kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Олимпиада по литературе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада, как форма внеклассной работы по литературе, способствует выявлению литературно одарённых детей, развитию их познавательного интереса, стимулирует интерес к чтению и осмыслению прочитанного.

Данная олимпиада по литературе разработана в соответствии с требованиями государственного стандарта, многие задания сформулированы  по аналогии с ЕГЭ, следовательно, могут использоваться и для контроля уровня подготовленности обучающихся к итоговой аттестации по учебной дисциплине.

Олимпиада содержит не только вопросы, проверяющие знание литературных текстов, но и знания из области истории и теории литературы, а также смежных с литературой видов искусства.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе »



ГБОУ СПО

«Светлоградский педагогический колледж»











ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

для студентов 1-го курса



Автор-составитель: Н.Я. Богданова,

преподаватель педагогических дисциплин






























Светлоград, 2014







Задачи олимпиады:

  • выявление одарённых, креативно мыслящих студентов, развитие их творческого потенциала;

  • развитие познавательного интереса обучающихся в области гуманитарных наук в связи с использованием материала, выходящего за пределы программы по литературе;

  • определение соответствия уровня литературной и литературоведческой компетенций студентов требованиям государственного образовательного стандарта;

  • повышение уровня подготовки обучающихся в гуманитарной сфере;

  • оценка уровня развития навыков самостоятельной работы и стремления к обучению и самообучению;

  • сохранение интеллектуального потенциала общества.




Задания


  1. Историко-литературный блок (60 баллов)


Задание 1 (3 балла). Назовите героев произведений, узнав их по портрету:


А) …С душою прямо геттингенской,/ Красавец, в полном цвете лет,/ Поклонник Канта и поэт.


Б) Лицо его не представляло ничего особенного… один подбородок только выступал очень далеко вперед… маленькие глазки еще не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши… . Гораздо замечательнее был наряд его… . На шее у него… было повязано что-то такое, которого никак нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли, или набрюшник, только никак не галстук.


В) Он подошел к портрету и сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история. … Глаза его отуманились, он подвинулся, оглянулся на стул… и сел на него против портрета. Один жест его – и все на цыпочках вышли, предоставляя самому себе и его чувству великого человека.


Задание 2 (6 баллов). Соотнесите эпиграфы с названиями произведений, из которых они взяты. Назовите автора произведения и по возможности укажите источник эпиграфа.


А) Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю. 1) «Анна Каренина»

Б) Во всех ты, душенька, нарядах хороша! 2) «Мцыри»

В) Мне отмщение и аз воздам. 3) «Барышня-крестьянка»


Задание 3 (8 баллов). С какими историческими событиями связаны сюжеты следующих произведений? Какие реальные исторические лица стали героями этих произведений?


А) «Слово о полку Игореве» Б) «Медный всадник»

В) «Капитанская дочка» Г) «Русские женщины»


Задание 4 (12 баллов). Укажите фамилию автора. Какие события из жизни писателя легли в основу следующих произведений?


А) «Пущину» Г) «Записки из Мертвого дома»

Б) «Фрегат «Паллада» Д) «Севастопольские рассказы»

В) «Остров Сахалин» Е) «В окопах Сталинграда»


Задание 5 (8 баллов). Назовите авторов поэтических произведений и распределите их названия по тематике: «К Чаадаеву»; «Поэт и гражданин»; «Анчар»; «Я помню чудное мгновенье…»; «Прощай, немытая Россия!»; «Зеленый шум»; «Не жалею, не зову, не плачу…»; «На поле Куликовом»


А) пейзажная Б) философская

В) любовная Г) гражданственная, свободолюбивая

Д) тема назначения поэта и поэзии Е) тема родины


Задание 6 (3 балла). В чем состоит своеобразие мастерства Достоевского-психолога в романе «Преступление и наказание»?


А изображение героев в экстремальных ситуациях

Б) своеобразие системы образов (принцип двойничества)

В) авторские комментарии к состоянию героя

Г) детективный сюжет

Д) использование цветописи и звукописи

Е) соотношение сна и бреда с явью

Ж) своеобразная психологическая атмосфера


Задание 7 (3 балла). В чем своеобразие чеховских рассказов?

1)… 2)… 3)…


Задание 8 (1 балл). В чем состоит смысл заглавия романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?


А) название – изображение сцен войны 1812 года и мирной жизни героев

Б) отражает многозначную художественную идею произведения

В) «война» и «мир» - антонимы, отображающие основной принцип построения системы образов в романе

Г) рассказ о военных действиях, сменяющихся победой и миром

Д) война и мир – два противоположных понимания жизни

Задание 9 (2 балла). Назовите фольклорные мотивы, используемые В.Распутиным в «Прощании с Матерой»?

1)… 2)…


Задание 10 (14 баллов). Имена каких поэтов перечислены в следующих строках стихотворения Г.Шенгели (1955 г.)?


Он знал их всех почти:

Валерия, Андрея, Константина,

Максимильяна, Осипа, Бориса,

Ивана, Игоря, Сергея, Анну,

Владимира, Марину, Вячеслава

И Александра – небывалый хор,

Четырнадцатизвездное созвездье!


  1. Теоретико-литературный блок (36 баллов)


Задание 1 (3 балла). Какие из указанных признаков характеризуют произведения классицизма?

А) опора на античные традиции Б) подражание природе

В) интерес к внутреннему миру героя Г) рационализм





Задание 2 (5 баллов). Какова схема рифмовки «онегинской» строфы?


А) куплет, кольцевая, парная, перекрестная Б) парная, кольцевая, перекрестная, куплет

В) перекрестная, парная, кольцевая, куплет Г) кольцевая, перекрестная, парная, куплет


Задание 3 (4 балла). Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите их, приведите примеры.


А) Реально существовавшее лицо, послужившее автору произведения прообразом героя;

Б) фрагменты повествования, в которых автор, отклоняясь от прямого сюжетного изложения событий, дает комментарий происходящему или вообще переходит на темы и сюжеты, не связанные с магистральной линией развития основного повествования.


Задание 4 (2 балла). Найдите в каждой цепочке лишний элемент и объясните свой выбор.


А) Эпилог – эпиграф – эпитет – пролог; Б) басня – элегия – мадригал – романс.


Задание 5 (2 балла). Найдите ошибку в ритмической структуре стихотворного отрывка. Определите стихотворный размер. Путем замены, подстановки или изменения порядка слов исправьте ошибку.


Над черной слякотью дороги

Не поднимается туман.

Покряхтывая, везут дроги

Мой полинялый балаган.


Задание 6 (4 балла). По законам каких фольклорных жанров строятся следующие отрывки? Назовите автора и название произведения.


А) Никто его не видывал, Б) Хвали траву в стогу,

А слышать всякий слыхивал, А барина – в гробу.

Без тела – а живет оно,

Без языка – кричит!

Задание 7 (5 баллов). «Раскрасьте» пейзажную зарисовку, выбрав из определений, данных под чертой, тургеневские. Охарактеризуйте функции пейзажа в литературном произведении.


Утро было …, …; маленькие … тучки стояли барашками на … лазури; мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная … земля, казалось, еще хранила след … зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.

Румяный, красный, славный, свежий, пестрый, темно-серый, ярко-синий, бледно-ясный, цветной, грязно-белый, угрюмо-черный, темный.


Задание 8 (6 баллов). Составьте небольшую статью для литературоведческого словарика об одном из следующих понятий: роман, романс, романтизм.


Задание 9 (3 балла). Роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» был назван критиками «реалистическим произведением». Однако в романе присутствуют и элементы романтизма. Выделите эти элементы:


А) герой – типичный представитель русской дворянской молодежи 30-х гг. ХIХ в.

Б) мотив человеческой свободы, судьбы, рока В) социально-историческая проблематика

Г) сатирическое изображение представителей «водяного общества»

Д) романтические герои – Ундина, Янко Е) место действия – Кавказ

Ж) мотив непонятости, одиночества, скитаний З) тема «маленького человека»


Задание 10 (2 балла). Какой из тропов называют «скрытым сравнением»? Приведите примеры.


  1. Литературно-художественная критика ХIХ в. (4 балла)


Задание 1 (2 балла). Кому из русских критиков принадлежит эта оценка образа главной героини драмы А.Н.Островского «Гроза»: «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера…»?


А) Н.А.Добролюбову Б) Д.И.Писареву В) В.Г.Белинскому Г) И.А.Гончарову


Задание 2 (2 балла). Анализу какого произведения посвящена статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»?


  1. Литература и другие виды искусства (10 баллов)


Задание 1 (4 балла). По каким произведениям русской литературы сняты фильмы:

«Жестокий романс», «Табор уходит в небо», «Восхождение», «В уездном городе С.»?


Задание 2 (3 балла). Кто из великих русских поэтов вошел в историю искусства как создатель грандиозных мозаик?


Задание 3 (3 балла). Художник В.Васнецов и композитор Н.Римский-Корсаков создали произведения на сюжет А.Н.Островского. Как называется опера? Как называется картина?



Критерии оценки

конкурсной работы участника олимпиады по литературе


Задания оцениваются следующим образом: за полный ответ участник получает количество баллов, указанных в скобках после задания, за неполный – в соответствии с объемом выполненного, невыполненное задание не оценивается вообще.



Ответы на задания


  1. Историко-литературный блок

Задание 1. А) Ленский (А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»);

Б) Плюшкин (Н.В.Гоголь. «Мертвые души»);

В) Наполеон (Л.Н.Толстой. «Война и мир»).


Задание 2. А) эпиграф к поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» взят автором из Библии (Первая Книга Царств);

Б) эпиграф к повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» взят из стихотворения И.Ф.Богдановича;

В) эпиграф к роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина» представляет собой измененную библейскую цитату: «У меня отмщение и воздаяние (Второзаконие, 32; 35). Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию, ибо написано: мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Послание к римлянам апостола Павла, 12; 19).


Задание 3. А) поход князя Игоря Святославовича Новгород-Северского против половцев в 1185 г.;

Б) наводнение 1824 г. в Петербурге;

В) восстание Пугачева (1773-1775);

Г) отъезд жен декабристов, княгинь З.Трубецкой и М.Волконской, вслед за мужьями в сибирскую ссылку.


Задание 4. А) А.С.Пушкин; приезд лицейского друга И.Пущина в Михайловское, где Пушкин находился в ссылке;

Б) И.А.Гончаров; кругосветное путешествие на фрегате «Паллада», совершенное им в 1852-1855 гг.;

В) А.П.Чехов; поездка на остров Сахалин (1890);

Г) Ф.М.Достоевский; годы, проведенные на каторге (1849-1854);

Д) Л.Н.Толстой; участие в Крымской кампании (1851-1853);

Е) В.Некрасов; участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., в обороне Сталинграда в 1942 г.


Задание 5. А) пейзажная: Н.А.Некрасов «Зеленый шум»;

Б) философская: С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»;

В) любовная: А.С.Пушкин «Я помню чудное мгновенье…»;

Г) гражданственная, свободолюбивая: А.С.Пушкин «Анчар», «К Чаадаеву»;

Д) тема назначения поэта и аоэзии: Н.А.Некрасов «Поэт и гражданин»;

Е) тема родины: М.Ю.Лермонтов «Прощай, немытая Россия!», «К Чаадаеву», А.А.Блок «На поле Куликовом».


Задание 6. Б), Г)

Задание 7. 1) Лаконизм; 2) особая роль детали; 3) скрытая авторская позиция

Задание 8. Б), В)

Задание 9. 1) Испытание огнем; 2) испытание водой


Задание 10. Валерий Брюсов, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Максимилиан Волошин, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Иван Бунин, Игорь Северянин, Сергей Есенин, Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Марина Цветаева, Вячеслав Иванов, Александр Блок.


  1. Теоретико-литературный блок

Задание 1. А), Б), Г)

Задание 2. В)

Задание 3. А) Прототип; Б) лирическое отступление


Задание 4. А) Эпитет – художественное определение среди внесюжетных элементов композиции (эпилог, эпиграф, пролог);

Б) басня – эпический жанр среди лирических (элегия, мадригал, романс).


Задание 5. Нарушен запрет переакцентации: внутри одного слова ударение переносится с сильного места на слабое (с позиции ударного слога – на позицию безударного). Стихотворение написано двухстопным ямбом с пиррихиями. Вместо «Покряхтывая, везут дроги» должно быть «Везут, покряхтывая, дроги» или «Покряхтывая, тянут дроги».


Задание 6. А) Загадка;

Б) Пословица;

Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»


Задание 7. Утро было славное, свежее; маленькие пестрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури; мелкая трава высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках; влажная темная земля, казалось, еще хранила след румяной зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.


Задание 8. Роман – большое эпическое произведение со сложным сюжетом. Жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.

Романс – небольшое вокальное произведение лирического характера.

Романтизм – направление в литературе и искусстве первой четверти ХIХ в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и чувств. Для романтизма характерен культ избранной личности, восприятие литературы как самовыражение творца, изображение дисгармонии действительности. Герой – человек неистовых страстей, интеллектуально выделяющийся над толпой; вечно недовольный окружающей его обстановкой; мечтательно устремленный в будущее, в «мир небесных идеалов».


Задание 9. Б), Д), Е), Ж)

Задание 10. Метафора.


4. Литературно-художественная критика ХIХ в.

Задание 1. Б) Д.И. Писарев


Задание 2. Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова


5. Литература и другие виды искусства

Задание 1. «Жестокий романс» - А.Н.Островский. «Бесприданница»

«Табор уходит в небо» - М.Горький. «Макар Чудра»

«Восхождение» - В.Быков. «Сотников»

«В уездном городе С.» - А.П.Чехов. «Ионыч»


Задание 2. М.В.Ломоносов

Задание 3. «Снегурочка»































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Олимпиада по литературе

Автор: Богданова Наталья Яковлевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215711

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Научный проект по теме : " Использование средств ИКТ в процессе подготовки учащихся к математическим олимпиадам" "
    ["seo_title"] => string(126) "nauchnyi-proiekt-po-tiemie-ispol-zovaniie-sriedstv-ikt-v-protsiessie-podghotovki-uchashchikhsia-k-matiematichieskim-olimpiadam"
    ["file_id"] => string(6) "110701"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406465883"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Внеклассное мероприятие по литературе "Ученик года!""
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-po-litieraturie-uchienik-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "255072"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447860161"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Программа филологической направленности "Подготовка к олимпиаде по литературе""
    ["seo_title"] => string(85) "proghramma-filologhichieskoi-napravliennosti-podghotovka-k-olimpiadie-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "269789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450899687"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(239) "Формирование у учащихся мировоззрения человека мира, активной гражданской позиции на уроках родного русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(146) "formirovaniie-u-uchashchikhsia-mirovozzrieniia-chielovieka-mira-aktivnoi-ghrazhdanskoi-pozitsii-na-urokakh-rodnogho-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "177814"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424710306"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Перспективный план работы русского языка и литературы "
    ["seo_title"] => string(58) "pierspiektivnyi-plan-raboty-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116680"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412586604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства