Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручеек. А истоки человека - это семья, где он родился, его род. Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с. 43), найдите, что там говорится о роде, семье. Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения. Комментированное чтение текста. В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников. Понятно, что это больше, чем семья? Помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство Интересно, а что ещё? А ещё и помощь друг другу Обратите внимание! В борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей. Сохранилось ли это правило в современном мире? Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине. А сохранилось ли это правило? А у животных? Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра. Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге. Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких. Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода? ( Слайд 9:) Дети в парах называют однокоренные слова к слову «род»: род - родство - Родина - родители – родословная - народ Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка. Физкультминутка (Слайд 10) Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения. – Что общего у рода и у семьи? – Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами? – Были ли традиции у людей, которые жили родами? – А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них? Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения. – Рассмотрите рисунки на с. 44. ( Слайд 11) – Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник? – Прочитайте текст на с. 44. Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения. – В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте. («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».) – Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока? (Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.) Работа со схемой «Что даёт человеку семья?». ( Слайд 12 ) – По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья. |