kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся строить отношения. Конспект занятия

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • учащиеся смогут познакомиться  с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм и последствий их нарушений;
  • в ходе занятия будут рассматриваться понятия: выбор, правила, конфликт, ответственность
  • учащиеся смогут научиться анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учимся строить отношения. Конспект занятия»

Занятие «Учимся строить отношения»


Люди не хотят, чтобы ими управляли.

Они хотят, чтобы их вели вперед

Софокл

Цели урока:

  • учащиеся смогут познакомиться с возникающей у людей необходимостью договариваться между собой, важностью создания общепринятых норм и последствий их нарушений;

  • в ходе занятия будут рассматриваться понятия: выбор, правила, конфликт, ответственность

  • учащиеся смогут научиться анализировать, моделировать ситуации, участвовать в ролевой игре, аргументировать, принимать индивидуальные и коллективные решения, делать выбор в конкретной ситуации


Вопросы урока:

  • Почему у людей возникает необходимость договариваться?

  • Для чего люди создают правила?

  • Нужно ли следовать общепринятым нормам, правилам или нет?

  • Что такое конфликт? Почему он возникает? Последствия конфликта.


Основные понятия: соглашение, правило, конфликт, насилие


Ход урока:

Перед началом занятия учитель просит развесить на доске основные понятия.


1-й этап: Учебная мотивация

Игра «Нарисуй задание». Каждая группа выделяет художника для участия в игре. Им дается задание быстро и красиво нарисовать здание.

Художники начинают рисовать. Учитель останавливает игру, просит начать все с начало, т.к. художники допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые и новые претензии: здание должно быть объемным, крыша современной и т.д.

Затем учитель дает возможность закончить работу. Но сообщает, что все равно художники не справились с заданием так как, например, нужно было жилое, а не административное здание.

Далее обсуждение игры, где обсуждают вопросы:

  • С какими проблемами вы столкнулись, выполняя задание?

  • Почему игра не получилась?

  • Что надо было сделать до начала игры?

  • Что мы делаем, когда определяем правила игры?

Учитель обращает внимание на то, что никакая игра без правил не может получиться


Постановка проблемы:

Делая выводы из обсуждений игры, учитель выделяет проблемы, которые будут рассматриваться на уроке: договариваться или не договариваться, конфликтовать или не конфликтовать, следовать общепринятым правилам или нет.

2-й этап: Работа с понятиями (Задания группам)

1 группа – сформулировать определение понятия «правило». Пусть школьники проанализируют предложенные им словосочетания, и выберут те, которые их точки зрения, характеризуют предложенное понятие. Словосочетания: отражающее закономерность, благотворные действия, нравственное зло, устанавливающее порядок чего-либо, общественная совесть, норма поведения, свободно высказывать. (Должно получиться «Правило – это положение, отражающее закономерность, устанавливающее порядок, норма поведения»).


2 группа - сформулировать понятие «соглашение». Школьникам предлагается вставить несколько пропущенных слов в приготовленные предложения. «Соглашение – взаимное ______ , ______ . Договор, ________, взаимоотношения, ____ и ____ сторон.» Группа слов : какие-нибудь условия, согласие, права, договоренность, устанавливающий, обязанности. (Должно получится «Соглашение – взаимное согласие, договоренность. Договор, устанавливающий какие-нибудь условия, взаимоотношения, права и обязанности сторон»)

3 группа – сформулировать определение понятия «конфликт». Предлагается проанализировать ситуацию: «Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла его в руки, из него выпал сложенный тетрадный листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в ванной комнате» Пусть школьники ответят на вопосы:

  • Что произошло между матерью и дочерью?

  • Кто участвует в конфликте?

  • Кто виноват в конфликте?

  • Каковы позиции участников конфликта?

(После обсуждения должно получиться определение: « Конфликт – столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда одна сторона противостоит другой»)


4 группа – сформулировать определение понятия «насилие». Просят учащихся подобрать однокоренные слова к слову «насилие» и выбрать те, с помощью которых можно охарактеризовать данное понятие. Затем пусть ответят на вопросы:

  • С какой целью прибегают к насилию?

  • В чем насилие может проявляться?

  • Какие права человека нарушаются через насилие?

(Должно получиться «Насилие – применение физической силы для принуждения человека к чему-либо, нарушение его личной неприкосновенности, угроза применения силы. Принудительное воздействие на кого-нибудь. Притеснение, беззаконие.)


3-й этап: Изучение основной проблемы


  1. ПОЧЕМУ У ЛЮДЕЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОСТЬ ДОГОВАРИВАТЬСЯ?

ДОГОВАРИВАТЬСЯ ИЛИ НЕ ДОГОВАРИВАТЬСЯ?

Предложите школьникам поработать в группах и выполнить задания.

Задания группам

Обсудите вопросы:

  • О чем люди могут договориться?

  • Почему у людей появляется желание договариваться?

  • Какими будут последствия, если люди договариваются или не договариваются?

Результаты обсуждения запишите в таблицу «Договариваться или не договариваться».

Проанализируйте ее и сделайте вывод: нужно договариваться или нет.


Таблица «Договариваться или не договариваться»

О чем люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то











Предполагаемые результаты:

Учащиеся вместе с учителем приходят к выводу о том, что люди договариваются по любому поводу: о правилах игры, дружбе, помощи друг другу. От того, насколько они смогут договориться между собой, будет завесить их настроение, благополучие и т.д.


Таблица «Договариваться или не договариваться»

О чем люди договариваются

Последствия

Если смогли договориться, то

Если не смогли договориться, то

О правилах игры

Игра получилась

Игра не получилась, поссорились

О проведении свободного времени

Свободное время провели интересно, весело, увлекательно

Свободное время провели поодиночке, было скучно

О дружбе

Приобрели новых друзей

Дружба не состоялась, одиночество

О приобретении покупок

Сделаны хорошие, полезные покупки

Покупок не было

  1. ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ СОЭДАЮТ ПРАВИЛА? НУЖНО ЛИ СЛЕДОВАТЬ ОБЩЕПРИНЯТЫМ НОРМАМ, ПРАВИЛАМ ИЛИ НЕТ?

Учитель предлагает школьникам вспомнить, почему не получилась игра «Нарисуй здание» и обращает их внимание на то, что они не договорились, не выработали правила. Когда люди договариваются друг с другом, они фактически вырабатывают определенные правила, которыми нужно следовать в игре, в жизни.

Попросите учащихся отвечать на вопросы и привести примеры:

  • Назовите известные вам правила.

  • Были ли в вашей жизни случаи, когда вы не соблюдали правила?

  • Какие последствия это имело?

Задания группам

Группам предлагается разработать конкретные правила, но не более четырех.

1-я группа - правила общения в коллективе.

2-я группа - правила игры.

3-я группа – правила поведения в кабинете химии.

4-я группа – школьные правила.

После этого попросите учащихся выявить последствия нарушений тех правил, которые они выработали, и сделать вывод о значении правил для человека.

При обсуждении результатов работы в группах предложите школьникам ответить на вопросы:

  • Для чего люди создают правила?

  • Почему люди нарушают правила?

  • Могут ли люди нарушать правила по уважительной причине?

  • Если правило не нравится, подчиняться этому правили или нет?

  • Следовать ли общепринятым нормам, правилам или не следовать?


Предполагаемые результаты:

На данном этапе урока учащиеся вырабатывают конкретные правила, приводят примеры их нарушения, а так же выясняют последствия этих нарушений, которые могут быть очень серьезными для человека. Школьники должны понять, что люди создают правила для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, не принимать неправильных решений. Учащиеся должны понять, если правило не очень хорошее, его нужно изменить, но постараться не нарушать даже по уважительной причине.


Литература:


  • Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека», М., Центр правовой защиты, 1996

  • Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта. Аналитический указатель, М., Наука, 1992

  • Джампольская Д. Как обрести внутреннее равновесие и оценивать свои отношения с окружающими, М., Просвещение, 1990



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учимся строить отношения. Конспект занятия

Автор: Голощапова Елена Геннадьевна

Дата: 25.02.2017

Номер свидетельства: 395460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект занятия с элементами методики Марии Монтессори "Мы за солнышком пойдем""
    ["seo_title"] => string(77) "konspiektzaniatiiaseliemientamimietodikimariimontiessorimyzasolnyshkompoidiem"
    ["file_id"] => string(6) "278094"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453035971"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект занятие по духовно- нравственному воспитанию во второй младшей группе «Остров Дружбы»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatie_po_dukhovno_nravstvennomu_vospitaniiu_vo_vtoroi_mladshei_grupp"
    ["file_id"] => string(6) "511646"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1558439271"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Конспект занятия по "CUBORO""
    ["seo_title"] => string(28) "konspekt_zaniatiia_po_cuboro"
    ["file_id"] => string(6) "589407"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1635074916"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Конспект занятия в 1 младшей группе развитию речи на тему: «Мои игрушки»"
    ["seo_title"] => string(82) "konspiekt-zaniatiia-v-1-mladshiei-ghruppie-razvitiiu-riechi-na-tiemu-moi-ighrushki"
    ["file_id"] => string(6) "278798"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453133616"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-zaniatiia-po-konstruirovaniiu-v-podghotovitiel-noi-ghruppie"
    ["file_id"] => string(6) "191011"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427262445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства