kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Если мы войну забудем, вновь придет она"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                 Цель и задачи, которые я преследовала, создавая  литературно-музыкальную композицию «Если мы войну забудем, вновь придет она», очень точно отражены в её названии.  Композиция призвана  через воздействие на эмоциональную сферу детей,  развивать патриотические чувства,  расширить  их знания о ленинградской блокаде и о том, как трудно было детям пережить этот период в Великой Отечественной войне. Поэтому красной нитью через всю композицию проходит тема «Дети войны».

                 Литературно-музыкальная композиция рассчитана на аудиторию всех возрастов.  Состав исполнителей  также разновозрастной. ная композиция – не развлекательная программа, она составлена из очень серьёзного материала   о блокаде Ленинграда, длившейся почти три года. В сценарий также включены фрагменты дневниковых записей  двенадцатилетней ленинградки Тани Савичевой,  как обвинительный документ фашизму. Основной частью сценария стала инсценировка спектакля  «Я еще не хочу умирать» по мотивам повести Людмилы Никольской «Должна остаться живой».

Оформление сцены имеет немаловажную роль в представлении литературно-музыкальной композиции.   В данном случае  оно предельно просто и  не требует каких-либо затрат на декорации.  Стол, три стула, кровать, заправленная тонким одеялом,   печь -буржуйка  (макет) - это комната в одной из ленинградских квартир.   Используются  ступени сцены и ее нижнее пространство - это улица.

     Сценарий  насыщен   музыкальным и шумовым оформлением. По ходу постановки композиции будут звучать произведения Д. Шостаковича «Симфония №7», Паганини «Каприччо»,  записи  сводок Левитана о снятии блокады,  фонограммы радио Ленинграда  о  воздушной тревоге, отбое воздушной тревоги,  гул бомбежки,  ленинградского метронома.  В финале постановки  хор исполняет песню «Дети войны».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий литературно-музыкальной композиции "Если мы войну забудем, вновь придет она" »

Сценарий литературно-музыкальной композиции

«Если мы войну забудем, вновь придет она!»



Фоном звучит аудиозапись песни «Дети войны» в исп. Т. Гвердцители, голос за сценой :

                                                                             

                                          Тем, кто видел эту войну.

                                          Тем, кто выжил в эту войну.

                                          Тем, кто еще жив.

                                          Тем, кому в сорок первом не было восемнадцати…

                                          Тем, чью юность опалила огнем

                                          Великая Отечественная Война,

                                          Посвящается…

         

На сцену выходят ведущие- рассказчики (мальчик и девочка)

1 рассказчик:

Время стремительно идет вперед. Стала историей Великая Отечественная война. С каждым годом день Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной войны. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о войне. Нынешнее поколение знает о подвигах своих дедов – прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две -три фамилии военачальников, пару названий битв, и это в лучшем случае. Гавроша, воспетого Виктором Гюго, помнят практически все. А хотя бы одно имя такого же “гавроша” времен Великой Отечественной войны вряд ли кто- то назовет. А ведь в войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства.

2 рассказчик:

Страшной трагедией для страны стала блокада Ленинграда. 900 дней и ночей жители этого города были в кольце немецко-фашистских войск.

Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных, и все это в малом возрасте. Но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих. То, что происходило вокруг, наводило ужас на них, ведь все это происходило у них на глазах.

Пройдя от начала и до конца всю блокаду, некоторые из них получили ордена и медали, как защитники города.

Детям было хуже, чем взрослым. Они не понимали, почему нет рядом папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно хочется есть, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище… Много детского почему?

Но детским чутьём они понимали, что пришла беда, большая беда.

1 рассказчик:

Таня Савичева

Пронзительно поведала людям о войне, принесшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них – даты. И за каждой датой -смерть. Шесть страниц –шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи: “28 декабря 1941 года Женя умерла… Бабушка умерла 25 января 1942 го. 17 марта – Лека умер. Дядя Вася умер 13 апреля. 10 мая –дядя Леша, мама-15 мая”. А потом без даты: “Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня ”.

Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискаревского мемориального кладбища. До сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясенные люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые страшные слова.

Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как ее вывезли из блокадного города.

Истощенная голодом и страданиями, девочка не смогла уже подняться.

1 июля 1944 года она умерла.

Сегодня мы расскажем о детях, которым пришлось пережить это страшное военное время- блокаду.

Сценарий спектакля «Я еще не хочу умирать» 

Оформление сцены:

Левая часть сцены- уголок ленинградской квартиры: кровать, застеленная тонким одеялом, старенький ковер на стене, стол, 3 стула, в углу печь-буржуйка, светомаскировка.

Правая часть сцены- конструкция-«лестница», закрытая темной тканью.

 

Сцена 1 «Сентябрь 1941»

Фонограмма:  Радио Ленинграда «Отбой воздушной тревоги»

* На сцену быстро входит Мама. В одной руке у нее маленькая рубашка. Садится на ступеньку лестницы, на которой лежит детский чемоданчик.

Мама: (громко)

Таня! Таня!! Ты не видела рубашку Шурика? Белую..мы с папой на Первомайские праздники покупали..(копается в чемодане)

*выходит Таня

Таня: (берет рубашку с колен матери)

Мама, вот Шуркина рубашка. Ну что же ты?

Мама:

Действительно (утыкается лицом в рубашку)..

Таня:

Мама, не плачь. Он ведь не один едет - весь садик в Волхов эвакуируют! Вот скоро война кончится и мы с тобой поедем и заберем Шурку!

Мама:

Таня, Таня! Как же ты не понимаешь - фашисты уже у Ладожского озера, они уже  бомбят Ленинград! Война, дочка, скоро не закончится - наши войска пока отступают.

Таня:

Ну вот! А в эвакуации безопасно! Шурик и так плачет постоянно - боится взрывов снарядов. Мама, ты подумай!

Мама: (решительно бросает рубашку в чемодан, закрывает его)

Я уже подумала, Таня! Мы останемся в Ленинграде все  вместе - ты, я и Шурка. Кончится же однажды война, вернется папа.

 Таня:

И будем мы опять жить одной дружной семьей!

*Таня уходит за кулисы с чемоданом. Мама выходит на авансцену

На следующий день, рано утром, я поехала в порт одна, чтобы предупредить воспитателей, что Шура не едет в эвакуацию. На пристани собралось много народа-мамы, бабушки: слезы, последние наставления..

В этой толпе я с трудом отыскала Валентину Сергеевну. «Многие родители детей не привели, не захотели расставаться!» -на прощание сказала мне воспитательница. .. И все на пристани долго махали вслед уплывающей барже, вслед уплывающим белым панамкам детей.

 

Сцена 2 « Декабрь 1941»

Фонограмма: Д.Шостакович «Симфония №7»

Рассказчик 2: 

8 сентября 1941 года немцы замкнули кольцо окружения вокруг Ленинграда. Гитлеровская армия остановилась в 10 километрах от города, и в первые дни окружения разбомбила продовольственные склады.

Гитлер отдал приказ: «Ленинград должен умереть голодной смертью!». Началась блокада.

В город еще пробивались баржи с  мукой, крупами, которые раздавали жителям по карточкам, но норма постоянно уменьшалась-350 грамм хлеба на взрослого, 200 грамм- на ребенка.



Рассказчик 1:

В первую, самую страшную блокадную зиму 41-42 года, в городе умерло около 780 тысяч человек.

В первую очередь погибали старики, дети. И чаще всего- от голода.

Единственной ниточкой, связывающей блокадный Ленинград с Большой землей, стала «Дорога жизни». Сначала по воде, потом по льду Ладожского озера везли в осажденный город продовольствие, а оттуда- раненных и больных людей.



Фонограмма: Ленинградский метроном

Рассказчик 2: 

Вместо супа - бурда из столярного клея,

Вместо чая - заварка сосновой хвои.

Это б все ничего, только руки немеют,

Только ноги становятся вдруг не твои.

Только сердце внезапно сожмется, как ежик,

И глухие удары пойдут невпопад..

Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.

Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,

Слышишь, город клянется, что враг не пройдет!

…Сотый день догорал. Как потом оказалось,

Впереди оставалось еще восемьсот. (Ю.Воронов)

Фонограмма: метроном (продолжается)

*Таня выводит на сцену Шурика, усаживает рисовать за стол

Таня:

Вот сиди у «буржуйки», рисуй.

Шурик: (рисует)

А почему печку назвали буржуйка? Потому что ее буржуи придумали?

Таня:

Потому что жрет дров много, а толку от нее мало. Как и от буржуев-врагов мирового пролетариата!

Шурик:

Таня! А ты чего больше боишься - Гитлера  или крыс? Я-крыс. Их теперь стало так много..

Таня:

Я больше всего боюсь карточки хлебные потерять. Тогда нам всем, Шурка, будет полный капут. Месяц без еды мы точно не продержимся!

Шурик:

Не продержимся. Я вот все время есть хочу. Витька с третьего этажа сказал, что его мама  может варить студень из столярного клея. Жаль, что у нас клея нет!

Таня: (ставит кружку на стол)

Ты, Шурик, кипяточку попей, все меньше о еде думать будешь!

Шурик: (пьет из кружки)

Помнишь, Таня, я раньше молоко не любил с пенкой? Эх, сейчас бы целую кастрюлю выпил бы!!!

*Входит мама в валенках, встряхивает платок от «снега», подходит к столу, кладет на него сверток

Таня:

Мама пришла!!

Мама: (устало садится на стул)

Как вы тут?

* Шурик подходит к ней с рисунком

Шурик:

Смотри, что я нарисовал!

Мама: (крутит рисунок)

Ничего не пойму, сынок. Что это за черные каракули, а посередине белый кругляш в крапинку?

Шурик: (объясняет на рисунке)

Черное-это война. А белое-это булка!.. Я просто больше ни о чем другом думать  не могу. А у тебя ничего нет поесть? Случайно-преслучайно?

Мама:

Случайно – преслучайно есть!  Вот!

*разворачивает сверток - в нем две маленькие картофелины

Мама: (гладит сына по голове)

Ешьте, детки - это вам подарок от зайчика.

*Шурик жадно накидывается на еду

Таня:

Какой зайчик, мама? Я уже не маленькая. Опять свой паек с фабрики нам принесла?

Мама:

Я ела, Таня, ела. Это вам.

Таня: (делит свою картофелину пополам)

Тогда пополам, иначе есть не буду! И не спорь со мной!

*едят молча картошку

Фонограмма : метроном

Сцена 3 «За хлебом»

*Заходит соседка-Софья Константиновна в лохматой заячьей шапочке, с лентами, болтающимися под подбородком, и в сером элегантном пальто, затянутом широким мужским ремнём, к груди прижимает сумочку. Таня уводит Шурика, возвращается.

 

Софья Константиновна: (к матери, тараторит)

Здравствуйте, Наталья Васильевна. Я там, у булошной, очередь вам заняла - всех предупредила, что сейчас придет девочка в красном пальто, хорошенькая такая.

Таня: У меня пальто синего цвета, Софья Константиновна!

Софья Константиновна:

Правда? Ну, не важно, Танечка. Ты будешь стоять за женщиной в чёрном пальто. Оно буквально ей до пят. Знаете, чересчур длинное пальто. И с опущенными ушами.

Таня: У неё уши опущенные?

Мама: (укоризненно) Таня!! Сходи, пожалуйста! Карточки в комоде.

Софья Константиновна:

А может быть, это не дама, а мужчина? Люди стали на себя не похожи. Все почему-то на одно лицо. Многие ходят немытыми.

Мама:

Откуда же мытыми-то быть? Воду отключили еще в ноябре. А с реки в ведре много не принесешь.

Софья Константиновна:

 Да, о чём это я? Танечка, будь осторожна, деточка, когда с хлебом назад пойдешь. Сегодня какой-то мальчишка прямо на моих глазах вырвал у девчонки хлеб - несла, растяпа, в руках, не спрятанным, не завернутым.

Мама:

Как вырвал?

Софья Константиновна:

А вот так! Тут же запихал его весь в рот. С таких лет никакой моральной выдержки. Он меня буквально чуть не уронил в снег.

Мама:

И никто не задержал?

 Софья Константиновна:

А кто? Я должна задержать?! Мне больше всех надо? Вы меня удивляете, милочка!

Мама: (тревожно)

Никто не догнал! Что же это с людьми делается?

Софья Константиновна:

 Может быть, его за углом дружки ждут? А у меня в сумочке лежит паёк. А мальчишка грязный до невозможности, замаранный до последней степени. Беспризорник, наверное!

Таня:

А девочка что?

Софья Константиновна:

Она стоит и глазами хлопает. Как пень стоит. Люди поохали и разошлись. Буквально, как растаяли в тумане. По своим норам.

Мама:

Бедная девочка! Она же теперь умрет.

 Софья Константиновна:

Умрет, конечно. Голод кругом. Вы знаете, что в городе собак и кошек переели.

* Таня уходит. Соседка замечает платье, висящее на спинке кровати. Подходит, берет в руки

Софья Константиновна:

Что я вижу? Это же ваше любимое платье!!

Мама:

Завтра хочу сходить на базар, попробую поменять на что-нибудь съедобное.

Софья Константиновна:

Наталья Васильевна, не жаль менять такую красоту на кусок малосъедобной, полусгнившей свеклы?

Мама:

Мне, Софья Константиновна, детей кормить надо. Вот кончится война, вернется Коля с фронта, тогда и будем наряжаться.

*забирает платье у соседки, вешает себе на плечо

Софья Константиновна:

Лично я не могу решиться что-либо променять. Дивные вещи отдавать за невесть что! Ладно, заболталась я с вами, пойду.

*уходит. Мама собирает посуду со стола, тоже уходит

Сцена 4 «Карточки»

*Выходит Таня в зимней одежде. Присаживается на ступеньки лестницы. Замечает что-то на земле, наклоняется и поднимает потерянные кем-то карточки. Достает свои, сравнивает.

Таня:

Хлебные карточки!!! Рабочие!  Еще целые.  350 граммов хлеба в день!!! Ой…

Кто-то потерял, бедолага!

*Залезает повыше на ступеньки, оглядывает вокруг. Появляется Юрка.

Таня быстро прячет карточки в карман

Юрка:

Танька, дура, в сосульку превратишься! Сейчас фашист прилетит и бомбу тебе прямо на макушку ка-а-а-к сбросит! (садится на нижнюю ступеньку)

Таня: (растерянно)

Это ты дурак, Юрка. А я где хочу, там и стою! Может у меня тут дела?

Юрка:

 Де-ла-а? Может, тебе по шее дать, чтоб в башке прояснилось? Иди отсюда, а то как дам!

Таня: (придумывает на ходу)

У меня, видишь, сумка  в снег свалилась. Вот чищу.

*садится на ступеньку рядом с Юркой, старательно отряхивает чистую сумку.

Таня: (осторожно)

 Юрка, а  твоя мама получает рабочую или иждивенческую карточку? Нет, я хотела спросить, выкупали уже хлеб? Нет, я хотела…(смутилась)

Юрка:

А что это ты спрашиваешь?

Таня: (преувеличенно равнодушно)

Я просто так спросила.

Юрка:

Ха, стоит просто так, про хлеб спрашивает просто так. А знаешь, по законам военного времени нельзя ни про что выспрашивать. Я-то знаю, что ты не шпионка. А другие? Как они посмотрят, что их нагло выспрашивают?

Таня:

Я не нагло. И не про военные тайны - зачем они мне? Я про хлеб. Ты сегодня ходил хлеб получать?

Юрка: (грустно)

Хм.  Сегодняшнюю норму хлеба я ещё вчера съел. Мать на работе кормят.(агрессивно) Тебе какое дело?

Таня:

А у матери твоей иждивенческая карточка?

Юрка:

Ты, Танька, или идиотка, или что-то скрываешь!

Таня:

Да ничего я не скрываю! Вот что же ты будешь есть, если съел завтрашний хлеб? Сухари у вас есть?

Юрка: (замялся)

Ну..Есть. Немного. Я на фронт бы убежал, но бабушка слабая стала совсем. Как её оставить? Ворчит все время: «Кому влетело в башку, что немощной старушке и подростку надо давать хлеба поровну?  Хотят угробить будущее страны!» И мне половину своей пайки подсовывает.

Таня: И ты берешь?

Юрка: Беру, Тань, беру..Есть очень хочется. Эх! Сбежать бы на войну! Сиди себе в окопе, стреляй фашистов. Разве из фашистского окопа видно, что стреляет человек маленького роста? Лишь бы хорошо научиться стрелять. Знаешь, сколько бы я фрицев мог прикончить?!  Ты куда идёшь?

Таня:

 В булочную. Только хлеба, наверное, сегодня уже не будет. *Юрка вздохнул, пригорюнился

 

Сцена 5 «Котька и Колька»

*Появляются Коля и Котька. У Коли в руках санки.

Юрка: Эй, мелюзга! Куда это вы с санками собрались?

Котька: Кататься!

Юрка: (подскакивает к ним, хватает за шивороты)

Эй, ври, да не заливай! Кто сейчас с горки катается?

Колька: (вырывается) Что пристал?! Дела у нас!

Юрка: Ага, дела.. (жалобно) А вы не за едой случайно едете? Ну, там, склад какой разбомбило или магазин?

Колька: Ты, кроме еды, о чем-нибудь думать можешь?

Юрка: А вы можете?!

Котька: (присаживается на ступеньки)

Можем! Расскажи ему, Колька, все равно не отвяжется. А мы опоздаем!

Колька: Ну, слушай, прилипала! Мамка наша на Васильевском острове работает, это километров за пять отсюда. А трамваи уже с лета не ходят.

Юрка: Ну. И что?

Котька: И то! Она по два часа на дорогу тратит! Домой приходит совсем уставшая. Мы ей с Колькой тазик с горячей водой ставим, чтобы опухоль с ног прошла. А она все равно час сидит, как неживая.

Коля: И вот мы с Котькой придумали - какой день уже ходим ее встречать с санками - пусть хоть обратно будет не идти, а ехать!

Юрка: Ничего себе! А что мать?

Котька: (усмехнулся)

Первый раз, когда нас увидела на Васильевском, чуть по шее не дала. Да сил не было. А Колька так строго ей: «Садись! Будем тебя возить. Мужики мы или нет?»

Колька: (засмущался)

А кто о ней позаботится, если не мы? Папка на войне погиб еще в июне.

Юрка: Ну, вы молодцы, мелюзга..

Котька: (толкает брата в бок)

Помнишь, она обмануть нас хотела: Говорит утром: «Не встречайте сегодня, у  меня сверхурочная работа!» Но нас не проведешь!

Коля: Не, ну все-таки обманула нас. Два раза. Другим путем пошла с работы, через мост Строителей.

Юрка: А вы что?

Коля: Мы разделились - я дежурил на Строителя, а Котька - на улице Тучкова. Потом вместе домой поехали.

Котька: Она даже испугалась, когда меня одного с санками увидела – думала, что Колька в бомбежке погиб. Коля:

Ладно, пора,  Бывай, Юрка!

Юрка: Пока, мелюз..мужики!



Сцена 6 «Месяц жизни»

Юрка:

Танька, а у тебя санки дома есть?

Таня:

Есть. (подозрительно) А зачем тебе?

Юрка:

Мамку в морг отвезти. Семеныч, дворник, пообещал помочь на улицу  вынести.

Таня: 

Ох! Когда она…умерла?

Юрка:

Три дня назад. Там, в своей комнате и лежит.

Таня:

Как в комнате?

Юрка: (обреченно)

Там все окна давно уже выбиты, снег кругом.. Остались мы с бабкой теперь  без довольствия - у нее иждивенческая карточка на 200 грамм хлеба в день, и у меня детская. А я уже сегодняшний хлеб вчера съел.

Таня: Ты говорил, что сухари у вас есть..

Юрка: Какие сухари?! Я весь хлеб до крошки съедаю. За один раз! Нет терпения на три части делить - завтрак, обед, ужин. 

Таня: (садится рядом, трогает его за плечо) Как же вы теперь, Юра?

Юрка: (горько) Да никак, Тань.. Нас с бабкой и вывозить будет некому. (встает) Санки дашь?

Таня: (тихо) Дам. И санки дам, Юрка, и..вот это..

*достает из кармана найденные карточки, протягивает Юрке

Юрка: (растерянно) Это что? Ты что это? Это как?!

Таня: Нашла я их вот здесь, когда в булочную шла. Если бы ты раньше меня здесь был, то ты бы их  нашел. Бери, Юрка!

Юрка: (осторожно берет карточки)

Ты знаешь, что это такое, Танька?!

Таня: Карточки. Рабочие. На целый месяц.

Юрка: Это месяц жизни, Танька.. Для меня и бабули моей. (отворачивается, смахивает слезы)

Таня: Идем, Юра, я тебе саночки дам. Отвезешь тетю Валю в морг.

*уходят

Сцена 7 « Декабрь 1942»

Рассказчик 2:

К лету 42-го года вокруг Ленинграда немцы развернули огромное количество  артиллерийских батарей. Они составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливали ежедневно. Все попытки советской армии прорвать блокаду заканчиваются неудачей.

Декабрь 42-го. До окончания блокады оставалось 13 месяцев.

Рассказчик 1:

Наш город в снег до пояса закопан.

И если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела смерть…

Но в то, что умер город наш, - не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх.

Мы знаем от людей, сражённых смертью,

Что означает: «Смертью смерть поправ».

Мы знаем: клятвы говорить непросто.

И если в Ленинград ворвётся враг,

Мы разорвём последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг! (Ю.Воронов)



Фонограмма: воздушная тревога

. Мама - в пальто, ботиках. Маня - в старой шубейке, за плечами торба.

Мама: (Тане)

Почему не в бомбоубежище?

Таня: Да ладно, мам! Пока оденешься, спустишься- уже отбой.

Мама: Вот, принимай подружку. Стоит у дверей, плачет. Постучать стесняется.

Таня(подбегает к подруге, помогает снять торбу)

Маня! Ты что? Проходи, скорей, раздевайся - только «буржуйку» растопила. Ты что так поздно по городу ходишь? Как тебя отпустили-то?

Маня:

Некому отпускать. Страшно одной в квартире…И мама, и Зойка- сестренка вчера умерли.

Мама: (присела на кровать, вытянула усталые ноги) А бабушка?

Маня: (присаживается к столу, вытирает нос)

Бабушка умерла этой ночью… Ночью так страшно было, просто жутко одной. Я с головой дрожу под одеялом, а мне слышится, будто мёртвая бабушка ходит по комнате и всё свою брошку разыскивает, которую еще в 41-ом на хлеб сменяла. А потом ко мне наклоняется…. Она добрая, а всё равно я её боюсь. Ты когда-нибудь ночевала с умершими?

Таня:(вешает мамину одежду на спинку кровати)

Они же мёртвые, они же не могут по дому разгуливать.

Маня: (оглядывается вокруг)

Вам хорошо, у вас коммуналка. Вон, соседи за стенкой живут.

Таня: Нет соседей, Маня. Одна наша семья  во всей квартире осталась - кто в эвакуации, кто от голода умер давно.

Таня: (матери)

И когда эти сверхурочные смены кончатся? Есть будешь? Там немного хлеба я оставила.

*присаживается рядом с матерью

Мама: Сил даже на еду нет.

Маня: (встает у стула, обращается к Маме)

Тетя Наташа, а возьмите меня к себе жить, а? Дров на четверых надо будет меньше, у меня еще вот (кладет торбу на стол, показывает Тане содержимое) продукты кой-какие остались.

*Мама с Таней переглядываются

Мама:

Да оставайся уж. И Тане все повеселей будет, а то я до ночи на работе.

Маня: (радостно)

А еще я готовить умею! Я однажды такой суп сварганила с отцовского кожаного ремня-наваристый, ух! (усмехнулась) Меня папаня этим ремнем до войны бывало так охаживал, неделю сидеть не могла. Я так этот ремень ненавидела! А голодуха пришла, сгодился - кожа -то настоящая, свиная!

Таня: Сейчас, наверное, жалеешь, что у отца только один ремень был.

Маня: (вытирает нос)

Ага. Вот вернется папанька с войны, а я ему: «Тю-тю твой ремень, мы с Зойкой его съели! И добавки попросили».

.А я стихи научилась сочинять. Сказать?

Мама: (поправляет) Прочитать.

Маня:

Мышка в кружечке коричневой

Наварила каши гречневой…               

Дальше не успела. Нравятся?

Таня:

Эх! Хорошо бы сейчас каши поесть гречневой. Не надо больше сытых стихов писать, Маня, а то сразу есть захотелось. Пойдем, приготовим что-нибудь поесть?

Маня: (подхватывает торбу, одежду)

Поесть это мы завсегда, Два раза звать не приходится!

*уходят на кухню. Мама устало встает, собирает свою одежду.

Мама: (с улыбкой) Мышка в кружечке коричневой наварила каши гречневой…

*уходит

 

Фонограмма: Ленинградское радио «Отбой воздушной тревоги»

Сцена 8 « Декабрь 1943»

Рассказчик 2:

1943 год. Советская Армия пыталась прорваться через окружение, но фашисты отбивали все атаки.  И лишь в январе, в самом начале 43-го, через 16 месяцев с начала блокады, удалось пробить коридор, шириной 10 километров. За две недели на этом месте были построены автомобильная и железнодорожная дороги, по которой в город пошли спасительные грузы с продовольствием. Увеличились нормы питания. Теперь люди умирали не от голода, а от бомбовых ударов.

Наступила третья блокадная зима. Декабрь 43-го. До окончательного прорыва окружения оставался еще 1 месяц. Фонограмма: гул бомбежки

*В комнату заходит Таня с двумя тетрадками в руках, за руку ведет Шурика.Он в свитере, валенках, шапке

Шурик:  (листает тетради Тани) Как в школе дела?

Таня: В школе? Нас из всего класса, из 32-х человек, только пятеро осталось. Иван Васильевич, математик нас называет «зимовщики». В классе холодно, как на Северном полюсе.

Шурик:  (грустно) Жаль, что я еще в школу не хожу. Вам суп без карточек дают.

Таня: Ты опять голодный? Я же тебе свою пайку оставляла!

Шурик: Тетя Галя сказала, что у нас с Мишкой  это..(гордо) растущий организм!

Таня:  (улыбается) Растущий, растущий

*заходит Софья Константиновна. Она заметно встревожена.

Софья Константиновна: Здравствуйте, детки!

Таня, Шурик: Здравствуйте, Софья Константиновна.

Таня: А мамы нет, она с фабрики поздно возвращается.

*Софья Константиновна смотрит на Шурика

Софья Константиновна(притворно) Шурик!.. (копается в сумке) Смотри, что у меня есть!

*протягивает фантик

Шурик(подбегает) Что это?

Софья Константиновна: Это был сахарин. Тут еще немного крошек осталось. Кушай, деточка. Только водичкой запей.

Шурик: Ой, спасибо!!! *убегает

Таня:  Что случилось, Софья Константиновна? Вы же не зря Шурку отослали?

Софья Константиновна: Деточка.. Танечка.. (закрывает глаза руками)

Таня(строго) Говорите, Софья Константиновна. Мне уже 12 лет. Я уже взрослая.

Софья Константиновна: Таня! Сегодня приходил милиционер, тебя искал. Хорошо, что Шурки дома не было. Сегодня немцы обстреляли фабрику. Ваша мама… погибла. Прямое попадание бомбы.

* Таня сидит окаменелая. К ней подходит Софья Константиновна

Софья Константиновна: Таня, ты заплачь, закричи.. Легче будет!

Таня(окаменело) Шурику не говорите. Я сама.

Софья Константиновна: Деточка, тебе что-то надо решать. У вас теперь только две детские карточки, не проживете. Езжайте в эвакуацию, вас, как сирот, быстро отправят.

Таня:  (отрицательно машет головой) Папа придет с фронта, а нас нет. Квартира пустая.

Софья Константиновна: Тогда отдай Шурика в детский дом. Там кормят, и тебе полегче будет.

Таня: Нет. Мама говорила: «Мы должны держаться все вместе». Идите, Софья Константиновна, мне надо побыть одной.

Софья Константиновна: Да, деточка, да.. (вытирает глаза) Горе -то какое!

*Таня резко закрывает глаза руками и утыкается в колени. Появляется Шурик, он облизывает бумажку.

Шурик: Таня, я бумажку уже давно облизываю, а она все равно сладкая. Ты что?

* Таня резко выпрямляется, быстро вытирает слезы

Таня: Ничего. Иди ко мне, Шурка. *Шурик подходит к ней, обнимает

Шурик: Мама скоро придет?

Таня(осторожно подбирая слова) Наша мама, Шурик, не придет.

Шурик: Она что,  в ночную смену осталась?

Таня: Нет, Шурик. Она.. она уехала далеко, далеко..

Шурик(встревожено) В эвакуацию? А как же мы?

Таня: Нет, не в эвакуацию.. Она..она.. Она теперь будет сидеть на облачке и смотреть на нас с высоты…

Шурик:  (смотрит внимательно в глаза сестре) Таня, наша мама умерла?

Фонограмма Левитан о снятии блокады *Таня и Шурик уходят, держась за руки

Сцена 9 «  Январь 1944»

Фонограмма: Левитан о снятии блокады (начало)+ Паганини «Каприччо»

Рассказчик 2: В конце января 44-го полностью снята блокада Ленинграда.

 Почти 2,5 года, почти 29 месяцев, долгих 872 дня город жил в осаде.

От голода, холода, бомбежек погибло более полумиллиона ленинградцев. Но город выстоял!

В этот день, 27 января, в Ленинграде прогремел салют Победы!

Фонограмма: звук салюта

Рассказчик 1: За залпом залп. Гремит салют

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать, ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика-

Гремит салют над Ленинградом!

* На сцену выходят дети в белых одеждах со свечами в руках:

1 ребенок: Я мечтал быть водителем трамвая. Чтобы люди по утрам мне улыбались и говорили: «Спасибо!»

2 ребенок: А я хотела быть портнихой и шить красивые платья и рубашки! Первое платье я бы сшила своей мамочке!

3 ребенок: А я хотел быть летчиком. Потому что я очень люблю смотреть на небо!

4 ребенок: У меня была мечта-стать врачом. Детским. Я был бы очень добрый, как доктор Айболит!

5 ребенок: А я мечтал быть инженером..

Нас расстреляет немецкий самолет. В сентябре 41 года.

Костя: Мы с братом хотели стать строителями. Как наш папа.

Коля: Мы погибнем в декабре 41-го под артобстрелом на Васильевском.

Юрка: Я мечтал сначала стать геологом, потом решил стать поваром. Чтобы никогда больше не голодать. Я умру в феврале 42-го. От истощения.

Маня: А я мечтала стать артисткой! Как Любовь Орлова. Бабушка говорила, что у меня талант.

Я погибну в октябре 42-го. Не успею добежать до бомбоубежища.

Таня: (обнимает Шурика) Мы с Шуриком останемся живы..

И теперь у нас с ним одна мечта - пусть больше никогда..НИКОГДА  не повторится война. Пусть больше никогда не повторится блокада!

Выходит солистка в черной одежде (символ скорби) с хором детей исполняют песню «Дети войны»

Выходит на сцену женщина – мать:

Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок. Мой и твой. 
Я не хочу, чтоб голод Ленинграда
Коснулся их блокадною рукой. 
Я не хочу, чтоб доты обнажились, 
Как раковая опухоль земли. 
Я не хочу, чтоб вновь они ожили
И чью- то жизнь с собою унесли. 
Пусть вскинут люди миллион ладоней
И защитят прекрасный солнца лик
От гари пепелищ и от хатынской боли. 
Навечно! Навсегда! А не на миг!
Я не хочу, чтоб голос орудийной канонады
Услышал мой ребенок, мой и твой. 
Пусть мир взорвется криком: “Нет! Не надо!
Мне нужен сын не мертвый, а живой!”


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Сценарий литературно-музыкальной композиции "Если мы войну забудем, вновь придет она"

Автор: Борисова Тамара Михайловна

Дата: 01.05.2015

Номер свидетельства: 207488


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства