"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад
"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад
Эффективность познавательных уроков по развитию речи
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека. Русский писатель Ю.Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы».
К.Д.Ушинский противопоставляет стихийности игровой деятельности идею испльзования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.
Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения старших детей создаётся коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринуждённость, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучение, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.
Каждая игра включает в себе несколько элементов, а именно: задачу, содержание, правила и игровые действия. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать и так:
Игры-предложения. «Что было бы …?» или «Что бы я сделал …?» и др. Содержание игры заключение в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получать результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
«Какой звук я задумал?» (игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
«Назови слово» (игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
На уроках повторенияи обобщения изученного на заключительных уроках по фонетике и орфографии игровые задания помогают не только закрепить навыки русского произношения и правописания, но и расширять и активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертенна уроке.
Приведём примеры заданий:
Какие два звука обозначаются одной буквой? (е,ё,ю,я – [йэ], [йо], [йу], [йа]).
Кто напишет больше слова начинающихся с этих букв?
Какую работу выполняет в слове Ъ? (он разделяет приставку и корень).
Запишем как можно больше слов с Ъ.
В каких словах Ь служит для обозначения мягкостизвука [н] (день, тюлень, лень).
Кто вспомнит больше слов на – ень? (полдень, ливень, ремень, камень, тень, зелень и др. ).
На уроке по лексике на тему: «Многозначные слова» я провела игру «Кто идёт?». Называю предмет, человека или животного и произношу слово идёт. Если предмет действительно ходит, дети поднимают руки, если нет – руки не поднимают. Выигрывает та команда, которая меньше сделала ошибок (часы, трамвай, мяч, книга, кошка, девочка и т.д)
Игра «Наоборот». Подбери антонимы. Высоко - …, далеко - …, потолок- …, потерял- …, трус- …, начало- ….
В процессе работы с занимательными играми затрагиваются не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.
Фундамент грамотности закладывается в начальных классах, в пятых, шестых классах. Поэтомусучениками нужнобольше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.
Енбекшиказахсий район
Средняя школа Акши
Тема: «Эффективность
познавательных уроков
по развитию речи»
Учитель русского языкаА.Абдулла
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад»
Эффективность познавательных уроков по развитию речи
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека. Русский писатель Ю.Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы».
К.Д.Ушинский противопоставляет стихийности игровой деятельности идею испльзования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.
Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения старших детей создаётся коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.
Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринуждённость, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучение, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.
Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.
Каждая игра включает в себе несколько элементов, а именно: задачу, содержание, правила и игровые действия. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).
Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать и так:
Игры-предложения. «Что было бы …?» или «Что бы я сделал …?» и др. Содержание игры заключение в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.
Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.
Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получать результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.
«Какой звук я задумал?» (игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
«Назови слово» (игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
На уроках повторения и обобщения изученного на заключительных уроках по фонетике и орфографии игровые задания помогают не только закрепить навыки русского произношения и правописания, но и расширять и активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертен на уроке.
Приведём примеры заданий:
Какие два звука обозначаются одной буквой? (е,ё,ю,я – [йэ], [йо], [йу], [йа]).
Кто напишет больше слова начинающихся с этих букв?
Какую работу выполняет в слове Ъ? (он разделяет приставку и корень).
Запишем как можно больше слов с Ъ.
В каких словах Ь служит для обозначения мягкости звука [н] (день, тюлень, лень).
Кто вспомнит больше слов на – ень? (полдень, ливень, ремень, камень, тень, зелень и др. ).
На уроке по лексике на тему: «Многозначные слова» я провела игру «Кто идёт?». Называю предмет, человека или животного и произношу слово идёт. Если предмет действительно ходит, дети поднимают руки, если нет – руки не поднимают. Выигрывает та команда, которая меньше сделала ошибок (часы, трамвай, мяч, книга, кошка, девочка и т.д)
Игра «Наоборот». Подбери антонимы. Высоко - …, далеко - …, потолок- …, потерял- …, трус- …, начало- … .
В процессе работы с занимательными играми затрагиваются не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.
Фундамент грамотности закладывается в начальных классах, в пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.