kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир».

Нажмите, чтобы узнать подробности

                                Открытый урок по литературе 6 класс

(Кашапова Разина Идиятовна,  учитель 1  категории русского языка и литературы)

Тема:  «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир».

Цель: 1. На примере анализа нескольких эпизодов показать храбрость русских            подростков, отдавших свои жизни за свободу Отечества.

           2. Выяснить авторскую позицию в отношении войны, повторить понятие «роман-эпопея», работа над выразительным чтением.

          3.Формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ, гуманное       отношение к людям; воспитывать ответственность.

Оборудование: текст романа, презентация к уроку, портрет писателя, тесты.

 

                                                              Ход урока

  1. Актуализация прежних знаний.

А) Вступительное слово учителя.

1,2 слайды.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в ясной Поляне, в одном из самых знаменитых и богатых дворянских семейств России. В графской семье, кроме Льва, было ещё три сына. В творчестве писателя большое место уделялось событиям, очевидцем которых он был сам. Что такое война Толстой знал не понаслышке. Лев Николаевич поступил на военную службу в 1852 году, воевал на Кавказе против горцев, участвовал в сражениях Крымской войны, а потом принимал участие в знаменитой обороне Севастополя и за смелость в боях был предоставлен к золотому оружию.

В его произведениях о войненаряду с вымышленными героями изображены и исторические лица: Александр 1, Наполеон, Кутузов, Багратион и другие.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир». »

Открытый урок по литературе 6 класс

(Кашапова Разина Идиятовна, учитель 1 категории русского языка и литературы)

Тема: «Петя Ростов – патриот своей Родины» Л.Н.Толстой отрывок из романа «Война и мир».

Цель: 1. На примере анализа нескольких эпизодов показать храбрость русских подростков, отдавших свои жизни за свободу Отечества.

2. Выяснить авторскую позицию в отношении войны, повторить понятие «роман-эпопея», работа над выразительным чтением.

3.Формировать чувства патриотизма, гордости за свой народ, гуманное отношение к людям; воспитывать ответственность.

Оборудование: текст романа, презентация к уроку, портрет писателя, тесты.



Ход урока

  1. Актуализация прежних знаний.

А) Вступительное слово учителя.

1,2 слайды.

Лев Николаевич Толстой родился в 1828 году в ясной Поляне, в одном из самых знаменитых и богатых дворянских семейств России. В графской семье, кроме Льва, было ещё три сына. В творчестве писателя большое место уделялось событиям, очевидцем которых он был сам. Что такое война Толстой знал не понаслышке. Лев Николаевич поступил на военную службу в 1852 году, воевал на Кавказе против горцев, участвовал в сражениях Крымской войны, а потом принимал участие в знаменитой обороне Севастополя и за смелость в боях был предоставлен к золотому оружию.

В его произведениях о войне наряду с вымышленными героями изображены и исторические лица: Александр 1, Наполеон, Кутузов, Багратион и другие.

Б) Ответы на вопросы.

- С каким произведением Л.Толстого мы познакомились на прошлом уроке? (На предыдущих уроках мы познакомились с фрагментами из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир» «Петя Ростов».)

- Что такое – роман? ( Роман – это эпическое произведение, в котором действует большое количество героев; их жизнь изображена в изменении и развитии.)

- Какие события изображены в романе? (В нём описаны события с 1805 по 1820 годы. Вторжение Наполеона в Россию и защита русскими своего Отечества).



- Кто является главным героем этого отрывка? (Петя Ростов)

- Кто он такой? (Петя – младший сын Ростовых, пятнадцатилетний мальчик, ушедший на войну, молодой офицер).

3,4 слайды.

2. Формирование новых знаний.

А) Для изображения какого-нибудь события или черты героя писателю иногда бывает достаточно сказать об этом совершенно обычным предметом – и читателю становится понятно порой больше, чем после нескольких страниц характеристик и объяснений. Такой предмет называют художественной деталью. Л. Н. Толстой был мастером раскрывать характеры героев через предметы или их свойства. Например, о Пете прямо ничего не написано. Автор раскрывает характер героя через его поступки, отношения к окружающим, внутренний диалог.

Б) Сегодня мы на уроке будем анализировать отрывки, будем раскрывать характеры героев через художественные детали.

Слайд 5. План анализа.

1. Петя в отряде Денисова. 2. Знакомство с Долоховым. 3. Петя на разведке. 4. Петя перед боем. 5. Гибель Пети.

Словарная работа. делать наобум Лазаря – не продумав, не рассчитав, без подготовки куснуть – хватать, сжимать зубами плетень – изгородь из сплетённых прутьев и ветвей ножны – футляр для сабли соснуть – (разг.) поспать немного

В) Класс делится на 3 группы, в каждой назначается ответственный, следящий за работой группы, отвечающий за дисциплину.

Слайд 6. Работа над текстом.

1 группа (слабые)

2 группа (средние)

3 группа (сильные)

- Найдите отрывок, характеризующий настро-ение Пети во время службы. (в начале 1 главы).

- Куда решил поехать Петя, и почему?


(Он решил поехать с Долоховым на разведку, к французам. Хочет быть там, где его нет, хочет испытать себя, служить Отчизне)

- Найдите эпизод, показы-вающий ребяческое пове-дение Пети.

(сцена с изюмом)

- Сравните поведение Пети и Долохова в боевом задании. Как они себя ведут в лагере французов?

(П: ехал, замирая от волнения, живым не дамся, кровь бросилась в лицо, невольно отступил от костра и т. д.

Д: не дожидаясь ответа – поехал, громко, отчетливо выговорил, прямо стал расспрашивать, долго садился и т.д.)


- Прочитайте отрывок, доказывающий его душев-ную щедрость.

(его отношение к пленному мальчику)


- Какой сон видит Петя перед боем, и что это означает?

(Он ребёнок, ещё не созрел для войны, ещё не покинули его детские фантазии).


Слайд 7.

Охарактеризуйте Петю Ростова: (счастливо-возбужденный, смелый, добрый, человечный, щедрый, храбрый, любит свою Родину и всех окружающих его людей. Патриот своей Родины. Из него получился бы отличный офицер).

ПАТРИОТ — тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины;

Пример для ответа: Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг; стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».

Он романтик, война глазами Пети – лишь приключение, возможность испытать себя. Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту – совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Разве романтик может с этим согласиться И все же, приказ для военного – закон.

Я думаю, что, прочитав этот эпизод, Петю полюбил каждый читатель за его душевную теплоту, человеколюбие, детскую наивность, романтические мечты. И очень жаль, что милый Петя, следуя своей романтической мечте – совершить подвиг, в дальнейшем погибает. И читателю очень больно, читая об этом. Я думаю, что из Пети  вырос бы благородный офицер и прекрасный человек.



3.Формирование умений и навыков.

Слайд 8.

А) Творческое задание. Группы друг другу задают вопросы.

1 группа (слабые)


2 группа (средние)

3 группа (сильные)

Какой вопрос вы

задали бы Пете

Ростову? (ответ)


Какой совет вы

дали бы Пете

Ростову? (ответ)

Как вы поступили

бы на его месте?

(ответ)



Б) Итоговое тестирование. Слайд 9,10.

1. Укажите жанр произведения «Война и мир».

А) Рассказ. Б) Повесть. В) Роман. Г) Драма.

2. Денисов видел в пленных ...

А) злейших врагов. Б) несчастных людей. В) обманутых солдат. Г) коварных злодеев.

3. Петя Ростов пошел на войну потому, что ... А) ему было скучно дома. Б) он хотел получить награды и поощрения. В) ему посоветовали родители. Г) он думал о своей стране больше, чем о себе.

4. Ко всем людям Петя испытывал ...

А) глубокое уважение. Б) обыкновенное недоверие. В) нежную любовь. Г) легкое презрение.

5.Патриотизм - это ...

А) желание славы. Б) любовь к Родине.

В) стремление к победе. Г) любовь к людям.

Ответы: 1.В. 2.Б. 3.Г. 4.В. 5.Б.

4. Итог урока. Слайд 11.

- Как относится автор к Пете? Он ему нравится, он его любит? (Да)

- Как заканчивается произведение? (Петя погибает)

- Почему автор сделал такую концовку? Что он хотел этим сказать?

(Таким образом, Л.Н.Толстой хотел вызвать отвращение к войне; хотел объяснить, что война это не для детей, что она страшная и ужасная)

Не готов Петя к войне и её жестокости, не понимает он войны. Слушая и наблюдая вместе с Петей, мы видим беспощадность войны, которой он не хочет замечать. Он играет в войну. Петя Ростов выдержал поездку с Долоховым в лагерь французов, потому что играл в свою игру изо всех сил. Но война беспощадна и не выбирает, кому сохранить жизнь.



Пускай до последнего часа расплаты, До дня торжества — недалекого дня — И мне не дожить, как и многим ребятам, Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю. Ведь если бы смерть выбирать нам, друзья, То лучше, чем смерть за родимую землю, И выбрать нельзя.

1941 год Александр Твардовский

5. Оценки.

6. Домашняя работа.

1 группе – нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду и по нему составить рассказ.

2 группе – миниатюрное сочинение «Как я завершил бы этот отрывок?»

3 группе – Подготовить сообщение или презентацию о пионерах, которые участвовали на ВОВ.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Кашапова Разина Идиятовна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127138


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства