Любовь к родному краю
В современный период времени уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Для этого нужно не только иметь определенный уровень знаний, но и учиться его практической деятельности, быть готовым к выполнению гражданского долга, воспитывать в себе патриота своей Родины. Патриотическое воспитание через систему краеведческой работы позволит понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, освоить его и в полной мере использовать для созидания будущего.
Многие нравственные качества человека закладываются в детские, школьные годы. Любовь к родному краю, желание видеть родной поселок все более и более растущим и процветающим – все эти чувства в большой степени зависят от того, как они были заложены в детях, то есть в нас в школьные годы. Картины родной природы: горы и озера, степные дали и дремучие леса – все это в равной степени формируют в нас чувство к родному краю, а чудесные местные легенды, сказки и песни, исторические повествования и памятники оставляют неизгладимый след в душе. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков. А главное, они помогут в доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной.
Экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и развивающую функцию обучения.
Формирование систематических знаний по краеведению, умение применять их в экскурсионной деятельности, расширения кругозора, воспитание гражданина России, знающего и любящего свою Родину и, как следствие, воспитание гражданско-развитой личности. Приобщение к экскурсоводческой деятельности позволяет повышать интерес к изучению малой родины, вырабатывать потребности к самообразованию в процессе экскурсии, приобретать навыки работы с источниками, архивными данными, обучаться культуре речи, развивать образное мышление, умение смотреть и видеть коммуникативную культуру, что способствует общему развитию человека.
Здесь хотел бы привести некоторые приемы, которые можно применять:
1) Ролевая игра. Перед началом экскурсии на подготовительном этапе распределить роли и создать соответствующие задания: экскурсовод, фотограф, журналист, художник, редактор журнала и т.п.
2) Прием диалога. Чтобы экскурсия превратилась в живую беседу, можно предварительно договориться с экскурсоводом о проведении (там, где это возможно) живой беседы. Конечно, для этого следует хорошо подготовиться, обсудив вопросы, которые можно задавать экскурсоводу, на что обратить особое внимание, в какой форме должен быть задан вопрос или возможна предварительная подготовка «маршрута карточки активности», в которой включены задания и вопросы. Чтобы экскурсия проходила более интересно и немонотонно, во время движения по разработанному маршруту, экскурсовод может добавить разнообразные интеллектуальные игры. После рассказа о нескольких объектах целесообразно провести мини-конкурсы по услышанному материалу для его лучшего усвоения.
3) Прием «последействия». Активное обсуждение состоявшейся экскурсии с предварительным заданием: самостоятельно найти и продемонстрировать связь времен и поколений (сфотографировать, найти изображения, создать видео или фоторяд), каким образом предметы из древности оказываются в современном мире.
Экскурсия - это сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны — передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными. Общение людей на экскурсии следует отнести к духовно-информационному типу общения.
Экскурсия для меня - это праздник души и приведение мозга к логическому порядку. Как мозаика в голове сложились знания, полученные из Путеводителя, и собственные наблюдения!