Формирование познавательных УУД на уроках «Литературного чтения»
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.
К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Значительная часть познавательных УУД в курсе «Литературного чтения» формируется и совершенствуется при изучении темы «План и пересказ» и чтении текстов познавательной литературы.
Особое внимание в курсе уделено заданиям, формирующим такие общеучебные универсальные действия, как: выделение ключевых (опор-ных) слов; выделение главного; сжатие информации; составление различных видов плана, умение распределять информацию по заданным параметрам; ориентировка в мире книг и в других базах данных. Кроме того, учебники
по чтению содержат задания, направленные на формирование логических операций: анализ содержания и языкового оформления изучаемых произведений; установление причинно-следственных связей; сравнение персонажей; сопоставление произведений по жанру и по виду (познава-тельного и художественного); обобщение; классификация.
Конкретно в начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя.
А грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста - правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;
приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, - через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико - литературными понятиями.
Технология включает в себя три этапа работы с текстом:
. Работа с текстом до чтения: а) антиципация; б) постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
. Работа с текстом во время чтения: а) первичное чтение текста; б) перечитывание текста; в) беседа по содержанию в целом.
. Работа с текстом после чтения: а) смысловая беседа по тексту; б) знакомство с писателем; в) работа с заглавием с иллюстрациями; г) творческие задания.
Познавательные УУД включают умения:
а) ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
б) находить ответы на вопросе в тексте, иллюстрациях;
в) делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
г) преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Рассказ «Игра» Бориса Емельянова.
Предварительно перед чтением рассказа прочитать текст на с. 68 учебника..Работа с тестом до чтения.
·Кто автор? Знакомо ли вам это имя? Что узнали о Борисе Емельянове из авторского текста [11, с. 68]?
·Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?
(мы будем читать рассказ - быль)
·Можно ли предположить, кто главный герой?
(Главный герой - писатель А. Гайдар - ведь так называется книга, из которой взят рассказ)..Работа текстом после первичного чтения.
.Беседа по первой части:
·Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3)
(1. Что значит «приходит слава»? 2. Почему старушка так себя ведет? 3. Что это значит идет баталия?)
·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: гимнастерка, корчажка, завалинка (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Корчажка - маленький глиняный кувшин, гимнастерка - плотная тканевая рубашка, завалинка - насыпь вдоль наружных стен деревянного дома.
·Озаглавь первую часть.
(Встреча со старушкой).
.Беседа по второй части:
·Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по второй части рассказа? (количество вопросов - 3)
(1. Чьи голоса доносились из окон дома? 2. Что означает слово разведчик? 3. Чему удивился Гайдар?).
·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: рогатка, чердак, разведчик. (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Рогатка - метательное оружие, служащее для охоты - в данном контексте представляет предмет игры у мальчиков; чердак - это верхняя часть строения, разделяющее крышу и основную часть строения, применяют для хранения различных вещей; разведчик - так называют человека, которого направили узнать секретную информацию.
·Озаглавь вторую часть.
(Чердак)
.Беседа по третьей части:
Какие вопросы ты задашь автору, Борису Емельянову, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 3)
(1.Что за сигнальное колесо? 2. Что рассказали ребята Гайдару? 3. Почему мальчик смущался?)
Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: сигнальное колесо, склянки, тимуровская команда. (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Сигнальное колесо - это приспособление тимуровской команды, которое подает сигнал - позывной; склянки - это предметы, изготовленные из стекла; тимуровская команда - это группа ребят, помогающая населению.
·Озаглавь третью часть.
(Встреча).Работа с текстом после чтения:
·Раскрой главную мысль рассказа.
Главная мысль - показать читателю, каким поступкам, добрым, приносящим людям пользу, нужно подражать.
Рассказ «Кот - ворюга» Константина Паустовского..
Работа с тестом до чтения.
·Кто автор? Знакомо ли вам это имя?
(Константин Паустовский)
·Какое по жанру произведение будем читать? Как догадались?
(жанр - рассказ)
·Можно ли предположить, кто главный герой?
(главный герой - кот).Работа текстом после первичного чтения.
.Беседа по первой части:
·Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по первой части рассказа? (количество вопросов - 3)
(1.Отчего пришли в отчаяние? 2. Зачем нужно ловить рыжего кота? 3. Почему кот выглядит потрепанным?)
·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 1 части: совесть, выследить, грабёж, (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Совесть - это внутренне чувство, которое не позволяет нам совершать плохие поступки; выследить - это действие означает найти кого-либо по следам; грабеж - воровство чужих вещей на глазах у хозяина.
·Озаглавь первую часть.
(Рыжий вор)
.Беседа по второй части:
·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 2 части: заброшенный дом, дикие яблоки, венчики, (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Заброшенный дом - дом, в котором никто не живет; дикие яблоки - это плоды яблони, неухоженной, не обработанной; венчики - это органы растений, на которых скапливается пыльца.
·Озаглавь вторую часть.
(Заброшенный дом)
.Беседа по третьей части:
·Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по третьей части рассказа? (количество вопросов - 3)
(1.Как попался кот? 2. Каким способом Ленька вытащил кота из - под дома? 3. Почему кот вышел пошатываясь?)
·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 3 части: лаз, рыболовная сеть, чулан, (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Лаз - узкое, тесное место для прохода куда-либо; рыболовная сеть - приспособление для ловли рыб; чулан - помещение в доме служащее кладовой.
·Озаглавь третью часть. (Знакомство с котом)
.Беседа по четвертой части:
·Какие вопросы ты задашь автору, Константину Паустовскому, по четвертой части рассказа? (количество вопросов - 3)
(1.Что за поступок совершил кот? 2. Почему куры перестали воровать? 3. Зачем кот терся головой о ноги?)
·Объясни значение слов, которые встречаются в тексте 4 части: прижился, воровать, сторож, (значение слов объясняем, опираясь на текст).
Прижился - стал вести себя как дома; воровать - брать чужие вещи, пока не видит хозяин; сторож - это тот кто оберегает что-либо.
·Озаглавь четвертую часть.
·(Благородный поступок).Работа с текстом после чтения:
Раскрой главную мысль рассказа.
Главная мысль - показать то, что если к кому-либо относится хорошо, делать добрые дела, то и он отплатит тебе тем же.