Просмотр содержимого документа
«Библиотечный урок «Его имя носит школа»»
Библиотечный урок
«Его имя носит школа», посвященный памяти Ф.Е. Федорова.
Н.В. Хотнянская,
педагог-библиотекарь,
МАОУ СОШ № 30
города Тюмени.
Цель:
Воспитание патриотических чувств обучающихся на примере жизни участника Великой Отечественной войны, первого директора МАОУ СОШ № 30 города Тюмени; воспитание уважительного отношения к старшему поколению, причастности к истории своей малой родины, школы.
На фоне песни М.Ясеня «Майский вальс», слайдов о войне, ученик читает стихотворение В. Матвеевой «Пути фронтовые»:
Стираются лица, стираются даты, Порой наша память не все сохранит, Но видят и нынче седые солдаты Приволжскую степь, черноморский гранит. Пути фронтовые припомнятся снова, Лишь карт пожелтевших коснетесь рукой: Снега под Москвою, дожди под Ростовом, Апрельский туман за чужою рекой. Какими путями прошли вы, солдаты, Какие преграды сумели сломить! Стираются лица, стираются даты — Военных дорог никогда не забыть! Далекое время вам кажется близким, Да нет очень многих друзей среди вас — Пути отмечая, стоят обелиски, Ведут о боях молчаливый рассказ… Стираются даты, стираются лица, Но будет победно и вечно цвести Девятого мая салют над столицей, Связавший узлом фронтовые пути.
Педагог-библиотекарь:
75 лет прошло с майского дня 1945 года, когда над Рейхтагом подняли красный флаг и закончилась та страшная война для советских людей.
Весть о долгожданной Победе застала Фёдора Ефимовича Федорова на берегу реки Влтава 11 мая 1945 года.
В 1949 году он осуществил свою мечту: поступил на исторический факультет Тюменского педагогического института. Учился и работал в вечерней железнодорожной школе № 5. По окончании института Федоров Ф.Е. был назначен завучем, а затем и директором этой школы. В 1956 г. его перевели в мужскую школу № 51. В это же время он помогал открыть Тугулымский пионерский лагерь.
1 мая 1959 г. Федор Ефимович был назначен директором школы-новостройки № 30. 1 октября 1959 года школа была открыта в составе 45 классов (в школе насчитывалось 1832 ученика!). Рядом со школой заложили сквер «Комсомольский». В 1960 г. Фёдора Ефимовича перевели в школу № 1, затем более 14 лет он был директором школы № 4 и 10 лет – школы № 7.
- Кто из вас знает, почему имя Федорова Ф.Е. было присвоено нашей школе? Только ли за то, что он был первым директором?
- Ответы… (Федоров Ф.Е. – участник Великой Отечественной войны; он отвечал за ввод в эксплуатацию нашей школы).
Давайте послушаем рассказ о военном пути Ф.Е.Федорова.
Ученик:
- Федор Ефимович Федоров родился 15 марта 1926 года в селе Куларово Вагайского района Тюменской области. Закончил семилетку. После школы поступил в Тобольское педагогическое училище. Когда началась война, потребовались рабочие специальности, поэтому Федор Ефимович в 1941 году прошел курсы шоферов, в 1942-м — курсы комбайнеров. Летом 1942 года работал комбайнером в Черноковской МТС деревень Малая и Большая Плесовская. За работу на комбайне наградили красным знаменем. Однажды шла мимо поля Антонина Ганихина, директор местной школы, увидела юношу и всплеснула руками: «Дипломированный специалист! И пахать устроился! А у меня некому уроки вести… У тебя совесть-то есть?» Так Федор Ефимович начал учительствовать в той же школе, где раньше учился сам. 1 сентября 1943 года провел первые уроки. Первыми учениками были земляки и дети блокадного Ленинграда.
В декабре 1943 года он был призван в армию. Сначала служил в 105-м стрелковом полку в городе Ачинске, затем проходил обучение в Балашовском летном училище. После училища его направляют в 114-ю воздушно-десантную дивизию в город Тейково Ивановской области. В составе этой дивизии принял участие в боях за освобождение Венгрии, Австрии, Чехословакии, форсировании рек Марцел и Раба (Венгрия), сражении за столицу Австрии город Вену. По приказу И.В. Сталина 114-й дивизии было присвоено звание «Гвардейская Венская Краснознаменная воздушно-десантная дивизия».
Награжден за участие в разминировании минных полей орденами Отечественной войны 2-й степени, Славы 3-й степени, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Ученик:
Конец апреля. 1945 год. Ясное весеннее утро. Душно. От аромата цветов и горных трав кружится голова. Густую и безмятежную тишину нарушает иногда лишь негромкое пение птиц. Молодые ребята, которые небольшой группой подходят к подножию Альп, уже успели забыть, что небо может быть таким чистым и безоблачным, уже отвыкли от такой тишины. Они с удовольствием поднимают лица к солнцу, касаются загрубевшими от оружия ладонями высокой травы, глубоко вдыхают горный воздух — в нем нет металлического запаха крови, пороха, мокрой, развороченной снарядами земли. В нем нет запаха опасности.
Окрестности маленького австрийского городка-станции Хайнфельд. Это был один из последних опорных пунктов долгого и тяжелого пути 114-й гвардейской воздушно-десантной дивизии — от Ивановской области через Венгрию, Австрию и до Чехословакии. Именно то, что произошло в этом городе, Федор Ефимович Федоров помнил отчетливо и спустя 70 лет. Когда корпусы 9-й Армии пересекли австро-венгерскую границу, на той стороне — уже в Австрии, солдат встретил орудийный залп. По тому, как взметалась и горела земля, солдаты поняли: это «Катюши». Так вышло, что бойцов, уже дислоцирующихся «по ту сторону», не успели предупредить. Благо, никто из ребят не погиб. Потом еще долго со смешанным чувством страха и восторга вспоминали такое необычное боевое крещение. Молодому русскому солдату Федору и его товарищам выдалось на себе испытать, что такое мощь родной русской артиллерии. Тогда-то и поняли, почему враг трепещет перед русской «Катюшей».
Педагог-библиотекарь:
Учителя по призванию, Фёдора Ефимовича отличали ответственность за результаты своего дела, творческий подход к решению сложных педагогических и управленческих задач, безграничная преданность своему делу. На празднование 60-летия Победы он был в составе делегации в Москве, где ему подарили сувенирный звонок, который он привез в школу ребятам на память. С тех пор в нашей школе 1 сентября и на Последнем звонке звучат 2 колокольчика.
Слово предоставляется педагогу нашей школы ____, которая немало сделала для создания музейной комнаты в нашей школе и увековечивания памяти о Ф.Е.Федорове.
Учитель:
В 2010 году школе присвоено имя ее первого директора, ветерана Великой Отечественной войны Федора Ефимовича Федорова.
Музейную комнату открыли в 2011 году. Немалую помощь оказал сам Федор Ефимович. Он передал в музейную комнату фотографии, награды, карту боев, некоторые личные вещи. Федор Ефимович часто приезжал в школу, встречался с детьми, ветеранами. А как он рассказывал о войне, о людях, с которыми ему довелось идти вместе по жизненному пути…
Одна из его выпускниц даже за рубежом продолжала поддерживать связь с учителем. Людмила живет во Флориде, работает в доме престарелых людей. Однажды один из его постояльцев, Эдвард Смит, заинтересовался рассказом о тюменском фронтовике, ведь он сам ветеран войны. В далёкую Сибирь полетели письмо с фотографией американского солдата и небольшой подарок– кепка с вышитой надписью: «Worldwar II veteran. Iser ved withpride!» (Ветеран Второй мировой войны. Я отслужил с гордостью»). Тот, кто носит в Америке такую кепку, не показывает документы для бесплатного проезда, сообщалось в письме. Теперь эта кепка хранится в школе.
15.12.2015 года была открыта именная доска Ф.Е.Федорова.
Мы много раз вместе с учениками встречались с Федором Ефимовичем, ездили к нему домой, а потом в Пансионат для ветеранов войны и труда на ул. Минская, 86. До самого конца Федор Ефимович всегда с огромной теплотой относился к учителям и ученикам 30 школы.