kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Ценность рода и семьи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание нравственных отношений обучающихся к семье, родителям, своему роду через понятия «род», «семья», «родословная», «семейные ценности», «семейные традиции».

Задачи:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

 - воспитание  взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

 -развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
- формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Ценность рода и семьи»»

Тема: «Ценность рода и семьи»

Цель: воспитание нравственных отношений обучающихся к семье, родителям, своему роду через понятия «род», «семья», «родословная», «семейные ценности», «семейные традиции».


Задачи:

- формирование отношения к семье как основе российского общества;

 - воспитание взаимопонимания, чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям;

-развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, уважение к семьям одноклассников;
- формирование навыков совместного взаимодействия детей и родителей.

Оборудование урока: учебник «Основы светской этики»; компьютер и мультимедийная установка; выставка фотографий «Моя семья».

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое выска-зывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Определять ключевые слова текста.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.


Этапы урока

Ход урока

I Мотивация к учебной деятельности


Поговорим?

О чем? О разном и о прочем?

О том, что хорошо

И хорошо не очень.

Поговорим?

Вдруг будет интересно.

I. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.


Слайд:2

– Отгадайте загадку и попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить на уроке.

- Ребята, что такое семья? (Ответы детей)

- Слово это понятно всем, как слова “хлеб” и “вода”. Оно с первых мгновений рядом с каждым из нас. Семья – это дом. Это папа, мама, бабушка, дедушка ...

Слайд 3: Упражнение «Ассоциации»: с чем у вас ассоциируется слово «Семья».

Семья


Очаг


Уют


Крепость Тепло Радость Любовь




Ребята, прослушайте одну легенду и угадайте ещё одно качество семьи.

В давние времена была семья – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было начертано сто раз одно и то же слово “понимание”. Значит, семья – это не только любовь и заботы, трудности и радости, несчастья и печали, привычки и традиции, это ещё и понимание (слайд 4:)

– Откройте учебник на с. 42 и прочитайте тему урока. (Слайд 5:)

– Почему это ценность, как вы думаете?

– А кого называют семьёй?

– А что такое род?

– Пролистайте параграф, просмотрите все заголовки, которые в нём встречаются. Задумывались ли вы над этими вопросами?

– Найдите слова, выделенные в параграфе жирным шрифтом (род, семья, любовь, традиция).

Какие из этих понятий более знакомы вам, какие менее?

– Рассмотрите иллюстрацию на с. 42(. Слай 6)

– Как можно одним словом назвать людей на картинке?

– Какое событие здесь показано?

– Как вы думаете, зачем дарят цветы, подарки?

– Как вы считаете, нужны ли людям традиции?

– А вот что думают по этому поводу Оля и Игорь? Давайте прочитаем текст на с. 42.

– Как вы думаете, Игорь понимает, что не уважать традиции – это плохо?

– Какие слова показывают, что он чувствует, что поступает не так, как надо? («Расстроился», «буркнул», просит у Оли объяснения; как бы ищет себе оправдания и объяснения.)

– Почему Оля не смогла убедить Игоря? (Не хватило умения; может быть, она не всё знает про семейные традиции, хотя твёрдо уверена, что их нельзя нарушать.)

– А вы смогли бы в этот момент убедить Игоря? Вы-то как считаете: надо идти на матч или к бабушке?

– Какой вопрос требует размышления? Давайте сформулируем проблемный вопрос.

Учащиеся высказывают свои предположения, например: «Надо ли уважать семейные традиции?» или «Почему надо уважать семейные традиции?» ( Слайд 7:)

– Посмотрите, какой проблемный вопрос предлагают авторы.

Почему надо уважать семейные традиции?

– Нам нужна информация, которая помогла бы убедить Игоря.


План урока: (Слайд 8:)

1. Прочитать тексты параграфа.

2. Сделать выводы по проблеме урока.

3. Сравнить свои выводы с авторским.



II. Решение проблемы, открытие новых знаний.


Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручеек. А истоки человека - это семья, где он родился, его род.

Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с. 43), найдите, что там говорится о роде, семье.

Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.

Комментированное чтение текста.

В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников.

Понятно, что это больше, чем семья?

Помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство

Интересно, а что ещё?

А ещё и помощь друг другу

Обратите внимание!

В борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей.

Сохранилось ли это правило в современном мире?

Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине.

А сохранилось ли это правило? А у животных?

Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.

Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в

семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.

Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.


Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода? ( Слайд 9:)

Дети в парах называют однокоренные слова к слову «род»:

род - родство - Родина - родители – родословная - народ

Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка.

Физкультминутка (Слайд 10)

Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.

– Что общего у рода и у семьи?

– Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?

– Были ли традиции у людей, которые жили родами?

– А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения.

– Рассмотрите рисунки на с. 44. ( Слайд 11)

– Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник?

– Прочитайте текст на с. 44.

Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения.

– В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте. («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».)

– Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока? (Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.)

Работа со схемой «Что даёт человеку семья?». ( Слайд 12 )

– По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.


III. Выражение

решения проблемы.


– Вспомните проблемный вопрос урока. Какой вывод вы можете сделать? (Слайд 13)

– Прочтите вывод авторов и сравните его со своим.

Семья – это союз близких родственников, которые живут вместе, дарят друг другу свою любовь и заботу и через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества.


IV. Выполнение продуктивных заданий по теме.

Работа в группах (с. 46). составить и объяснить значения пословиц. (Слайд 14)

1-я группа:

Не красна изба углами, а …

( красна пирогами).

В гостях хорошо,…

(а дома лучше).

2-я группа:

Где родился, …

(там и пригодился).

Мир да лад – …

(большой клад).

3-я группа:

Не нужен клад, …

(когда в семье лад).

Каждый кулик …

(свое болото хвалит).

4-я группа:

Чем богаты, …

(тем и рады).

Дома – как хочу, …

(а в людях – как велят).

По окончании работы каждая группа представляет результаты. и проверяют по слайду (Слайд 15)

Итог урока. Рефлексия.


Расскажите, какие традиции есть в вашей семье. (Слайд 16)

– А какими из них вы особенно дорожите?

– Вы бы хотели, чтобы в семьях появились какие-то новые традиции?

– А какие традиции будут в вашей семье, когда вы станете взрослыми?

– Почему нужно уважать семейные традиции? (Благодаря семейным традициям воспитываются лучшие человеческие качества: трудолюбие, любовь, внимание, забота, отзывчивость и др.) (Слайд 17)

– Что вы сегодня повторили из того, что уже знали?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока? (Слайд 18)

какой темы был посвящён наш урок?

- С какими понятиями мы познакомились на уроке?

- Где можно применить полученные знания?

Покажите смайлик, соответствующий вашему настроению.

- Что вы можете рассказать о роде и семье членам вашей семьи, вашим друзьям? Какие вопросы им зададите?

- Ребята, а наш класс можно назвать семьей?

- Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить уважение и взаимопонимание. Хочется напомнить вам замечательные слова: «Тот дом хорош, где хороши его обитатели». Желаю всем взаимоуважения и согласия. Пусть в каждом вашем доме и нашем общем большом доме будет уютно, тепло и солнечно.(Слайд 19)


VI. Домашнее задание.


  • Готовить проекты: (Слайд 20)

  • 1.Сделать фотоальбом «Добрые традиции нашей семьи»

  • 2.Рисунок «Моя любимая семейная традиция»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: «Ценность рода и семьи»

Автор: Давлетбаева Ильвира Владимировна

Дата: 15.12.2015

Номер свидетельства: 266454

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Ценности рода и семьи"
    ["seo_title"] => string(20) "tsiennostirodaisiemi"
    ["file_id"] => string(6) "282134"
    ["category_seo"] => string(3) "ork"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453649310"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Тема урока: Счастье семьи"
    ["seo_title"] => string(28) "tiema-uroka-schast-ie-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "290071"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454920188"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Тема урока: Счастье семьи"
    ["seo_title"] => string(30) "tiema-uroka-schast-ie-siem-i-1"
    ["file_id"] => string(6) "290072"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454920196"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Род. Семья исток нравственных отношений"
    ["seo_title"] => string(39) "rodsiemiaistoknravstviennykhotnoshienii"
    ["file_id"] => string(6) "267669"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450436311"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект первого урока для Дня Знаний "Семья, семейные ценности и Я". "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-piervogho-uroka-dlia-dnia-znanii-siem-ia-siemieinyie-tsiennosti-i-ia"
    ["file_id"] => string(6) "149021"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419924261"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства