kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок мужества "Детство, опаленное войной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи: Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Детство, опаленное войной"»



Урок мужества "Детство, опаленное войной"

Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Задачи: Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.

  • Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.

  • Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.

Ход урока

Слайд 1-2. С каждым весенним праздником Победы все дальше уходят от нас грозные военные годы. Уходят ветераны Вов. Уходит и память о той войне. Что знаете о войне сейчас вы и ваши ровесники? Две-три битвы да имя великого полководца. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну. Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не просто ждали победы, но и боролись за нее. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие солдатами, подпольщиками, партизанами, отдавшие жизнь за то, чтобы вы могли спокойно расти, учиться и жить. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.

Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек.

Слайд 3.Мы сегодня узнаем, как жили:

  • Дети в блокадном Ленинграде;

  • Дети под оккупацией у немцев;

  • Дети в концлагерях;

  • Дети пионеры – герои.

Слайд 4. Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Слайд 5. Папа был рядом.

Слайд 6. Мама была рядом.

Слайд 7. Они играли на улицах Ленинграда.

Слайд 8. У них было веселое детство.

Слайд 9. И они не знали, что их ждет…

Слайд 10. Война! 22 июня 1941 года.

Слайд 11. Видео «дети войны»

Слайд 12. Дети в блокадном Ленинграде.

Слайд 13. О своем детстве в блокаду вспоминает народная артистка Алиса Фрейдлих, в июне 1941-го ей было шесть с половиной лет. 1 сентября она пошла в первый класс. А 8 сентября началась блокада Ленинграда.

Слайд 14. – видео, читаю под него. « В начале войны проблем с едой мы не ощущали. У немцев ведь всегда на полочках что-то припасено. Я помню, как к нам прибегала соседка с чашечкой, просила немножко, пару ложечек, манки для своего ребенка. И бабушка ей насыпала манки. Еще не наступила зима, еще шла осень 41-го. Еще можно было безмятежно отдать кому-то столовую

ложку манки. Никто же не предполагал, что блокада будет так долго длиться. А потом наступила зима, и бабушка перешла на режим строгой экономии и дисциплины. Она больше не давала нам хлеб просто так. Только строго по часам. Помню, я сидела как истукан и подолгу смотрела на часы, на то, как бежит стрелка к тому заветному моменту, когда бабушка нам что-то даст. А ведь





очень многие гибли из-за того, что сразу съедали свои 125 граммов хлеба, которые выдавались на сутки в самую тяжелую зиму.

У бабушки с довоенных времен оставалась горчица. Роскошь! С ней казался вкусным даже студень из столярного клея, который тогда все в Ленинграде варили. Еще у нас оставалась сода, мы бросали ее в кипяток, и получалась шипучка.

Топили в основном — мебелью, в итоге сожгли всю, кроме того, на чем нужно было спать и сидеть. В буржуйке сгорело полное собрание сочинений Толстого, прижизненное издание. Но тут так: или смерть, или книжки в огонь…

Зимой 1941-го не стало нашей квартиры — в нее попал снаряд. Причем, по слухам, это был наш снаряд — то ли недолет, то ли перелет… Я очень хорошо запомнила, как мы вернулись домой и увидели выбитые стекла и двери, рояль, бедный, весь в штукатурке, все разметано…

Помню, когда мама провожала бабушку на вокзале (ее выслали в 24 часа), там стояли большие котлы. Под ними были костры, и в них варились макароны, и они вываривались до состояния теста. Это тесто тут же замерзало, его рубили на буханки и выдавали вместо хлеба... Ну, естественно, бабушка тут же отрезала кусок и дала маме... Бабушка умерла в эшелоне. Их везли куда-то под Красноярск или Свердловск. Не доехала. Мы даже не знаем, где её могила...



Слайд 15. Никто не знает, сколько детей погибло от голода, сколько убито бомбами и снарядами. По некоторым подсчетам, из 400 тысяч детей, остававшихся в городе к ноябрю 1941 г., погибло не менее 200 тысяч.

Слайд 16. В Ленинграде 15 000 мальчиков и девочек получили медаль «За оборону Ленинграда».

Слайд 17. 28 октября 1968 года в память о погибших детях блокадного Ленинграда был открыт памятник «Цветок жизни» . На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце ».

Рядом находится плита, на которой надпись:

Во имя жизни и против войны.
Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов


. Слайд 18. Дети под оккупацией у немцев.

Под немецкой оккупацией некоторые области будут находиться от двух до трех лет. Гитлеровцы введут трудовые повинности. Жители должны работать по 14-16 часов в сутки, к работам привлекут и детей.

Слайд 19. Гитлеровское руководство с тупой педантичностью истребляло мирное население на всей оккупированной территории Советского Союза. Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.










Слайд 20.Обычно перед выселением какого-либо села туда врывался отряд карателей, они сжигали дома, угоняли скот, грабили имущество. Многих жителей убивали тут же или сжигали в своих домах. Женщин с детьми собирали на железнодорожных станциях, грузили в вагоны, наглухо заколачивали и вывозили в лагеря. Спустя неделю их доставляли в один из лагерей или тюрьму.

Слайд 21. Варварство.

Читается стихотворение о варварстве немецких оккупантов.

Варварство. Автор: Муса Джалиль

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами.
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
...
………………………………….
Я не забуду никогда, вовеки!


На оккупированных территориях гитлеровцы создают лагеря, тюрьмы.

Слайд 22. Дети в концлагере «Саласпилс»..

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей.

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.

Слайд 23. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались малолетние узники Саласпилса. Са́ласпилс — лагерь смерти на территории оккупированной нацистами во время Второй мировой войны Латвии, предназначенный для массового уничтожения людей. Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей, которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат. Ежедневно у каждого ребенка забиралось до полулитра крови, вследствие чего дети быстро погибали. Немецкие врачи-убийцы больным детям делали инъекции разных жидкостей, заставляли принимать внутрь разные средства. Детей кормили отравленной кашей, от которой они умирали мучительной смертью. Руководил всеми этими опытами немецкий врач Майзнер.





На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилса немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище.

Из воспоминаний бывшей узницы концлагеря.

Анастасия Портнова была привезена в лагерь из Белоруссии в возрасте 8 лет. С мамой они уже больше никогда не встретились. Настю привезли в Саласпилс в товарном поезде вместе со скотом. Люди – напуганные, голодные – падали, теряли рассудок, ведь у многих матерей детей буквально вырывали из рук, как Настю от мамы, другие не могли забыть своих сожженных заживо родных. Анастасию привезли в феврале, на босые ноги ребенку надели деревянные колодки и отвели в барак, где приказали выносить наружу, на снег, детские трупики. В отличие от этих ребятишек Насте повезло: ее перевели в детский приемник Риги. Выросла она в детском доме, говорить о том, что пережила, сегодня может с большим трудом, но каждый год приезжает в Саласпилс, чтобы почтить память тех, кто не выдержал зверств.

Слайд 24. Видео с интервью Анастасии Портновой и др.


В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей. Грязные и вонючие камеры тюрем никогда не проветривались, не отапливались даже в самые жестокие морозы. На грязных холодных полах, кишевшими от разных насекомых, несчастные матери были вынуждены смотреть на постепенное угасание своих детей. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион на день. Медицинская помощь не оказывалась.

Слайд 25. При кровавых расправах с заключенными в тюрьмах, где немцы расстреливали до нескольких сотен человек, исключений для детей не делали.

Слайд 26. Наши войска освободили детей Саласпилса в 1944 году.

Слайд 27. Выжили не все.

Слайд 28. Дети пионеры – герои.

Слайд 29. В ВОВ участвовало более 20 000 детей. Дети воевали как взрослые на фронтах, в партизанских отрядах, в тылу. Имели награды, носили военную одежду.

За боевые заслуги десятки тысяч детей - пионеров были награждены орденами и медалями:

Слайд 30. Ордена Ленина были удостоены — Толя Шумилов, Витя Коробков, Володя Казначеев;

Слайд 31. Ордена Красного Знамени — Володя Дубинин, Юлий Кантимиров, Андрей Макарихин, Костя Кравчук;

Слайд 32 – 33. Ордена Отечественной войны 1-й степени — Петя Клыпа, Валерий Волков, Саша Ковалев;

Слайд 34. Ордена Красной Звезды — Володя Саморуха, Шура Ефремов, Ваня Андрианов, Витя Коваленко, Леня Анкинович;

Слайд 35. Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны», свыше 15 000 — медалью «За оборону Ленинграда», свыше 20 000 медалью «За оборону Москвы». Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Некоторые из них были занесёны в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведёны в ранг «пионеров-героев».

Слайд 36-37. 9 класс рассказывает о Наде Богдановой и Тихоне Баране.

Четверо пионеров были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова

О пионерах-героях рассказывают учащиеся 9 класса:





Слайд 38. Валя Котик

Слайд 39. Зина Портнова

Слайд 40. Леня Голиков

Слайд 41. Марат Казей

Слайд 42. Почтим память минутой молчания.

Слайд 43-44. Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями. Эти девочки и мальчики не играли в войну – они показали чудеса храбрости и мужества и погибли по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина».О них написано много книг, стихов, песен, снято художественных фильмов. Их именами названы улицы, школы… Ведь жить – значит оставаться в благодарной памяти людей!































Володя Дубинин. Вся страна узнала после войны имя керченского мальчика Володи Дубинина. Ему было 13 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. А отряд этот находился не в лесу, а в каменоломнях Крыма. Немцы перекрыли все выходы из подземелий. Пробраться на поверхность могли только мальчишки. Володя Дубинин был командиром группы разведчиков. Не раз он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах немецких часовых. Он приносил партизанам ценные сведения. Однажды ему удалось узнать, что немцы собираются затопить каменоломни. Он успел предупредить партизан, и операция немцев была сорвана, а отряд остался цел. Володя Дубинин погиб, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Тихон Баран. О подвиге этого 12-летнего белорусского мальчика узнали случайно, когда нашли дневник оставшегося в живых немецкого солдата. Потрясенный подвигом мальчика, он записал: « Мы никогда не победим русских, потому что дети у них сражаются как герои». Этого мальчика звали Тихон Баран. Вся его семья – 6 детей и родители – ушла в партизаны. Однажды он с двумя сестрами и матерью пришел в родную деревню за одеждой и продуктами. Полицай выдал их фашистам. Полтора месяца провели мать с детьми в тюрьме. Затем Тифона с сестрами выпустили, а мать угнали в Германию. Измученные дети вернулись в деревню. Девочек приютили соседи, а Тихон вернулся в партизанский отряд. Он стал связным. Однажды, выполняя задание, Тихон вновь пробрался в родную деревню, которую фашисты решили стереть с лица земли как опорную базу партизан. Всех жителей в трескучий мороз согнали за околицу деревни и заставили копать огромную яму. Деревню подожгли, а жителей начали расстреливать. Тихон успокаивал и прижимал к себе сестер. Один из гестаповцев догадался, что Тихон связан с партизанами. Через час все 957 жителей деревни были расстреляны, а Тихону сохранили жизнь, чтобы он показал фашистам, где прячутся партизаны. Мальчик вроде бы согласился и повел в метель немецких солдат в непроходимые болота, котрые и зимой не замерзали. Вскоре, когда солдаты один за другим стали проваливаться по грудь в трясину, офицер заподозрил неладное.

- Куда ты нас привел? – закричал офицер.

- Туда, откуда вы не выйдете, - гордо ответил Тихон. – Это вам за все, гады: за маму, за сестер, за родную деревню!

Тихона фашисты убили, но и сами нашли свою могилу в болотах.

Ваня Федоров. Я хочу рассказать о мальчике, имя которого занесено в Книгу боевой славы Мамаева кургана. Это Ваня Федоров. Он родился за тысячи километров от Сталинграда, в Смоленской деревне. Родители его погибли в первые же месяцы войны, родная деревня была сожжена. В свои, 14 лет, он решил пробраться на фронт. Ему удалось пристроиться к батарее противотанковых орудий армии Чуйкова, которая направлялась в Сталинград. Все свободное время он тратил на то, чтобы изучить орудия, тренировался в метании бутылок с зажигательной смесью. Часто во время боев он помогал бойцам: то заменит заряжающего, то наводчика, то обеспечит доставку боеприпасов. Находчивый, смышленый мальчик стал любимцем взрослых бойцов. В самые трудные дни обороны Сталинграда Ване пришлось заменить убитого наводчика. Он один вел стрельбу по немецким танкам. Когда ему перебили левую руку, он правой рукой стал швырять гранаты в танки. Когда осколком ему оторвало кисть правой руки, он обрубками рук прижал гранату к груди и, выпрямившись во весь рост, пошел навстречу танкам. Фашисты были ошеломлены. Вырвав зубами чеку, Ваня бросился под головной танк, который загородил путь остальным. Фашисты в этот день к Волге не прорвались.

Надя Богданова

От тебя ни пыткою, ни казнью

Враг не смог добиться ничего.

(М. Исаковский.)

Маленькая, худенькая девочка была разведчицей в партизанском отряде Дьякова («Отряд дяди Вани»). Переодевшись в лохмотья, прикидываясь нищенкой, она бродила среди фашистов, выпрашивая милостыню, все замечая, все запоминая. Возвращалась в отряд с ценными сведениями.

Смелая, решительная девочка принимала участие в минировании военных объектов, в диверсиях на железной дороге. Первый раз фашисты схватили ее, когда вместе с Ваней Звонцовым она на праздник 7-го ноября вывесила красный флаг на улице оккупированного Витебска. Когда ее, истерзанную пытками, привели ко рву на расстрел, она упала в ров, на мгновение опередив пулю. Партизаны нашли ее во рву живой.

После выздоровления — снова партизанская «работа»: разведка, листовки, диверсии.

Второй раз Надю арестовали в конце 1943 года, и снова страшные пытки — ее обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Несколько раз Надя теряла сознание, почти потеряла зрение. Когда партизаны атаковали село Карасёво, фашисты сочли лежавшую без сознания девочку мертвой и бросили ее.

Выходить Надю помогли местные жители. Все это делалось в тайне, даже партизаны не знали, что она осталась живой. После войны в Одессе академик-офтальмолог В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Надя Богданова награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалью «Партизану Отечественной войны».


























Лагерь Саласпилс





Узники Саласпиласа



БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА



«Цвето́к жи́зни» — мемориальный комплекс, входящий в Зелёный пояс Славы.
Расположен во Всеволожском районе Ленинградской области на 3 км Дороги жизни А128.
Открыт 28 октября 1968 года.
Создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
В состав мемориала входят: памятник «Цветок жизни» (1968, высота 15 м, архитектор Мельников П. И.), аллея Дружбы (1970, архитектор Левенков А. Д.), и траурный курган «Дневник Тани Савичевой», состоящий из восьми стел — страниц блокадного дневника (1975, архитекторы: Левенков А. Д., Фетисов Г. Г., инженер Коман М. В.).

На лепестках цветка изображены лицо улыбающегося мальчика и слова «Пусть всегда будет солнце».

Рядом находится плита, на которой надпись:

Во имя жизни и против войны.
Детям — юным героям Ленинграда 1941—1944 годов



8. Дети в тылу.

Слайд 47

Слайд 48

Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким -
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Пять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет …
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали

Слайды 49

Ребята сегодня у нас в гостях Анна Николаевна Борзенко. Когда началась война, ей было 4 года, а звали ее тогда Аня Матросова. Жила в нашем Красноярском крае, в Шушенском районе. Она расскажет о своей жизни в тылу во время войны.

Презентация 1. Слайд 50

Рассказывает Анна Николаевна Борзенко.

Презентация 1. Слайд 51

Пусть чисто будет небо над землей,
Пусть жизни мирной радуются люди!
А Вас, кто рядом был с войной,
Мы помним, бережем и любим!

«Спасибо Вам, Анна Николаевна, и примите от нас цветы в знак благодарности. Вам пришлось выжить в тяжелых условиях и поднимать страну после войны».

За годы войны каждый пятый ребенок останется сиротой. Уже в 1942 году было принято постановление об устройстве детей сирот. Во время войны будет создано около четырех миллионов детских домов.

9. Победа.

Слайд 52 – 54

Пережившие войну дети говорили: «Мы родом с войны. Родом из украденного детства, наполненного горем и ужаса». Забыть страдание даже одного маленького человека - это предать детскую память 4 миллионов погибших детей.

Вечная память всем погибшим.

Слайд 55

Минута молчания (звучит метроном).

10. Но и сейчас идут войны. Детям приходится страдать и даже воевать.

Слайды 56 -58

Будем помнить!
Не допустим войны!
Родину защитим!

Слайд 59

«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»

А. Твардовский

Слайд 60

11. Пусть на наших лицах сияют улыбки (фотографии учеников класса).

Слайды 61 -64

12. Учащиеся поют песню «Солнечный круг».

(Звучит мелодия «Солнечный круг»).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок мужества "Детство, опаленное войной"

Автор: Турова Татьяна Александровна

Дата: 17.10.2016

Номер свидетельства: 349964

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок мужества "Детство, опаленное войной". "
    ["seo_title"] => string(43) "urok-muzhiestva-dietstvo-opaliennoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "193319"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427626297"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методическая разработка внеурочного занятия "Детство, опаленное войной" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieurochnogho-zaniatiia-dietstvo-opaliennoie-voinoi"
    ["file_id"] => string(6) "227275"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440674637"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Содоклад на тему "Воспитание патриотических чувств учащихся на уроках истории" "
    ["seo_title"] => string(89) "sodoklad-na-tiemu-vospitaniie-patriotichieskikh-chuvstv-uchashchikhsia-na-urokakh-istorii"
    ["file_id"] => string(6) "224003"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1438315306"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Выступление на тему:  «Роль классного руководителя в организации  гражданско-патриотического воспитания учащихся» "
    ["seo_title"] => string(127) "vystuplieniie-na-tiemu-rol-klassnogho-rukovoditielia-v-orghanizatsii-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "189380"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426874686"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства