Просмотр содержимого документа
«"В мире профессий" »
Разделы: КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Сергеева Г.В.
МКОУ Березовская оош
Цель: Знакомство учащихся с различными профессиями, развитие живого интереса к многообразному миру профессий с использованием различных методик.
Задачи:
Воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным.
Усвоение учащимися глубоких и всесторонних знаний по проблеме выбора профессии.
Формирование комплекса мотивов выбора профессии: самореализация и самоутверждение, желание принести пользу семье и близким людям, удовлетворение материальных потребностей.
Форма проведения: Устный журнал
Возраст учащихся – 15 лет.
Оснащение: оформлена доска: запись темы, стих В.Маяковского; тесты План 1.Вступительное слово 2.Устный журнал «В мире профессий» 2.1Проблема: «Лишние люди на рынке труда» 2.2Лента новостей 2.3Формула успешного выбора 3. Рубрика «Ликбез»
4.Итоги теста «Профпригодность» 5.Игра « Он и она» 6.Ярмарка профессий. 7.Заключительное слово 8.Рефлексия
1.Вступительное слово:
Ребята, сегодняшний классный час, мы проведём, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит окунуться в этот взрослый мир и выбрать своё место в нём.
Ребята, в 9 классе общество требует от Вас профессионального самоопределения, хотя и первоначального.
Наш классный час я хотела бы начать строчками стихотворения В.Маяковского для детей, он с очень взрослым смыслом:
У меня растут года Скоро и семнадцать. Где работать мне тогда? Чем мне заниматься?»
И действительно, пройдет совсем немного времени и перед Вами встанет нелегкий выбор, от которого, будет зависеть Ваша жизнь. Итак, классный
час «В мире профессий» посвящён профессиональной ориентации. Вас ждут так такие рубрики:
Каждый год сотни тысяч молодых людей выходят на рынок труда, но очень многие – около половины, так и не находят применения своим знаниям и остаются за бортом. Сейчас, например, на российском рынке труда много лишних юристов и экономистов. Зато очень престижными и востребованными стали инженеры-технологи, особенно в пищевой промышленности, строители, радиоэлектронщики, рабочие разных специальностей. А их-то как раз и не хватает в стране. Получить диплом сейчас не проблема, только учись и занятия не прогуливай! Однако после окончания учёбы почти половина молодых специалистов пополняет армию безработных. Такое же положение и в других развитых странах. По данным свежей статьи по Челябинской области: по специальности не работает 65% выпускников. Почему же так получается? С одной стороны – острая нехватка специалистов, а с другой – безработица, лишние люди на рынке труда.
Вопрос классу. Почему же так происходит? Круглый стол: высказывания учащихся. Вывод: Всему виной ошибки при выборе профессии. Многие молодые люди, выбирая профессию, не учитывают своих возможностей, гонятся за престижностью, модой, деньгами. В результате – разочарование, неверие в себя, ощущение своей ненужности и невостребованности. Чтобы избежать этого, надо осознанно подходить к выбору профессии. Как же принять правильное решение, о котором не пришлось бы потом пожалеть?
2.2 «Лента новостей» : Выбор профессии – один из серьезнейших выборов: его случайность и недостаточная осмысленность потенциально трагичны. Поэтому очень важно правильно изучить себя и свои возможности. Исследования показывают. Что люди, неудовлетворенные своей профессией, не только не добиваются высоких результатов, но и чаще болеют, имеют пониженный фон настроения.
Таким образом, принимая решение, необходимо тщательно взвесить все «за» и «против», а не руководствоваться принципом: «все пошли, и я пошел», «так получилось», «захотелось».
Конечно, в жизни бывают разные ситуации, и далеко не всегда все получается так, как мы хотим.
Например: Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.
Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека?
Высказываются 2-3 человека.
Учитель - В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом. На этой почве у него может развиться чувство неудовлетворенности.
Как Вы, считаете, какими факторами руководствуется современная молодежь при выборе профессии ?
Высказываются 2-3 человека. (Престижность профессии, заработная плата, пример родителей, свои интересы.)
Учитель: Вы правы, фактор престижности в настоящее время часто имеет место быть при выборе профессии. Но надо признать, это не самый верный принцип выбора, поскольку престиж сродни моде, а мода, как мы знаем, очень быстротечна.
2.3 Следовательно, какую мы можем вывести формулу успешного выбора?
На самом деле выбор профессии «стоит на трех китах»:
ХОЧУ, МОГУ, НАДО.
Давайте подробнее на них остановимся:
ХОЧУ – личные цели, интересы, потребности.
МОГУ – учет своих возможностей, способностей, состояния здоровья.
Здесь можно вспомнить слова И.А.Крылова «Берись за то, к чему ты склонен, коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец»
Как вы понимаете это высказывание? Высказываются 2-3 человека.
(У человека всегда лучше получается то, что ему интересно, в чем он хорошо разбирается, тогда и он получает удовлетворение от работы, и работа получается качественной).
Учитель: Совершенно верно. И согласитесь, что это- счастье, когда способности и интересы, т.е. «хочу» и «могу» совпадают.
А как это можно назвать одним словом? (Призвание)
Верно. Но кроме умственных способностей необходимо учитывать и возможности физические.
Например: одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.
Другой пример: Человек может приспособиться к любым условиям, поэтому почти каждый практически здоровый человек смог бы выполнить любую работу, но какой ценой? За успех можно заплатить разную цену. Она измеряется в затратах физического и психического здоровья.
Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.
НАДО – надо учитывать потребности рынка труда.
3. Учитель: А сейчас открываем рубрику «Ликбез». Будем вместе с вами заниматься ликвидацией безграмотности в сфере профессий. Вы узнаете о разных типах профессий.
Ведущая: В мире существует более 50 000 профессий. Одни из них очень распространенные – врач, учитель, продавец… Другие насчитывают единицы. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России принято пользоваться классификацией профессора Е.А.Климова. Все профессии объединяют в пять больших групп, типов.
1 ученик: 1 тип: Человек – природа. Люди этих профессий имеют дело с живой и не живой природой (ветеринар, агроном, пчеловод, биолог, гидролог, животновод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.
Учитель: Знакомы вам такие профессии? Что можете рассказать о некоторых из этих профессий? Кто хотел бы получить одну из этих профессий?
2 ученик: Второй тип: Человек – техника. Это могут быть лётчики, водители, матросы, токари, слесари, программисты и другие профессии, использующие технические устройства.
Учитель: Какие из этих профессий востребованы на рынке труда?
3 ученик: Третий тип: Человек – человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся: учитель, врач, журналист, продавец.
Учитель: Каких специалистов третьего типа не хватает в стране? Тест №1 (Приложение1)
4 ученик: Четвёртый тип: Человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своём труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, экономисты, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах. Учитель: Какие профессии этого типа уже лишние на рынке труда?
5 ученик: Пятый тип: Человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты, композиторы, поэты, художники, актёры, дизайнеры и др.
Учитель: Если человек правильно выбрал профессию и имеет работу, то он с удовольствием и качественно выполняет свою работу. Про таких людей говорят – мастер своего дела. Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои способности, психологические особенности, физические способности.
4.На предыдущем классном часе мы провели тестирование. (Приложение 2) По итогам теста в классе выделилось 2 типа: 1 тип: Человек-человек и другой тип: Это люди любой профессии. Учитель: Этот тест – только очень приблизительная оценка профессиональных способностей. В истории много случаев, когда человеку говорили о том, что из него ничего не выйдет, а он добивался выдающихся результатов. В конечном счёте всё решает желание человека. А вообще людям любой профессии необходимо работать над собой всегда, и тогда любая мечта станет реальностью.
5. Игра «Он и она». (Приложение 3) Учитель: В игре присутствует профессия – офицер. Что вы можете сказать об этой профессии? (Высказывания учащихся). Да есть такая профессия – защищать Родину: Офицеры России! Люди, выбравшие эту профессию, должны обладать мужеством, стойкостью, иметь большую силу воли, быть готовыми к любым трудностям, быть патриотами своей Родины. Священный долг – служить Родине!
6.«Ярмарка профессий». Учитель: Некоторые ребята нашего класса уже определились с выбором профессии .Предоставим им слово. (Защита профессий).
Ведущая: Какие редкие профессии вы знаете? (суфлер, океанолог)
Одни профессии очень древние, другие же появились совсем недавно. Порой, даже не каждый взрослый человек может объяснить, что за род деятельности скрывается за тем или иным названием.
Например, клипмейкер, промоутер, мерчендайзер….
А какие современные профессии вы можете назвать? Отвечают 2-3 человека.
Попробуйте объяснить суть работы человека этой профессии. Какими качествами он должен обладать? (если дети затрудняются, учитель предлагает какие-либо определенные профессии и сам объясняет суть работы людей этих профессий) Учитель: Сегодня на российском рынке труда самым большим спросом пользуются: секретарь – референт, менеджер по продажам, помощник руководителя (супервайзер), главный бухгалтер, специалисты по информационным технологиям.
В последнее время в России появились новые профессии: Web - программист, web –дизайнер – это специалисты по созданию сайтов для глобальной сети Интернет. Аудитор – это специалист, который проверяет финансовую деятельность компаний, оценивает её успешность и эффективность. Логистик – специалист, регулирующий потоки: складские, транспортные, производственные. Транспортный логистик придумывает схемы перевозки грузов компании. Складской логистик занимается организацией хранения продукции. Кто ещё желает рассказать о профессии, которую бы вы хотели получить?
7.Заключительное слово учителя:
Закрыта последняя страничка нашего устного журнала «В мире профессий». Мы с Вами уже обсудили какими факторами необходимо руководствоваться при выборе профессии. И чтобы профессия приносила удовольствие, нужно чтобы она соответствовала вашему складу характера, мышления, психики. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Тогда наверняка вы не ошибётесь при выборе профессии.
8.Рефлексия. 1.Заинтересовал ли вас сегодняшний разговор? 1.Что именно запомнилось? 3.О чём можно задуматься?
Приложение 1
Тест №1
Я предлагаю двум ученикам подойти к доске и написать в колонку одному положительные качества профессии, став на минуту оптимистом, другому – отрицательные качества профессии, став на минуту пессимистом. А вы, ребята, им поможете.
Итак, например, очень популярная в наше время профессия - журналист.
Проверим, насколько реально мы можем ее оценить, каков уровень осведомленности о ней.
Оптимист:
Работа имеет огромное общественное значение;
Высокая заработная плата;
Встречи с интересными людьми;
Командировки, дающие возможность многое увидеть;
Использование современной техники.
Пессимист:
Трудности, связанные с устройством на работу;
Частые командировки, осложняющие личную жизнь;
Трудности получения образования (наличие печатных работ);
Большая ответственность;
Нервные перегрузки;
Ненормированный рабочий день;
Постоянное общение с людьми.
Вывод: Выбирая эту профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.
Приложение 2
Тест №2. Профпригодность
1. Новогодняя ночь для тебя – лучшее время, чтобы...
А) выспаться;
Б) посмотреть телевизор вместе с семьей;
В) оказаться в кругу друзей.
2. Из трех подарков ты предпочел бы:
А) удочку, набор для вышивания;
Б) коньки и лыжи;
В) турпутевку или билет на интересное представление.
3. Отправляться в путешествие лучше всего:
А) в одиночку;
Б) с семьей или друзьями;
В) с незнакомой группой, чтобы была возможность обрести новых друзей.
4. Если бы ты оказался в одиночестве на острове или в лесу, то:
А) почувствовал бы полную свободу;
Б) занялся бы поиском выхода или каким - нибудь делом;
Б) рисовать. Читать, заниматься спортом, музыкой, шитьем или вязанием, ходить в походы, разговаривать по телефону,
В) заниматься спортом, танцами, играть в ансамбле, петь в хоре, участвовать в спектаклях и концертах, путешествовать с друзьями, ходить с компанией в кино…
Посчитайте количество набранных баллов, учитывая, что ответы на вопросы с буквой «а» оцениваются 1 баллом, «б» - 2 балла, «в» - 3 балла.
Если вы набрали от 5 до 8 баллов – советуем подумать о профессии, где вам не придется общаться с большим количеством людей (продавец, учитель, журналист, психолог - вам не подходят). Зато исследовательская деятельность или работа в охотохозяйстве, лестничестве, зверопитомнике или на собственной ферме, специальность программиста, слесаря или токаря, бухгалтера, оператора ЭВМ вполне будут приемлемы для вас. Поскольку ваши ответы показывают. Что вы цените тишину, не любите шумных незнакомых компаний. Вы чуть-чуть стеснительны и замкнуты. Встречи с незнакомыми людьми вам доставляют беспокойство.
Если вы чаще ставили галочку возле буквы «б» и набрали от 8 до 12 баллов, то считайте – вам крупно повезло. Вы относитесь к людям, которым не страшно одиночество и которые прекрасно чувствуют себя в любой компании. Вы не боитесь новых знакомств и спокойно обходитесь без общения длительное время. Выбор профессии здесь практически не ограничен.
Ну а если в вашем активе от 12 до до15 баллов, снова задумайтесь над выбором: стоит ли вам, человеку общительному, легко вступающему в контакт, отказываться от возможности иметь интересную профессию менеджера, агента по рекламе, коммерческого директора, продавца, дилера, учителя, брокера или тренера? В Вас огромный потенциал энергии и сил. Которых хватит для работы с большой аудиторией и коллективом коллег. Вам будет тесно в маленькой лаборатории или у конвейера, в охотничьем хозяйстве или в мастерской.
Заключительное слово учителя.
Кто-то возможно. Мечтал о карьере журналиста, а набрал всего 5 баллов, думал о профессии юриста, а тест напророчил карьеру артиста. Не отчаивайтесь, если не хочется отказываться от мечты, займитесь самовоспитанием. Робким и застенчивым неплохо было бы побольше общаться, а пылким, нетерпеливым, общительным – учиться внимательно слушать и быть сдержаннее, И вообще, людям любой профессии необходимо всегда работать над собой и тогда любая мечта станет реальностью.
Приложение 3
Игра «Он и она»
Она–учительница, он …( учитель) Она – проводница, он…(проводник) Она–доярка, он …(дояр) Она – писательница, он …(писатель) Она – балерина, он … (танцовщик) Она – художница, он…(художник) Она – швея, он…(портной) Она - запевала, он…(запевала) Она - стюардесса, он…(стюард) Она – учительница, он…(учитель) Она – медсестра, он…(медбрат) Она – бухгалтер, он…(бухгалтер) Он – доктор, она…(доктор) Он – певец, она…(певица) Он – лётчик, она…(лётчица) Он – пилот, она…(пилот) Он – укротитель она...(укротительница) Он – водолаз, она…(водолаз) Он – строитель, она…(строитель) Он – профессор, она…(профессор) Он – рыбак, она…(рыбачка) Он – матрос, она…(матрос) Он – стрелок, она…(стрелок) Он – поэт, она…(поэтесса) Он – электрик, она…(электрик) Он – оператор, она…(оператор) Он – укротитель, она…( укротительница) Он – музыковед, она…(музыковед) Он – менеджер, она…(менеджер) Он – космонавт, она…(космонавтка (разг.) Он – майор, она…(майор) Он – офицер, она…(офицер)