Сегодня мы поговорим о причинах разрушения окружающей среды, постараемся выразить своё мнение в виде творческих работ, предложить способы решения проблемы.
Почему проблемы названы глобальными? (Слово «глобальный» происходит от лат. globus - шар, globus terra - земной шар. Эти проблемы затрагивают жизненные интересы всего человечества.)
Понятию «глобальные проблемы» присущи следующие характеристики:
• порождены деятельностью не одной страны или группы стран, а человечеством в целом;
• угрожают существованию всего человечества, основам жизни на Земле;
• решение этих проблем возможно только при условии объединения усилий всего мирового сообщества.
- Назовите известные вам глобальные проблемы.
Все глобальные проблемы можно условно разделить на четыре основные группы:
• социально-политические;
• социально-экономические;
• социально-экологические;
• проблемы человека.
2. Характеристика основных глобальных проблем и пути их решения (сопровождается показом презентации)
(Предварительно учащимся можно дать задание подобрать информационный материал по теме урока.) А сейчас учащиеся продемонстрируют электронную презентацию о некоторых примерах экологических бедствий в мире.
Социально-политические проблемы связаны с обеспечением мира и международной безопасности.
Возможные пути решения:
• предотвращение локальных войн и межэтнических конфликтов;
• исключение любых форм насилия в отношениях между народами и государствами;
• борьба с международным терроризмом;
• принятие соглашений по ограничению стратегических вооружений;
• установление между странами отношений доверия, добрососедства, партнерства и сотрудничества;
• прекращение гонки вооружений, проведение разоружения и конверсия. Конверсия - перевод избыточных ресурсов, занятых в военно-промышленном комплексе, на производство гражданской продукции;
Социально-экономические проблемы проявляются в экономической отсталости ряда стран. В этих странах проживает по некоторым оценкам до половины населения земного шара. Причины отсталости: неблагоприятные природно-климатические условия, неэффективность организации труда и управления, слабая производственная база и т. д.
Возможные пути решения:
• проведение аграрных и рыночных реформ;
• индустриализация экономики;
• обеспечение накопления капитала;
• эффективное управление.
Демографическая проблема. Во второй половине XX века произошел резкий рост населения нашей планеты. Однако в развитых странах наблюдается падение рождаемости и старение населения, растет естественная убыль, сокращается доля трудоспособного населения и т. п.
Возможные пути решения:
• ограничение высокой рождаемости в слаборазвитых странах, в том числе применение государственных мер, проведение соответствующей разъяснительной работы;
• стимулирование рождаемости в странах развитых, чтобы хотя бы обеспечить замещение умирающих поколений.
Продовольственная проблема связана с острой нехваткой продуктов питания, их неполноценностью и несбалансированностью питания.
Возможные пути решения:
• расширение добычи морепродуктов;
• помощь мирового сообщества;
• обеспечение баланса между ростом населения и возможностями производства.
Проблема природных ресурсов. Многие ресурсы исчерпаемы, невозобновимы.
Возможные пути решения:
• изменить саму модель экономического роста: от наращивания объемов ресурсов перейти к рационализации их добычи и потребления;
• снижение энерго- и материалоемкости производства;
• развитие нетрадиционной энергетики;
• стимулирование рационального и экономного использования ресурсов.
Социально-экологические проблемы связаны со взаимоотношением общества и окружающей среды. Это загрязнение воздушного и водного бассейнов Земли, угрожающий рост отходов производства, глобальные изменения климата, ухудшение плодородия почв и т. д.
Возможные пути решения:
• разработка и выполнение международных программ охраны окружающей среды;
• эффективное природоохранное законодательство;
• решение проблемы утилизации отходов;
• формирование экологического мировоззрения в обществе.
Глобальные проблемы чеповека. Рост пандемических заболеваний, СПИД, «синдром хронической усталости», рост всякого рода фобий и т. д.
Возможные пути решения: пропаганда и внедрение здорового образа жизни.
Из-за глобального потепления люди будут болеть чаще
Ученые предупреждают: изменения климата повлияют на здоровье миллионов людей.
Каждый четвертый визит к врачу вызван погодой или «капризами» окружающей среды. Эту цифру назвала на недавней конференции метеорологов в Мадриде Мария Ниера из Всемирной организации здравоохранения. Вот какие болезни больше всего связаны с небесной канцелярией:
• Диарея. Объяснение простое: чем теплее, тем активнее плодятся бактерии. Банальный, казалось бы, понос медики считают одним из главных «киллеров» человека.
• Респираторные инфекции и хронические легочные заболевания - астма, бронхит и т. д. (зависят от влажности и чистоты воздуха).
• Малярия (от нее погибают 1,1 млн человек в год). Ее распространение очень сильно зависит от температуры и влажности воздуха.
• Травмы в ДТП. А они тут при чем? Очень просто: скользкие дороги в гололед и дождь, плохая видимость из-за тумана... Это причина 1,2 млн смертей ежегодно.
• Ишемическая болезнь сердца. Сердечники реагируют и на жару, и на перепады атмосферного давления, и на высокую влажность воздуха. От глобального потепления больше всего бедствий терпят жители тропиков и бедных стран Африки и Азии. Но у горожан в Европе и в России в том числе свои напасти: «волны тепла» летом и очень грязный воздух в крупных городах. Жуткая цифра: 350 тыс. жителей Старого Света за год погибли от того, что дышали всякой гадостью (это данные Европейской комиссии по чистоте воздуха). Сюда входят все виды загрязнений: автомобильные выхлопы, дым заводских труб, дорожная и строительная пыль, табачный дым, пыльца... Они, по мнению исследователей, могут вызывать или ускорить течение множества недугов: сердечно-сосудистых, респираторных, онкологических, нервных и даже генетических. С погодой чистота городского воздуха связана напрямую. В Москве, например, в солнечные и безветренные летние деньки в воздухе копится больше всего вредных примесей. А ненастье хоть и портит настроение, но атмосферу очищает.
Работа в группах
Сейчас мы предлагаем вам разделиться на 3 группы и на листах А-3 вы можете показать на одной половине листа своё видение проблемы, на другой половине листа предложить пути решения проблемы . Модель можно создать в виде коллажа (каждая группа выполняет работу по одной из тем, предложенных в презентациях).
5. Презентация коллажей
Каков же выход из глобального тупика, и есть ли он вообще? Выход есть.
Чем больше людей осознает суть происходящего в мире – тем быстрее человечество освободится от рабства и спасет себя от гибели.
Видеоролик «Парадигма образования»
6. Итоговое слово ведущего:
Нам небезразлична судьба нашей Земли и это подтверждают работы, выполненные вашими руками.