Просмотр содержимого документа
«Современная выставка в библиотеке»
Идея + Фантазия
Современная выставка в библиотеке
МБУК г.Шахты «ЦБС»
ЦГДБ им. Н.К. Крупской
Что такое библиотечная выставка?
Библиотечная выставка - это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления
//Справочник библиотекаря- СПб.-2000.-С.160
Когда книжные выставки появились в библиотеках России?
В середине XIX века. Под руководством известных библиотековедов В.И. Собольщикова и Стасова выставки книг регулярно устраивались в Публичной библиотеке Петербурга.
Н.Г.Чернышевский, анализируя работу этой библиотеки, на первое место поставил организацию выставок.
Из каких этапов состоит выставочная работа?
Выбор темы
Определение целевого и читательского назначения
Выявление и отбор документов
Подбор вспомогательных материалов
Разработка структуры книжной выставки
Оформление книжной выставки
Реклама книжной выставки
Анализ эффективности книжной выставки
Какие критерии мы используем при выборе темы?
Тема должна быть актуальной
и интересной читателям.
Тему необходимо
конкретизировать
Как отбираем документы для выставки?
1.По каталогам, картотекам, библиографическим пособиям выявляем документы по теме:книги, статьи аудиовизуальные материалы
2.Выявляем те документы, которые соответствует цели и читательскому адресу. Предпочтение отдаем новым документам, «непрезентабельные», но необходимые книги приводим в порядок.
3. Отбираем вспомогательный материал, который сделает выставку яркой, содержательной.
Какие предметы и аксессуары используют для оформления выставки?
Дошкольники и школьники начальной школы хорошо воспринимают яркие цвета: светло - охра - оранжевые, светло - красные.
Подростки предпочитают контрастные сочетания синий и оранжевый, красный и зеленый, желтый и фиолетовый.
Пожилые люди, наоборот, предпочитают гамму приглушенных тонов
Есть цвета, которые способны зрительно приближать предметы. Если для фона выбрать холодные оттенки, а для объекта, расположенного на переднем плане теплые, то можно добиться «приближения» важной информации.
Если необходимо выделить или приблизить определенную книгу или статью, можно поместить ее на подставку красного, оранжевого или охра-желтого цвета.
Шрифт должен соответствовать содержанию выставки.
Выставки, посвященные истории, устному народному творчеству, сказки , былины, пословицы, загадки – шрифт стилизованный под старо – славянский.
Материалы о средневековье, рыцарях выделить готическим шрифтом.
На выставках о войне уместны рубленые шрифты.
О поэзии – легким вензельным.
Где разместить книжную выставку?
Выставки могут располагаться в самых неожиданных местах: в вестибюле, в витринах, в окнах, на столах.
Чаще всего на специальных выставочных стеллажах, они имеют прямоугольную форму, лучше других воспринимаются человеком.
Размеры стеллажей разные, поэтому документы нужно располагать так, чтобы центр выставки был на уровне глаз.
На одну полку не стоит помещать более шести книг и одного иллюстративного материала.
Если в библиотеке достаточно места, можно создать выставочное пространство. Это может быть полукруг, волнообразный вариант, шахматный, угловой.
Зачем нужна реклама книжной выставки?
Чтобы привлечь внимание читателей к книжной выставке.
Форма и методы рекламы:
Индивидуальные, групповые беседы, обзор книг у выставки,
Викторина, ответы на вопросы в книгах, представленных на выставках.
Конкурс на самого внимательного и активного читателя книг, представленных на книжной выставке.
Премьера книжной выставки – это праздник для читателей.
Пример: книжная выставка - «Люблю березу русскую»
Разделы:
Из истории березки,
Образ березы в литературе,
Образ березы в искусстве,
Березовая кладовая.
Премьера в форме тематического вечера:
Рассказ об истории, традициях, праздниках русского народа, связанных с этим деревом.
Выступление мед. работника об использовании березы в лечении различных заболеваний.
Рассказ народного умельца об изготовлении изделий из бересты.
Конкурс чтецов и исполнение песен о березе.
Викторина о березке.
В течение вечера реклама книг о березке, чтение отрывков из художественных произведений
Например: Девчонки и мальчишки! А так же их родители! Вы новенькие книжки увидеть, не хотите ли?
Специально для вас здесь и сейчас!
Мы рады вас видеть в нашей библиотеке ежедневно, кроме субботы, с 9 до 18.
Как проанализировать эффективность книжной выставки?
Прежде всего, её надо учесть. В дневнике библиотеки выделим особую графу, в которую заносим число документов, выданных читателям с книжной выставки. В кармашек каждого документа, представленного на выставке, можно вложить закладку из цветной бумаги с названием выставки. Этот индикатор библиотекарь, при записи документа, читателю вставит в формуляр, а при подведении итогов работы за день, сможет легко учесть этот документ, как выданный с выставки
После окончания срока действия книжной выставки по Дневнику подсчитывается, сколько изданий было взято с книжной выставки. Сравнив количество документов, представленных на книжной выставке, и выданных читателям, можно сделать вывод об её эффективности.
Можно вычислить коэффициент эффективности книжной выставки.
Для этого количество книговыдач с книжной выставки нужно разделить на число документов, представленных на выставке. Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью у читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой , определить , где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей.
Широко используется метод опроса читателей-анкетирование, интервьюривание. Они помогают выявить интерес читателей, и планировать работу в соответствии с их ожиданиями.
Какие виды традиционных книжных выставок используются в библиотеках?