Просмотр содержимого документа
«Разработка Моя Родина -Казахстан»
Республиканский Урок Мира и Согласия, посвященный Дню Знаний.
Тема: «Менің Отаным - Қазақстан»
«Моя Родина - Казахстан»
«Не спрашивай, что страна может сделать для вас,
а спрашивайте, что вы можете сделать для страны».
Дж. Кеннеди.
Цель урока знаний: воспитание патриотизма и толерантности, формирование духовно-нравственного подрастающего поколения.
Задачи урока: формировать духовно-нравственные качества обучающихся, казахстанский патриотизм;
развивать толерантность, умение общаться в условиях межэтнической и межкультурной коммуникации;
расширять кругозор учащихся, углубить знания о достижениях и успехах современного Казахстана.
Форма урока: урок-путешествие.
Оборудование: видео ролики: 20-летие Ассамблеи народов Казахстана, 550-летие образования Казахского ханства, о патриотизме; Оформление: 1. Государственная символика; 2. Стенд (слайд) «Мәңгілік Ел: бір ел – бір тағдыр», «Мәңгілік Ел: одна страна – одна судьба» (фотографии с XXІІ-ой сессии Ассамблеи народа Казахстана); 3. Стенды (слайды). Выдержки из Послания Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол – путь в будущее», из выступлений Главы государства на XVI съезде партии «Нұр Отан» «Современное государство для всех: Пять институциональных реформ» и на XXІІ сессии Ассамблеи народа Казахстана: «Нас объединяют, во-первых, общая любовь к нашему общему дому – Казахстану. Во-вторых, общественное согласие по отношению к истории нашей древней земли и развитию языков. В-третьих, глубокая вера в настоящее и великое будущее нашего государства и ее граждан. Это и есть основа нашей Вечной Родины − Мәңгілік Ел»; «Консолидирующие ценности на базе идеи Мәңгілік Ел − это гражданское равенство; трудолюбие; честность; культ учености и образования; светская страна – страна толерантности»; «Главный источник казахстанского национального духа – единство народа на основе общих духовно-нравственных ценностей»; «... нам важно сделать казахстанцев ещё более сильными в духовном плане, едиными и ещё более толерантными»; «История Ассамблеи – это история нашей стабильности». Аудио-видеоматериалы с классической и казахской народной музыкой,
Ход урока:
Орг. момент;
Приветствие
-Дорогие ребята! Я рада видеть вас снова в нашем классе. Сегодня у нас праздник – День Знаний. С этого праздничного дня начинается каждый новый учебный год. С сегодняшнего дня вы – пятиклассники.
Учитель: Я рада приветствовать вас, мои дорогие! Учитель: Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему… Дети: Привет! Учитель: С улыбкой солнце дарит свет, нам посылая свой… Дети: Привет! Учитель: При встрече через много лет, вы крикните друзьям… Дети: Привет! Учитель: И улыбнутся вам в ответ от слова доброго… Дети: Привет! Учитель: Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…
Дети: Привет!
-Ребята! Давайте хором прочитаем тему нашего урока.-
-Сегодня мы будем говорить о нашей любимой Родине-Казахстане.
-Послушайте стихи о нашей Родине.
Мой родной Казахстан
Посмотри на эти просторы:
Как богата наша земля!
Возвышаются синие горы,
Богатырскую силу тая.
Посмотри на эти широты!
На озера взгляни, посмотри!
Полюбуйся на чистые воды
Горной хрустальной реки.
Степи красные маки украсят
И поля дадут урожай.
Будь уверен природы богаче
Не найдешь, ты, чем этот край.
Я горжусь, что живу и расту здесь!
Предоставят пусть тысячу стран.
Я отвечу, что лучше нет Родины-
Как красиво и гордо
звучит КАЗАХСТАН!
Звучит Гимн Казахстана.
Казахстан - это наша Родина. Родина - самое прекрасное на свете. У каждого человека есть своя Родина, он любит то место, где родился и живет без Родины и без народа человек не может жить.
Основа основ нашего государства − это мир и согласие, единство и стабильность. На фоне социальных потрясений во многих странах мира и нарастающей глобальной нестабильности Казахстан развивается устойчиво и уверенно [1-13]. Выдающиеся инициативы Главы государства: «Стратегия-2050», новая индустриализация, «Нұрлы жол», Пять институтициональных реформ, «Мәңгілік Ел», рассчитаны на многие годы вперед и запустить их способен только мощный всенародный механизм. Таковым может стать нация единого будущего. Только нация единого будущего, основанная на дальнейшем укреплении казахстанской идентичности и принципе гражданства, консолидирующие ценности на базе идеи «Мәңгілік Ел», развитие триединства языков, средний класс как основа казахстанской нации будут самым надежным фундаментом устойчивого и успешного государства. «Мәңгілік Ел» − это неиссякаемый источник энергии нашего единства. «Мәңгілік Ел» − это надежная духовная опора нашей Независимости, объединяющая всех казахстанцев. «Мәңгілік Ел» − это общенародная идея, показывающая историческую глубину казахстанской государственности. «Мәңгілік Ел» − это олицетворение любви к своей Отчизне, высокая степень казахстанского патриотизма, сила духа, верность Родине, преданность народу, гражданский долг.
Обширна и прекрасна земля Казахстана. Здесь горы, реки, леса, озера. В Казахстане очень красивая природа. Она богата растительным и животным, миром, природными ресурсами.
В Казахстане живут люди разных национальностей: русские, немцы, корейцы, татары, украинцы, и т.д. Коренные жители - казахи. Все национальности живут в мире, согласии и дружбе.
Каждый народ имеет свою культуру, обычаи, национальные блюда, национальную одежду, традиции и праздники, свой язык. А государственным языкам является - казахский язык, а языком межнационального общения является - русский.
Игра «Ассоциация» (Казахстан)
-Отправляемся в путешествие по станциям.
Первая станция «Родной край»
-Расскажите о своей Родине, о нашем Президенте Н. А. Назарбаеве, о главном городе Республики.
Столица Казахстана - Астана. Этот прекрасный город расположен в центральной части Казахстана на берегу реки Ишим. С момента приобретения статуса столицы внешне город сильно изменился. Архитекторы и строители, работающие в столице, создают уникальные здания, архитектурные ансамбли, которые прекрасно гармонируют с современным дизайном города. Астана стала одним из крупнейших деловых центров. Все правительственные организации, дипломатические представительства 44 стран и 113 совместных и иностранных предприятий расположены здесь.
- Башня «Байтерек» («Тополь») стала символом и визитной карточкой столицы. Высота сооружения составляет 105 метров. На отметке 97 метров расположена смотровая площадка, с которой открывается живописная панорама современного города. Число 97 неслучайно, оно символизирует год переноса столицы из Алматы в Астану. В здании Байтерека находятся художественная галерея, огромный аквариум и ресторан.
Астана не только знаменита Байтереком, но и в ней много разных достопримечательностей.
Одна из них – это дворец президента РК Н.А.Назарбаева «Ак Орда»
Астана является важным промышленным и культурным центром. В городе есть Театр оперы и балета, драматический театр, множество музеев.
Развлекательный центр «Думан», в котором расположен океанариум, трёхмерный кинотеатр, театр, игровые автоматы, кафе, крытый аквапарк.
Ещё одним объектом, достойным внимания является этнографический парк «Карта Казахстана – Атамекен», представляющий собой музей под открытым небом. Пло- щадь занимаемой парком территории составляет 1,7 га, на которой представлены все города и исторические памятники Казахстана.
На наших глазах столица превращается в один из красивейших городов республики. В 1999 году по решению ЮНЕСКО, Астана была удостоена звания «Город Мира».
Экспо-2017 Астана — планируемая специализированная международная выставка, признанная Бюро международных выставок (МБВ), которая состоится в казахстанском городе Астана, в 2017 году. Тема выставки «Энергия будущего»[3]. Экспо-2017 ожидает участия более 100 стран и международных организаций, и 2-3 миллиона посетителей.
На всемирной специализированной выставке 2017 года странами-участницами будут продемонстрированы достижения и перспективы в сфере использования возобновляемых источников энергии и такие их преимущества, как экологическая чистота, низкая стоимость эксплуатации и безвредность для окружающей среды. Для Казахстана «ЭКСПО-2017» станет знаковым событием.
Международная специализированная выставка "Экспо" - крупнейшая международная выставка, на которой демонстрируются новейшие научно-технические достижения, перспективы развития, а также история, традиции и культура стран всего мира. Результатом проведения всемирных выставок является расширение международных, экономических, политических, культурных и научных связей. Всемирные выставки проводятся один раз в пять лет, а промежутки между ними заполняют специализированные выставки.
-Назовите крупнейшие города Казахстана.
Просмотр видеоролика об Астане.
Следующая станция «Национальная гордость»
Викторина.
1.Кто является автором Государственного Флага? (Шакен Ниябеков)
2.Что символизирует голубой цвет Флага? (неделимость государства и единство народа, уверенность и чистоту помыслов) 3.Что символизирует солнце на Флаге? (символ жизни, богатства государства и материального благополучия граждан) 4.Что символизирует орел на Флаге? (Государственную власть, символ свободы и независимости) 5. Как называется национальный казахский орнамент на Флаге изображенный параллельно древку? («Қошқар мүйіз») 6.Продолжите следующее выражение-«Уважение к Флагу- это уважение...(к государству, его народу и его истории)
7.Вексилология - это...? ( Наука о флагах)
8.Назовите авторов Герба РК? ( архитекторы Жандарбек Малибеков, Шота Уалиханов) 9.Что символизирует на Гербе шанырак ? (семейное благополучие и верность народа традициям, спокойствие, мир )
10.Что символизируют мифические на Гербе кони – тулпары? (истоки кочевой цивилизации, символ надежной защиты страны, дружелюбие) 11.Что символизируют золотые крылья тулпаров и звенья их рогов? (крылья в виде золотых колосьев пшеницы символизируют труд и достаток, а семь звеньев на рогах призывают к сохранению памяти о семи поколениях предков) 12. Что символизирует на Гербе пятиконечная звезда? (открытость РК для сотрудничества всем континентам) 13.Основная идея Герба? ( Республика Казахстан - наша Родина и общий дом)
14.Геральдика- это...? (наука о гербах)
15.Кто является автором музыки к Гимну РК? (Шамшы Калдаяков) 16. Назовите авторов текста Гимна РК? (Жумекен Нажимеденов, Нурсултан Назарбаев)
17.Что символизирует музыка Гимна? (беззаветную любовь казахстанцев к своей Родине, истории казахского народа, его мечты) 18.. Как переводится с греческого слово «гимн»? (торжественная песнь)
Третья станция «Дружба»
Ассамблея народа Казахстана – уникальный институт по гармонизации межэтнических отношений в Республике Казахстан. В 2015 году Ассамблея народа Казахстана отмечает 20-летний юбилей.
Уникальность этого казахстанского института признана во всем мире, а его опыт по проведению политики, направленной на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия, перенимают страны ближнего и дальнего зарубежья.
Идея создания Ассамблеи народов Казахстана была выдвинута Президентом Н.Назарбаевым на I этническом форуме страны в1992 году, посвященном годовщине Независимости страны. В своем выступлении Глава государства подчеркнул: «Не одно поколение казахстанцев создавало наше главное достояние – дружбу народов. Многое переосмысливая заново, казахстанцы не вправе растрачивать это богатство, забывать добрые традиции.
Они сформировались не в последнее десятилетие и не коммунистическими директивами. Надо повседневно слышать голос каждого народа, любой национальности. Именно поэтому необходимо перевести форум на постоянную основу, создать новый общественный институт».
И вот 1 марта 1995 года Указом Президента РК на общественно-политической арене нашей страны появился новый институт – Ассамблея народов Казахстана.
К идее ее создания вначале некоторые отнеслись скептически, но благодаря настойчивости и искреннему желанию Н.Назарбаева сохранить главное достояние казахстанцев – дружбу народов, сегодня организация стала мощной силой, объединяющей 470 национально-культурных центров.
Логотип Ассамблеи народа Казахстана
Пословицы о дружбе.
Притча
Отец и сыновья
Отец учил своих сыновей, чтобы они жили в согласии и всегда друг другу помогали и друг друга выручали. Но не слушались его сыновья -вечно ссорились. Велел тогда отец сыновьям принести веник и говорит: - Сломайте его! Сколько ни бились сыновья, не смогли сломать. Тогда отец развязал веник и велел сломать по одному пруту. Легко переломали сыновья прутья веника поодиночке. Отец и говорит: - Так и вы, если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться и всё поодиночке делать, - вас любой победить и обидеть сможет
Работа в группах
Каждая группа записывает на постерах пословицы и поговорки о дружбе.
Четвертая станция «Основной Закон страны» 1. Как называется основной закон нашего государства? (Конституция). 2. Когда была принята Конституция нашего государства? (30 августа 1995 года)
-В этом году наша страна отмечает 20-летие Конституции РК. 3. Вы, как граждане Казахстана, какие имеете права и обязанности? (основное право — учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины)
-Родился новый человек. И с первой же минуты появления на свет его жизнь, здоровье . мирный сон и радости охраняет Великий Закон нашего государства- Конституция.
В светлое сентябрьское утро подросший гражданин с букетом цветов и ранцем идет в школу, чтобы воспользоваться своим правом на образование.
Учитель: Оно обеспечивается государством бесплатным обучением, бесплатными учебниками, светлой просторной школой, спортивными залами и лабораториями, библиотеками и наглядными пособиями. Звучит первый звонок. Он призывает не только сесть за парту, он напоминает об обязанности, которая возлагается на юного гражданина Конституцией. Первая очень серьезная обязанность- прилежно учиться. Получить среднее образование. Гражданин обязан стать образованным, много знающим человеком.
Представители всех народностей и наций, живущие на казахской земле, являются равноправными гражданами РК. Все люди, живущие в Казахстане,- это граждане РК, наши соотечественники. Все граждане Казахстана имеют равные права
Игра «Я имею право!»
-Я имею право на…(на заботу со стороны взрослых, на работу, выбор профессии, на жизнь, на личную свободу, отдых, на охрану здоровья)
В Конституции записаны не только права, но и обязанности:
Статья 34. Каждый обязан соблюдать Конституцию РК, уважать права, свободу, честь и достоинство других лиц.
Статья 36. Защита РК является священным долгом и обязанностью каждого ее гражданина.
Статья 38. Граждане РК обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.
За правильный ответ учащиеся получают смайлик.
Игра – физминутка «Знаешь ли ты школьные правила».
Ребята, если вы согласны с данным правилом, то поднимите руку вверх, а если не согласны – топайте ногами.
1.Если хочешь ответить на вопрос учителя , подними руку. 2.Входящего в класс взрослого приветствуй стоя. 3.Если хочешь ответить на вопрос взрослого, крикни с места. 4.Входящему в класс можно крикнуть: « Привет» 5.В перемену можно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору сломя голову. 6.Если очень нужно что-то спросить, можно перебить разговор взрослых. 7.Бегать и шумно играть можно только на спортивной площадке. 8.Помогать друг другу нужно всегда и всюду: «Один за всех, и все за одного». 9.Не надо ябедничать. 10.В школе каждый отвечает за себя, поэтому помогать друг другу не нужно.
Пятая станция «Немного истории»
-В этом году наша страна отмечает еще одну юбилейную дату «550-летие Казахскому ханству»
Казахское ханство образовалось в 15 веке. И первым её ханом был Абылай-хан. Ханство состояло из трех жузов. Повелителем ханства являлся великий хан.
Важнейшие вопросы решались на созывавшихся курултаях, в которых участвовали самые знатные и уважаемые люди.
«Керей и Жанибек в 1465 году создали первое ханство, и государственность казахов ведет историю с тех времен. Возможно, оно не было государством в современном понимании этого термина, в нынешних границах, с такой известностью и авторитетом во всем мире. Но это можно сказать и про все другие государства той эпохи. Важно, что тогда была заложена основа, и мы – продолжатели великих дел наших предков. Сегодня наша страна сохраняет традиции многовековой дружбы и мирного соседства со всеми ближними государствами. Эти отношения нам следует всегда беречь», – подчеркнул Нурсултан Назарбаев.
В кочевом обществе, одной из форм народного сопротивления, против неугодного им существующего порядка, была откочевка родов, племен, части народа с насиженных мест, т.е. уход из-под власти своего неправедного правителя. Два султана потомки Урус-хана, Жаныбек и Керей, ушли с подвластными им родами.
Вклад Жанибека и Керея в историю казахов и Казахстана очень велик. Они явились выразителями долгого процесса становления казахского этноса и идеи казахской государственности. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы на политическом небосклоне не появились бы потомки правителей Ак-Орды. Если вначале термин "казак" имел чисто социальное значение и обозначал группу кочевников занимавшихся военным ремеслом, либо отделившихся от основной части государства и не признающих центральной власти, то с момента откочёвки Жанибека и Керея в Могулистан значение этого слова начинает изменяться. Из социального термина оно превращается в политический, а позже в этнический. Наша страна уже не первый год является суверенным государством, и мы должны знать и помнить имена и подвиги своих героев, тем более таких, как Жанибек и Керей.
Просмотр видеоролика, посвященном 550-летию образования Казахского ханства
Шестая станция: Патриотическая
Учащиеся дают интервью о том, как они понимают слово «Патриот»
Обобщение ответов учащихся.
Просмотр видеоролика о патриотизме.
-Наше путешествие закончилось. Мне очень хочется верить, что вы многое поняли и усвоили. Каждый человек, живущий на планете, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и историю. И нам сегодня стоит помнить о прошлом, знать настоящее, чтобы построить светлое будущее.
-Ребята, я раздам вам осенние листочки, на которых вы должны написать пожелания себе на будущий учебный год. Прикрепите эти листочки на дерево желаний.
Звучит стихотворениеЖамбыла Жабаева «Казахстан».
Есть земля - и на ней живет Славных воинов гордый род, По зеленым ее полям Бродит тучный и сытый скот.
Есть страна, где велик простор Океанов полей и гор, И прозрачных, как лунный свет, И безбрежных, как даль озер.
Там лесов недоступных тень, Там зеленых жайляу сень, Там в широкой степи, акын, Ты встречаешь и ночь, и день.
Есть земля, что в себе хранит Медь, железо, свинец, гранит. И об этой земле твоя Молодая домбра звенит.