kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классическая литература и современный школьник

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемы чтения детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Поэтому одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм. Попытка заменить бесконечные инновации и приложения в жизни современного школьника на книгу обуславливает актуальность выбранного исследования.

      Объектом исследования является нравственная составляющая школьников, предметом – анализируемые материалы «круглого стола».

Данная научно-исследовательская работа выполнена в рамках школьной научно-практической конференции. Работа имеет теоретическую базу, которая реализовывается в практической части работы. Предлагаем ознакомиться с результатами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классическая литература и современный школьник »

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

Средней Образовательной Школы №5.













Классическая литература и современный школьник: оксюморон или тождество.













Выполнила: ученица 8бкласса

Атакишиева Валентина

Руководитель:

Есипенко Марина Александровна









Г.Михайловск, 2014

Оглавление

1.Введение…………………………………...…………………………………….3

2.Основная часть…………………………………………………………………..4

  1. Анкетирование…………………………………………………….…4

  2. Круглый стол………………………………………………………...6

  3. Результаты круглого стола…………………………………………

  4. Продукт……………………………………………………………….

  5. Советы по устранению проблемы…………………………………

3.Заключение………………………………………………………………………9

4.Литература………………………………………………………………..……11

































Введение

Сегодня в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Я задумалась об этом, когда стала замечать, что мои одноклассники и вообще другие дети перестали интересоваться литературой. Огромное количество времени у них уходит на социальные сети, игрушки и отдых. Я решила разобраться в этом вопросе.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы привлечь школьников к данной проблеме и попытаться найти пути её решения сообща.

Для достижения данной цели необходимо было выполнить ряд задач:

-провести круглый стол между учениками пятых, шестых, седьмых и восьмых классов, который позволил предложить ребятам пути решения проблемы.

-поднять эту тему на всеобщее обсуждение.

-приступить к устранению проблемы.

Проблемы чтения детей и подростков сегодня нарастают и требуют принятия целого комплекса мер. Поэтому одной из актуальных проблем в современном российском обществе в настоящее время является то, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным играм. Попытка заменить бесконечные инновации и приложения в жизни современного школьника на книгу обуславливает актуальность выбранного исследования.

Объектом исследования является нравственная составляющая школьников, предметом – анализируемые материалы «круглого стола».









Основная часть

2.1. Анкетирование

Нами был проведён опрос. Ученикам 5- 8 классов мы задали такие вопросы:

1.Любите ли вы читать?

2.Последняя книга, которую вы прочитали не по программе?

3.Существует ли проблема не читающих школьников?

4.Можно ли заменить книгу компьютером?

Из 60 опрошенных 46 человек ответили, что проблема существует, что нельзя заменить книгу компьютером. 14 человек не любят читать, считают, что компьютером можно заменить книгу, и проблемы не существует. На схеме можно рассмотреть статистику показывающую, что есть глобальная проблема не читающих школьников.

Если журналы часто покупаются, и иногда берутся подростками в библиотеках, то источниками получения книг служат, в основном, домашние, а также публичные и школьные библиотеки. Нельзя обойти вопрос об источниках получения книг сегодня. По материалам анкетирования (Приложение № 4) получается следующая картина. В 40% случаев книги берут из домашних собраний (собственной семьи или друзей), а в 60% пользуются фондами различных библиотек (школьной, детской, сельской, «взрослой»). 

Подготовка к обсуждению проблемы.





2.2. Круглый стол

Нами был поведён круглый стол между учениками 5 «А», 6 «В», 7 «В» и 8 «Б» классов. Перед этим, составив план, мы создали уютную обстановку, провели круглый стол в виде чаепития. Разделили классы на команды.

1.Сначала мы попросили ответить их на вопрос: «Существует ли проблема не читающих школьников?». На этот вопрос ученики единогласно ответили, что проблема есть, но она ни кем не решаема и на неё сейчас не обращается особого внимания. Это позволило нам сделать вывод о том, что данная проблема волнует всех.

2.После этого мы провели командный опрос по произведениям классической литературы.

3.Дальше мы попросили учеников составить портрет современного школьника, учитывая роль книги в его жизни. Восьмой класс составил портрет, на котором были написаны слова, характеризующие современного школьника: интернет, отдых, учёба и т.д. Седьмой класс нарисовал школьника с наушниками, они объяснили, что роль книги в жизни современного школьника только для домашней работы. Шестой класс нарисовали умного школьника, (с книгами, занятым учёбой) но заметили, что таких школьников сейчас нигде не встретишь. Пятый класс придерживался такой же точки зрения, как и шестой.

Вывод: книга как источник знаний в жизни современного школьника отсутствует, следовательно, проблема очень серьёзная.

3.Следующим шагом стал опрос школьников по следующим вопросам.

  1. Назовите своё любимое произведение?

  2. Какие жанры вам больше всего нравятся?

  3. Какую литературу вы больше предпочитаете зарубежную и русскую?

  4. Вы бы хотели написать книгу? О чём?

  5. Когда вы читаете какое-либо произведение, вы представляете себя его героем или главным лицом?

  6. Когда вы читаете книгу, извлекаете ли вы для себя какую-то мысль или урок?

  7. Какие книги вы больше читаете: заданную по школьной программе или на свой выбор?

  8. Хотели бы вы, чтобы в школьной программе было больше зарубежной или русской литературой? (обоснуйте свой ответ)

  9. За книгой вы ходите в библиотеку или выбираете ту, что советуется прочитать в социальных сетях? Назовите своё любимое произведение?

  10. Какие жанры вам больше всего нравятся?

  11. Какую литературу вы больше предпочитаете зарубежную и русскую?

  12. Вы бы хотели написать книгу? О чём?

  13. Когда вы читаете какое-либо произведение, вы представляете себя его героем или главным лицом?

  14. Когда вы читаете книгу, извлекаете ли вы для себя какую-то мысль или урок?

  15. Какие книги вы больше читаете: заданную по школьной программе или на свой выбор?

  16. Хотели бы вы, чтобы в школьной программе было больше зарубежной или русской литературой? (обоснуйте свой ответ)

  17. За книгой вы ходите в библиотеку или выбираете ту что советуется прочитать в социальных сетях?

  18. Как на ваш взгляд должны относиться к литературе школьники?

  19. Как по вашему развить интерес к чтению?

В результате ответов на вопросы, был сделан вывод:

1. Школьники читают литературу, которую выбирают на своё усмотрение.

2.Большинство предпочитают зарубежную литературу.

3.Многие, читая, мысленно переносятся в события, описанные в книге.

4. Также они извлекают мысль из прочитанного, у детей постарше при чтение меняется мировоззрение.

5.Школьники хотели бы, чтобы в школьной программе было больше современной зарубежной литературы.

6.Социологи заметили, что одна из причин спада интереса к чтению у детей это сокращение чтения взрослого ребёнку, это проблема замечается и у нас. Дети не хотят обсуждать что-либо со взрослыми (имеется в виду обсуждение книги).

7.Многие выбрали бы час общения в социальных сетях, чем чтение интересной книги.

8.Они думают, что литература важна в нашей жизни. Она является одной из составляющей индивидуальности человека, без литературы жизнь была бы сложнее.

9.Большинство придерживаются мнения, что любой уважающий себя школьник должен относиться к литературе серьёзно во время учёбы. А чтение во время досуга должно доставлять удовольствие, поэтому можно читать как удобно (вслух или про себя).

10.Многие школьники думают, что чтобы развить интерес к чтению нужно заинтересовать ребёнка. Также нужно обсуждать книги, конференции, конкурсы, картинки и т.д.

Я поняла, что школьники считают, что чтение непосредственно должно присутствовать в нашей жизни. Но это только теоретически, а практически этого нет. Значит нужно применять меры по решению этой проблемы, образовавшейся в современном обществе.

4.После опроса мы зачитали школьникам вопросы ситуации: 1.Если бы вам предложили прочитать книгу, название которой вы никогда не слышали, вы бы согласились? 2. Если бы родители предложили вам почитать книжку или рассказ вы бы согласились?

На первый вопрос отвечали 8 и 6 классы. Они согласились в данной ситуации и прочитали бы книгу. На второй вопрос отвечали 7 и 5 классы. Они не согласились бы в данной ситуации, так как считают, что родители не разделяют их интересов.

2.3. Результаты круглого стола

Мы привлекли внимание школьников к данной проблеме и заставили их задуматься о ней. В результате мы получили необходимую информацию для исследования и разобрались в причинах снижения уровня читателей среди школьников.



2.4. Продукт проблемного обсуждения

Портрет современного школьника 8 класса состоит из таких слов: 1.интернет, 2.отдых, 3.авторитет, 4.учёба, 5.чтение. Также они предоставили следующие обозначения этим словам:

1.Много информации, которую нужно просмотреть.

2.Нам после школы надо побольше отдохнуть.

3.Не хочет быть как все.

4. Нужно.

5.Ухождение в себя.

Портрет 7 класса выглядел так: мальчик, который слушает музыку, не думая ни о чём.

Портрет 6 класса – это мальчик, который ставит образование и чтение книг на первое место.

Портрет 5 класса - мальчик и с ним один гаджет - интернет.



2.5. Советы по устранению проблемы

Думаю, способами привлечения подростков к чтению могут быть:

  1. читательские конференции и массовые мероприятия;

  2. выпуск плакатов «Читать? Увлекательно!», «Читать – это модно!»;

  3. обзоры книг, статей из газет и журналов;

  4. возрождение культуры и традиции семейного чтения;

  5. пополнение библиотек современной литературой.

















Заключение

После всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что современные школьники знают о существовании проблемы и осознают ее серьезность. Долг каждого родителя и учителя - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. От того, как мы будем ей заниматься, зависит будущее нашей страны. 

В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читающей страной. Именно с книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жизнь.

Хорошая книга – это друг, наставник и учитель. Дети должны стремиться к уединению с книгой, к размышлению и раздумыванию над содержанием прочитанного. Это и есть начало самовоспитания мыслей и чувств. Отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности замедляются. Народная мудрость гласит: «Неграмотный, как слепой, а книга глаза открывает».

 Дети, обучающиеся в нашей школе, растут в благоприятной социальной обстановке. Но резко снижается число читающих. Меняется мотивация чтения. Подрастающее поколение будет жить в информационном обществе. 

Неисчерпаемым источником знаний для человека может и должна стать книга. Книга, прочитанная в детстве, запоминается на всю жизнь, влияет на дальнейшее развитие человека, на мировосприятие, вырабатывает определенные нормы поведения, помогает вырасти просвещенным, творческим, интеллигентным, с добрым сердцем, чуткой совестью и одновременно активным, смелым, умеющим постоять за себя и свое убеждение. 

Как положительный факт следует отметить то, что в школе все ученики читают программную литературу, знакомятся с произведениями классиков русской и зарубежной литературы.



Школьники считаю, что причинами снижения уровня детского чтения являются: 
- чрезмерное увлечение теле-, видео-, аудио продукцией;
- повсеместно внедрение компьютерной техники и Интернета; 

- недостаток интересных книг.

Думаю, способами привлечения подростков к чтению могут быть:

  1. читательские конференции и массовые мероприятия;

  2. выпуск плакатов «Читать? Увлекательно!», «Читать – это модно!»;

  3. обзоры книг, статей из газет и журналов;

  4. возрождение культуры и традиции семейного чтения;

  5. пополнение библиотек современной литературой.























Литература

1. Дети и чтение на рубеже XXI века: Литературные пристрастия современных подростков: Итоги исследования / сост. Харитонова О.И. - Волгоград, 2001. - С. 19. 

2. Чудинова В.П. Чтение детей как национальная ценность // Школьная библиотека, 2003, №8. - С. 15.

3.Бодрова Н.А., Сигал Л.М. Читательские интересы старших школьников// Внеклассная и внешкольная работа по литературе. - М.,1970.
4. Бочарова О.В. Книга и чтение в жизни старшеклассника // Мир библиотек сегодня.- 1998.-№3.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Классическая литература и современный школьник

Автор: ЕСИПЕНКО МАРИНА АЛЕКСАНДРОВНА, АТАКИШИЕВА ВАЛЕНТИНА

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» для 5 класса "
    ["seo_title"] => string(59) "rabochaia-programma-po-priedmietu-litieratura-dlia-5-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "230886"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442299081"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Рабочая программа по литературе для 6 класса по учебнику Курдюмовой"
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-6-klassa-po-uchiebniku-kurdiumovoi"
    ["file_id"] => string(6) "314262"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459671721"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Доклад «Использование новых информационных технологий на уроках русского языка и литературы»"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ispolzovanie_novykh_informatsionnykh_tekhnologii_na_urokakh_russkogo_iazy"
    ["file_id"] => string(6) "529662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1575212396"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Развитие умения самостоятельной работы с текстом. Определение темы, идеи, проблематики текста. "
    ["seo_title"] => string(104) "razvitiie-umieniia-samostoiatiel-noi-raboty-s-tiekstom-opriedielieniie-tiemy-idiei-probliematiki-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "124183"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414657122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства