Методическая разработка внеурочного занятия "Детство, опаленное войной"
Методическая разработка внеурочного занятия "Детство, опаленное войной"
Данная методическая разработка по патриотическому воспитанию разработана для детей младшего школьного возраста. В ней рассказывается о нелегкой участи детей в военное время 1941-1945 годов. Занятие может быть использовано для проведения внеклассных занятий, общешкольных занятий, уроков мужества как самодеятельных единиц обучения и воспитания, а так же для подготовки к другим занятиям по истории «Второй мировой и Великой Отечественной войны»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Чувашской Республики для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья «Цивильскаяспециальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат № 2» Министерства образования
и молодежной политики Чувашской Республики
Методическая разработка внеурочного занятия, посвященного 70-летию Великой Победы».
Тема: «Детство, опалённое войной»
Возраст обучающихся: 10-13 лет
Автор-составитель:
воспитатель Баранова С.В.
Цивильск – 2015
Аннотация
Данная методическая разработка по патриотическому воспитанию разработана для детей младшего школьного возраста. В ней рассказывается о нелегкой участи детей в военное время 1941-1945 годов. Занятие может быть использовано для проведения внеклассных занятий, общешкольных занятий, уроков мужества как самодеятельных единиц обучения и воспитания, а так же для подготовки к другим занятиям по истории «Второй мировой и Великой Отечественной войны»
Содержание
Введение
Основная часть
Заключение
Список использованной литературы
Введение
«Настоящее, которое помнит прошлое,
достойно будущего»
Пояснительная записка
Написание методической разработки было продиктовано проблемой, которая остро стоит в настоящее время перед воспитателями в области нравственно-патриотического воспитания.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность — самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Известно, что в обеспечении выдающейся победы нашей страны над фашисткой Германией огромную роль сыграл ратный подвиг и трудовой героизм народа, в том числе и детей, благодаря которому мир избавился от смертельной опасности. Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб. В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь, а тем более младшие школьники мало знают об истории своей страны.
Актуальность. Годы Великой Отечественной войны с каждым годом отодвигаются всё глубже, и глубже в анналы истории. Свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше. Всё меньше остаётся тех людей, которые своими руками ковали победу в тылу и на фронте, тем важнее привлекать внимание к людям и событиям, участниками которых они были.
В преддверии празднования 70-ой годовщины Победы в Великой Отечественной Войне эта тема является наиболее актуальной.
Целевая группа. Занятие разработано для учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида в возрасте10-13 лет.
Цель: Формирование чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, уважительного отношения к старшему поколению на примерах жизни детей в военное время.
Задачи:
Обучающая:
Изучать историю нашей страны на примерах войны 1941-1945 гг.
Ознакомить с ролью детей в войне 1941-1945гг.
Коррекционно-развивающие:
Развивать психические процессы детей.
Формировать правильное восприятие, понятие о назначении и роли мальчиков как защитников своего Отечества.
Воспитательные:
Сохранять преемственность поколений на основе исторической памяти, примерах героического прошлого народа.
Воспитывать умение внимательно слушать педагога, работать в коллективе.
Работать над формированием нравственных основ личности.
Форма проведения: интерактивная беседа.
Планируемые результаты: учащиеся смогут существенно пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, запись голоса Левитана о начале войны, песня «Отмените войну», карточки со словами.
Подготовительная работа: Изучение материала о Великой Отечественной войне. Подбор и разучивание стихов к уроку. Подготовка презентации к занятию, подбор упражнений. Просмотр художественных фильмов, роликов с участием детей. Подготовка наглядного материала.
Продолжительность: 30 минут
План занятия:
1.Организационный момент.
2. Вводная часть. Объявление темы занятия.
3. Объявление войны. Слово Левитана.
4. Словарная работа. Дети определяют значение слова война.
5. Объяснение значения слова «фашисты» с помощью фотографий.
6. Работа по презентации:
а) Краткий рассказ воспитателя о труде детей во время войны.
б) Песня «Отмените войну.
в) Отрывок из стихотворения «Мужали дети на войне».
г) Чтение отрывка из стихотворения А. Барто «Теперь стою я за станком».
д) Отрывок из стихотворения «Моя сестра».
7. Физкультминутка «Чтобы сильным стать и ловким.
8. Продолжение работы с презентацией.
9. Чтение отрывка из стихотворения Н.Томилина «День Победы».
10. Статистические данные о жертвах войны.
11. Мини-беседа по картинке «Памятник детям войны»
12. Благодарственное слово победителям от имени детей класса «Благодарим солдаты вас».
13. Выводы. Заключение.
Ход мероприятия.
Организационный момент:
Воспитатель:
А ну-ка, дети, встаньте в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
Вводная часть:
Воспитатель:
Каждый год, в первые майские дни наш народ вспоминает грозные, тяжелые годы Великой Отечественной войны, чтит память погибших на этой войне, и тех, кто воевал и смог выжить в этой страшной войне, и тех, кто в тылу порой из последних сил приближал этот день.
Как начиналась война? Война началась 22 июня 1941 года (на доску вывешивается дата начала войны, дети повторяют за воспитателем эту дату).
В тот далекий летний день года люди занимались обычными для себя делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Дети играли, они даже не подозревали, что всё это скоро кончится и на устах будет только одно страшное слово - война. На нашу страну напали фашисты.
Объявление войны. О начале войны люди узнали по радио. (Звучат слова Левитана о нападении фашистов на нашу страну). Радио можно было услышать даже на улице. Его вешали на столб, по которому шло электричество и все люди могли его слушать (просмотр картинки).
Словарная работа. Обсуждение с детьми значение слов «война», «фашисты».
Воспитатель:
Ребята, а как вы думаете, что такое война? (1 слайд) Что несет война мирным людям? И кто такие фашисты? Ребята, давайте попробуем правильно подобрать слова, к слову война. Для этого нужно выполнить данное упражнение.
Упражнение: Выбери правильное слово.
Даются слова-антонимы, из которых нужно выбрать слова характеризующее слово война. Дети с помощью воспитателя приходят к выводу, что война – это горе, смерть, голод и т.д. Эти слова вывешиваются на доске.
Воспитатель: Что происходит, когда начинается война?
Дети: Стреляют, убивают, разрушают дома и т.д.
Воспитатель: Фашисты – это люди, которые признают только себя. Они считают, что только они должны жить, а остальные люди – это ненужный мусор, который нужно уничтожать (просмотр и обсуждение картинок с изображением фашистских солдат).
Особое внимание делается на свастику, которая имеется на флагах, одежде фашистских солдат.
Воспитатель: Фашистам был дан приказ убивать всех: мужчин, женщин, детей, стариков.
Работа с презентацией.
Труд детей во время войны.
Воспитатель:
На защиту Родины встали и взрослые, и дети. Взрослые мужчины ушли воевать, а дети остались за взрослых. Совсем маленьким, им пришлось заменить своих братьев, пап, дедушек, сестер и взять на свои хрупкие плечи порой непосильную ношу. Детям пришлось пережить холод, голод, гибель родных и все это в таком малом возрасте, но они держались и держались до конца, пройдя через жестокие убийства и смерти окружающих, то, что происходило вокруг, наводило ужас на них, но они справились, они победили Прослушивание отрывка песни «Отмените войну», с кратким обсуждением).
Воспитатель: И от всех забот, трудностей дети становились взрослыми не по годам.
Яна Софронова:
Мужали дети на войне,
Не по годам взрослели рано
Глазенки их в сто раз больней
Солдатам души жгли, чем раны…
Воспитатель:
Но шла война. И нужно было приближать победу. Дети работали на заводах. Часто не доставая до станка, подставляли под ноги ящик или что-то другое.
Софронов Витя:
Теперь стою я за станком
И вспоминаю мать
Она звала меня
Сынком
И тёплым,
Клетчатым платком
Любила укрывать. (А. Барто)
Воспитатель:
Девочки шли на ускоренные курсы медсестер. Некоторые из них шли на войну, а другие ухаживали за ранеными в госпиталях.
Субхангуллов Ильмас:
Моя сестра
Была обыкновенная
Она ещё вчера.
Теперь сестра военная,
Военная сестра.
Физкультминутка:
Воспитатель:
Чтобы защитить свою Родину нужно быть сильными и ловкими. А для этого вам необходимо заниматься зарядкой. Давайте потренируемся, повторяйте за мной.
Чтобы сильным стать и ловким
Чтобы сильным стать и ловким, (Сгибание-разгибание рук к плечам в стороны.)
Приступаем к тренировке. (Шагаем на месте.)
Носом вдох, а выдох ртом. (Руки на поясе, вдох - выдох.)
Дышим глубже, (Руки вверх - вдох; руки вниз - выдох.)
А потом шаг на месте, не спеша. (Шагаем на месте.)
Как погода хороша! (Прыжки на месте.)
Не боимся мы пороши, (Шагаем на месте.)
Ловим снег — хлопок в ладоши. (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны, по швам, (Руки в стороны.)
Хватит снега нам и вам. (Хлопаем в ладоши.)
Мы теперь метатели, (Изображаем метание левой рукой.)
Бьем по неприятелю. (Изображаем метание правой рукой.)
Размахнись рукой - бросок! (Изображаем метание левой (правой) рукой.
Прямо в цель летит снежок. (Хлопаем в ладоши.)
Работа с презентацией:
Воспитатель:
Дети сражались в партизанских отрядах, собирали теплые вещи для фронтовиков, выступали с концертами перед ранеными…. И вот, наконец, война закончилась. Наша армия освободила нашу Родину от фашистов. Пришел долгожданный день победы. Это было 9 мая 1945 года – день победы! (на доску вывешивается дата конца войны, дети повторяют за воспитателем эту дату).
Чтение стихотворения «День победы». Петрова Маша.
День Победы
День Победы 9 Мая –
Праздник мира в стране и весны.
В этот день мы солдат вспоминаем,
Не вернувшихся в семьи с войны.
В этот праздник мы чествуем дедов,
Защитивших родную страну,
Подарившим народам Победу
И вернувшим нам мир и весну!
Автор: Н. Томилина
Статистические данные о жертвах войны.
Воспитатель:
Мы никогда не забудем тех, кто не пожалел своей жизни и одолел всех врагов. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами, дорогие друзья, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми. Во время войны было много погибших:
Война – это четыре года сражений,
1418 бессонных ночей,
Более 27 миллионов погибших,
Это значит 22 человека на каждые 2 метра,
Это значит 13 человек в минуту.
Работа по картинке «Памятник детям войны».
Благодарственное слово победителям.
Воспитатель:
Давайте поблагодарим всех, кто приближал победу, как мог, ведь дети войны - это тоже защитники нашей Родины! Гаврилова Даша:
Благодарим, солдаты, вас
- За жизнь! - За детство! - За весну! - За тишину! - За мирный дом! - За мир, в котором мы живем! Хором: - Благодарим, благодарим, благодарим!
13. Выводы:
Воспитатель:
Что такое война? Чем занимались дети во время войны? Хотели бы вы испытать то, что испытали дети во время войны? Что больше всего запомнилось?
Заключение. Детисобирают из слов предложение «Нам нужен мир!»
Литература
Алексиевич С. “Последние свидетели”.
Гликин В. “Город мужества и славы”, журнал “Воспитание школьников”, № 6, 1993г.
Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). - М.: ВАКО, 2005. -176 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
Липович В., Гжельский О. “Жестокая правда войны”, журнал “Воспитание школьников”, № 4, 2005г.
Шаверская О. “Нам дороги эти позабыть нельзя”, журнал “Воспитание школьников”, №2, 2002г.