Анализ работы школьной библиотеки 2020 - 2023 учебные годы
Анализ работы школьной библиотеки 2020 - 2023 учебные годы
Школьная библиотека – это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты) так и из нетрадиционных.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анализ работы школьной библиотеки 2020 - 2023 учебные годы»
Министерство образования Ставропольского края
АНАЛИЗ РАБОТЫ
ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
2020 - 2023 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ
Выполнила
библиотекарьмуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №15
г.-к. Кисловодска
Погосян Виктория Арсеновна
г.-к. Кисловодск
2023 год
Библиотека является структурным поздравлением школы, участвующим в учебно-образовательном процессе в целях обеспечения права учеников и педагогов на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
Школьная библиотека – это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты) так и из нетрадиционных.
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана.
Основные направления деятельности библиотеки:
1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов.
2. Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию.
3. Формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Основные принципы деятельности школьной библиотеки:
1. Гуманистический характер воспитания, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности.
2. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Общие сведения о библиотеке:
Библиотека школы занимает отдельное изолированное помещение. Абонемент и читальный зал совмещены.
Библиотека оснащена необходимыми техническими устройствами, помогающими пользователям эффективнее работать с информацией и осуществлять её поиск:
1. Компьютер – 1 шт.
2. Принтер – 1 шт.
3. Стеллажи, читательские столы, стулья – согласно потребности.
4. Рабочее место библиотекаря – 1 шт.
5. Выставочные стенды – согласно потребности.
6. Основной фонд художественной литературы и фонд учебников.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
1. Книга суммарного учета фонда библиотеки.
2. Инвентарные книги.
3. Папка «Акты на списание».
4. Накладные на учебники.
5. Индивидуальные тетради учёта выдачи учебников по классам.
6. Читательские формуляры.
Записи в документах производятся своевременно и аккуратно.
На 30 мая 2023 года всего читателей – 1124 человек.
В библиотеке выделены следующие группы читателей:
1. Учащиеся начальной школы – 460 человек.
2. Учащиеся средней ступени – 529 человек.
3. Учащиеся 10-11 классов – 73 человек.
4. Учителя – 62 человек.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке». Читатели получают во временное пользование печатные издания и издания. Так же читатели пользуются библиографическим и справочно-информационным обслуживанием, принимают участие в массовых мероприятиях.
Основные формы индивидуального обслуживания:
1. Беседа при записи в библиотеку.
2. Беседа при выдаче документов.
3. Беседа о прочитанном.
4. Экспресс-консультация.
5. Анализ читательских формуляров.
Беседы о прочитанных книгах проходят систематически, особенно с теми детьми, которые плохо читают. Также проводятся рекомендательные беседы при выборе книги, в основном для учащихся начальной школы, чтобы помочь в выборе интересной книги (в зависимости от возраста учащихся, техники чтения, интереса и т.д.). После таких бесед ребята с большим интересом читают и сами обращаются за помощью при выборе книг. Кроме этого, все библиотечные мероприятия включают в себя беседы о книгах, обзоры по теме мероприятия. При подготовке библиотечных уроков даются задания по чтению книг по теме занятия.
В работе библиотеки использовались различные формы и методы привлечения детей к книге, воспитанию интереса к чтению.
Основные формы группового и массового обслуживания:
1. Книжные выставки.
2. Викторины, обсуждение прочитанного материала.
3. Конкурсы чтецов.
4. Обзоры книг.
5. Экскурсии по библиотеке.
6. Литературные игры.
7. Участие в общешкольных мероприятиях.
8. Родительские собрания.
Стали традиционными тематические праздничные выставки ко Дню Знаний, дню Учителя, ко Дню народного единства, Дню Конституции («Великий закон жизни»), к Новому году, ко Дню Защитника Отечества («Готовлюсь защищать Родину»), Международному женскому дню – 8 марта, к 9 Мая («Салют, Победа!»). Подбирая материал к этим выставкам, стараюсь рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предлагаю литературу, провожу беседы с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги.
Состояние книжного фонда по состоянию на 01.10.2023
Общий фонд - 20609 экземпляров
Учебники
17 214
Учебные пособия
1 937
Художественная литература
1 079
Энциклопедии
92
Методическая литература
108
Справочная литература
115
Электронные издания
64
В 2022-2023 учебном году библиотечный фонд пополнялся только учебниками.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, художественной литературой для детей:
- младшего школьного возраста (1-4 классы);
- среднего школьного возраста (5–9 классы);
- старшего школьного возраста (10-11 классы);
- педагогической и методической литературой для педагогических работников;
- периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», энциклопедии «О растениях и животных».
Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в читальном зале.
Фонд учебников расположен в отдельном помещении. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные к списанию. По мере поступления новых учебников, продолжала пополняться и редактироваться картотека учебников.
Сделан заказ на новые учебники на 2023-2024 учебный год. В формировании заказа участвовали руководители МО и администрация школы.
В целях профилактики сохранности учебников регулярно проводятся беседы с читателями-детьми на абонементе, а классными руководителями – на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников. В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам.
На сайте школы размещен Перечень учебников на 2023-2024 учебный год. Большая работа библиотекой проводилась по формированию фонда учебной литературой. Учебный фонд формировался за счет государства.
Вопрос «Обеспечение учащихся учебниками в новом учебном году» регулярно обсуждался на совещании при директоре, на педагогических советах, на методических объединениях учителей-предметников, на общешкольном родительском комитете, на общешкольных родительских собраниях.
Содержание и организация работы с читателями
В конце учебного года проводится анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа, проведённого по итогам 2020/2021, 2021/2022, 2022/2023 учебных годов, можно сделать следующие выводы.
Средние показатели посещаемости стабильны. Количество пассивных читателей ежегодно сокращается. Читателей, пользующихся только учебной литературой, на конец года нет.
Процентная численность читателей:
2021-2022 уч. год2022-2023 уч. год
1-4 классы – 100% 1-4 классы – 100%
5-9 классы – 83 % 5 -9 классы – 85%
10-11 классы – 88% 10 -11 классы – 90%
Особенно активно читают ученики 1-х, 2-х, 3-х, 4 классов, в среднем звене это ученики 5, 8, 9, классов. Из старшеклассников – 9,10,11классы.
Учителя русского языка и литературы постоянно задают такие задания, которые можно выполнить, просмотрев массу литературы, в том числе не одну энциклопедию. Учащиеся берут не только программные произведения, но и литературу зарубежных авторов, по истории. Знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов традиционно происходит в сентябре. А в конце декабря для первоклассников проходит торжественная запись, первый библиотечный урок. Учащиеся знакомятся с понятиями «библиотека», «библиотекарь», «книжный фонд», «читальный зал». Этот урок проходит интересно, познавательно со стихами, загадками. Каждый ученик получает «Удостоверение читателя». Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.
Учителя же интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями.
За 2020 - 2023 учебные годы были проведены мероприятия: