kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сказочные уроки Ушинского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечное мероприятие по творчеству К. Д. Ушинского для 3 класса, расчитано на 2 встречи, с домашним заданием.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сказочные уроки Ушинского"»

Библиотечное мероприятие

по творчеству Ушинского для 3 класса. Урок 1.

Цель: Приобщение детей к чтению.

Задачи:

1.Знакомство учащихся с биографией и произведениями Ушинского.

2.Развитие способности наблюдать за сюжетом и анализировать поступки героев; высказывать свое отношение к героям, умения слушать и понимать других.

3.Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, воспитание ответственности, доброты, душевной чуткости.

Оборудование: проектор, книжная выставка, карточки с фактами.

Ход мероприятия:

-Как вы понимаете смысл пословицы: Без терпенья нет ученья?

(Для того чтобы чему-то научиться, нужно иметь терпение.)

-Какие ещё качества нужны человеку, чтобы хорошо учиться?

(Трудолюбие, старательность, аккуратность, внимательность, прилежание.) Получается, чтобы хорошо учиться, нужно развивать в себе эти качества.


Я хочу начать нашу беседу с маленького рассказа, всего в две строчки.

— Завтра научусь, а сегодня погуляю, — говорит ленивый.

— Завтра погуляю, а сегодня научусь, — говорит прилежный.



-Как вы понимаете слово прилежный? (Старательный.)

-Какую строчку выбрали бы вы для себя?

-Как вы думаете, кем по профессии был автор этого рассказа?

(Наверное, он был учителем.)

Правильно. Этот рассказ принадлежит перу удивительного человека, педагога и писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. Глядя на портрет Ушинского, вы можете сказать, в какое время он жил? (Он жил давно.) Да, он жил очень давно - 200 лет назад. Но, несмотря на это, его научные труды, сказки и рассказы читают до сих пор.



К.Ушинский. Биография. Видео (8:06) https://youtu.be/biWbUpE-LkU



-Почему К. Д. Ушинский решил написать учебники для детей? (потому что учебники, по которым учились дети, были скучные и непонятные. Ушинский хотел, чтобы детям было легко и интересно учиться).

-Как называются учебники, которые написал Ушинский? ("Родное слово" и "Детский мир") Учебник «Родное слово» переиздавался 164 раза. С помощью него обучались дети более 150 лет назад. В эти книги Ушинский поместил сказки — некоторые придумал сам, а некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал. -Какие это сказки? ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба", "Теремок мышки", "Гуси", "Козлятки и волк", "Лиса и волк", "Лиса и козел", "Лиса и кувшин", "Петух и кот", "Петух и собака" и др.)

Игра «Вот такой Ушинский».

Я подготовила для вас карточки, на которых написаны интересные факты из жизни Ушинского. Ваша задача - взять карточку и поведать нам один из фактов.

Факт 1. В краткой биографии Константина Ушинского он обычно именуется писателем. Да, он был писателем, это чистая правда. Но большую часть жизни Ушинский посвятил педагогике и стал одним из ее основоположников в нашей стране. Поэтому педагогом он является в большей степени, нежели писателем.

Факт 2. Принято считать, что Ушинский родился в 1824 году. Однако, есть сведения, что он родился на год раньше. Современные исследователи заявляют об этом, опираясь на документы тульских архивов. Путаница с данными произошла из-за переезда семьи и несвоевременной регистрацией на новом месте жительства.

Факт 3. Первым учителем Константина Дмитриевича стала его мать, женщина образованная и интеллигентная. Она настолько хорошо преподавала ему основы всех наук, что тот впоследствии в гимназию был зачислен сразу в третий класс, а не в первый.

Факт 4. Когда он учился в гимназии, ему приходилось ходить на уроки пешком, причём дорога в одну сторону занимала более часа. Его родители жили небогато, и позволить себе кучера с экипажем, который возил бы ребенка на учёбу, они не могли.

Факт 5. Несмотря на хорошие успехи в учёбе, Константин Ушинский провалил выпускные экзамены из гимназии, а потому даже не получил аттестата. Но в ту эпоху подобный документ для поступления в университет не требовался, а знаний Константину Дмитриевичу хватало, поэтому поступить в высшее учебное заведение он сумел.

Факт 6. За годы учебы в университете Константин полюбил театр. Он давал частные уроки, чтоб позволить себе покупать билеты на самые дальние ряды.

Факт 7. Благодаря Ушинскому исчезло разделение на “благородных” и “неблагородных” учащихся, все стали учиться вместе. А также учащимся было разрешено каникулы и праздники проводить дома.

Факт 8. Благодаря Ушинскому преподавать многие предметы стали на русском языке, а не на французском и немецком, как раньше.

Факт 9. Ушинский открыл специальный педагогический класс, в котором осуществлялась подготовка учащихся для работы в качестве воспитательниц.

Факт 10. У Ушинского было 3 сына и 3 дочери.

Факт 11. Имя Константина Ушинского носят улицы в 16 городах России и других странах, 20 учебных заведений и Научная педагогическая библиотека Российской Академии образования.

Факт 12. К 75-летию смерти Ушинского была учреждена медаль за отличие в педагогической науке. Медаль вручается по сей день.

Как мы уже говорили, Константин Дмитриевич Ушинский известен как великий русский педагог, но не меньшую известность принесли ему и рассказы, написанные для детского чтения.

Рассказы Ушинского хоть и невелики, но очень поучительны. Он сочинил рассказы о том, что близко детям, что окружает их в повседневной жизни, — о животных и птицах, о явлениях природы, о самих детях, об их занятиях и играх. Он рассказал ребятам про то, что хлеб, который они едят, одежда, которую они носят, дом, в котором живут, — все это дело рук людей. Он хотел донести до нас то, что самый нужный, самый уважаемый человек в обществе — это простой рабочий, крестьянин, ремесленник.

Ушинский в своих произведениях открывал самую большую тайну: в чем радость и счастье человека. Из его рассказов и сказок всем было ясно, что счастливым бывает только добрый, честный и трудолюбивый человек.

Я хотела бы почитать вам рассказ «Два плуга».

-Все ли знают, что такое плуг? (Плуг – это сельскохозяйственное орудие для вспашки и обработки земли.) -Кто такой земледелец? -Что такое лавка купца? -Как вы понимаете выражение «немедленно пошел в работу»? -Как вы понимаете выражение «бесполезно провалялся»? -Почему же второй плуг заржавел? -Подходит ли к этому рассказу пословица «Лень портит, а труд кормит»?

А вот еще один очень интересный рассказ Ушинского «Как рубашка в поле выросла». По нему был снят мультфильм. Хотите посмотреть?

Мультфильм (4:36) https://www.youtube.com/watch?v=hSaNHcIZXBQ

- О чем здесь рассказывает автор?

- Во времена Ушинского дети своими глазами видели, как из пшеницы получается хлеб, изо льна - одежда, из дерева - игрушки. И сколько сил уходит на это. Это сейчас мы можем все купить и не задумываемся, как все эти привычные вещи – одежда, ткани, хлеб, крупы и многое другое приходит в наш дом.

Ушинский описывает процесс выращивания и обработки льна. Главная мысль текста "Как рубашка в поле выросла" - это уважение к тяжелому крестьянскому труду. С мая по сентябрь люди трудились на полях и огородах, выращивая растения, борясь с сорняками, убирая и обрабатывая полученный урожай. При этом надо было еще ухаживать за домашними животными, заготавливать сено на зиму.


-Если взять наше время, часто ли встречаются люди, которые не уважают чужой труд?

-Можете привести примеры неуважения к чужому труду?



Домашнее задание: Дома вместе с родителями прочитать и обсудить рассказы Ушинского «Хлеб» и «Дети в роще», подобрать к этим рассказам подходящие по смыслу пословицы.





















Библиотечное мероприятие

по творчеству Ушинского для 3 класса. Урок 2.

Цель: Приобщение детей к чтению.

Задачи:

1.Знакомство учащихся с произведениями Ушинского.

2.Развитие способности наблюдать за сюжетом и анализировать поступки героев; высказывать свое отношение к героям, умения слушать и понимать других.

3.Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей, воспитание ответственности, доброты, душевной чуткости.

Оборудование: проектор, книжная выставка, тексты рассказов.

Ход мероприятия: На прошлой встрече мы с вами познакомились с выдающимся человеком.

-Кто может сказать, о ком мы с вами говорили? (К. Д. Ушинский)

-Давайте вспомним, чем же он так знаменит? (Основоположник научной педагогики, писатель)

-Какие учебники он написал? ("Родное слово" и "Детский мир")

-Почему он решил их написать? (Учебники, бывшие до него, были слишком сложными и непонятными)

-Скажите, актуальны ли в наше время его труды? Пользуемся ли мы с вами теми материалами, которые он разместил в своих учебниках? (Да)

-Сколько лет со дня рождения Ушинского исполняется в этом году? (200 лет)

-Кто был первым учителем Ушинского? (Его мама)

Вам было задано небольшое домашнее задание. Можете мне напомнить, какое? (Дома вместе с родителями прочитать и обсудить рассказы Ушинского «Хлеб» и «Дети в роще», подобрать к этим рассказам подходящие по смыслу пословицы.)

Давайте вспомним рассказ «Хлеб». О чем он? (Ответы детей)

Автор уже в первых предложениях дает ответ на этот вопрос. Ушинский так начинает свой рассказ: «Земля кормит человека, но кормит не даром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.»

Смогли подобрать пословицы? (Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Дай земле, и она тебе даст. Кто не работает, тот не ест. Горька работа, да хлеб сладок. Полениться — хлеба лишиться.)

Ребята, во время прочтения рассказа, столкнулись ли вы с трудностями? Наверное, попадались слова, значение которых вам не понятно. Помните, на прошлом занятии мы с вами познакомились со словом плуг? А здесь вам еще встретились слова соха, новина, навоз, озимь. Вы обсудили их с родителями?

Второй рассказ, который вы должны были прочитать дома, это рассказ «Дети в роще». Давайте вкратце вспомним сюжет этого рассказа, по одному предложению каждый. (Пересказ)

-Почему дети все же решили идти в школу?

-Чему учит этот рассказ?

-Какие пословицы подобрали к рассказу «Дети в роще»? (Делу время, потехе час. Сделал дело, - гуляй смело. Работаешь добросовестно, так и в глаза людям глядеть не совестно. Ученье — свет, а неученье — тьма.)

Ушинский свой рассказ «Дети в роще» заканчивает так: «…только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал все, что обязан был сделать.»

Теперь немного отдохнем, послушаем анимированную сказку Ушинского «Пчелы и муха». https://www.youtube.com/watch?v=HY6lpIWkfBY

-За что муха осуждает пчел? (Осуждает за радость и веселье.)

-Почему мухе не понятна радость пчел, она что, сама не умеет веселиться? (Муха боится будущего, не сделала запасы.)

-Чему учит произведение? (Сделал дело, - гуляй смело.)

А сейчас мы с вами познакомимся с еще одним очень поучительным рассказом Ушинского «Гуси». Читать будем по ролям. Кто желает?

-Почему домашние гуси не улетают на юг? (Они не могут так хорошо летать, как дикие гуси, утратили былую ловкость и силу.)

-А почему дикие гуси смогли сохранить хорошие физические данные? (Они сильнее, потому что сами добывают себе пищу, сами обороняются от врагов. Они не полагаются на людей, надеются только на себя.)

-Что ожидает человека, если за него все будут делать другие и он нем будет прилагать никаких усилий? (Он деградирует физически и умственно, не развивается, мышцы слабеют и атрофируются.)

-Что случается с мозгом, если его не заставлять работать, не тренировать? (Мыслительные способности снижаются.)

-А что способствует развитию мозга? (Мозг похож на мышцы: чем больше тренируешь, тем лучше они работает. Развитию мозга способствуют: решение примеров и задач, чтение книг, заучивание наизусть и пересказы, разгадывание кроссвордов, логические игры, шахматы…)

А теперь я вам предлагаю викторину «Узнай произведение по тексту»: вашему вниманию будут представлены отрывки из произведений Ушинского, а вы должны угадать его название. (Викторина-презентация)

Слайд 3. — От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая. («Два плуга»)

Слайд 5. Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве, на солнышке, и взбрызгивали водой. («Как рубашка в поле выросла»)

Слайд 7. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. («Хлеб»)

Слайд 9. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да еще мешаете другим дело делать. («Дети в роще»)

Слайд 11. Мы повеселимся, пока светит солнышко, а как наступит непогода, спрячемся в свой тёплый улей, где у нас за лето припасено много мёду. («Пчелы и муха»)

Слайд 13. Нет, теперь я буду стараться сам все для себя делать, а не то, пожалуй, и со мной может сделаться то же, что с домашними гусями, которые разучились летать. («Гуси»)

Вот и подходит к концу наше занятие. Мы с вами успели познакомиться с несколькими произведениями Ушинского. Чему они учат, какие мы можем сделать выводы? (Все произведения Ушинского учат добру, трудолюбию, взаимовыручке.)

Я вам желаю, ребята, чтобы вы не забывали о добрых сказочных уроках Ушинского. Помните, что нужно уважать чужой труд, помогать близким, беречь все, что нас окружает, любить животных и природу, и, конечно же, прилежно учиться.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Школьному библиотекарю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
"Сказочные уроки Ушинского"

Автор: Садрисламова Зимфира Раисовна

Дата: 17.03.2023

Номер свидетельства: 627700

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-Конспект урока на тему: Рисование выбранного сюжета. Твоя книжка. Сказка «Колобок»."
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_uroka_na_temu_risovanie_vybrannogo_siuzheta_tvoia_knizhka_skazka_k"
    ["file_id"] => string(6) "645858"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1708246528"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Фольклор на уроках литературного чтения. "
    ["seo_title"] => string(45) "fol-klor-na-urokakh-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "187237"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426493042"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) ""Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад"
    ["seo_title"] => string(64) "effiektivnost_poznavatiel_nykh_urokov_po_razvitiiu_riechi_doklad"
    ["file_id"] => string(6) "381043"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484764997"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Искусство( ИЗО) . Типы уроков по ИЗО. "
    ["seo_title"] => string(32) "iskusstvo-izo-tipy-urokov-po-izo"
    ["file_id"] => string(6) "186757"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426416778"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Типы уроков по ИЗО "
    ["seo_title"] => string(18) "tipy-urokov-po-izo"
    ["file_id"] => string(6) "187421"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426514511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства