|    Учитель: Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки - ручеек. А истоки человека - это семья, где он родился, его род.   Учитель: Прочтите первый абзац текста (учебник с. 43), найдите, что там говорится о роде, семье.  Работа с текстом «Как появилась семья?» во время чтения.  Комментированное чтение текста.  В далёком прошлом, ещё до того, как появились семьи, люди жили родами. Эти союзы родственников.  Понятно, что это больше, чем семья?  Помнили о происхождении от одного предка. Но объединяло их не только родство    Интересно, а что ещё?   А ещё и помощь друг другу    Обратите внимание!   В борьбе за жизнь в дикой природе. Во многом они были похожи на стаи животных. Однако в человеческих родовых союзах действовали правила морали, разъясняющие каждому, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Мужчине-охотнику нельзя было утаивать добытую еду от своих сородичей.    Сохранилось ли это правило в современном мире?   Но ему можно было свободно уходить от жены к другой женщине.    А сохранилось ли это правило? А у животных?   Ведь о детях всё равно заботились сообща, всем родом, и жили все вместе в одной пещере или большом шалаше, греясь у общего костра.  Со временем люди научились лучше обеспечивать себя пропитанием – они стали выращивать растения и животных, а не искать их в дикой природе. Чтобы выжить, уже не требовалось объединять усилия многих людей. Большой шалаш сменили несколько маленьких, и внутри родов появились семьи. Понравившиеся друг другу мужчина и женщина уже не расставались, а жили вместе, добывая себе пропитание. Но главное в    семье – рождение детей, которых воспитывают мама и папа. Между ними возникает самое сильное из всех человеческих чувств – чувство любви, основанное на сильной привязанности, невозможности жить друг без друга и на желании делать друг для друга только хорошее. Это чувство связывает всех, кто живёт одной семьёй. Это могут быть не только родители и дети, но и другие близкие родственники (бабушки, дедушки), если они живут в одном доме, сообща ведут хозяйство и заботятся друг о друге.  Таким образом, от древних родов семьи унаследовали главную ценность любого человеческого общества – готовность помогать друг другу и поддерживать своих близких.      Что такое род? Как вы считаете, существует сейчас понятие рода? ( Слайд 9:)  Дети в парах называют однокоренные слова к слову «род»:  род - родство - Родина - родители – родословная - народ   Род - это люди, которые считают себя потомками общего предка.    Физкультминутка (Слайд 10)  Работа с текстом «Как появилась семья?» после чтения.  – Что общего у рода и у семьи?  – Что позволило людям жить не одним большим родом, а небольшими группами?  – Были ли традиции у людей, которые жили родами?  – А может быть, в традициях нет необходимости и семья может жить и без них?  Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» до чтения.  – Рассмотрите рисунки на с. 44. ( Слайд 11)  – Можно ли предположить, какие традиции в семьях, которые нарисовал художник?  – Прочитайте текст на с. 44.  Работа с текстом «Зачем семье нужны традиции?» после чтения.  – В чём главная задача традиций? Найдите ответ в тексте. («Под влиянием семейных традиций складывается внутренний мир ребёнка, развиваются его лучшие человеческие качества».)  – Что Оле надо было объяснить Игорю в ситуации, которую мы рассматривали в начале урока? (Например: «Бабушка всегда радуется, когда мы всей семьёй приезжаем её поздравлять, а если не все придут – расстроится»; «Надо помогать друг другу и поддерживать своих близких». А ещё надо бы объяснить Игорю, что такое традиции, что это важно для всех членов семьи и для него самого тоже.)  Работа со схемой «Что даёт человеку семья?». ( Слайд 12 )  – По схеме на с. 45 расскажите, что даёт человеку семья.       |