kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное занятие с учащимися 5-8 классов по русскому языку и литературе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного занятия по русскому языку и литературе для учащихся 5-8 классов»


Методическая разработка внеклассного занятия

по русскому языку и литературе

учитель Киргуева А.А.

Цель: формирование общеучебных компетенций по предмету

Задачи:

повторить основные теоретические сведения по русскому языку и литературе;

развивать познавательный интерес учащихся к предметам гуманитарного цикла:

расширить кругозор учащихся.

Оборудование:

карточки с заданиями,

музыкальное сопровождение,

проектор,

ручки и листочки.

Ход мероприятия

Мы собрались сегодня в этом зале, чтобы провести игру по русскому языку и литературе. Вам, участникам игры, предстоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что вы изучали по этим предметам, а также напрячь своё воображение, чтобы стать победителем.

Вот правила игры:

Игра состоит из 2 туров, в каждом из них по 4 задания. В первом туре после каждого задания выбывают по 2 человека, те, кто меньше всех набрал баллов. За этим будет следить компетентное жюри…

Во втором туре "слабых” будете удалять вы сами.

Итак, начинаем.

I тур.

1 задание. Оно называется "Разминка”. Каждому участнику будет задано по 2 вопроса (1 по русскому языку, 1 по литературе). Выбывают два человека, которые не справятся с заданием.

Вопросы:

  1. Назовите главный член предложения, который отвечает на вопросы: каков предмет? что он такое? (сказуемое)

  2. Кто автор произведений: Дубровский, "Капитанская дочка”, "Руслан и Людмила”? (А.С. Пушкин)

  3. Можно ли по окончанию определить род у существительных пюре и регби? (нет)

  4. Кто автор строк «Наша ветхая лачужка и печальна, и темна. Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна»? (А.С.Пушкин «Зимний вечер»)

  5. Вставлять палки в колеса – это фразеологизм или диалектизм? (фразеологизм)

  6. Назовите автора произведения "Муму”. (Иван Сергеевич Тургенев)

  7. Трудяга – кто он: он или она? (общий род)

  8. Кто убит на дуэли в 1841 году Н.С. Мартыновым в Пятигорске? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

  9. Найдите книжное слово: каморка, комнатка, обитель

  10. Что обычно начинается со слов: "Жили-были” или "В некотором царстве..”: сказка или былина? (сказка)

  11. Какие прилагательные мужского рода имеют окончание –ий: медвежий или легкий? (легкий)

  12.  Откуда эти строки: «Была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и  лезли они во все стороны.»(Настя. «Кладовая солнца» Пришвин)

  13. Что такое обращение? (слово или словосочетание, называющее того, к кому обращаются с речью)

  14. Назовите имя и отчество Гоголя. (Николай Васильевич)

  15. Травка зеленеет. Это словосочетание или предложение? (предложение)

  16. Кто написал строчки: "Лето красное пропела, оглянуться не успела, как зима катит в глаза”? (Иван Андреевич Крылов)

  17. В каком предложении глагол в повелительном наклонении»

Знаете ли вы украинскую ночь?; О, муза, расскажи торжественный поход!

  1. Что написал И.С. Тургенев: "Записки из сумасшедшего дома” или "Записки охотника”? ("Записки охотника”)

  2. Как правильно сказать: к полуторастам, к полутораста (к полутораста)

  3. Чьи это годы жизни: 1799 – 1837? (Александра Сергеевича Пушкина)

  4. К какой части речи относятся слова: скучающий, ответивший? (причастие)

  5. Назовите автора произведения "Бородино”. (Михаил Юрьевич Лермонтов)

  6. Выберите глагол со значением «относиться без почтения, уважения»: презирать, призирать (презирать).

  7. Как называется отношение автора к изображаемым событиям, людям, мысль о них: тема или идея произведения? (идея)

  8. Я, кто-то, такой, их. Какая это часть речи? (местоимение)

  9. Назовите автора "Хамелеона”, "Лошадиной фамилии”. (Антон Павлович Чехов)

  10. Очи – это историзм или архаизм? (архаизм)

  11. Маруся – это героиня повести «В дурном обществе» или «Муму»? («В дурном обществе)

Слово предоставляется жюри. Выбывают сразу два игрока, которые совсем не справились с заданием. Если таких игроков больше или совсем нет, то можно разыграть дополнительные вопросы:

  1. Главный или второстепенный член отвечает на вопросы: какой? чей? (второстепенный, определение)

  2. Кто написал первую "Российскую грамматику”: Державин или Ломоносов? (Михаил Васильевич Ломоносов)

  3. Что такое инверсия? (обратный порядок слов с целью усиления выразительности речи)

  4. Лисички1 – грибы, лисички2 – лисята. Это синонимы или омонимы? (омонимы)

  5. Из какого произведения эта фраза: " Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить пренеприятное известие…”? ( "Ревизор” Н.В. Гоголя)

  6. Как сейчас произносится древнерусское слово "персты”? (пальцы)

  7. Что такое архаизмы? (слова, вышедшие из активного повседневного употребления; устаревшие слова)

  8. Кто написал "Мцыри”? (Михаил Юрьевич Лермонтов)

  9. На какие вопросы отвечает обстоятельство? (где, куда, зачем, почему, как…)

  10. Какие знаете двусложные размеры стиха? (хорей и ямб)

2 задание. Каждому участнику будут выданы карточки со словами. Нужно расставить ударения и показать выполненное задание жюри.

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

Пока жюри просматривает задание, решает, кто вновь покинет нас, мы разомнёмся. К словам, которые называет ведущий, подобрать как можно больше

- синонимов: идти (шагать, ползти, топать); трусливый (боязливый, несмелый, пугливый); говорить (сказать, повторить, молвить, добавить, воскликнуть, заявить); красивый (симпатичный, обаятельный, привлекательный); жилище (дом, хата, общежитие); смеяться(хохотать, ржать, улыбаться).

- антонимы к словам: друг, хорошо, счастье, небо, труд, мало, разговорчивый, книга, доброе утро (спокойной ночи), мышь, идти, свет, молодость, чумазый, шикарный, человек, жизнь.

Слушаем результаты жюри.

3 задание. Перед вами на доске написаны два столбика. Все слова тем или иным образом связаны, например: в одном столбике может быть дано название произведения, в другом - его автор; или название поделено на части. Задача участников: "связать” слова и на листочках в столбик записать верные ответы.

  • П. Ершов

  • Травка

  • ямб

  • Капитанская

  • «Кладовая солнца»

  • Астафьев

  • Виктор Петрович

  • дети

  • дочка

  • Красный нос

  • "Левша”

  • нищий

  • Пеппи

  • А. Линдгрен

  • подземелья

  • "Конёк-горбунок”

  • мороз

  • Длинный чулок

  • "Малыш и Карлсон”

  • былина

  • принц

  • Н.Лесков

  • Салтыков-Щедрин

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

  • легенда

  • Размер стиха

  • Илья Муромец

  • Данко

Сдать листочки в жюри. Пока оно разбирается в ваших записях, мы вместе поотгадываем эти словосочетания. (Если останется время, позагадываем метаграммы).

- Слово предоставляется жюри. Кто покинет нас на этот раз и уже не станет "Последним героем”.

4 задание. "Два слова из одного”. К словам, которые написаны на доске, нужно подставить одну букву или в начале, или в середине, или в конце слова так, чтобы получилось новое. Из каждого слова должно получиться ещё по 2, например: плот – Оплот, пИлот; вол – волК, волЯ; лапа – лаМпа, лаПта.

Вот слова: Веер, сок, баня, рис, мак, арка, стол, тара.

Готовые задания отнести жюри, а в свободное время мы все поиграем в "Звёздный час”: из слова ОТРОЧЕСТВО, переставляя буквы, получить имена существительные, нарицательные, единственного числа (вор, тесто, ров, рот сорт, рост, сор, отчество..).

Жюри готово, и мы с нетерпением ждём, с кем же сейчас пришло время расстаться.


II тур.

- Остались сильные и, я надеюсь, разумные люди. Теперь жюри будет отдыхать, а вы сами будете освобождать тех, кто не справится (но уже по одному после каждого задания).

1 задание. К словам, которые я буду называть, вам нужно подобрать как можно больше слов – рифм. Все помнят, что такое рифма? Например, к слову "морковь” - кровь, любовь; "мне” - на дне, пне, окне и т.п. Рифмы записывайте на листочках, вот слова:

Крышка, дедушка, знак, цветок, народ.

Предполагаемые рифмы: Мышка, малышка, мишка, мартышка. Хлебушка, воробышка, подушка, мормышка. Пятак, злак, чудак, дурак. Горшок, висок, прыжок, носок. Пароход, доход, урод, завод.

- Теперь я снова читаю слова, вы поочереди называете рифмы. Выбывает тот, кто, по-вашему, совсем не справился с заданием. (Потом даю несколько секунд, чтобы написали на листочках имя того, кто должен выбыть).

2 задание. "Откуда и кто автор?” Я буду зачитывать отрывок из какого-нибудь произведения, ваша задача – вспомнить, кто написал и что за произведение. Если не отгадывает один, право ответа переходит к следующему. Победит тот, кто больше всех отгадает; уйдёт тот, кто совсем не выполнит задания.

  • "Вылезши из печки и оправившись, Солоха, как добрая хозяйка, начала убирать и ставить всё к своему месту; но мешков не тронула: это Вакула принёс, пусть сам и вынесет! Чёрт, между тем, когда ещё влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом… Вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать кучи замёрзшего снега. Поднялась метель”. ("Ночь перед Рождеством” Н.В. Гоголь)

  • "Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная – вернулась на дачу. Там она…первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто…” ("Кусака” Л. Андреев)

  • "И здесь у Марии родился Сын. Она спеленала Его и положила в ясли, решётчатый ящик с сеном. И никто из людей не знал о пришествии Христа, только ослик и бычок смотрели на младенца и согревали Его своим дыханием”. (Библия. "Рождение Христа”)

  • "Вдруг оба генерала…начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздались визг и оханье; один…откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил. Но вид текущей крови как будто образумил их”.("Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил” М.Е. Салтыков-Щедрин)

  • "Грубые скотоводы стояли вокруг него на коленях, и старый Пенруф пробормотал дрогнувшим голосом: "Лучше бы у меня пропало 20 быков!” Я взял Снапа на руки, .. погладил по голове. Он слегка заворчал, как видно на прощанье, лизнул мне руку и умолк навсегда”. ("Снап” Э. Сетон-Томпсон)

  • "И вдруг он разорвал себе грудь руками и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, ярче солнца, … что тьма разлетелась от света его…” ("Старуха Изергиль” М. Горький)

  • "Я раз слушал его: ну, покамест говорил об…вавилонянах – ещё ничего, а как добрались до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар…! Сбежал с кафедры и … хвать стулом об пол. Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? От этого убыток казне”. ("Ревизор” Н.В. Гоголь)

  • "И корова уныло молчала, потому что была…покорна жизни… и своей нужде в сыне, который ещё не вырос, чтобы она могла оставить его, и …она глядела во тьму большими налитыми глазами и не могла ими заплакать, чтобы обессилить себя и своё горе”.("Корова” А. Платонов)

  • "Сын мой Пётр! Письмо твоё, в котором ты просишь нас о родительском благословении и согласии на брак с Марьей Ивановной дочерью Мироновой, мы получили…, но моего согласия дать я тебе не намерен… Собираюсь добраться до тебя да за проказы проучить путём”. Я всё понял и вознегодовал на Савельича”. ("Капитанская дочка” А.С. Пушкин)

  • "Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на земле. на пустыре, где он рос, трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мёртвая глина. Лишь один ветер гулял по пустырю”. ("Неизвестный цветок” А. Платонов)

- Задание закончилось. Теперь выбираем того, кто не смог вспомнить ни одного произведения.

3 задание. А теперь будет ваше любимое задание, разбор слов по составу. Я выдам каждому карточки со словами, потом проверим.

1 карточка – пробежка, серыми, ночевать, верно, заросший;

2 карточка – птичка, молодых, бросается, горячо, передовая;

3 карточка – снежком, ранний, стучаться, умно, задумавшая;

4 карточка – лётчики, вечерняя, кормиться, радостно, расположившееся;

5 карточка – бережок, старому, схватить, интересно, коснувшись.

- Давайте проверим задание. Кто, по вашему мнению, уже сыграл в эту игру, поднимите таблички с именами.

4 задание. "Как много знаю я стихов?” Я зачитываю начало стихотворения, которое вы учили в школе или просто слышали, вы должны продолжить или закончить его.

1.

Сижу за решёткой в темнице сырой.
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
(…Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюёт за окном)

("Узник” А.С. Пушкин)

2.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
(…Душа обязана трудиться,
И день, и ночь, и день, и ночь)

("Не позволяй…” Н. Заболоцкий)

3.

Белеет парус одинокий, 
В тумане моря голубом!
(…Что ищет он в стране далёкой?
Что кинул он в краю родном?)

( "Парус” М.Ю. Лермонтов)

4.

«Раз в крещенский вечерок….» (девушки гадали)

(В.А.Жуковский, баллада «Светлана»)

5.

Мороз и солнце, день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный – 
(…Пора, красавица, проснись.)

("Зимнее утро” А.С. Пушкин)

6.

«Погиб поэт,……» (невольник чести. Пал оклеветанный молвой» М.Ю.Лермонтов «Смерть поэта»)

7. «А вы, друзья, как ни садитесь,……

(Все в музыканты не годитесь» И.А.Крылов «Квартет»)


Финал.

1 задание. "Пословицы и поговорки”. На заданную тему нужно вспомнить пословицы, поговорки. Кто больше?

Темы: а) вражда, ссора, драка.

(Худой мир лучше доброй ссоры; милые бранятся - только тешатся; старики бранятся – бесятся; лежачего не бьют; живут как кошка с собакой; грызутся как собаки за кость).

б) труд, орудия труда.

(Без дела жить – только небо коптить; взялся за гуж – не говори, что не дюж; волка ноги кормят; глаза боятся, а руки делают; делу – время, потехе – час; дело мастера боится; чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть).

в) деньги, достаток.

(Деньги всему голова; деньги – гости: то нет, то горсти; деньги – не грибы, и зимой растут; не имей сто рублей, а имей сто друзей).

2 задание. "Вопросы – шутки”. Отгадайте вопросы – и вы в победителях:

- Без чего дома не построишь? (без угла)

- За чем чай пьют? (за столом)

- За чем во рту язык? (за зубами)

- За что ученика выгнали из класса? (за дверь)

- По чему в лес ходят? (по земле)

- По чему утка плавает? (по воде)


На этом наша игра заканчивается.

Учащиеся получают грамоты и утешительные призы за участие









Раздаточный материал для игры

I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.



.

I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.



I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.



.

I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.



.

I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.



I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:

Алфавит, свекла, арахис, портфель, эксперт, августовский, каталог, баржа, балованный, шофер.



.

I тур 2 задание. Расставьте ударение в словах:

Квартал, бармен, феномен, документ, магазин, айвовый, каламбур, творог, звонит, баловень.

II тур 2 задание.  Разбор слов по составу.

1 карточка

Пробежка серыми ночевать верно заросший

II тур 2 задание.  Разбор слов по составу.

2 карточка

Птичка молодых бросается горячо передовая

II тур 2 задание.  Разбор слов по составу.

3 карточка

Снежком ранний стучаться умно задумавшая

II тур 2 задание.  Разбор слов по составу.

4 карточка

Лётчики вечерняя кормиться радостно расположившееся


II тур 2 задание.  Разбор слов по составу.

5 карточка

Бережок старому схватить интересно коснувшись














7



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Киргуева Альма Агубеевна

Дата: 29.05.2017

Номер свидетельства: 419158

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "План самообразования учителя русского языка"
    ["seo_title"] => string(45) "plansamoobrazovaniiauchitieliarusskoghoiazyka"
    ["file_id"] => string(6) "293133"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1455423353"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "анализ работы учителя"
    ["seo_title"] => string(24) "analiz-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "303927"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457624579"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(153) "opisaniie-opyta-raboty-po-tiemie-rabota-s-tiekstom-kak-sriedstvo-formirovaniia-kommunikativnoi-kompietientnosti-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "215391"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1432661652"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "программа факультатива для 4 класса "Я и моя Россия" "
    ["seo_title"] => string(55) "proghramma-fakul-tativa-dlia-4-klassa-ia-i-moia-rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "223536"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437814307"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства