kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность познавательных уроков по развитию речи

            Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих  психофизических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека. Русский писатель Ю.Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы».

            К.Д.Ушинский противопоставляет стихийности игровой деятельности идею испльзования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через  игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

            Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе  игрового общения старших детей создаётся коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.

            Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринуждённость, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство  оптимизации и стимуляции процесса обучение, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.

            Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.

            Каждая игра включает в себе несколько элементов, а именно: задачу, содержание, правила и игровые действия. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный  и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).

            Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать и так:

            Игры-предложения. «Что было бы …?» или «Что бы я сделал …?» и др. Содержание игры заключение в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

            Игры-загадки  используются  для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

            Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы  и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.

            Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получать результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель  игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление  игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Фонетические игры:

  1. «Какой звук я задумал?» (игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
  2. «Назови слово» (игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры  мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

На уроках повторенияи обобщения изученного на заключительных уроках по фонетике и орфографии игровые задания помогают не только закрепить навыки русского произношения и правописания, но и расширять и активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертенна уроке.

          Приведём примеры заданий:

          Какие два звука обозначаются одной буквой? (е,ё,ю,я – [йэ], [йо], [йу], [йа]).

Кто напишет больше слова начинающихся с этих букв?

Какую работу выполняет в слове Ъ? (он разделяет приставку и корень).

Запишем как можно больше слов с Ъ.

В каких словах Ь служит для обозначения мягкостизвука [н] (день, тюлень, лень).

Кто вспомнит больше слов на – ень? (полдень, ливень, ремень, камень, тень, зелень и др. ).

          На уроке по лексике на тему: «Многозначные слова» я провела игру «Кто идёт?». Называю предмет, человека или животного и произношу слово идёт. Если предмет действительно ходит, дети поднимают руки, если нет – руки не поднимают. Выигрывает та команда, которая меньше сделала ошибок (часы, трамвай, мяч, книга, кошка, девочка и т.д)

          Игра «Наоборот». Подбери антонимы. Высоко - …, далеко - …, потолок- …, потерял- …, трус- …, начало- ….

В процессе работы с занимательными играми затрагиваются не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.

Фундамент грамотности закладывается в начальных классах, в пятых, шестых классах. Поэтомусучениками нужнобольше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.

 

 

Енбекшиказахсий район

Средняя школа Акши

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  «Эффективность

познавательных уроков

по развитию речи»

 

 

 

 

Учитель русского языкаА.Абдулла

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад»

Эффективность познавательных уроков по развитию речи

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека. Русский писатель Ю.Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы».

К.Д.Ушинский противопоставляет стихийности игровой деятельности идею испльзования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения старших детей создаётся коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринуждённость, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучение, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.

Каждая игра включает в себе несколько элементов, а именно: задачу, содержание, правила и игровые действия. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).

Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать и так:

Игры-предложения. «Что было бы …?» или «Что бы я сделал …?» и др. Содержание игры заключение в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получать результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Фонетические игры:

  1. «Какой звук я задумал?» (игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.

  2. «Назови слово» (игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

На уроках повторения и обобщения изученного на заключительных уроках по фонетике и орфографии игровые задания помогают не только закрепить навыки русского произношения и правописания, но и расширять и активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертен на уроке.

Приведём примеры заданий:

Какие два звука обозначаются одной буквой? (е,ё,ю,я – [йэ], [йо], [йу], [йа]).

Кто напишет больше слова начинающихся с этих букв?

Какую работу выполняет в слове Ъ? (он разделяет приставку и корень).

Запишем как можно больше слов с Ъ.

В каких словах Ь служит для обозначения мягкости звука [н] (день, тюлень, лень).

Кто вспомнит больше слов на – ень? (полдень, ливень, ремень, камень, тень, зелень и др. ).

На уроке по лексике на тему: «Многозначные слова» я провела игру «Кто идёт?». Называю предмет, человека или животного и произношу слово идёт. Если предмет действительно ходит, дети поднимают руки, если нет – руки не поднимают. Выигрывает та команда, которая меньше сделала ошибок (часы, трамвай, мяч, книга, кошка, девочка и т.д)

Игра «Наоборот». Подбери антонимы. Высоко - …, далеко - …, потолок- …, потерял- …, трус- …, начало- … .

В процессе работы с занимательными играми затрагиваются не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.

Фундамент грамотности закладывается в начальных классах, в пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.



Енбекшиказахсий район

Средняя школа Акши







Тема: «Эффективность

познавательных уроков

по развитию речи»





Учитель русского языка А.Абдулла







2012-2013 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад

Автор: Абдулла Айнаш Абдуллаевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 381043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках письма и развития речи через использование словарной работы» "
    ["seo_title"] => string(140) "doklad-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-chieriez-ispol-zovaniie-slovarnoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "110961"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406830807"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Доклад на тему: «Современные образовательные технологии в начальной школе» "
    ["seo_title"] => string(83) "doklad-na-tiemu-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "162752"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422385542"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства