите важнейшую битву в войне 1812 года. Почему она так называется?

  2. Какой приём художественной выразительности использован в названии романа? (антитеза)

  3. Расскажите о первой любви Наташи Ростовой. Кого она любила, чем закончилась? (к Б. Друбецкому)

  4. Узнай героя.

“… говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чём-нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием”.

Жёлтая дорожка.

  1. Назовите основные события первой части первого тома, вокруг которых развивается действие. Роль этой части в композиции романа. (экспозиция)

  2. Подготовленный учащийся читает “Бородино” М. Ю. Лермонтова. Вопрос: как называется и чему посвящено это произведение? (25-ой годовщине Бородинской битвы)

  3. Узнать героя по описанию: “Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку. Он подошёл к Анне Павловне , поцеловал её руку, подставив ей свою надушенную и сияющую лысину, и покойно уселся на диване

Красная дорожка.

  1. Кто из главных героев был ранен в Аустерлицком сражении?

  2. Узнай героя: “Черты его лица были те же , как и у сестры , но у той всё освещалось жизнерадостной, самодовольной, молодой , неизменной улыбкой и необычайной, античной красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот- всё сжималось как будто в одну неопределённую и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение”.

Викторина 2.

Вопросы для розыгрыша дорожек.

  1. К кому и как успешно сватался Анатоль Курагин в первом томе?

  2. В какой сцене мы знакомимся с Кутузовым? Каким он предстал?

  3. Какие временные рамки 2 тома?

Зелёная дорожка.

  1. Звучит стихотворение М. Ю. Лермонтова “Два великана”. Вопрос: Кого назвал автор “двухнедельным удальцом”?

  2. Обстоятельства знакомства Николая Ростова и княжны Марьи.

  3. Что назвал Толстой “дубиной народной войны”. (партизанскую войну)

  4. Узнай героя: “…был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами . Всё в его фигуре , начиная от усталого , скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них, и слушать их ему было очень скучно”. (Андрей Болконский)

Жёлтая дорожка.

  1. Кто из известных вам поэтов был участником Бородинской битвы? (П. Вяземский)

  2. Назовите главные сражения 1805 года. В каком из них русские войска победили?

  3. Узнай героя: “…была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто было совестно за свою несомненную и слишком сильную и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты”. (Элен Курагина)

Красная дорожка.

  1. Кто и кому произнёс слова: “Там, где вы, там зло и разврат”. (Пьер о Элен)

  2. Узнай героя: “Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её – короткость губы и полуоткрытый рот – казались её особенною, собственно её красотой”. (Лиза Болконская)

Викторина 3.

Вопросы для выбора дорожек.

  1. Кому принадлежат слова, как они характеризуют героя? “ У меня изюм чудесный, знаете, такой, без косточек. У нас маркитант новый - такие прекрасные вещи. Я купил 10 фунтов. Я привык что-нибудь сладкое”. (Петя Ростов)

  2. Кому принадлежат слова и как они характеризуют героя: “ Шахматы расставлены, игра начинается завтра”. (Наполеону)

  3. Кому принадлежат слова, как они характеризуют героиню: “…он мой властелин, а я раба его и что я не могу не любить его. Да, раба! Что он мне велит, то я и сделаю. Ты не понимаешь этого…”

Зелёная дорожка.

  1. Встреча с кем в плену вернула Пьеру красоту жизни?

  2. Чему посвящает себя князь Андрей после возвращения из плена и смерти жены? (хозяйственной деятельности)

  3. О каком эпизоде идёт речь: “Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на берег. Но как только они вылезли в обшлёпнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье , они закричали: “Виват!”, восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми”.

  4. Узнай героя: “… вошёл массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке”. (Пьер Безухов)

Жёлтая дорожка.

  1. В чём состоял Аустерлиц Пьера?

  2. Кого назвал Толстой “неимущей, у которой всё отнимается” и “ пустоцветом”.

  3. Узнай героя: “Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями, тоненькими оголёнными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребёнок, а ребёнок ещё не девушка”.

Красная дорожка.

  1. Где и с кем находился Пьер во время Аустерлицкого сражения?

  2. Узнай героя: “Огромный кабинет его был наполнен вещами, очевидно, беспрестанно употребляемыми. Большой стол, на котором лежали книги и планы, высокие стеклянные шкафы библиотеки с ключами в дверцах, высокий стол для писания в стоячем положении, на котором лежала открытая тетрадь, токарный станок, с разложенными инструментами и с рассыпанными кругом стружками…”

Финал.

  • Каким орденом награждали наиболее прославившихся военачальников в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.? (орденом Кутузова)

  • Когда умер М. И. Кутузов? Где он похоронен? (28 апреля 1813г. Похоронен в Казанском соборе Санкт-Петербурга)

  • Что имел ввиду М. Ю. Лермонтов в следующих строках?

Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит. (Ссылку Наполеона на о. Святой Елены, где он и умер)

Зелёная дорожка

  1. О каком герое войны 1812 года А. В. Суворов говорил: “Во время штурма Измаила он командовал левым флангом, но был моей правой рукой”. (О Кутузове)

  2. “ И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга, и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время”. О ком и о чём рассказывается в отрывке.

  3. Чем мудрее человек, тем меньше тщеславия в его мечте. Где и когда понимает это князь Андрей? (Под небом Аустерлица)

  4. Эпизод или герой.

Жёлтая дорожка.

  1. Вспомните, А. Болконский был искренне убеждён, “…ему начинать ничего не надо, …он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая”. Но вдруг случается что-то, что словно пробуждает его ото сна. Что? (природа, встречи с Пьером и Наташей)

Наизусть отрывок о весеннем дубе и отрывок “Вечер в Отрадном”.

  1. На кого хочет быть похож Николенька Болконский в финале романа?

  2. Узнай героя: “ Мы французам худого не делаем…, мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродёров точно десятка два побили, а то мы худого не делали…”

Красная дорожка.

  1. Какое будущее, возможно, ждёт Пьера, а с ним и Наташу? (станет декабристом)

  2. Какую истину открывает князь Андрей будучи смертельно раненным?

(Зачитать: “ Сострадание, любовь к братьям, к любящим , любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам- да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле, которой меня учила княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё осталось мне, ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!”)

Дополнительные вопросы.

  1. В каком эпизоде романа Толстой наиболее ярко показал двуличие царя, со злобным шипением назвавшего Кутузова “старый комедиант”? (во время приезда к армии после разгрома нашествия Наполеона)

  2. Как сам Толстой определил жанр “Войны и мира”?

  3. Кого из героев романа, типичного представителя 1 четверти XIX века, А.И.Герцен назвал “дрянью Александровского поколения”.(Бориса Друбецкого)

  4. Кого Тушин называл Матвеевной? (пушку)

  5. Кто из героев говорит в эпилоге: “ Тайное общество, враждебное и вредное, которое может породить только зло, … долг и присяга превыше его”. “Вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном гусар и рубить – ни на минуту не задумаюсь и пойду”. (Н.Ростов)

  6. Чьими глазами мы видим Бородинское сражение? (Пьера)

  7. Кто становится членом тайного общества в финале романа?

  8. Кульминация всего романа?

  9. Кому принадлежат слова? “Не думай, что горе сделали люди. Люди- орудие всего… Горе послано им, а не людьми. Люди - его орудие, они не виноваты. Ежели тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймёшь счастье прощать”. (Кн. Марья – кн. Андрею).

  10. Кто был награждён Георгиевским крестом? (Николай Ростов)

  11. Кто это? “В этот день ужасный вид поля сражения победил ту душевную силу, в которой он полагал свою заслугу и величие… Жёлтый, опухлый, тяжёлый, с мутными глазами, красным носом и охриплым голосом, он сидел на складном стуле, невольно прислушиваясь к звукам пальбы и не поднимая глаз” (Наполеон во время Бородина)

  12. Через какой образ природы Толстой изображает Бородинское сражение? Как он меняется?

  13. Кто спас ребёнка в горящей Москве?

  14. Кто задумал убить Наполеона?

  15. Как погибает Платон Каратаев?

  16. Философия истории Толстого.

  17. Сколько героев в романе? (более 500)

Подведение итогов, предоставление слова жюри.

Заключительное слово преподавателя.

Сегодня мы ещё раз убедились, какие вы умники и умницы. Надеюсь, что живой интерес к творчеству Л.Н. Толстого, замечательного русского писателя, мыслителя, не угаснет, а будет только разгораться. Ведь столько ещё непознанного, интересного вы, как русские люди, просто должны узнать. Вперёд без страха и сомненья!















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по литературе на тему "Война и мир"

Автор: Богдашкина Светлана Валентиновна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 247798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(254) "Интегрированный урок литературы и истории на тему «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_literatury_i_istorii_na_temu_borodinskoe_srazhenie_po_istor"
    ["file_id"] => string(6) "513643"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559823113"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект урока      " Конкурс чтецов ( по материалам поэзии Серебряного века)" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-konkurs-chtietsov-po-matierialam-poezii-sieriebrianogho-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "212227"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431787106"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект урока по теме  «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир». "
    ["seo_title"] => string(103) "konspiekt-uroka-po-tiemie-pietia-rostov-patriot-svoiei-rodiny-l-n-tolstoi-otryvok-iz-romana-voina-i-mir"
    ["file_id"] => string(6) "127138"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415275512"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Урок литературы "Взаимоотношения человека  и  природы в  повести  Ч.Айтматова "Белый  пароход" "
    ["seo_title"] => string(97) "urok-litieratury-vzaimootnoshieniia-chielovieka-i-prirody-v-poviesti-ch-aitmatova-bielyi-parokhod"
    ["file_id"] => string(6) "172618"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423841226"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства