kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно музыкальная композиция

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно музыкальная композиция разработана мной в 2016 году. Соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно музыкальная композиция»

ЛИТЕРАТУРНО МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

«ЛЕТОПИСЕЦ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ»

(к 110-летию со дня рождения М.А. Шолохова)

 

Литературно - музыкальная композиция рассказывает о жизни и творчестве М.А. Шолохова, знакомит с героями его произведений. Мероприятие рассчитано на учащихся средних и старших классов, студентов средних учебных заведений.

 

 

В зале оформлена  книжная выставка: «Кого Дон чтит, кем Дон гордится»  (материалы выставки см. в  дополнительном материале)

 

На стене висят  плакаты с цитатами М.А. Шолохова:

«Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные сокровища человеческой  мысли и опыта»

«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать»

 

Музыкальное оформление

В ходе мероприятия используются русские казачьи песни: «Поехал казак во чужбину», «Из-за лесу, лесу копия мечей», «Весёлая беседушка», «Не полынно ты, моё полюшко», «В нашем садочку»

 

 

 

(Входит молодая женщина с ребенком на руках, поет колыбельную песню)

       Молодая женщина:

                                         Я качаю день и ночь,

                                         Отойди, бессонье, прочь!

                                         Отойди да отвались,

                                         В темном лесе заблудись,

                                         В темном лесе, во кустах,

                                         Во малиновых листах.

 

( Присаживается на лавку и  дремлет. Появляется  фея и склоняется над женщиной)

 

     Фея:  Нареки дитя Михаилом, будет он легок в общении, любознателен. Жить ему на земле долго, интересные дела и встречи ожидают его. А  имя  сына твоего узнает весь мир.

(Молодая женщина просыпается, фея  уходит)

 

  Молодая женщина:

                                         Гуркота, гуркота!

                                         А Мишеньке дремота.

                                         Сон да Дрема

                                         Вдоль по улице прошла,

                                          К моему  Мишеньке зашла,

                                         Под головушку спать легла,

                                         Баюшки – баю,

                                         Баю деточку мою!

                                         Прилетели гулюшки,

                                         Садились на люлюшку,

                                         Они сели гурковать,

                                         Стали Мишеньку качать,

                                         Прибаюкивати:

- Спи, Мишенька, засни,

Угомон тебя возьми…

 

Ведущий: 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине, Вешенской станицы, Области Войска Донского  в семье служащего торгового предприятия Александра Михайловича Шолохова и дочери крестьянина Анастасии Даниловны Кузнецовой, родился первенец, и нарекли его Михаилом. Миша рос довольно шустрым и непослушным    мальчиком. Своего ребенка родители баловали, прощая многие шалости. И вот наступил день, когда Миша впервые услышал от казачат и принес домой незнакомое и оскорбительное слово «нахаленок».

     Трудным было детство сына Анастасии. Для родственников отца он с рождения был «пригульным сыном Александра Михайловича, нахаленком». Потребовались годы, прежде чем Мишу, впоследствии Михаила Александровича, признали и стали поддерживать с ним родственные отношения.

 

( Звучит песня «В нашем садочку», выходят два мальчика, лет 8-10, одетые по-деревенски, один из них Витька, попов сын, другой Мишка)

 

Витька (попов сынок):  Давай искупаемся и пойдем играть. Тебе мамочка разрешила приходить к нам.

Мишка: Я с тобой не хочу играть. У тебя из ушей воняет дюже…

Витька: Это от золотухи, а ты мужик, и тебя мать под забором родила!

Мишка: А ты видал?

Витька: Я слыхал,  как наша кухарка рассказывала мамочке.

Мишка (обиженно): Брешет твоя мамочка! Зато мой батянька на войне воевал, а твой  - кровожад,  и чужие пироги трескает!

Витька: Нахаленок!

(Мишка  хватает камушек и замахивается на обидчика)

Витька: Ты не дерись, Миша, не  сердись! Хочешь,  я отдам тебе свой кинжал, какой из железа сделал?

Мишка (обрадовался, отбросил камень, но, вспомнив про отца,  произносит с гордостью) Мне батянька получше твоего с войны принес!

Витька:Врешь!

Мишка: Сам врешь!… Раз говорю – принес, значится  - принес!

Витька: Подумаешь, какой богатый! (убегая, на ходу, кричит) Нахаленок!

     ( Мишка вслед ему кидает камушек и уходит)

 

 

Ведущий: В семье Шолохова не жалели средств, чтобы дать единственному сыну хорошее образование. Александр Михайлович, отец писателя, был человеком интеллектуально развитым, хотя сам получил лишь низшее образование, любил книгу и много читал. Рано потянулся к знаниям и маленький Миша. Уступая его просьбам, родители пригласили в 1911 году сельского учителя, и за несколько месяцев  он прошел с Мишей курс первого года обучения.

     В 1912 году  Миша был принят в мужское приходское училище по второму году  обучения. Ученику едва исполнилось 9 лет, как грянула первая мировая война. Из-за развития у сына заболевания глаз, Александр Михайлович вынужден был прервать его учебу в церковно-приходской школе и, несмотря на трудное время, используя свои знакомства  и связи, повез сына на лечение в Москву. Врачи, осмотрев мальчика, признали его  заболевание возрастным и пообещали, что со временем зрение восстановится. В Москве будущий писатель пробыл почти год и, чтобы не отстать в учебе, обучался в частной гимназии. Потом Шолохов учился в Богучаре и в станице Вешенской, но окончить гимназию ему так и не довелось.

     Произошла Великая Октябрьская революция, а за ней и гражданская война, особенно ожесточенная на юге России. Юный Шолохов с оружием в руках защищал Советскую власть, в его груди вспыхнула жажда битвы  за  счастье трудящихся. Еще юношей участвовал в «раскулачивании». В своих произведениях писатель всегда на стороне революционной бедноты.

 

( звучит песня «Веселая беседушка», заходит молодая девушка с хворостинкой  в руках, Нюрка навстречу ей парень, Васька)

Васька: Здорово, раскрасавица!

Нюрка: (с улыбкой): Здорово, коль не шутишь!

Васька: Чего ищешь, Нюра?

Нюрка: Телок запропастился… Не видал где?

Васька: Табун давно прошел в станицу, а вашего телка  не примечал. Когда ты успела, девка, вымахать такой здоровой? Давно ли в пятишки на песке игралась, а теперь  - ишь…

Нюрка: Что нам делается,  Василий Тимофеевич. Вот и ты вроде как недавно без штанов бегал в степь скворцов сымать, а теперь уж в хате, небось, головой за перекладину цепляешься…

Васька: Что ж замуж – то  не  выходишь?

Нюрка (шутливовздохнув): Женихов нету!

Васька: А я чем не жених?

Нюрка: Рябоват вот ты маленько, а то бы всем ничего…

Васька: С лица тебе не воду пить…

Нюрка (улыбнулась, помахивая хворостинкой): И то справедливо!…. Что ж, ежели нравлюсь – сватов присылай.

( поворачивается и уходит)

Васька (долго смотрит ей вслед): Смеется, стерва, аль правду гутарит?

      (уходит)

 

Ведущий: В солнечный осенний день 19 сентября 1923 года в газете «Юношеская правда» был напечатан первый небольшой фельетон молодого писателя – «Испытание». Его имя все чаще появляется  на страницах комсомольских газет и журналов. Первый рассказ Шолохова из донской жизни увидел свет в конце  декабря 1924 года на страницах газеты «Молодой ленинец».

     В ранних рассказах Михаил Александрович реалистически, зримо, с идейных позиций писателя нового мира, объясняет социальный смысл событий, происходивших на  Дону, в первые годы становления Советской власти.

     Для первой книги Шолохов черпает материал из жизни донского казачества, чьи искания в революции оказались более длительными и сложными, в отличие от остальной части русского крестьянства. Сборник «Донские рассказы» открывается  рассказом «Родинка». Главный герой, командир красного эскадрона Николай Кошевой, ведет непримиримую борьбу с белыми бандами. Однажды его эскадрон сталкивается с бандой, во главе которой – отец Николая Кошевого. В бою отец убивает командира противников. И лишь случайно, по родинке, узнает в убитом своего сына.

     Открывая книгу этим рассказом, Шолохов обращает внимание на одну из центральных мыслей сборника – острая классовая борьба размежевала не только Дон, станицу или хутор, но и казачьи семьи. Подобная ситуация описана и в рассказе «Коловерть». У старого казака Крамского Петра Пахомыча  три сына. Михаил служит в Белой армии, а  сыновья Игнат и Григорий сражаются за Советскую власть.

 

( Звучит песня «Из-за лесу, лесу копия мечей», за столом сидят старый казак Петр Пахомыч  и его сын Михаил, в казачьей форме)

 

Пахомыч: Надолго приехал, сынок?

Михаил: (нервно постукивая по столу) Я командирован из Новочеркасска со  специальным поручением от войскового атамана. Пробуду, очевидно, здесь месяца два.

 (Входит молодой казак)

Игнат: Ну, здорово, Братуха!… С прибытием.

Михаил: Здравствуй. (Игнат хочет обнять брата, но тот увильнул, и  они неприязненно пожали друг другу руки)

Игнат: Ты, братушка, ишо погоны носишь, а у нас давно их к черту посымали.

Михаил: (нахмурившись) Я еще казачьей чести не продал… Как живете? (нагибается, чтобы снять сапоги)

Пахомыч:(наклоняется перед сыном) Дай я сыму, Миша, ты руки вымажешь. (Становится на колени и осторожно снимает сапоги) Живем – хлеб жуем. Наша житуха известная. Что у вас в городе за новостишки?

Михаил: А вот организуем казаков отражать красногвардейщину.

Игнат: А через какую надобность их отражать?

Михаил: Ты не знаешь? Большевики казачества нас лишают и коммуну хотят сделать, чтобы все мирское – и земля, и бабы…

Игнат: Побаски бабьи рассказываешь? Большевики нашу линию ведут.

Михаил: Какую вашу линию?

Игнат: Землю у панов отымают и народу дают, вон она куда кривится линия – то…

Михаил: Ты, что же, Игнат, за большевиков стоишь?

Игнат: А ты за кого?

( Михаил, молча, махнув рукой, выходит)

 

 

Ведущий: Во время работы над рассказами Шолохов задумывает большое произведение о Доне  и народе  в революции. До этого он жил и работал в Москве. Но, начав работу над романом «Тихий Дон», писатель возвращается на родину. Во время работы над романом Михаил Александрович много читает, близко знакомится с классической литературой. В поисках материала автор ездит по донским хуторам и станицам, внимательно выслушивает местных старожилов, изучает казачью старину, собирает народные песни, выезжает в архивы Москвы и Ростова.

Чтец:

                         Ай, да за Доном огни горят жарко,

                         Ай, в чистом поле было дымно

                         Ничегохонько было не видно, да не видно,

                         Только видно, только видно –

                         Прошли с Дону, ай, да казаченушки,

                         Эх, только видно – пошли казаченьки.

                         Но блестят шашки на них видно,

                         Ай, они едут, они поспешают,

                         Ай, они едут, поспешают,

                         Они едут, поспешают,    

                         Чижалехонько вздыхают:

                         «Остались наши дома, ой,  да наши дома,              

                         Отец с матерью старые,

                         Да жененочки наши молодые, они молодые,

                         Да детушки наши размалые,

                         Ой, да размалые».

 

Ведущий: Первая книга романа «Тихий Дон» опубликована в журнале «Октябрь» в январе 1928 года. Там же,  уже в октябре месяце  завершилась публикация второй книги романа.

 

(Звучит песня « Не полынно ты, мое полюшко». Девушка, исполняющая роль Аксиньи, стирает белье. Входит Наталья. Аксинья,  бросив работу, вытирает руки о фартук   и  идет ей навстречу)

Наталья: Я к тебе, Аксинья…

Аксинья:(полушепотом) Ты чего пришла?

Наталья: Мне бы напиться… Ты отбила у меня мужа… Отдай мне Григория! Ты… мне жизнь сломила…. Видишь, я какая…

Аксинья: Мужа тебе? У кого ты просишь? Зачем ты пришла? Поздно!

Ты первая отняла у меня Гришку? Ты, а не я… Ты знала, что он жил со мной, дите у меня его, зачем замуж шла? Мой Гришка и  никому его не отдам! Слышишь!?  Мой! Ступай, бессовестная, ты ему не жена. Что ж ты раньше не шла? Ну, чего не шла?

   ( Наталья садится на лавку, уронив голову на руки)

Наталья: Ты своего мужа бросила… Не шуми так…

Аксинья: Кроме Гришки, нету у меня мужа. Никого нету во всем свете! Ты-то нужна ему? Глянь, шею-то у тебя покривило! И ты думаешь, он позавидует на тебя?

Здоровую бросил, а на калеку позавидует? Не видать тебе Гришки! Вот мой сказ! Ступай!

Наталья: Ты думаешь, я надеялась, что выпрошу?

Аксинья: Зачем же ты шла?

Наталья: Тоска меня пихнула.

(Наталья поднимается и уходит)

 

Ведущий: В 1932 году появляется третья книга «Тихого Дона» и первая книга романа «Поднятая целина». Работе над четырехтомной эпопеей Михаил Александрович посвятил пятнадцать лет жизни. «И писалось трудно – вспоминает Шолохов, - и жилось трудно, но, в общем, писалось».

     Много времени занимается писатель благоустройством родной станицы. Из далеких хуторов приходят к нему за советом и за помощью. Михаилу Александровичу приходилось работать над книгами только по ночам, так как днем он принимал посетителей:  казачки, колхозники, рабочие, командиры, студенты, старухи, дети, писатели, поэты, композиторы, зарубежные гости. Люди  едут на машинах, лошадях, пароходах.  И всех Шолохов ласково принимает, поговорит, поможет. Советское правительство за выдающиеся успехи  в развитии художественной литературы наградило писателя орденом Ленина.

     В первую годовщину войны печатается рассказ «Наука ненависти». В нем писатель раскрывает характер русского человека в лице лейтенанта Герасимова, прослеживает становление и закалку советского воина. Воля к жизни, желание жить, высокий воинский дух героя  представлены в рассказе  как национальные черты русского народа.

     В мае 1943 года на страницах газеты «Правда» начал печататься новый роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину». Со страниц мужественной книги встает образ воюющего народа, силы которого подверглись жестокой проверке в годы военных испытаний.

     После окончания Великой Отечественной войны М.А.Шолохов продолжает работу над романом «Они сражались за Родину», завершает роман «Поднятая Целина», удостоенный в апреле 1960 года Ленинской премии. Пишет рассказ «Судьба человека».

 

(звучит песня «Поехал казак во чужбину», сидят «Соколов» с мальчиком Ваней, входит «Прохожий»)

Соколов: Здорово,  браток!

Прохожий: Здравствуй!

Соколов: (наклонился к мальчику) Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой  папанька. Только мы с тобой на грузовике ездим, а он вот эту машину гоняет.

(Прохожий легонько трясет руку малыша.)

Ваня: Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и вовсе не замерзаю, а руки холодные – снежки катал потому что.

Соколов:  Беда мне с этим пассажиром! Через него и я подбился. Широко шагаешь – он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне  надо раз шагнуть, я три раза шагаю, так и идем с ним вразнодробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужское это дело с таким пассажиром путешествовать, да еще походным порядком. А ты что же, браток, свое  начальство ждешь?

Прохожий:  Приходится ждать.

Соколов: С той стороны подъедет?

Прохожий: Да.

Соколов:  Не знаешь, скоро ли подойдет лодка?

Прохожий: Часа через два.

Соколов: Порядком. Ну что, пока отдохнем, спешить мне некуда. А я иду мимо, гляжу: свой брат – шофер загорает. Дай, думаю, зайду. Перекурим вместе. Одному-то и курить, и помирать тошно. А ты богато живешь, папироски куришь. Подмочил их, стало быть? Ну, браток, табак моченый, что конь леченый, никуда не годится. Давай-ка, лучше моего закурим.

 

Ведущий: Как прекрасны Шолоховские пейзажи, как «всамделишна» живая речь, казачья особинка в песнях, в шутках, в домашнем обиходе, а более того - в трудовых сценах, на косовице, ловле рыбы. Как богаты его произведения человеческими типами, как метки детали.

   В последующие годы Шолохов работал над окончанием романа «Они сражались за Родину», но постоянно браковал работу. Роман так и остался незаконченным. Тем, кто с нетерпением ждал новых его произведений, писатель откровенно говорил:

« Вы не ждите от меня ничего более значительного, чем «Тихий Дон». Я сгорел, работая над «Тихим Доном», сгорел…». В1961 году  Михаил Александрович перенес первый инсульт, но продолжал писать вплоть до 1975 года.

      В 1965 году Шолохов был удостоен Нобелевской премии по литературе – «За художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время».  К этому времени тираж шолоховских книг в мире приближался к 130 миллионам, а он сам был одним из самых читаемых за рубежом из русских писателей.

      В 1980 году у писателя было обнаружено онкологическое заболевание. После двух лет безуспешного лечения в Москве он уехал в родную станицу.

     М.А. Шолохов умер глубокой ночью 21 февраля 1984 года. Туманным морозным днем похоронили Михаила Александровича во дворе под деревьями. С  тех пор не  увядают живые цветы на могиле писателя. Так же живы герои, созданные Шолоховым, они живут на страницах его произведений, с которыми ежедневно знакомятся в мире сотни и сотни читателей.

 

Чтец:  

                        

Памяти Шолохова

Прошел он по жизни

Непросто,

Был славой обласкан большой,

Гигант

Невысокого роста

С истерзанной болью душой.

 

О чем размышлял он

Бессонно

У времени страшном в плену?

И нам ли судить

Отстраненно

Поступки его

И вину?

 

Трагедия Тихого Дона

И те горевые года

В томах его

Непревзойденных

И в сердце у нас

Навсегда.

 

Там очи прекрасной Аксиньи,

Курганы казачьих костей

И черное солнце России,

И жизнь, словно сон

На кресте.

Ирина Касаткина

 

 

Чтец:

 

Памяти М. А. Шолохова

Оцепенело замер Тихий Дон

Усталый, обессиленный от скорби

И мужественно сдерживает стон...

Мне ж боль утраты душу горбит.

 

И кажется, что Мелехов поник,

Аксинья пригорюнилась и плачет...-

Не мыслил себя Шолохов без них

Да и его герои - не иначе

 

Донщина милая,

Родимый край,

Раздолье беспредельное казачье

Промчались годы - только поспевай –

В безудержном галопьем скаче.

Певец земли,

Не тратя время зря

Жил вместе с нами,

Со страной в заботе.

Его встречала по утрам заря,

Как хлебопашца,

Ранью на работе.

 

Он по крупице каждый час и миг

Для нас, живущих, отдавал все силы.

И в образах немеркнущих своих

Навечно воплотил, что сердцу мило...

 

Оцепенело замер Тихий Дон,

Усталый, обессиленный от скорби.

Он мужественно сдерживает стон...

Мне ж боль утраты душу горбит.

Юрий Нырковский -Савченко

 

 

Список использованной литературы:

1.         Воронцов, В.В. Симфония разума: афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов/ В.В.Воронцов.-М.: Молодая гвардия, 1977.-С.12,24.

2.         Все о русских именах/ Авт.-сост. Л.С.Конева.-Мн.:Харвест,2003.-672с.-(Большая книга)

3.         Выжов, К. Сто великих россиян/ К. Рыжов.-М.: «Вече»,2001.-С..405-411.-(серия «Сто великих»)

4.         Жизнь и творчество Михаила Шолохова: материалы для выставки в школе и детской библиотеке/ Автор вступит.ст. В.В.Гура.- М.: Детская литература,1980.-64 с.:фотоил.-(Выставка в школе)

5.         Народное творчество Дона. Кн.1/Ред. П.Т.Громова.-Ростов-на-Дону:Ростовское областное книгоиздательство,1952.-292с.

6.         Поэтами воспетый край: сборник стихов о Доне / Сост. Д.Долинский, Н. Скребов.-Ростов-на-Дону: Книжное изд-во,1971.-С.157.

7.         Рокачев-Вешенский,И.Я. Песни станицы Вешенской/ И.Я. Рокачев-Вешенский; науч.ред. Б.Н.Путилов.-Ростов-на-Дону: Книжн. Изд-во,1990.-С.72-73.

8.         Русский фольклор/ Сост., примеч. В.Аникина.-М.: Художественная литература,1986.-367с.-(Классики и современники)

9.         Сивоволов, Г.Я. Михаил Шолохов.Страницы биографии/ Г.Я. Сивоволов.-Ростов-на-Дону: АООТ «Ростовское книжное изд-во»,1995.-350с.

10.      Хватов, А. И. На стрежне века/ А.И. Хватов -М.:Современник,1975.- 478с.

11.      Шолохов, М.А. Тихий Дон: роман в 4-х книгах. Кн.1-2./ М.А.Шолохов.-М.: Художественная литература,1979.-С.315-318

12.      Шолохов, М. А. Собрание сочинений: В 9 т. Т.7: Они сражались за Родину: Главы из романа; Наука ненависти; Судьба человека: Рассказы; Ранняя проза (1923- 1925); / М.А. Шолохов; сост., примеч. В. Васильева. -М.: ТЕРРА-Книжный клуб,2002.-384с.

13.      Шолохов, М. А. Нахаленок / М.Шолохов. -М.:Детская литература,1985.-48с.

14.      Шолохов, М.А. Собрание сочинений: В 9 т. Т.8: Ранняя проза (1925- 1927); Очерки, статьи, фельетоны, выступления (1923-1958) / М.А. Шолохов; сост., примеч. В.Васильева.-М.: ТЕРРА-Книжный клуб,2002.-384с.

15.      Шолохов, М.А. Собрание сочинений: В 9 т. Т.9: Очерки, статьи, фельетоны, выступления (1958- 1983); Письма / М.А. Шолохов; сост., примеч. В.Васильева.-М.: ТЕРРА-Книжный клуб,2002.-384с.

 

Интернет-ресурсы:

Михаил Александрович Шолохов (к 105-летию со дня рождения): биобиблиографический альманах. – Режим доступа: http://chaltlib.ru/articles/resurs/jubilei_goda/k_105-letiju_m_a_sholokhov/nash_sholokhov/

Михаил Александрович Шолохов. – Режим доступа: http://www.sholohov.dspl.ru/default.aspx

 

 

 Дополнительный материал

 

Материал к выставке:  «Кого Дон чтит, кем Дон городится:   М.А. Шолохову – 110 лет»

 

«Мне думается, что отношение к Шолохову

уже давно должно стать мерилом

истинной человечности, художнической

честности, любви к людям и к своей земле»

                                         В.Закруткин

 

Произведения М.А. Шолохова.

 

1.         Шолохов, М.А. Донские  рассказы / М.А. Шолохов.-М.: Молодая гвардия, 1975.-256с.:ил.

2.         Шолохов, М.А. Нахаленок/ М.А. Шолохов.-М.: Детская литература,1985.-47с:ил.

3.         Шолохов, М.А. Они сражались за Родину: главы из романа; Судьба человека: рассказ/ М.А. Шолохов.-М.: Советская Россия,1980.-200с.:ил.

4.         Шолохов, М.А. Поднятая целина: роман: В 2-х кн./ М.А. Шолохов; худож. Ю. Ребров.- М.: Художественная литература, 1989.-703с.

5.         Шолохов, М.А. Тихий Дон: роман в 4-х кн./ М.А. Шолохов.-Тула: Приокское книжное изд-во,1993.

6.         Шолохов, М.А. Федотка/ М.А. Шолохов.-Ростов-на-Дону: Ростовское книжное изд-во,1980.-28с.

 

 

Литература о М.А. Шолохове

 

1.         Воронов, В. Гений России: Страницы биографии М.А. Шолохов / В.Воронов-Ростов-на-Дону: АО «Цветная печать»,1995.-159с.

2.         На вешенской земле: О родном крае Михаила Александровича Шолохова.- Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство,1983.-96с.

3.         Осипов, В. Михаил Шолохов. Годы, спрятанные в архивах…/ В.Осипов //Роман-газета.-1995.-№3.-96с.

4.         Осипов, В.О. Тайная жизнь Михаила Шолохова… Документальная хроника без легенд/ В.О. Осипов.-М.: Либерея,1995.-415с.

5.         Петелин, В.В. Жизнь Шолохова. Трагедия русского гения / В.В. Петелин.-М.: ЗАО «Изд-во Центрполиграф»,2002.-895с.-(Бессмертные имена)

6.         Правда и ложь о  М. А, Шолохове: Объективное литературоведение против скандального: сборник статей / Гл.ред. Н.И. Глушков.- Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат,2002.-320с.

7.         Сивоволов, Г.Я. Михаил Шолохов: Страницы биографии / Г.Я. Сивоволов; худож. Е.М. Васильева.- Ростов-на-Дону: АООТ « Ростовское  книжное издательство»,1995.-350с.

8.         Степаненко, Л. Г. Шолоховские описания природы. Пейзажи Мастера и  Исследователя: научно-популярное издание / Л. Г. Степаненко.- Ростов-на-Дону:ООО «Багир»,2003.-96с: ил.

9.         Якименко, Л. Творчество М.А. Шолохова: монография / Л.Якименко.-М.: Советский писатель,1977.-678с.

 

Фотодокументы, иллюстрации.

 

1.         В краю Тихого Дона: фотоальбом.- М.: Планета,1981.-152с.

2.         Герои романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» в иллюстрациях О.Г. Верейского / Ред. Ю.Ф. Прудников.- М.: Советская Россия,1980.-16 откр.

 

 

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Литературно музыкальная композиция

Автор: КостинаПелагея Ивановна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "Сценарий литературно-музыкальной композиции "Если мы войну забудем, вновь придет она" "
    ["seo_title"] => string(88) "stsienarii-litieraturno-muzykal-noi-kompozitsii-iesli-my-voinu-zabudiem-vnov-pridiet-ona"
    ["file_id"] => string(6) "207488"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430497183"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "литературно-музыкальная композиция "Сеогей Есенин. Штрихи к портрету" "
    ["seo_title"] => string(78) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sieoghiei-iesienin-shtrikhi-k-portrietu"
    ["file_id"] => string(6) "242259"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445431266"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Литературно -музыкальная композиция "Спасти одноклассника" "
    ["seo_title"] => string(59) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-spasti-odnoklassnika"
    ["file_id"] => string(6) "242240"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445425807"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны""
    ["seo_title"] => string(101) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-sovietskaia-kul-tura-pierioda-vielikoi-otiechiestviennoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "319698"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460919137"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(222) "Литературно - музыкальная композиция  по творчеству М.Ю. Лермонтова «Лермонтов  навеки  -   ровесник новых и былых годов…» "
    ["seo_title"] => string(123) "litieraturno-muzykal-naia-kompozitsiia-po-tvorchiestvu-m-iu-liermontova-liermontov-navieki-roviesnik-novykh-i-bylykh-ghodov"
    ["file_id"] => string(6) "143027"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418407863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства