kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Литературно - музыкальная композиция по творчеству М.Ю. Лермонтова «Лермонтов навеки - ровесник новых и былых годов…»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературно - музыкальная композиция  по творчеству М.Ю. Лермонтова

«Лермонтов  навеки  -   ровесник новых и былых годов…»

Цели:

развитие творческих способностей и  творческого воображения учащихся; развитие речи.

привитие интереса и любви к родной литературе, русской поэзии; привитие чувственного отношения к родной природе средствами поэзии русской классики.

 

         В литературно - музыкальной композиции  затрагиваются вопросы поэтического и художественного  творчества автора, например,  тема дороги, образы  коня в его произведениях,  а также  отражаются  интересные факты происхождения поэта. В семье Михаила Лермонтова существовало предание, что своими корнями этот дворянский род восходит к шотландцам, среди которых выделяется почти фольклорный образ  барда Томаса Лермонта.  Изучая свое родословное древо, в первую очередь для того, чтобы возвысить в глазах бабушки  своего отца,   юный поэт очень часто недоумевал, по какой прихоти судьба забросила его предков в холодную и неприветливую Россию. Этот вопрос долго не давал покоя Лермонтову,  который со свойственной ему  романтичностью мечтал побывать на родине своих  предков и отыскать замок, принадлежавший его семье.

Композиция сопровождается  «живым » исполнением романсов и слайдовыми и видео презентациями.

Чтец: 

Меняют  русла и теченья реки,

Меняются названья городов

А Лермонтов есть Лермонтов навеки-

Ровесник новых и былых годов.

Чтец:   Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу тех, что принесли мировую славу русской литературе. Поэт прожил короткую и яркую жизнь, оборвавшуюся трагически. Ему, убитому на дуэли, не было и 27 лет. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Литературно - музыкальная композиция по творчеству М.Ю. Лермонтова «Лермонтов навеки - ровесник новых и былых годов…» »

Литературно - музыкальная композиция по творчеству М.Ю. Лермонтова

«Лермонтов навеки - ровесник новых и былых годов…»

Цели:

развитие творческих способностей и творческого воображения учащихся; развитие речи.

привитие интереса и любви к родной литературе, русской поэзии; привитие чувственного отношения к родной природе средствами поэзии русской классики.


В литературно - музыкальной композиции затрагиваются вопросы поэтического и художественного творчества автора, например тема дороги, образы коня в его произведениях, отражаются интересные факты происхождения поэта. В семье Михаила Лермонтова существовало предание, что своими корнями этот дворянский род восходит к шотландцам, среди которых выделяется почти фольклорный образ барда Томаса Лермонта. Изучая свое родословное древо, в первую очередь для того, чтобы возвысить в глазах бабушки своего отца, юный поэт очень часто недоумевал, по какой прихоти судьба забросила его предков в холодную и неприветливую Россию. Этот вопрос долго не давал покоя Лермонтову, который со свойственной ему романтичностью мечтал побывать на родине своих предков и отыскать замок, принадлежавший его семье.


Композиция сопровождается «живым » исполнением романсов и презентациями.


Чтец: Меняют русла и теченья реки,

Меняются названья городов

А Лермонтов есть Лермонтов навеки-

Ровесник новых и былых годов.


Чтец: Имя Михаила Юрьевича Лермонтова принадлежит к числу тех, что принесли мировую славу русской литературе. Поэт прожил короткую и яркую жизнь, оборвавшуюся трагически. Ему, убитому на дуэли, не было и 27 лет. 


Чтец: Он был характера скорее весёлого, любил общество, особенно женское, в котором почти вырос, часто посещал театр, балы, маскарады; бабушка в нём души не чаяла и никогда ни в чём не отказывала; родные и короткие знакомые носили его на руках.


Чтец: Откуда же такая мрачность, такая безнадежность - « Живу - как неба властелин -  В прекрасном мире - но один».


Романс и видео презентация

«Тучи»

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.


Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?


Нет, вам наскучили нивы бесплодные...

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.


Чтец: Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 г. в Москве в семье офицера. Тяжелые впечатления детства, связанные с ранней смертью матери, Марии Михайловны Лермонтовой, наложили отпечаток на его характер, поэтому предметом его пристального внимания становится природа, он растет мечтательным, склонным к фантазиям мальчиком.


Романс и видео презентация

По небу полуночи ангел летел,

И тихую песню он пел;

И месяц, и звезды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.


Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой


И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
 Ей скучные песни земли.


Чтец: Волнует его прошлое рода Лермонтовых, связанное с одним из шотландских предков Томасом Лермонтом (или Томасом Рифмачом), бардом, поэтом и предсказателем, жившим в Шотландии и получившим дворянство в XI в.

В 1613г один из потомков Лермонта перешел на русскую службу. Почти все потомки Лермонта были офицерами и верой и правдой служили России.


Чтец: Яркими были и прародители со стороны матери. Ее род в России берет свое начало от перешедшего на службу к Дмитрию Донскому татарского мурзы Челебея. В 14 колене в родословной Арсеньевых значился дед поэта Михаил Васильевич, капитан лейб-гвардии Преображенского полка. Мальчика назвали в честь деда. Его жена, бабушка поэта, из рода Столыпиных, состоятельных и на редкость хозяйственных русских дворян, министров, дипломатов, командиров полков.

Со Столыпиными дружил М.Ю. Лермонтов, живя в имении бабушки, в селе Тарханы Пензенской губернии.


Чтец: Лермонтов по натуре скиталец. На одном месте ему не по себе. Сначала он начинает бродить в мечтах, представляя себя, то владельцем рыцарского замка в Шотландии, то воином вольного Новгорода. Потом в его жизни вновь будет Москва, Петербург и Кавказ…


- Чтец: Зачем я не птица, не ворон степной

Пролетевший сейчас на до мной ?

Зачем не могу в небесах я парить

И одну лишь свободу любить?


- Чтец: С самого раннего детства Михаил Юрьевич проявлял незаурядные способности. Он был хорошим шахматистом и математиком, знал несколько иностранных языков. Писать стихи он начал в отроческом возрасте. Ему также была присуща удивительная музыкальность, он играл на скрипке, фортепиано, сочинял музыку на собственные стихи. Он мог стать художником….


Чтец: Пол в детской комнате Лермонтова был застлан сукном. Маленький Миша любил рисовать на нём мелом. Сначала няня хотела это запретить, а потом смотрит – у него лошадка получилась, потом - собачка. Тогда бабушка с няней принесли ему акварельные краски и листы бумаги. Маленький Лермонтов как раз снова заболел, и ему нельзя было выходить из дома. Он сидел около большого окна и рисовал акварелью то, что видел в окно. Именно за этим занятием изображён четырёхлетний Лермонтов на картине неизвестного художника.


Чтец: Он мог стать художником: его живописное наследие - это работы маслом, пейзажные акварели, портреты, рисунки о дуэли, сцены из военной службы, лошади….


Чтец: Лермонтов от природы был болезненным. Он хотел себя закалить и быть сильным и очень много занимался физическими упражнениями, в частности, верховой ездой, Он стал лихим наездником и очень любил коней.


Чтец: Люблю я цепи синих гор,

Когда, как южный метеор,

Ярка без света, и красна

Всплывает из-за них луна,

Чтец:

…Однажды при такой луне

Я мчался на лихом коне,

В пространстве голубых долин,

Как ветер, волен и один;

Туманный месяц и меня,

И гриву, и хребет коня

Сребристым блеском осыпал;

Я чувствовал, как конь дышал,

Как он, ударивши ногой,

Отбрасываем был землей;

И я в чудесном забытьи

Движенья сковывал свои,

И с ним себя желал я слить,

Чтоб этим бег наш ускорить;

И долго так мой конь летел.......


Чтец: Обилие коней в наследии Лермонтова объясняется жизненными условиями. Кроме детских воспоминаний , тогда это был почти единственный вид транспорта; лейб-гвардии гусар ежедневно занимался своей лошадью, подобно всем кавалеристам в гусарских, уланских полках. А живя на Кавказе, поэт увидел, какую огромную роль играет конь в жизни горца.

Чтец:
В поэме «Измаил-Бей» Лермонтов пишет :
Конь спотыкается под ним,
Храпит, как будто гибель чует,
И встал. Дивится, слез седок
И видит пропасть пред собою,
А там, на дне ее поток
Во мраке бешеной волною
Шумит…


Чтец: Конь спасает героя, а потом через силу помогает ему достичь желанного приюта.

Чтец:
В поэме «Аул Бастунджи» тоже много места уделено верному коню героя:
Размашисто скакал он, и кремни,
Как брызги рассыпаяся, трещали
Под звонкими копытами. Они
Сырую землю мерно поражали;
И долго вслед ущелия одни
Друг другу этот звук передавали,
Как дух изгнанья, быстро он исчез
За пеленой волнистого тумана!..

Чтец: Образ коня возник у Лермонтова и в восточном сказании «Три пальмы»:
И, стан худощавый к луке наклоня,
Араб горячил молодого коня.
И конь на дыбы поднимался порой,
И прыгал, как барс, пораженный стрелой.

Чтец: Лермонтов учит нас, что конь — одно из чудес природы, существо, радующее человека, помогающее ему.


Чтец: А ещё Лермонтов очень часто изображал дорогу. И в средней полосе России, и в Кавказских горах Герои его художественных произведений часто куда-то едут или просто катаются на лошадях. Но путники эти не одиноки. Для Лермонтова-художника дорога – это место для совместного путешествия.

Чтец: Есть у Михаила Юрьевича стихотворение, в котором его лирический герой преодолевает своё одиночество. Для этого ему нужна родная природа и небо, в котором он видит Бога.


Романс и видео презентация

М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зеленого листка;

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он,—

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,—
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога.


Чтец: Лермонтов был счастлив наедине с Природой и Богом. А мы сегодня счастливы наедине со стихами Михаилом Юрьевичем Лермонтовым.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Лямасова Галина Геннадьевна

Дата: 12.12.2014

Номер свидетельства: 143027


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства