Тип урока:изучение нового материала.
Форма урока:теоретическое обучение.
Основные понятия: биосфера, ноосфера, глобальные проблемы, экологический кризис, безотходные технологии, замкнутый цикл производства, «Север-Юг», демографические проблемы, мировая война, терроризм, оружие массового поражения, концепция устойчивого развития, глобальный прогноз.
Междисциплинарные связи:история, география, биология, экология.
Ход урока.
I.Постановка цели урока. Учитель: - Вспомните, что такое общество? (дети знают несколько понятий в разных значениях, поэтому важно определить, в каком значении понятие «общество» будет использоваться на этом уроке).
Учитель: - Как давно существует общество?
Постановка проблемы: А что обозначает понятие «развитие»?
Дети предлагают разные варианты, важно подвести их к мысли, что развитие – есть изменение состояния.
Учитель: - В каких направлениях может идти развитие? (здесь важно показать, что процесс развития может идти как в сторону улучшения, так и в противоположную сторону). Пример улучшения состояния общества дет, как правило, приводят сами, а вот с пример с ухудшением состояния часто бывает необходимо подсказывать (например, война как может изменить состояние общества, или вспомнить гибель Римской империи, так же Византийской империи).
Проблема: А какими путями, способами развивалось общество? Как же шёл процесс развития?
Учитель: Сегодня ученые разных областей: социологи, историки, биологи, географы, рассуждая о будущем человечества, дают 2 вида прогноза - пессимистический и оптимистический.
Суть пессимистического подхода заключается в том, что: в середине XXI века полностью истощатся природные ресурсы Земли, в результате наступят кризисы: ресурсный, экологический, продовольственный, загрязнение окружающей среды достигнет катастрофического уровня, словом наступит «конец света», население планеты начнет вымирать.
В оптимистической оценке будущего нашей планеты ученые предупреждают о серьёзных кризисах и проблемах, но в, то, же время исходят из того, что недра Земли и Мирового океана таят в себе еще много неоткрытых богатств и на смену традиционным придут новые ресурсы, НТР поможет улучшить экологическое равновесие между обществом и природой.
Как вы видите и та и другая группа ученых, рассматривая наше будущее, говорят о проблемах стоящих перед человечеством. С середины XX века эти проблемы получили название Глобальные.
II. Изучение нового материала.
Попытайтесь дать самостоятельно определение, используя понятия, вывешенные на доске.
На доске или экране написаны слова: ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ПЛАНЕТА, ЗЕМЛЯ, ВСЕ, ВМЕСТЕ, РЕШАТЬ, ДОЛЖНЫ.
Дети предлагают свои варианты ответов. Учитель систематизирует.
(от фр. global – всеобщий, от лат. globus – “шар”).
Глобальные проблемы - это проблемы планетарного масштаба, угрожают гибелью человечеству, требуют коллективных усилий мирового сообщества
Причины появления глобальных проблем. Кто виноват?
огромные масштабы человеческой деятельности и неспособность человека рационально распорядиться этой могучей силой.
Виноват сам человек, значит исправить ситуацию, решить проблемы должен он сам.
Процессы глобализации
В современном мире происходит значительное усиление связей между отдельными людьми, организациями и государствами, растет взаимозависимость между ними. Человечество развивается, расширяя свои связи и контакты. Люди все глубже осознают себя как единую общность, где каждый связан со многими тысячами других людей во всех концах Земли.
Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.
Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности.
Основные причины глобализации: переход от индустриального общества к информационному, к высоким технологиям; переход от централизации экономики к ее децентрализации; переход от национальной экономики к мировой; переход от альтернативного выбора («или/или») к многообразию выбора; использование новых коммуникационных технологий: Интернета, спутникового телевидения.
Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Последствия процесса глобализации.
Позитивные:
- стимулирующее влияние на экономику: — появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; — возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие возможности вести собственные научно-технические исследования;
- сближение государств;
- стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике;
- возникновение социокультурного единства человечества.
Негативные:
- насаждение единого стандарта потребления;
- создание препятствий для развития отечественного производства;
- игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран;
- навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества;
- оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах;
- утрата каких-то специфических черт национальных культур.
Вопросы:
Закрепление материала
1. (дать определения следующим понятиям):
- глобальные проблемы,
- демография,
- экология,
- конверсия,
- экологический кризис,
- урбанизация.
2. Перечислить группы глобальных проблем.
-
Уточните по учебному словарю значение понятия “глобальные проблемы современности”.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
-
С какими процессами в общественном развитии связано появление глобальных проблем? Каковы основные направления их разрешения?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
-
Известно, что больше всего людей во всем мире умирает не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечнососудистых заболеваний. Тем не менее, проблему лечения сердечнососудистых заболеваний не относят к числу глобальных. Как вы думаете, почему?