kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Да здравствует литература!"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие посвящается Году литературы. главная мысль : художественная литература утверждает, что добро побеждает зло. В ходе мероприятия эта мысль доказывается. Предлагаем  инсценировки по страницам произведений, презентацию и  видео к мероприятию  можем отправить отдельно. Отличное мероприятие у нас получилось!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Да здравствует литература!"»

Классный час , посвященный Году литературы


«Да здравствует литература!»

Разработка учителя русского языка и литературы Чишминского филиала ГАПОУ БАК Волковой Найли Наильевны



Цели:

1.формировать положительную мотивацию к культуре жизнедеятельности;

уважительное отношение к людям;

осознание личной и общественной значимости образования (знаний);

2. формировать потребность в общении в контексте личной культуры:

умение организовать культурный досуг; способствовать личностному и профессиональному самоопределению: формированию потребности в достижении цели (личностной и общественно значимой); самовоспитанию; формированию профессионально важных качеств личности;

3. формирование мотивации к проявлению детьми  гуманизма.


План мероприятия


1.Вступительное слово учителя.

Презентация «Год литературы»,

демонстрация видео «Книга»


13 июня 2014 года

Владимир Владимирович Путин подписал указ о проведении 

Года литературы в России в 2015 году. 
В полном тексте Указа говорится: 
«В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю: 
Провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы.  Именно мы, без преувеличения, несём ответственность перед всей цивилизацией за сохранение русской литературы, за её сбережение, её колоссальный гуманистический потенциал. Реализация этого проекта может оказать сильнейшее воздействие на современное общество, вновь обратить его к красоте и богатству литературного мира.
Наша задача – привлечь особое внимание общества к отечественной литературе, сделать русскую литературу, русский язык мощным фактором идейного влияния России в мире. При этом внутри страны мы должны формировать среду, в которой образованность, эрудиция, знание литературной классики и современной литературы станут правилом хорошего тона.»

2015 год в России проходит как Год литературы.

Этому знаменательному событию мы посвящаем сегодня наше внеклассное мероприятие.



Задумайтесь над вопросом, почему мы так дорожим тем, что создано поэтами и писателями?

Почему человеку так необходимо обращение к книге?

На этот вопрос нам предстоит сегодня ответить.



2. Демонстрация видео «Песня А.Дольского «Мне звезда упала на ладошку».



3. Слово учителя

Человек всегда мечтает о счастье, которое представляется ему в образе добра и благополучия. Но, к сожалению, часто на пути добра встает зло, приносит человеку страдания. И когда в его душе появляется отчаяние, им овладевает сомнение, на многие вопросы ему может ответить книга.



4. Видео «Чему учит нас классическая литература?» (из кинофильма по повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей!»)



5. Слово учителя

Отечественная и мировая литература убеждают нас, что добро побеждает зло!



6. Учащийся читает отрывок из стихотворения Виктора Бокова:

Книга – учитель, книга – наставник

Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.

7. Слово учителя

Легендарный писатель Алексей Максимович Горький, с детства полюбивший чтение, говорил : « Любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку…»

Книги ,по мнению писателя, просвещают душу, поднимают и укрепляют человека, пробуждают в нём лучшие стремления, смягчают сердце.

А.М.Горький был легендарным человеком, о писателе ходили легенды ,ведь он ,оставшись круглым сиротой, не опустился на «дно жизни», не стал преступником и бомжем, а, наоборот, прославился на весь мир как замечательный писатель ,образованнейший человек –самоучка. Его биография является доказательством утверждения, что человек — кузнец своего счастья. Именно от деятельности человека за­висит его будущее, его положение в мире, в обществе, деятельность, кото­рая будет определять его дальнейшую судьбу, а значит, и счастье. Сможет ли человек противостоять той среде ,которая отрицательно влияет на него – от этого зависит, сможет ли он победить злов самом себе.

Проблема добра и зла – это вечная проблема, которая волнует человечество.



7.Сейчас мы покажем вам инсценировку по пьесе А.М.Горького « На дне».

Но сначала небольшое предисловие.

Предисловие.

Все события пьесы А.М.Горького «На дне»  разворачиваются в городской ночлежке, похожей на тюрьму или пещеру. Об этом мы узнаём из первой же ремарки к драме. Обитатели ночлежки у Костылёва - это люди, находящиеся на дне жизни. Каждый герой пьесы имеет историю, которая привела его на это "дно".

Перед нами – глубоко страдающие и одинокие люди. Каждый замкнут в своем горе. Но каждый из них задумывается о лучшей, счастливой , благополучной доле.

Но Горький В пьесе есть замечательные слова о предназначении человека на земле : « Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!»

Василий (Васька Пепел) тоже - обитатель ночлежки среди людей, лишенных места в благополучном обществе. Казалось бы, его удел – «катиться дальше, вниз», окончательно утратить человеческий облик. Но и ему улыбнулось солнышко из-за тучи - он встретил хорошую девушку – Наташу и полюбил ее всей душой. Любовь стала для него путеводной звездой, у него появилась надежда кардинальным образом изменить свою судьбу - начать честную трудовую жизнь и стать кузнецом своего счастья. Странник Лука посоветовал ему уехать в Сибирь.

8. Демонстрация видео « На дне»

9. Учитель

Студенты 1 курса покажут вам сценку - по отрывку из пьесы А.М.Горького «На дне».

Пепел (решительно). Опять я... снова я буду говорить с тобой, Наташа!.. Вот - при нем... он - все знает... Иди... со мной!

Наташа. Куда? По тюрьмам?

Пепел. Я сказал - брошу воровство! Ей-богу - брошу! Коли сказал - сделаю! Я - грамотный... буду работать... Вот он говорит - в Сибирь-то по своей воле надо идти...

Лука А хорошая сторона - Сибирь! Тому , кто в силе да в разуме, там , как огурцу в парнике. Там ты себе путь для всей честной жизни можешь найти.

Пепел Едем. туда, ну?.. Ты думаешь - моя жизнь нравится мне? Эх, Наташа! Я знаю... вижу!.. Я утешаю себя тем, что другие побольше моего воруют, да в чести живут... только это мне не помогает! Это... не то! Я - не каюсь... в совесть я не верю... Но - я одно чувствую: надо жить... иначе! Лучше надо жить! Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать...

Лука. Верно, милый! Дай тебе господи... помоги тебе Христос! Верно: человек должен уважать себя...

Пепел. Я - с детства - вор... все, всегда говорили мне: вор Васька, воров сын Васька! Ага? Так? Ну - нате! Вот - я вор!.. Никто никогда не догадался назвать меня другим именем ... Назови ты... Наташа, ну?

Наташа (грустно). Не верю я как-то... никаким словам... И беспокойно мне сегодня... сердце щемит... будто жду я чего-то. Напрасно ты, Василий, разговор этот сегодня завел...

Пепел. Когда же? Я не первый раз говорю...

Наташа. И что же я с тобой пойду? Ведь... любить тебя... не очень я люблю... Иной раз - нравишься ты мне... а когда - глядеть на тебя тошно...Видно - не люблю я тебя... когда любят - плохого в любимом не видят... а я - вижу...

Пепел. Полюбишь - не бойся! Я тебя приучу к себе... ты только согласись! Больше года я смотрел на тебя... вижу, ты девица строгая... хорошая... надежный человек... очень полюбил тебя!.. Ты... пожалей меня! Несладко живу... волчья жизнь - мало радует... Как в трясине тону... за что ни схватишься... все - гнилое... все - не держит... А ты - как молодая елочка - и колешься, а сдержишь...

Лука. И я скажу - иди за него, девонька, иди! Он - парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это! Он тебе - поверит... Ты только поговаривай ему: "Вася, мол, ты - хороший человек... не забывай!" Ты подумай, милая, куда тебе идти-то ? И вся эта здешняя жизнь... Куда тебе идти? А Василий - парень - крепкий...

Наташа. Идти некуда... я знаю... думала... Только вот... не верю я никому... А идти мне - некуда...

Пепел. Одна дорога... ну, на эту дорогу я не допущу... Лучше убью...

Наташа (улыбаясь). Вот... еще не жена я тебе, а уж хочешь убить.

Пепел (обнимает ее). Брось, Наташа! Все равно!..

Наташа (прижимаясь к нему). Ну... одно я тебе скажу, Василий... вот как перед богом говорю! - как только ты меня первый раз ударишь... или иначе обидишь... я - себя не пожалею... или сама удавлюсь, или...

Пепел. Пускай у меня рука отсохнет, коли я тебя трону!..

Лука. Ничего, не сомневайся, милая! Ты ему нужнее, чем он - тебе... Человек всё может , лишь бы только захотел.



10. Учитель. А теперь подумаем, можно ли сказать, что в судьбе Васьки Пепла добро победило зло?

Да. Ведь Василий понимал ,что образ жизни ,который он ведет, неправильный. Он хотел бросить воровство и начать честную ,трудовую жизнь. И побудила его к нравственному совершенствованию любовь к Наташе.

11. Учащийся читает отрывок из стихотворения Ольги Высотской :

Любовь - она бывает разной. 
Бывает отблеском на льду. 
Бывает болью неотвязной, 
Бывает яблоней в цвету. 

Но есть еще любовь такая, 
Что незаметно подойдет 
И поднимая, помогая, 
Тебя сквозь годы поведет 
И будет до последних дней 
Душой и совестью твоей.

12. Слово учителя

Многие знают и любят рассказы В. М. Шукшина. Маленькие жизненные ситуации, на которые никто бы не обратил внимания, вошли во всеми любимые сборники коротких рассказов. Простые и понятные, они заставляют думать. Заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии и премий международных кинофестивалей Василий Макарович Шукшин часто выступал перед зрителями. Одно из таких выступлений состоялось в Бийской колонии для малолетних преступников. И увиденное там так потрясло его, что, по воспоминаниям матери, он три дня не мог прийти в себя. «Подойду к нему, — рассказывала Мария Сергеевна, — «Сыночка, да что ж ты так переживаешь?» А он: «Мама, эти горемычные мальчишки у меня перед глазами стоят». 

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Но очень важно, чтобы рядом с молодым человеком находился кто-то очень мудрый и добрый, чтобы он уберег его от ошибок и их последствий. Об этом говорится во многих произведениях отечественной литературы.

Рассказ “Материнское сердце”, о котором мы хотим поведать, не стал исключением. Эта история  раскрывает всю полноту и глубину материнского сердца, которое отказывается от логики и здравого смысла во имя спасения собственного дитя. Произошел конфликт между матерью и «законом» , который она готова нарушить, лишь бы спасти своего ребенка. 
Ее сын Виктор Борзенков собрался жениться и, чтобы заработать денег, едет на рынок продать сало. Получив сто пятьдесят рублей, он отошел к ларьку выпить стакан вина и там познакомился с девушкой, которая предложила продолжить их разговор у нее дома. Наутро Витька проснулся в незнакомом месте, без денег и с больной головой. Еще на рынке он спрятал червонец, на всякий случай, и этот случай выдался. Вернувшись к ларьку, он выпил бутылку вина из горла и забросил ее в парк. Люди, находившиеся рядом, попытались вразумить его словами, но дело дошло до драки. Намотав на руку свой флотский ремень и оставив бляху, как кистень, Витька “отправил” в больницу двух нападавших. Под горячую руку попался и милиционер, который попытался его остановить. Милиционер с травмой головы был отправлен в больницу, а Витька Борзенков в КПЗ.

Узнав о случившемся, мать Вити бросила все дела и поехала по всем инстанциям, надеясь освободить своего сына. Она ни разу не подумала, что он совершил преступление, что есть закон, по которому его должны судить. “Материнское сердце, оно — мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”. 


13. Учитель. Студенты 1 курса покажут вам инсценировку эпизода из рассказа В.М.Шукшина «Материнское сердце»

От автора Витька Борзёнков поехал на базар в районный городок, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были деньги), пошел в винный ларек выпить стакан-другой. Потом вышел, закурил... Подошла молодая девушка, попросила прикурить. Спросила зачем приехал в город.

- Сало продал... Деньги нужны – женюсь,- ответил Витька.

Девушка пригласила его к себе домой. С этого момента Витька ничего не помнил. Как отрезало. Очнулся поздно вечером под каким-то забором... Долго мучительно соображал, где он, что произошло. Голова гудела, виски вываливались от боли. Во рту пересохло все, спеклось. Кое-как припомнил девушку Риту... И понял: опоили чем-то, одурманили и, конечно, забрали деньги. У Витьки в укромном месте, в загашнике, был червонец - еще на базаре сунул туда на всякий случай... Пошарил -- там червонец. Витька пошел к автобусной станции. И пока шел, накопил столько злобы на городских, так их возненавидел, паразитов, что и наступила свирепая ясность, и родилась в груди большая мстительная сила.

- Ладно, ладно, - бормотал он,- я вам устрою...

Около автобусной станции допоздна работал ларек, там Витька взял бутылку красного, прямо из горлышка выпил, запустил бутылку в скверик... Были рядом с ним какие-то мужики, трое. Один сказал ему:

- Там же люди могут сидеть.

Витька расстегнул свой флотский ремень, намотал конец на руку -- оставил свободной тяжелую бляху как кистень. Эти трое подвернулись кстати.

- Ну?! - удивился Витька. - Неужели люди? Разве в этом городишке есть люди?

Трое пошли на него, Витька пошел на троих... Один сразу свалился от удара ремнем по голове, двое заорали:.

- Наших бьют!

Еще налетело человек пять... Прибежала милиция... Милиционеров пропустили вперед, и Витька сдуру ударил одного по голове. Милиционер упал... Витька понял, что свершилось непоправимое, бросил ремень... Витьку отвезли в КПЗ.

В милицию мать пришла, когда там как раз обсуждали вчерашнее происшествие на автобусной станции.

Старший Придумал!.. Догадайся: ремень и ремень. А у него тут целая гирька. Хорошо еще - не ребром угодил...

Мать Да ангелы вы мои милые, да разумные ваши головушки!.. Да смиритесь вы как-нибудь с вашей обидушкой - простите вы его, окаянного! Пьяный он был... Он трезвый последнюю рубаху отдаст, сроду трезвый никого не обидел...

Старший Ты подожди, мать. Ты встань, встань - здесь не церковь. . Иди, глянь... Вот гляди: ремень твоего сына... Этим же убить человека - дважды два. Ты говоришь: простить. Ведь он же трех человек в больницу уложил. А одного при исполнении служебных обязанностей. Ты подумай сама: как же можно прощать за такие дела, действительно?

Мать Да что не бывает по пьяному делу?! Да всякое бывает - подрались... Сжальтесь вы над ним! Один он у меня - при мне-то: и поилец мой, и кормилец. А еще вот жениться надумал - как же тогда с девкой-то, если его посадют? Неужто ждать его станет? Не станет. А девка-то добрая, из хорошей семьи - жалко... Сыночек, что, шибко он его зашиб-то? Сколько же ему дадут, если судить-то станут?

Младший Он зачем в город-то приезжал? - спросил начальник.

Мать -- Сала продать, На базар -- сальца продать. Деньжонки-то нужны, раз уж свадьбу-то наметили, где их больше возьмешь?

Младший При нем никаких денег не было.

Мать Батюшки-святы! А где ж они? Да украли небось! Украли!.. Да милый ты сын, он оттого, видно, и в драку-то полез - украли их у него!.. Жулики украли...

Младший Жулики украли, а при чем здесь наш сотрудник- за что он его-то?

Мать Да попал, видно, под горячую руку.

Старший Слишком уж они горячие, ваши сыновья! Не будет за это прощения, получит свое - по закону . Судить будут. Сколько дадут, не знаю, это решает суд.

Мать Да ангелы вы мои, люди добрые, пожалейте вы хоть меня, старуху. Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был. Он бы скоро женился. Я бы хоть внучаток понянчила...

Младший Дело даже не в нас, мать, ты пойми. Есть же прокурор! Ну, выпустили мы его, а с нас спросят: на каком основании? Мы не имеем права. Сходи к прокурору. Может быть, на месте работы хорошую характеристику напишут.

Автор Мать вышла из камеры... И шла по коридору, и опять ничего не видела от слез. Жалко сына Витьку, ох, жалко. И временами жутко становится... Но мать – действовала. Мыслями она была уже в деревне, прикидывала, кого ей надо успеть охватить до отъезда, какие бумаги взять. И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю, тоже прийти в отчаяние, - это гибель, она знала. Она - действовала. Часу в третьем пополудни мать выехала опять из деревни - в краевые организации. "Господи, помоги, батюшка, - твердила она в уме беспрерывно. Не допусти сына до худых мыслей, образумь его».

Поздно вечером она села в поезд и поехала.

«Ничего, добрые люди помогут». Она верила, помогут.


14. Учитель

Можно ли сказать ,что в этом рассказе добро выступило в борьбу против зла? Кто является олицетворением добра?

15. Ответы учащихся и вывод :

олицетворением добра является мать Витьки Борзёнкова. Автор передает переживания, которые она испытывала: «У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете — милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас отнять его у нее, когда  она, никто больше — нужна ему?» И действительно, она ему нужна. На первое место выходит материнская любовь, которая не поддается никаким законам. 
«И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не мешкала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю. Она — действовала”. “Ничего, добрые люди помогут”. Она верила, что помогут.»

Помните, ребята, что среди всех сердец на Земле Материнское сердце – особенное. Жертвенность материнского сердца естественна, но естественной должна быть и ваша готовность оградить и защитить это сердце, и тем самым с честью выполнять свой долг – быть настоящим сыном или дочерью.

Мы надеемся, что переживания матери заставят Витьку Борзёнкова задуматься над образом жизни ,над своими поступками и понять, какое зло приносит людям пьянство.

16. Учащийся читает отрывок из поэмы Р.Гамзатова «Берегите матерей»

Трудно жить, навеки Мать утратив.

 Нет счастливей нас, чья мать жива.

 Именем моих погибших братьев

 Вдумайтесь, молю, в мои слова.

 

 Как бы ни манил вас бег событий,

 Как ни влек бы в свой водоворот,

 Пуще глаза маму берегите,

 От обид, от тягот и забот.

 

 Боль за сыновей, подобно мелу,

 Выбелит ей косы до бела.

 Если даже сердце очерствело,

 Дайте маме капельку тепла.

 

 Если сердцем стали вы суровы,

 Будьте, дети, ласковее с ней.

 Берегите мать от злого слова.

 Знайте: дети ранят всех больней!

 

 Если ваши матери устали,

 Добрый отдых вы им дать должны.

 Берегите их от черных шалей,

 Берегите женщин от войны!

 

 Мать умрет, и не изгладить шрамы,

 Мать умрет, и боли не унять.

 Заклинаю: берегите маму,

 Дети мира, берегите мать!

 

17. Слово учителя

А теперь еще раз ответим на поставленный в начале нашего мероприятия вопрос : чему же учит нас классическая литература?

Ответ : литература утверждает справедливое убеждение в том, что добро всегда должно побеждать зло.

18. Демонстрация видео «Всегда иди дорогою добра».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Да здравствует литература!"

Автор: Волкова Найля Наильевна

Дата: 28.11.2015

Номер свидетельства: 259311

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Нестандартный урок по литературе "Почему не состоялось счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина" "
    ["seo_title"] => string(110) "niestandartnyi-urok-po-litieraturie-pochiemu-nie-sostoialos-schast-ie-tat-iany-larinoi-i-ievghieniia-onieghina"
    ["file_id"] => string(6) "101850"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402460944"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) ""Году литературы посвящается""
    ["seo_title"] => string(32) "godulitieraturyposviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "256032"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448034439"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) ""Году литературы посвящается""
    ["seo_title"] => string(33) "godulitieraturyposviashchaietsia1"
    ["file_id"] => string(6) "256033"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448034447"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект внеклассного мероприятия, посвященного Году литературы"
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-posviashchiennogho-godu-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "257152"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448282389"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Традиции Лермонтова в русской и зарубежной литературе XIX – XX века."
    ["seo_title"] => string(63) "traditsiiliermontovavrusskoiizarubiezhnoilitieraturiexixxxvieka"
    ["file_id"] => string(6) "273214"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452172293"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства