Формирование общих компетенций у студентов на уроках русского языка и литературы
Формирование общих компетенций у студентов на уроках русского языка и литературы
Преподаватель в свете современных требований к качеству профессионального образования должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций обучающихся, уметь осваивать необходимые для этого методики используемой педагогической технологии, владеть основными её понятиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование общих компетенций у студентов на уроках русского языка и литературы»
Формирование общих компетенций у студентов на уроках русского языка и литературы
Преподаватель в свете современных требований к качеству профессионального образования должен быть нацелен на овладение технологиями развития компетенций обучающихся, уметь осваивать необходимые для этого методики используемой педагогической технологии, владеть основными её понятиями.
Готовясь к очередному уроку, каждый учитель задаёт себе вопрос – как организовать работу на уроке, чтобы умения и навыки стали необходимы ученику в жизни, мотивировали на самостоятельное приобретение новых знаний?
Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, надо спросить себя, на что направлена организованная мною деятельность студентов? Значимо ли для них то, что они делают на уроке, и востребовано ли это в современном обществе? Умение взаимодействовать в реальных жизненных условиях, а не сумма фактических знаний - вот чему необходимо учить наших ребят.
Компетенция для студента – это образ его будущего, ориентир для освоения. Поскольку современная жизнь требует людей энергичных, способных самостоятельно принимать решения в образовании широкое развитие получают активные формы обучения студентов. Через активные формы обучения формируются важные компетенции, такие, как:
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем
ОК 3 Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимых для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9 Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
Сегодня студенту необходимо использовать знания в активной практической деятельности. Таким образом, выпускник должен иметь достаточный для успешности в жизни личный опыт познавательной и творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.
Уроки литературы и русского языка - важное звено в современном личностно - ориентированном образовании, в формировании компетенций студентов.
Основная цель обучения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности – научить студентов свободно владеть речью как в устной, так и в письменной форме.
Поэтому в своей преподавательской деятельности, используя исследовательский, частично-поисковый метод, проблемно-поисковый методы, активные формы обучения, я стремлюсь к формированию общих компетенций у студентов.
Одна из основных форм проведения уроков по дисциплине «Литература» – это семинар. Задача семинара – продемонстрировать готовность к анализу имеющейся информации, умение применить ее к нестандартным ситуациям и вопросам (ОК.2-5).
Компетенции формируются на разных этапах занятия. Первый этап – само целеполагание - определение задач занятия, его целей студентами. Это установка на анализ произведения, когда сами студенты очерчивают круг вопросов, важных, интересных либо непонятных, формулируются проблемы, требующие разрешения. На данном этапе формируются компетенции личностного самосовершенствования, учебно-познавательная компетенция (ОК 8). На этапе знакомства с биографией писателя, поэта я использую индивидуальную самостоятельную работу студентов в виде подготовки сообщений (с презентацией) и публичным выступлением. Это позволяет развивать познавательный интерес студентов, активизировать творческий потенциал, формировать информационные компетенции (ОК4-5).
Обязательным этапом работы является также рецензирование сообщений, творческих работ своих и других студентов. Внимание студентов активизирует и работа с датами, что формирует единое социокультурное представление о времени, эпохе создания произведения: с кем из знаменитых современников мог дружить писатель, где, в каких журналах печатался, в каких событиях общественной жизни участвовал, какие проблемы своего времени осветил в творчестве, какие пути решения предлагал.
Индивидуальная работа на уроках – творческая, исследовательская, развивающая, учитывающая индивидуальные возможности студентов, развивает познавательный интерес (поэзия символистов, футуристов и картины Врубеля, Малевича; стихотворение Рубцова «Тихая моя Родина» и картина Левитана). Формируют компетенцию личностного роста и самосовершенствования (ОК. 8), содержат элемент рефлексии и такие вопросы для обсуждения, как «Что ты думаешь о жизненном пути автора? Каким человеком был…., Какие качества личности ты бы хотел воспитать в себе…, Как достойно прожить жизнь…».
Самостоятельной работой на этом этапе у нас на уроке является работа по составлению обобщающей таблицы: «Жизнь и творчество Достоевского» (1. Этапы жизни. 2. Отражение жизненных впечатлений в творчестве. 3. Тема и проблематика произведений), «Этапы жизни и творчества Л.Н.Толстого», «Жизненный и творческий путь Солженицына».
Студенты должны сделать вывод в результате своей работы:
Как шло становление и развитие личности, в каком направлении, что определило это направление?
Какую цель ставил писатель перед собой и как её реализовывал?
Данные вопросы помогают сделать этот вид работы компетентностно-ориентированным.
Традиционный вид работы – аналитическое чтение ключевых эпизодов на уроке. Убедилась, что максимальный результат даёт не фронтальная работа, а различные виды групповых работ по анализу эпизода.
Работа в группе, в паре действительно включает студента в деятельность, где он должен наиболее эффективно действовать в конкретной сложившейся ситуации, следовательно, активно формируется его коммуникативные компетенции (ОК 5-8), создаётся ситуация успеха и взаимовыручки на уроке.
Современный студент должен увидеть актуальность произведений классической литературы, а значит, и необходимость чтения. Современное звучание придаёт изучению литературы обращение к экранизациям произведений, часто на своих уроках я использую технические средства обучения для просмотра эпизодов из кинофильмов по романам «Отцы и дети», «Война и мир», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» с анализом увиденного.
Изучая творчество поэтов, я ставлю перед студентами задачу анализа лирического произведения в соответствии с планом.
План анализа лирического произведения:
Тема произведения.
Идея произведения.
Развитие сюжета.
Художественно-выразительные средства.
Моё отношение к произведению (используя слова «Я думаю…», «Я считаю…», «По моему мнению…» - 5-8 предложений.
Сначала ребята с трудом привыкают к такому виду деятельности, но потом для них становится интересным выражать собственное мнение. После выученного стихотворения С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу..», А.Блока «Россия», В. Маяковского «Послушайте», А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью..» и т. д. ребята выступают перед всем классом и зачитывают подготовленный ими анализ стихотворения. У каждого своё мнение, и тем самым они развивают на уроке не только коммуникативную компетенцию, но и учатся принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
При изучении драматических произведений М. Горького «На дне», А. Островского «Гроза» стараюсь привлечь интерес к произведению путём чтения по ролям на уроке и это вырабатывает компетенцию эффективного общения с коллегами (ОК 6).
На занятиях русского языка считаю важным создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме, аудировании. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.
На уроках русского языка предлагаю студентам разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.Значимой в формировании общих компетенций на уроках русского языка я считаю роль домашнего задания. Например, при изучении темы «Стили речи» я задаю обучающимся на дом создать самим текст в публицистическом стиле и даю небольшую подсказку в том, какой это будет текст, или заметка в газету или репортаж. «Почувствуйте себя корреспондентами». Тем самым, формируется компетенция ОК 2 «Умение организовывать собственную деятельность, выбирая типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество». При изучении других тем в виде домашнего задания предлагаю создать кроссворд по изученной теме или разделу. Для специальности «Дизайн (по отраслям)» беру во внимание оформление кроссворда, его внешний вид, что способствует формированию профессиональной компетенции ОК 8«Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием».
Это означает, что необходимо вырабатывать чувство языка, развивать аналитические и творческие способности студентов – как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств, что очень тесно взаимосвязано.
И в заключении я хочу представить вашему вниманию принципы, помогающие при формировании общих компетенций у студентов.
Памятка для преподавателей по реализации компетентностного подхода в образовании:
На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный студент – завтрашний активный член общества.
Помогайте студентам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует прочитанное на практике.
Приучайте студентов думать и действовать самостоятельно.
Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого студента.
Изучайте и учитывайте жизненный опыт студентов, их интересы, особенности развития.
Поощряйте исследовательскую работу студентов.
Учите так, чтобы студент понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
Объясняйте студентам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
Будьте проинформированы относительно последних достижений по своей дисциплине.
Эти полезные советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить о них, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить преподавателю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.
«Ни один завоеватель, ни один государственный деятель не может изменить сущность масс. Но учитель может совершить больше: он может создать новое воображение и раскрыть творческие способности человека» (Н. Рерих).
Литература
Попова Е. А.«Художественный текст в процессе литературной коммуникации» «Русский язык в школе» №1.2001.
Якиманская И.,О. Якунина «Личностно-ориентированный урок: планирование и технология проведения». «Директор школы» № 3.1998.
Куриленко Л. В. «Система индивидуально-личностного развития школьника: сущность и перспективы» .Самара.2000.
Загвязинский В.И. «Теория обучения. Современная интерпретация» М. «Асадема».2001.
Блинов В. И., Сергеев И. С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности.– Москва: АРКТИ, 2007.
Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе.- Москва: Педагогика, 2003.