kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность познавательных уроков по развитию речи

            Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих  психофизических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека. Русский писатель Ю.Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы».

            К.Д.Ушинский противопоставляет стихийности игровой деятельности идею испльзования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через  игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

            Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе  игрового общения старших детей создаётся коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.

            Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринуждённость, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство  оптимизации и стимуляции процесса обучение, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.

            Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.

            Каждая игра включает в себе несколько элементов, а именно: задачу, содержание, правила и игровые действия. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный  и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).

            Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать и так:

            Игры-предложения. «Что было бы …?» или «Что бы я сделал …?» и др. Содержание игры заключение в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

            Игры-загадки  используются  для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

            Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы  и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.

            Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получать результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель  игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление  игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Фонетические игры:

  1. «Какой звук я задумал?» (игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.
  2. «Назови слово» (игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры  мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

На уроках повторенияи обобщения изученного на заключительных уроках по фонетике и орфографии игровые задания помогают не только закрепить навыки русского произношения и правописания, но и расширять и активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертенна уроке.

          Приведём примеры заданий:

          Какие два звука обозначаются одной буквой? (е,ё,ю,я – [йэ], [йо], [йу], [йа]).

Кто напишет больше слова начинающихся с этих букв?

Какую работу выполняет в слове Ъ? (он разделяет приставку и корень).

Запишем как можно больше слов с Ъ.

В каких словах Ь служит для обозначения мягкостизвука [н] (день, тюлень, лень).

Кто вспомнит больше слов на – ень? (полдень, ливень, ремень, камень, тень, зелень и др. ).

          На уроке по лексике на тему: «Многозначные слова» я провела игру «Кто идёт?». Называю предмет, человека или животного и произношу слово идёт. Если предмет действительно ходит, дети поднимают руки, если нет – руки не поднимают. Выигрывает та команда, которая меньше сделала ошибок (часы, трамвай, мяч, книга, кошка, девочка и т.д)

          Игра «Наоборот». Подбери антонимы. Высоко - …, далеко - …, потолок- …, потерял- …, трус- …, начало- ….

В процессе работы с занимательными играми затрагиваются не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.

Фундамент грамотности закладывается в начальных классах, в пятых, шестых классах. Поэтомусучениками нужнобольше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.

 

 

Енбекшиказахсий район

Средняя школа Акши

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  «Эффективность

познавательных уроков

по развитию речи»

 

 

 

 

Учитель русского языкаА.Абдулла

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад»

Эффективность познавательных уроков по развитию речи

Игра, являясь простым и близким человеку способом познания окружающей действительности, должна быть путём к овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками. Игра – это уникальный феномен общечеловеческой культуры, её исток и вершина. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра как феномен культуры обучает, воспитывает, развивает, социализирует, развлекает, даёт отдых, внося в содержание досуга бесконечные сюжеты и темы жизни и деятельности человека. Русский писатель Ю.Нагибин так оценивает значение детской игры: «В игре выявляется характер ребёнка, его взгляды на жизнь, его идеалы».

К.Д.Ушинский противопоставляет стихийности игровой деятельности идею испльзования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Воспитание в игре есть школа овладения культурой общения в жизни. В процессе игрового общения старших детей создаётся коллектив. Коллективные игры способствуют воспитанию у детей чувства коллективизма, дружбы и ответственности за свои действия. Такие игры являются и средством воздействия на тех ребят, у которых в результате предшествующего неправильного воспитания стали проявляться эгоизм, агрессивность, замкнутость.

Игра должна сохранять эмоциональный настрой детей, их непринуждённость, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Игра – не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучение, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся. Игра – превосходный материал подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходиться заниматься менее приятными вещами. Ученики всегда активны во время игры, потому что из-за него приятное времяпровождение быстро закончилось.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие и не имеет утилитарных целей, является непродуктивной деятельностью.

Каждая игра включает в себе несколько элементов, а именно: задачу, содержание, правила и игровые действия. Это может быть ознакомление с окружающим миром (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления).

Между играми с правилами и творческими играми много общего: наличие условной игровой цели, необходимость в активной самостоятельной деятельности, работа воображения. Многие игры с правилами имеют сюжет, в них разыгрываются роли. Правила есть и в творческих играх – без этого не может успешно происходить игра, но эти правила дети устанавливают сами, в зависимости от сюжета; в играх с правилами главное – решение задачи, выполнение правил. Можно группировать и так:

Игры-предложения. «Что было бы …?» или «Что бы я сделал …?» и др. Содержание игры заключение в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Игры-загадки используются для проверки знаний, находчивости. Детям нравятся игры-загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

Игры-беседы (диалоги). В их основе лежит общение учителя с детьми, детей с учителем и детей между собой. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержание разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Всё это характеризует активный поиск решения задачи.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это развивает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получать результат: решить задачу, чему-то научиться. Цель игры-путешествия – усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочной необычности, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.

Фонетические игры:

  1. «Какой звук я задумал?» (игра-загадка). Учитель называет цепочку слов, в которых встречается один и тот же звук, а дети отгадывают его. Отгадавший первым получает право загадать свою загадку.

  2. «Назови слово» (игра с предметом). Ведущий бросает участникам игры мяч по очереди, называя звук; участники возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.

На уроках повторения и обобщения изученного на заключительных уроках по фонетике и орфографии игровые задания помогают не только закрепить навыки русского произношения и правописания, но и расширять и активизировать лексический запас учеников. Элемент соревновательности при выполнении этих заданий позволяет вовлечь в работу и самых сильных ребят, и тех, кто обычно инертен на уроке.

Приведём примеры заданий:

Какие два звука обозначаются одной буквой? (е,ё,ю,я – [йэ], [йо], [йу], [йа]).

Кто напишет больше слова начинающихся с этих букв?

Какую работу выполняет в слове Ъ? (он разделяет приставку и корень).

Запишем как можно больше слов с Ъ.

В каких словах Ь служит для обозначения мягкости звука [н] (день, тюлень, лень).

Кто вспомнит больше слов на – ень? (полдень, ливень, ремень, камень, тень, зелень и др. ).

На уроке по лексике на тему: «Многозначные слова» я провела игру «Кто идёт?». Называю предмет, человека или животного и произношу слово идёт. Если предмет действительно ходит, дети поднимают руки, если нет – руки не поднимают. Выигрывает та команда, которая меньше сделала ошибок (часы, трамвай, мяч, книга, кошка, девочка и т.д)

Игра «Наоборот». Подбери антонимы. Высоко - …, далеко - …, потолок- …, потерял- …, трус- …, начало- … .

В процессе работы с занимательными играми затрагиваются не столько память, сколько интеллект ребёнка, его аналитические возможности. В связи с этим у учащихся более активно развивается способность к языковой догадке.

Фундамент грамотности закладывается в начальных классах, в пятых, шестых классах. Поэтому с учениками нужно больше заниматься и играть в развивающие игры. А это вызовет интерес и желание больше узнать, учить думать, логически мыслить, конечно же, общаться друг с другом. Надо, чтобы каждый урок, каждая трудная тема вызвала интерес у школьников, желание больше узнать, чтобы потом этими знаниями уверенно пользоваться в жизни.



Енбекшиказахсий район

Средняя школа Акши







Тема: «Эффективность

познавательных уроков

по развитию речи»





Учитель русского языка А.Абдулла







2012-2013 учебный год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Эффективность познавательных уроков по развитию речи" доклад

Автор: Абдулла Айнаш Абдуллаевна

Дата: 18.01.2017

Номер свидетельства: 381043

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Доклад «Развитие познавательной активности обучающихся на уроках письма и развития речи через использование словарной работы» "
    ["seo_title"] => string(140) "doklad-razvitiie-poznavatiel-noi-aktivnosti-obuchaiushchikhsia-na-urokakh-pis-ma-i-razvitiia-riechi-chieriez-ispol-zovaniie-slovarnoi-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "110961"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1406830807"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Доклад на РМО начальных классов по теме «Индивидуальная работа с учащимися с ОВЗ» "
    ["seo_title"] => string(89) "doklad-na-rmo-nachal-nykh-klassov-po-tiemie-individual-naia-rabota-s-uchashchimisia-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "182983"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425662741"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Доклад на тему: Использование ИКТ в ГПД с целью развития психических функций детей "
    ["seo_title"] => string(94) "doklad-na-tiemu-ispol-zovaniie-ikt-v-gpd-s-tsiel-iu-razvitiia-psikhichieskikh-funktsii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "231267"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442430384"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Доклад на тему: "Особенности развития двигательных возможностей и формирование трудовых приемов у детей с нарушением интеллекта""
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_na_temu_osobennosti_razvitiia_dvigatelnykh_vozmozhnostei_i_formirovanie_t"
    ["file_id"] => string(6) "565531"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607173371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства