Урок мужества – встреча с людьми, у которых детство совпало с войной 1941-1945 года. Это они ковали Победу и в тылу, и на фронте, без них не работали бы заводы и фабрики: дети работали у станков вместо мужчин, ушедших на фронт.
Цель мероприятия: пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое, вызвать стремление больше узнать об этом периоде истории.
Для разработки мероприятия были использованы фотоматериалы очевидцев и краеведческий материал из архива музея.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Детство, опаленное войной". »
Урок мужества
«Детство, опаленное
войной»
1ведущий: Мужеством исполнены страницы истории нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. Эта война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества.
2 ведущий: Еще живут на свете люди, которые преподали этот урок всему человечеству. Еще можно взглянуть на их лица, в их суровые глаза, услышать их простые, бесхитростные рассказы о тех временах.
2 ведущий: Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов и сел…
1 ведущий: Тем, кто видел эту войну…
2 ведущий: Тем, кто выжил в эту войну…
1 ведущий: Тем, кто еще живы…
2 ведущий: Тем, кому не было и 16…
1 ведущий: Тем, чье детство опалено огнем Великой Отечественной войны, посвящается наш Урок мужества.
1-й чтец:
Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде прочитали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться,
Правы
И убедительны слова…
Но даже если это правда,
Такая, правда
Не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память-
Наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна.
2-й чтец: Глянь на живых,
Пока они живые…
Запомни шрамы их и седину.
Их мужество в те годы грозовые
Спасло от рабства вольную страну.
Глянь на живых,
Они ведь смерть встречали
И смерть поныне снится им порой.
Они грустят,
Они скорбят ночами
О тех друзьях, что спят в земле сырой…
И помни ты,
Живой и невредимый,
Довольный положеньем и судьбой,
Что мы до той поры
Непобедимы,
Покамест память
Павшего с тобой! (П. Крученок).
2 ведущий: Трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто оставался в тылу. Ведь на их плечи упала вся тяжесть работы.
1 ведущий: Ребенок, прошедший через ужасы войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут они рассказать? Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
2 ведущий: Многое. Ведь детская память цепкая.
1 ведущий: В начале учебного года мы получили задание познакомиться с ветераном Калмыковым Иваном Григорьевичем. Вы не представляете, какой интересный и самое главное замечательный человек Иван Григорьевич! И жена Анна Дмитриевна ему под стать! Они приходили к нам на классный час, мы часто бываем в гостях у ветерана. Просто удивительно, но нам интересно встречаться с этой семьей. Иван Григорьевич холодной водой обливается, любит прогулки на свежем воздухе, а Анна Дмитриевна – веселая, любит плясать. И так интересно о себе рассказывают.
1 ведущий: Слово предоставляется ребенку войны Калмыкову Ивану Григорьевичу. Иван Григорьевич, расскажите, откуда Вы родом?
И.Г. Родился в Самарской области Октябрьского района в селе Костычи 20 октября 1927 года. С теплотой вспоминаю отчий дом, который стоял на берегу Волги. В восемь лет пошел в первый класс, а закончил всего пять классов: голод в Поволжье не дал возможности доучиться. Необходимо было помогать родителям кормить семью. Повзрослев, работал в совхозе. Трудно, конечно, жилось, но зато в мирной стране...
2 ведущий: Где застало Вас известие о войне?
И.Г. Рано утром известие разлетелось по всему селу. Страшно, непонятно было. Война 1941 года спутала все мирные планы. Сельчане добывали рыбу для фронта, ковали победу в тылу. А в 1942 году, когда фашисты подобрались к Сталинграду, меня от Сызраньского рыбзавода отправили в Сталинград: спасать мирных жителей от голода. На лов рыбы выходили поздно ночью, когда не было бомбежек. Спать хотелось, уставал сильно. Чего уж там: совсем мальчишка, а работал как взрослый. Все мужчины на фронте. А у меня и таких же как я мальцов свой фронт, на ночной реке. А В 1943 году меня как уже опытного и ответственного рыбака отправили на курсы неводчиков, где обучили при помощи невода добывать рыбу столь нужную фронту. Хоть я мальчонкой был, а понимал важность порученного мне дела.
1 ведущий: Как вы попали на фронт?
И.Г. В 1944 году 18 ноября меня призвали на воинскую службу. Сначала минометчиком направили в г.Пензу в 37 стрелковую дивизию 103 учебный полк. Здесь я прослужил до Победы. 9 мая война закончилась, а 12 мая полк отправили на Дальний Восток: шли пешком долгих три месяца. Утром накормят, напоят и до поздней ночи пешком с тяжелой техникой на плечах по дальневосточной земле. 8 августа 1945 года СССР объявляет войну Японии. Вот тут - то я и почувствовал запах фронтового пороха. Понял, как это воевать и убивать врага, терять дорогих сердцу однополчан.
2 ведущий: Что осталось в памяти от того времени?
И.Г. Я был в команде охраны. Довелось увидеть пленных японцев. Всегда нужно было быть начеку, руки с курка не спускал никогда. Боязно было. Это самый страшный и памятный эпизод в моей жизни: пленный японец сбежал, убив охранника, и за ночь вырезал более 600 человек. Глаза разъяренные, ненавистные. А ведь люди о доме думали, о встрече с семьями. Детей прижать хотели к груди... Такую трудную войну пережили, победили... За несколько мгновений погибли, не обняв близких... Тяжело вспоминать.
1 ведущий: Как долго вы служили после войны?
И.Г. После войны с Японией остался служить на Дальнем Востоке, занимался ремонтом ходовой части тракторов. Здесь на рембазе на танцах познакомился с красавицей Анной Дмитриевной. Создал хорошую семью. Демобилизовался из армии только в 1951 году. Я даже не был ефрейтором, просто солдат... Уехал на родину, там не чурался никакой работы: работал в садах, ловил рыбу, строил дома... Появились дети.
2 ведущий: Как же Вы оказались снова здесь, в г. Белогорске?
И.Г. Родители Анны Дмитриевны приехали на Волгу за своей дочерью, и мы по их настоянию переехали в г. Белогорск. Стал работать на строительстве Амурской железной дороги, строил своими руками дома, вокзал ст. Белогорск. Бригада у нас была большая, дружная! Нас 56 человек было в бригаде строительной! За месяц отделывали целый дом! За отличную работу от министра путей сообщения в 1966 году получил подарок - именные часы. Это память сильная! В 60 лет ушел на заслуженный отдых, но все равно работал.
1 ведущий: Что вы можете сказать о своей семье?
И.Г. Воспитал двух дочерей: одна из них вместе с семьей живет в нашем городе. А вот другая уже несколько лет живет в Чикаго, ждем ее в гости. Жена у меня славная, мы с ней вот уже почти 60 лет вместе! Главное счастье для человека - это его семья!!! Дороже ничего нет!!!
2 ведущий: Что бы вы хотели пожелать юным белогорцам?
И.Г. Любить жизнь и страну, в которой живете. А страна- это дом, родители, школа, город родной, друзья, учителя, соседи, просто жители города... Нужно строить свою жизнь так, чтобы она лучше становилась с каждым днем!
1 ведущий: Пройдет время и услышанное из уст "просто солдата" мы расскажем нашим детям. И память о суровой войне и о радостном Дне Победы сохранится в сердцах поколений.
2 ведущий: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько белорусских, сколько польских, сколько французских? Погибли дети – граждане мира.
1 ведущий: Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть черному солнцу над детской головкой, так напоминающей наш маленький земной шар.